Вопросы культурологии №4

Вопросы культурологии №4

Электронная версия

595.00 руб.
УДК 82.01/.09

Универсальные возможности органической формы русской классики

Universal opportunities of an organic form of the Russian classics

© Фортунатов Николай Михайлович
Fortunatov N.M.
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)».
Россия, 603950, Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23.
E-mail: nmfort@mail.ru
Статья поступила 10.01.2017 г.

Понятие органической формы рассматривается в статье как особый вид внутренней формы в ее диалектической постановке И. В. Гёте. Такое сближение позволяет воспринимать русскую классику как динамическую саморазвивающуюся систему. Особое место в ней занимает построение структуры произведения, отражающей воплощение художественного замысла. Органическое начало в творческом процессе получает свое выражение в ходе восприятия сотворенного. Поэтому активный поиск детей в ходе знакомства с текстом возвращает ему исходный импульс.

Ключевые слова: внешняя форма, внутренняя форма, структура, элемент структуры, архитектоника, сюжет, повествование.

The concept of organic forms is considered in the article as a special kind of inner form in it the dialectical setting of Goethe. This convergence allows to perceive the Russian classics as a dynamic self-developing system. A special place in it occupies the building structure works reflecting the embodiment of the artistic concept. Organic beginning in the creative process gets its expression in the course of the perception created. Therefore, an active search for children in the course of exploring the text returns to it its original impetus.

Key words: External form, internal form, structure, element of structure, architecture, plot, narrative.

УДК 37.013.43

Формирование человека: проблемы образовательного универсума

Formations of the person: problems of an educational universum

© Валеева Елена Викторовна
Valeeva E.V.

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)» (Арзамасский филиал).
Россия, 607220, Нижегородская область, Арзамас, ул. К. Маркса, 36.
E-mail: ev.visual@mail.ru
Статья поступила 10.01.2017 г.

Всю историю образования можно представить как универсальный Текст формирования человека, который состоит из античности, Средневековья, Просвещения, XIX, ХХ вв. и современности. Выделенные периоды представляют собой определенные этапы смены образовательных парадигм внутри единого образовательного Текста. Процесс концептуализации позволяет вписать одно знание в другое, а в конечном итоге — и в культуру. Метафоремы позволяют осуществить входы в каналы образовательной реальности «на все времена» и помогают определить все образовательное пространство как образовательный универсум, методологическим принципом анализа которого является континуальность.

Ключевые слова: образовательный Текст, метафорема, образовательный универсум, континуальность как методологический принцип.

The whole history of education can be represented as a universal Text of the formation of man, which consists of antiquity, the Middle Ages, the Enlightenment, the nineteenth-twentieth century and the present. Selected periods are certain stages of the shift in educational paradigms in one educational Text. The conceptualization process is able to include the knowledge of one period into another, as well as in culture. Metaphorems allow inputs into the channels of educational reality «at all times», and help identify the whole educational space as educational universe, the methodological principle of its analysis is continuity.

Key words: educational Text, metaphorem, educational universe, continuity as a methodological principle.

УДК 81–22

Государственная языковая политика в России и Франции: конституционно-правовой и общественно-политический аспекты (сравнительный анализ)

The public language policy in Russia and France: constitutional-legal and social-political aspects (comparative analysis)

© Агошков Андрей Валерьевич
Agoshkov A. V.

НП «Издательский дом «Панорама».
Россия, 127015, Москва, Бумажный проезд, 14, стр. 2.
E-mail: meteor70@yandex.ru
Статья поступила 10.03.2017 г.

Автор обращается к теме государственной языковой политики как важной части стратегии «мягкой силы» во внутренней и внешней политике. Анализ государственной языковой политики в России и Франции показывает, что даже при весьма кратком конституционном закреплении официального статуса языка наличие эффективной законодательной базы позволяет противостоять культурной агрессии и проводить активную внешнюю культурную политику.

Ключевые слова: язык, Россия, Франция, конституция, обычный закон, культурная политика, нация, государственно-общественная организация, общественное объединение.

