Как восстановить престиж российского мостостроения в условиях Арктики?

12.01.2016

Решающим моментом, побудившим меня к написанию этой статьи, стало сообщение в СМИ республики о якобы  Василий Мазурдосрочном на восемь суток открытии ледовой переправы в створе Якутск-Нижний Бестях 29 декабря 2015 года для техники весом 15 тонн. Оценивая в условиях якутских морозов такую ситуацию как драмой абсурда, сопоставляя этот беззастенчивый фарс с нашими многочисленными опытными результатами, а также учитывая непреходящую транспортную дискриминацию с гибелью людей и нанесением ущерба экономике, считаю своим гражданским долгом первопричины этого абсурда довести до более широкого круга общества.

Идейный замысел

Развитие сюжета начну с гипотетического построения своего образа мыслей в аспекте личных историко-научных исследований, научно-технических разработок и реальной действительности. Логика такого подхода исходит из формулы, которую вывел ещё в XVI веке английский философ и государственный деятель Ф. Бэкон: «Три вещи делают нацию великой и могущественной: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров».

Мысленно моделируя оптимальность производственно-хозяйственного комплекса Якутии, я давно пришёл к выводу, что её природно-климатические условия и наша методология использовать холод как положительный фактор, позволяют иметь высокопрочный лёд, высокого качества питьевую воду, значительно надёжнее в части сейсмоустойчивости объекты инфраструктуры и обеспечить более устойчивые превентивные меры против природных катаклизм.

К сожалению, несмотря на мои многочисленные выступления и разнообразные меры, направленных на изменение безрассудного управления, - положение с безопасностью и экономикой не улучшилось, а ещё более ухудшилось. Осознавая пагубные последствия прогрессирующей нелепости, идейный замысел статьи заключается в том, чтобы более доступно растолковать существующую сегодня  действительность при осуществлении проектов мостов, водопропускных труб и превентивных мер для возможности конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений, причастных к планированию и контролю системы национальной безопасности и экономики.

Масштаб и хроника ужаса

В своей статье «Уроки управления и хроника вредоносности»,   которая размещена на сайте www.mazur-most.ru, я с душевным порывом стремился раскрыть весь ужас реальной действительности, причиняющей вред экономике и обществу. Статья была задумана как воззвание к президенту России Путину В.В. о помощи. Однако, оценив сложность всей предновогодней ситуации, принял решение обобщить узловые вопросы в более кратком изложении уже в начале года. С учётом этого и, принимая во внимание перечисленные публикации, где, по сути дела, видны миллиарды непроизводительных затрат, в этой статье постараюсь раскрыть суть беспредела на следующих направлениях.   

Ледовые переправы

Свою беспристрастную и непоколебимую позицию выражу тремя пунктами в форме вызова фикции «досрочности» и показушной заботе власти о переправах на фоне попрания науки с практикой и имеющихся у нас новых технологий.

1. В прошлом году ледостав на реке Лене в районе г. Якутска сформировался 4 ноября. Смельчаки в створе Хатассы-Павловск начали ездить по льду 6 ноября. Принимая во внимание, что в створе Якутска Нижний Бестях паромы ходили до 26 октября, то с учётом хрестоматийных знаний о льдообразовании, поэтапное движение техники весом до 5 т можно было открывать 10 ноября. 29 декабря, при озвученной по телевидению толщине льда 75 см, движение следовало открывать для техники весом 50 тонн, а не 15. Доказательством этому является то, что в 1998 г. при сформировавшемся ледоставе 6 ноября, 12 ноября мы пустили по льду технику весом до 5 тонн, а 23 ноября до 30. Толщина льда составляла 55÷60 см.

2. Ужасным является и вредность этого створа в свете экономики и безопасности. Не останавливаясь на хронологии своих  доказательств и согласований с авторитетными учёными и МЧС, смею утвердить, что кроме наносимого экономического ущерба, этот створ провоцирует и наводнения в г. Якутске.

