Система «Платон» ударила по коммунальщикам

22.01.2016

В редакцию журнала «Эффективные технологии утилизации отходов» поступило обращение от компании, оказывающей услуги по вывозу мусора. В нем содержалась просьба вынести на общественное обсуждение вопрос влияния на качество услуг по вывозу мусора вступившего в силу Постановления от 3 ноября 2015 года №1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Отметим, что под требования Постановления №1191 подпадают многие виды коммунальной техники, в том числе и мусоровозы.

Главный редактор журнала, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Анастасия Марина предложила обсудить эту тему на заседании Комитета, посвященном подведению итогов работы в 2015 году и определению приоритетных направлений работы в 2016 году. Забегая вперед, скажем, что участники заседания приняли решение подготовить обращение в адрес министра транспорта РФ о необходимости освобождения от внесения платы за специализированную технику, используемую в коммунальном хозяйстве, имеющую разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Напомним, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 года №1662-р исполнителем работ по созданию системы взимания платы и ее оператором является ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Речь идет о той самой системе «Платон», которая стала известна широкой публике из-за массовых забастовок дальнобойщиков. На фоне протестных акций водителей большегрузов от внимания общественности ускользнуло, что специализированная техника, используемая в коммунальном хозяйстве, нередко имеет массу свыше 12 тонн. Например, автокомпрессор Faun имеет разрешенную максимальную массу (указывается в ССТ) 25 200 тонн, больше 12 тонн весит и мультилифт. Это самая распространенная коммунальная техника для транспортировки ТКО. Представитель подмосковной компании-перевозчика рассказал журналу «Эффективные технологии утилизации отходов», что с момента внедрения системы «Платон» «их затраты возросли на пустом месте». В среднем за одну машину перевозчику приходится платить минимум 150 руб. в день. В месяц на автопарк из десяти машин дополнительные затраты составляют около 45 тыс. руб. Стоимость проезда 1 км по любой федеральной трассе в России (не зависимо от региона) составляет 1,58 руб. Причем, затраты перевозчиков сильно разнятся в зависимости от того, насколько полигоны удалены от мест сбора ТКО.

Перевозчики потеряли много времени и сил и на старте внедрения системы «Платон». Массового информирования о введении системы «Платон» не было. Зато были серьезные проблемы с регистрацией в системе. Некоторым не удавалось зарегистрироваться через онлайн-услуги в течение недели. Как нам сообщили, операторы упорно убеждали пользователей в том, что сайт работает. Хотя по факту это было не так. В результате, одна из компаний-перевозчиков была вынуждена начать объезжать пункты регистрации и, как в советские времена, записываться в очереди. Причем, в одном из московских пунктов регистрации ей удалось стать лишь 594-ой. Обстановка становилась накаленной — пошла вторая неделя с момента первой попытки регистрации в системе. Как рассказали очевидцы, дело в очередях почти доходило до драк. После того, как стало ясно, что в Москве зарегистрироваться быстро не удастся, а мусор вывозить надо, и замораживать работу дальше не представляется возможным, компания-перевозчик приняла решение попытать счастье с регистрацией в системе «Платон» в Волоколамске. И проведя на пункте приема сутки, ей наконец-то удалось зарегистрироваться. С такими же проблемами столкнулись перевозчики по всей стране.

Так непросто внедрялась система «Платон» в ноябре 2015 года. Но зарегистрироваться, не значит, начать работать в системе. Далее начались сложности с ежедневным пользованием сайтом: было практически невозможно сделать платеж и построить карту для выпуска автомобиля на рейс. Ни звонки на горячую линию, ни письма в Минтранс не принесли ожидаемого результата, отмечает компания-перевозчик. Правда, к началу декабря 2015 года ситуация с сайтом стабилизировалась и сейчас технические сбои случаются лишь изредка, сообщили журналу.

Учитывая, что сегодня идет тенденция к сокращению числа полигонов для захоронения отходов, очевидно, что логистика перевозок будет усложняться, а следовательно, будет расти и количество выездов коммунальных большегрузов на трассы федерального значения. Такое положение дел ударит и по карману перевозчиков, и по карману собственников, уверены в Комитете по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ.

В соответствии с полученным ответом от Росавтодора, в перечень категорий транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и освобождаемых от внесения платы, специализированная техника, используемая в коммунальном хозяйстве, не попадает. По мнению членов Комитета, требования Постановления №1191 негативно сказываются на финансовом положении предприятий коммунального сектора. Применительно к сфере обращения с ТКО, возможен рост несанкционированных свалок и иных нарушений в сфере обращения с отходами, считает председатель профильного Комитета ТПП РФ Андрей Широков. Распространение требований данного Постановления на специализированную технику, используемую в коммунальном хозяйстве, внедрение системы «Платон», по его мнению, крайне негативно скажется на качестве многих коммунальных услуг. Участники заседания приняли решение подготовить обращение о необходимости освобождения от внесения платы специализированной техники, используемая в коммунальном хозяйстве, имеющей разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и направить его от имени ТПП РФ в адрес министра транспорта Российской Федерации.

Будем надеяться, что мнение представителей рынка и общественности будет учтено полномочными органами, и в дальнейшем при принятии решений о введении подобных «налогов» будут учитываться интересы представителей социально ориентированного бизнеса.

А.А. Алексеева,
корреспондент журнала «Эффективные технологии утилизации отходов»



Возврат к списку