The author addresses a subject of the public language policy as important part of strategy of «the soft force» in domestic and foreign policy. The analysis of the public language policy in Russia and France shows that even at very short constitutional fixing of the official status of language, existence of the effective legislative base allows to resist to
cultural aggression and to pursue active foreign cultural policy.

Key words: language, Russia, France, constitution, usual law, cultural policy, nation, state public organization, public association.

УДК 379.835

О формировании ценностного отношения подростков к русской культуре и традициям

Formation of the valuable attitude of teenagers towards the Russian culture and traditions

© Напалков Сергей Васильевич
Napalkov S.V.

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)» (Арзамасский филиал).
Россия, 607220, Нижегородская область, Арзамас, ул. К. Маркса, 36.
E-mail: nsv-52@mail.ru
Статья поступила 10.01.2017 г.

Сама социокультурная ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания к культуре как важному фактору развития. Об этом свидетельствует и ряд документов, принятых на международном уровне, программы ООН и ЮНЕСКО, включающие культуру и образование в более широкие стратегии развития. В них на первый план выдвигается идея сохранения культурного многообразия. Всероссийский детский центр «Орленок» сегодня — это попытка реализации новой образовательной стратегии.

Ключевые слова: культура, толерантность, образовательная стратегия, границы терпимости, глобализм.

The sociocultural situation in society causes need of close attention to culture as to an important factor of development. It is confirmed also by a number of the documents accepted at the international level, the programs of the UN and UNESCO including culture and education in wider development strategies. In them the idea of preservation of cultural diversity advances to the forefront. The children’s center «Orlenok» is an attempt of realization of new educational strategy today.

Key words: culture, tolerance, educational strategy, limits of tolerance, globalism.

УДК 140.8

Самосозидания, или Дизайн головного мозга

Self-creation, or The design of the brain

© Люсый Александр Павлович
Liusyi A. P.

АНО ВО «Российский новый университет» (РосНОУ).
Россия, 105005, Москва, ул. Радио, 22.
E-mail: allyus1@gmail.com
Статья поступила 03.02.2017 г.

Рассматривается феномен дизайна в современном социокультурном пространстве, осмысливается значение его интенсивного развития в постмодернистскую эпоху фундаментального изменения смыслов, значений, ценностей и мировоззрения. Уделяется внимание роли дизайна в современной медиакультуре. Мир тотального дизайна опознается как мир тотального соблазна и подозрения.

Ключевые слова: дизайн, субстанция, разум, функция, строение, медиа, знак, конструирование.

Discusses the phenomenon of design in contemporary socio-cultural space, is comprehended the value of its intensive development in the postmodern era of fundamental changes of meanings, values, values, and worldview. Attention on the role of design in contemporary media culture. The world of total design is recognized as the world is total of temptation and suspicion.

Key words: design, substance, reason, function, structure, media, sign, design.

УДК 008:316.42

Территория как социальное и культурное пространство

Territory as social and cultural space

© Ильина Александра Вадимовна
Ilyina A. V.

ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет».
Россия, 681013, Комсомольск-на-Амуре, просп. Ленина, 27.
E-mail: avi-1975@mail.ru
Статья поступила 24.12.2016 г.

В основе данного исследования лежит определение территории как социокультурного пространства. При этом территория, будучи пространством социокультурным, является локусом пространства физического. Взаимосвязь этих факторов проявляется в деятельности человека, познающего и преобразующего конкретную территорию.

Ключевые слова: территория, ценность, цивилизация, общество, геополитика, креативная и традиционная
культура.

Defi nition of the territory as sociocultural space is the cornerstone of this research. At the same time the territory, being space sociocultural, is a locus of space physical. The interrelation of these factors is shown in activity of the person learning and transforming the concrete territory.

Key words: territory, value, civilization, society, geopolitics, creative and traditional culture.