3. Выполненные под моим руководством НИОКРы по заказу «Службы Спасения» и переданные в Минтранс, а также имеющиеся у меня патенты и ноу-хау, дают основание утвердить, что нынешнее недостойное управление является главным препятствием в искоренении мук людей и кризиса экономики. Невольно вспоминается ещё одна формула для управленцев: «Человек, не могущий управлять собой, не пригоден управлять другими». Это объясняется тем, что простота и обстоятельная аргументация НИОКРов позволяет даже дилетантам в ледотехнике решать управленческие задачи. А между тем, по имеющейся информации и моим прикидкам, за время отторжения, предложенного мной в 1993 г. «Термомеханического способа устройства ледовых переправ и скоростного сооружения ледяных мостов», нелепо погибло более 100 человек и бестолково израсходовано не менее одного миллиарда рублей. Этих средств хватило бы с лихвой на изготовление инвентарных надлёдных мостов для нужд всех районов республики. В тёплое время они могут использоваться в зонах отдыха на воде.

Мосты и трубы

Мост с решетчато-гвоздевой плитой - 2007 г.

ознательное объединение мостов и труб в один раздел объясняется тем, что на дорогах Якутии нередко вместо мостов по чисто умозрительным соображениям построены железобетонные или металлические гофрированные трубы. Располагая с 1990 г. достоверной информацией о трубах, с уверенностью повторю, что ущерб от этого сумасбродства превышает миллиард рублей. Будучи свидетелем  этого и на мостах, тезисно изложу свою точку зрения на примере федеральной дороге «Вилюй», строящейся с 1928 г.

1. Опыт  эксплуатации   мостов  с  железобетонными  пролетными  строениями
показал, что срок их эксплуатации составляет 25-30 лет, после чего требуется реконструкция. Продолжающиеся же сооружение подобных ущербных мостов – это убедительное подтверждение непрофессионального управления.

2. Строящиеся   металлические   мосты на крайне ущербных буронабивных сваях
и столбах,   с   ездой   поверху,  привели,  как  и  на железной дороге, на многих участках к завышению насыпи земляного полотна не менее чем на два метра. Если сравнить с нашими быстровозводимыми мостами без «мокрых процессов» и с ездой понизу по решетчатой дощато-гвоздевой проезжей части из лиственницы, которая надежнее и экономичнее чем бетон, железобетон и асфальт, то по моим прикидкам, за последние пять лет ущербно израсходовано свыше 2 миллиардов рублей. А это уже более двух километров недостроенных мостов! Думаю, что главная причина такой вредоносности – это анархия в сфере мостостроения и масштабная коррупция. Одним из множеств фактов является надувательство нас по неомосту в Чурапче.

Горестный технопрогресс в Чурапче - 2013 г.

Превентивные меры

В  ранее опубликованных в российских СМИ статьях  «Термодинамика как катализатор укрепления безопасности Арктики»  и «Безопасность общества – в зависимости от энергии человека, воды и ледовых явлений»  я раскрыл причины острых и чрезвычайных ситуаций. Их можно прочитать на моём сайте. Всё же основной причиной заторов, наводнений, горестных страданий и ущербов являются «Методические рекомендации МЧС России от 2004 года по упреждению заторных наводнений». Как показывает статистика, с этого времени наводнения участились. Затраты на ликвидацию наводнений превышают 10 миллиардов рублей.

Заключение

При таком хаосе управления, грубом нарушении в республике Закона РФ о СМИ, поразительном равнодушии общественных объединений, науки и огромном ущербе, становится очевидной необходимость проведения комплексной государственной экспертизы на предмет проверки технического состояния построенных и строящихся мостов на территории Якутии, а также действенности нормативных и законодательных положений, касающихся мостостроения, ледовых переправ и превентивных мер.

Представляется, что ситуация требует и радикального решения, выражающегося в историческом Указе Президента России о мостостроении. Убеждён, что появление такого документа позволит восстановить престиж российского мостостроения, укрепить экономику и усилить национальную безопасность страны и границ Арктики. 

Василий Мазур,
генеральный директор ЗАО «Транссахамост», кавалер ордена Дружбы народов, почетный транспортный строитель России, заслуженный строитель республики Саха (Якутия)

Возврат к списку