Вопросы культурологии №3

Вопросы культурологии №3

Электронная версия

595.00 руб.
УДК 130.2

Символический ресурс и символическая депривация: парадоксы региональной культуры


The symbolic resource and symbolic deprivation: paradoxes of regional culture

© Фадеева Ирина Евгеньевна
Fadeeva I.E.

ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина».
Россия, 167001, Республика Коми, Сыктывкар, Октябрьский просп., 55.
E-mail: iefadeeva@mail.ru
© Сулимов Владимир Александрович
Sulimov V.A.
ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина».
Россия, 167001, Республика Коми, Сыктывкар, Октябрьский просп., 55.
E-mail: vasulimov@mail.ru
Статья поступила 09.01.2017 г.

В настоящей статье рассматривается понятие символического ресурса («символического менеджмента»), которое, перейдя из области экономики в более широкую сферу общегуманитарных исследований, делает возможным определение уровня продуктивности-деструктивности культуры. Основным признаком деструктивности культуры (на примере Республики Коми) оказывается символическая депривация, проявляющаяся в недостаточной информационной и коммуникативной активности, ослаблении интеллектуальной и художественной деятельности, понижении социальной роли философско-культурологического дискурса.

Ключевые слова: символическая депривация, демография, социальные паттерны, изобразительное искусство, язык, литература.

The paper discusses the concept of symbolic resource («symbolic management»), which, going from economics into the broader sphere of humanities research makes it possible to determine the level of productivity-destructive culture. The main feature of the destructiveness of culture (for example, the Komi Republic) is a symbolic deprivation, which manifests itself in a lack of information and communicative activity weakening of intellectual and artistic activity, reducing the social role of the philosophical and cultural discourse.

Key words: symbolic deprivation, demography, social patterns, art, language and literature.

УДК 008:316.42

Территория как социальное и культурное пространство

Territory as social and cultural space

© Ильина Александра Вадимовна
Ilyina A.V.

ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет».
Россия, 681013, Комсомольск-на-Амуре, просп. Ленина, 27.
E-mail: avi-1975@mail.ru
Статья поступила 24.12.2016 г.

В основе данного исследования лежит определение территории как социокультурного пространства. При этом территория, будучи пространством социокультурным, является локусом пространства физического. Взаимосвязь этих факторов проявляется в деятельности человека, познающего и преобразующего конкретную территорию.

Ключевые слова: территория, ценность, цивилизация, общество, геополитика, креативная и традиционная культура.

Definition of the territory as sociocultural space is the cornerstone of this research. At the same time the territory, being space sociocultural, is a locus of space physical. The interrelation of these factors is shown in activity of the person learning and transforming the concrete territory.

Key words: territory, value, civilization, society, geopolitics, creative and traditional culture.

УДК 74.03

Роль российской литературы ХIХ столетия в популяризации духовной культуры Северного Кавказа

The role of Russian literature 19th century in promoting the spiritual culture of the North Caucasus

© Блейх Надежда Оскаровна
Blayh N.O.

ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова».
Россия, 362043, Республика Северная Осетия — Алания, Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
E-mail: nadezhda-blejjkh@mail.ru
Статья поступила 11.06.2016 г.

В статье представлены малоизученные материалы по описанию Кавказского края российским литературным сообществом. В обзорно-реферативной форме выявлено, что интерес к Кавказу проявляла передовая российская интеллигенция в лице лучших своих представителей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Л. Н. Толстого и др. Доказано, что идеи сочувствия простому народу составляли основу творчества русской литературной общественности, но они также были близки и самим кавказским мыслителям (Адиль-Гирей, Г. Дзасохов, Казен-Бек и др.). Это служило повышению национального самосознания горских этносов и укреплению взаимной дружбы между ними и великим русским народом.

Ключевые слова: декабристы, духовное развитие, российская интеллигенция, классики литературы, Кавказский край, культурное строительство, просветительство.

The paper presents the little-studied materials description of the Caucasian region of the Russian literary community. In an abstract form, revealed that interest in the Caucasus showed the advanced Russian intelligentsia in the person of its best representatives: A. S. Pushkin, M. Y. Lermontov, A. S. Griboedov, L. N. Tolstoy and many others. It is proved that the idea of sympathy for the common people was the basis of creativity of the Russian literary public, but it was also close by and the Caucasian thinkers (Adil Giray, Dzasokhov, Kasen Beck, and many others.etc.). This served to raise national consciousness of the mountain ethnic groups and strengthening mutual friendship between them and the great Russian people.

Key words: Decembrists, spiritual development, the Russian intelligentsia, classical literature, Caucasian Krai, the cultural construction of the enlightenment.

