Дорожные реагенты в Москве: за и против

15.01.2016

Депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев направил запрос мэру Москвы Сергею Собянину, в котором просит ограничить применение противогололёдных реагентов. По его словам, многие жители города недовольны тем, что с реагентами работают непрофессионалы.

В этой связи Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин отмечает:

К сожалению, ежегодный пиар на теме использования дорожных реагентов в Москве уже стал печальной традицией. Эта тема обросла невероятным количеством мифов, хотя на деле ситуация до крайности проста.

Прежде всего, необходимо уяснить, что использование тех или иных дорожных реагентов необходимо – это обеспечивает необходимую безопасность движения. Гололед – чрезвычайно травматичное явление, как для пешеходов, так и для водителей. Городские службы обязаны с ним бороться, чтобы обезопасить жизнь горожан. Однако использование любых веществ в той или иной степени влечет за собой загрязнение грунтовых вод, водоёмов и почв. Можно ожидать, что в ближайшие годы появятся новейшие реагенты, которые будут полностью биоразлагаемыми и безвредными для экологии, но пока сотрудникам коммунальных служб по всему миру приходится выбирать наименьшие из зол, добиваясь при этом максимальной эффективности. Например, в США используют около 10 млн. т хлористого натрия и 300 тыс. т хлористого кальция, во Франции - 1,2 млн. т, в Англии - 1,5 млн. т, в Дании - до 400 тыс. т, в Финляндии - до 150 тыс. т хлоридов и т.д.

В настоящий момент основной химический состав противоголёдных реагентов, разрешенных к применению в Москве, представляет собой смесь солей хлоридной группы (хлориды натрия, калия, кальция), формиатов натрия, карбоната кальция (мраморный щебень). Причем, хлорид натрия, как мы все понимаем, это обычная поваренная соль. Она обладает оптимальной плавящей способностью и низкой стоимостью, однако при очень низких температурах её эффективность падает: требуется более высокая концентрация.
Хотел бы напомнить, что процесс использования тех или иных противогололёдных веществ насквозь пронизан многочисленными регламентами и нормативами. Поэтому говорить, об отсутствии контроля и непрофессионализме, могут только люди совершенно несведущие в этом вопросе.

Все применяемые в городе реагенты должны иметь необходимую разрешительную документацию - положительное санитарно-эпидемиологической заключение, подтверждающее их безопасность для здоровья населения. При поступлении реагентов Москву осуществляется входной контроль химического состава каждой поставляемой партии на соответствие требованиям Технологии зимней уборки, которая, в свою очередь, в установленном порядке прошла государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне и получила положительное заключение.

Результаты экологического мониторинга показывают, что по итогам зимних сезонов содержание хлоридов в почвах находится на уровне существенно ниже ПДК. Причем данные за прошлый год демонстрируют снижение этого показателя в 1,5-2,8 раз по сравнению с цифрами за 2014 год. Проверки не подтверждают загрязнения тяжелыми металлами (цинк, свинец, медь, хром и др.), которые могут присутствовать в реагентах в виде крайне незначительных примесей.

Жители часто крайне негативно реагируют на цвет грязи на дорогах города зимой, однако надо учитывать, что тут основная заслуга не реагентов, а остатков капель бензина и масел, которые появляются от автотранспорта. В настоящий момент ситуация с использованием дорожных реагентов в Москве не дает поводов для особого беспокойства.

Возврат к списку