УДК 7.032

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Art history in images, facts and questions. Reference book for self-extracurricular work of students

© Ванюшкина Любовь Максимовна
Vanyushkina L.M.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: lm31551@ya.ru
© Дракина Ирина Константиновна
Drakina I.K.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru
© Куракина Ирина Игоревна
Kurakina I.I.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: ladybug90@yandex.ru
© Тихомиров СергейАлександрович
Tikhomirov S.A.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2,литера А.
E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru
Статья поступила 22.11.2016 г.

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.

Ключевые слова: история искусства, образовательное путешествие, знаковый образ эпохи, самостоятельная работа студентов, внеаудиторная работа студентов.

The grant is addressed to students of universities studying art history, and represents the materials for self extracurricular work. In the composition of benefits — questions and tasks for independent, research, creative activities, informational and reference materials, dictionaries, and lists of references. Presents the theoretical and practical material describes key aspects of world art history, the logic of its development, the continuity the artistic and stylistic features of the language of different art forms.

Key words: art history, educational travel, iconic image of the era, self-extracurricular work of students, out-of-class
training.

УДК 371.644

Традиционная художественная культура в основной школе. Внеурочная деятельность

Traditional art culture in primary school. Aft er-hour activity

© Банников Виктор Николаевич
Bannikov V.N.

АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования».
Россия, 628011, Ханты-Мансийск, ул. Мира, 104.
E-mail: emailvik@mail.ru
Статья поступила 26.10.2016 г.

В статье рассматривается учебно-тематическое планирование и методика преподавания традиционной художественной культуры в основном общем образовании, раскрывается содержание живой традиции народного искусства во внеурочной деятельности, на примерах различных этносов, взаимосвязи и взаимовлиянии культурных явлений у разных народов России. Учебно-тематическое планирование построено на основных ценностях народного искусства — ремесле (художественном творчестве), фольклоре, традиционной игре, через эколого-творческую, художественно-творческую, экспозиционно-музейную, познавательно-проектную деятельность, досугово-ценностное общение и взаимодействие. Важную часть методики занимает организация проектной деятельности, связанной с коллективным и индивидуальным изготовлением предметов народного искусства. Тематическое планирование представлено для 6, 7 и 8 класса, содержание учебных занятий раскрывается на примере 6 класса.

Ключевые слова: традиционная художественная культура, народное искусство, живая старина, внеурочная деятельность, образ, знак, архетип, ремесло, фольклор, традиционная игра, календарные, обрядовые праздники, народные промыслы, орнамент, узор, роспись, кружево, образ народного костюма, образ дома, лоскутная мозаика, былины, сказки, азбука.

The paper deals with educational and thematic planning and methods of teaching the traditional art culture in basic general education, reveals the contents of the living tradition of folk art in extracurricular activities, with examples of various ethnic groups, interaction and mutual influence of cultural events in different peoples of Russia. Training and thematic plan is built on the core values of folk art – craft (artistic creation), folklore, traditional game, through the eco-creative, artistic and creative, exposition, museum, cognitive-project activities, leisure and communication and interaction's value. An important part of the procedure takes an organization of project activities related to collective and individual production of objects of folk art. Thematic plan submitted for 6th, 7th and 8th grade, the content of the training sessions is disclosed as an example of class 6.

Key words: traditional art culture, folk art, lively old man, extracurricular activities, image, symbol, archetype, craft, folklore, traditional game, calendar, folk festivals, handicrafts, ornaments, pattern, painting, lace, the image of the national costume, the image of the house, patchwork mosaic, epics, tales, ABC.

УДК 37.034–057.874 (075.8)

Воспитание толерантности младших школьников посредством внеурочной деятельности. Часть 2

Education of tolerance of younger school students by means of non-school activity. Part 2


© Максименко Алевтина Михайловна
Maksimenko A. M.

ООО «ИД «Гребенников». Россия, 127254, Москва, Огородный проезд, 5, стр. 3, офис 607.
E-mail: amaximenko77@list.ru
Статья поступила 16.01.2017 г.

В статье представлен анализ особенностей развития толерантности в общении младших школьников на основе исследований в области педагогической психологии и возрастной педагогики. Автор предлагает разработанную и апробированную систему работы по воспитанию толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: общение, воспитание толерантности, внеурочная деятельность, младшие школьники.

Development of tolerance in the process of communication between junior school children. The paper presents the analysis of characteristic of communication between junior school children on the basis of research in the field
of educational psychology and age pedagogy. The authors propose a developed and approved system of work on development of tolerance in junior school children in non-school activity and provide a detailed analysis of research on the topic.

Key words: development of tolerance, non-school activity, junior school children.

УДК 7.067

Функционирование этических, духовных, традиционных ценностей в процессе музыкального просвещения в отечественном культурно-образовательном пространстве

The functioning of the ethical, spiritual, and traditional values in the process of musical education in the national cultural-educational space

© Яковлева Дарья Евгеньевна
Yakovleva D. E.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры».
Россия, 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 17.
E–mail: yakovleva.d.e@yandex.ru
Статья поступила 06.02.2017 г.

В статье рассматриваются этические, духовные и традиционные ценности в отечественном культурно-образовательном пространстве. В качестве актуального для развития духовной культуры личности рассматривается аксиологический компонент и метод исследования. Целью статьи является раскрытие понятия, описание сущности, структуры и представление характеристик современного культурно-образовательного пространства. Быстро меняющийся, глобализирующий мир обуславливает преобразования современного общества, определяет новые вызовы и порождает риски во всех сферах его жизнедеятельности, а, значит, формирует новую социальную реальность. Музыкальное просвещение творит культурные феномены и являет в себе этические и духовные начала. Проведенный анализ становится основанием для утверждения того, что выявление и приумножение духовного потенциала личности является основным, приоритетным вектором культурного становления обучающихся на современном этапе.

Ключевые слова: музыкальное просвещение, культурно-образовательное пространство, пространственно-семантический, коммуникативно-организационный, ценностный компонент; этические, духовные, традиционные ценности.

The paper discusses the ethical, spiritual and traditional values in national cultural-educational space. As relevant to the development of spiritual culture of the individual is considered an axiological component and method of research. The aim of the article is the explanation of concepts, description of entity, structure and performance characteristics of modern cultural and educational space. Fast paced, global the world leads to transformation of modern society identifies new challenges and risks in all spheres of life, and thus creates a new social reality. Music education creates cultural phenomena and is in itself ethical and spiritual principles. The analysis becomes the basis for the assertion that the identification and augmentation of spiritual potential of the personality is the main priority vector of cultural development of students at the present stage.

Key words: music education, cultural-educational space, spatial-semantic, communicative-organizational, axiological component; ethical, spiritual and traditional values.

УДК 11:681.5.01:685.512.2.011.56

Культурологические основания теории активных систем (ТАС) как предтечи теории управления организационными системами (ТУОС)

Culturological bases of the theory of active systems (TAS) as forerunner of the control theory organizational systems (CTOS)

© Русяева Елена Юрьевна
Rusyaeva E. Yu.

ФГБУН «Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова Российской академии наук».
Россия, 117997, ГСП-7, В-342, Москва, ул. Профсоюзная, 65.
E-mail: 1779624@mail.ru
Статья поступила 28.01.2017 г.

В культурологическом ключе рассмотрены глубинные концептуальные основания теории активных систем (ТАС), указаны векторы их логического развития в теории управления организационными системами (ТУОС). Подчеркнуто, что меж- и трансдисциплинарные исследования, концептуальное рафинирование моделей будут способствовать развитию гносеологического и эвристического потенциала математических теорий управления.

Ключевые слова: немодифицируемые элементы, «химия» социальных отношений, медиационный подход, десегментация системы управления.

In a culturological key the deep conceptual bases of the theory of active systems (TAS) are considered, vectors of their logical development in the control theory organizational systems (CTOS) are specified. It is emphasized that Cross-disciplinary and transdisciplinary researches, conceptual refinement of models, will promote development of gnoseological and heuristic potential of mathematical control theories.

Key words: not modified elements, «chemistry» social relations, mediatsionny approach, control system
desegmentation.