УДК 75.011.2

Развитие художественной культуры Автономного района Внутренней Монголии Китайской Народной Республики (на примере произведений современных китайских художников Гуан Бу и Ао Ди)

Development of art culture of the Аutonomous region of the Inner Mongolia of People’s Republic of China (on the example of works of modern Chinese artists Guang Bu and Ao Dee)

© Фэн Цзунжэнь
Feng Zoungen

ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет».
Россия, 672039, Забайкальский край, Чита, ул. Кабанская, 33.
E-mail: fengzr@mail.ru
Статья поступила 10.03.2016 г.

В работе выделены основные тенденции эволюции современной художественной культуры АРВМ КНР. Автором статьи раскрыты социокультурные основы художественного творчества АРВМ КНР, рассмотрена культура как связующее звено между личностным и социальным, экзистенциальным и трансцендентным планами бытия художника, выраженного в произведениях искусства. Положения концепции жизненного выбора человека Ю. М. Резника позволяют установить семантизацию жизненного пути современных китайских художников АРВМ КНР Гуан Бу и Ао Ди.

Ключевые слова: жизненный выбор, семантизация, художник, воображаемый путь, проектируемый путь, путь самоактуализации.

In this work the main tendencies of evolution of modern art culture of ARVM People’s Republic of China are allocated. The author of paper opened sociocultural bases of art creativity of ARVM People’s Republic of China, the culture as a link between personal and social, existential and transcendental plans of life of the artist expressed in works of art is considered. Provisions of the concept of the vital choice of the person Yu. M. Reznik allow to establish a semantization of a course of life of modern Chinese artists of ARVM People’s Republic of China Guang Bu and Ao Dee.

Key words: the vital choice, a semantization, the artist, the imagined way, the projected way, a way of self-updating.

УДК 130.2

Традиционализм и модернизм: два подхода к «культурному порядку»*

Traditionalism and Modernism: Two approaches to «cultural order»


© Флиер Андрей Яковлевич
Flier A.Y.

ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева».
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2.
E-mail: andrey.flier@yandex.ru
Статья поступила 09.09.2016 г.

В статье рассматривается проблема обеспечения культурой социального порядка и в частности вопрос о культуре модерна, которая обеспечивает «другой порядок», основанный на принципах самодостаточности и независимости, в отличие от традиционной культуры, упорядоченность которой носит контекстуально-зависимый характер.

Ключевые слова: культура, социальный порядок, традиционная культура, культура модерна, контекстуальная зависимость/независимость.

The paper discusses the problem of culture, social order, and in particular the question of the culture of modernity, which provides a «different order» based on the principles of self-sufficiency and independence, as opposed to the traditional culture, which is the ordering of contextually-dependent character.

Key words: culture, social order, traditional culture, the culture of modernity, the contextual dependence/independence.

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 15–03–00031 «Культурное регулирование социальной динамики».

13.07

Об онтологии творчества

About creativity ontology


© Борзова Александра Венидиктовна
Borzova A.V.

ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема».
Россия, 679015, Биробиджан, ул. Донецкая, 25.
E-mail: birphilos@mail.ru
© Пятак Владимир Иванович
Pyatak V.I.

ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема».
Россия, 679015, Биробиджан, ул. Донецкая, 25.
E-mail: birphilos@mail.ru
Статья поступила 31.10.2016 г.

В статье рассматривается творчество в двух исторических вариантах: в условиях господства традиции и социокультурной инноватики. То, что в ХХ в. было названо кризисом культуры, является кризисом традиционной, «риторической» Культуры, отчужденной от человека. Попытки преодоления Культуры нашли выражение в модернистских направлениях ХХ в. Парадокс творчества состоит в том, что оно направлено не против культуры, а стремится за пределы культуры, к Реальности, которая является основой всего сущего и культуры в том числе. Но сама она — не культура.

Ключевые слова: традиция, творчество, реальность, отчуждение культуры.

The paper covers two historical versions of creativity phenomenon. The first one is the creativity under the domination of tradition, and the second is the creativity in contemporary culture, which is focused on innovations. The fact that in the twentieth century has been called the crisis of culture, was a crisis of traditional «rhetorical» Culture, alienated from man. Attempts to overcome cultures were expressed in the modernist trend of the twentieth century. The paradox of creativity is that it is directed not against culture, but seeks beyond culture to, which is the basis of all existence and culture as well. But Reality itself is not a culture.

Key words: tradition, creativity, reality, culture alienation.

УДК 17.022.1

Преемственность аксиологических установок золотого правила человечества, христианства, гуманизма и общечеловеческих ценностей

Continuity of axiological attitudes of the golden rule of humanity, christianity, humanism and universal values

© Лопатина Наталия Леонидовна
Lopatina N.L.

ФГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия».
Россия, 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а.
E-mail: lopatinl@mail.ru
Статья поступила 25.10.2016 г.

Автор статьи рассматривает преемственность ценностных установок Золотого правила человечества, христианства, гуманизма и общечеловеческих ценностей. Проводится сравнительный анализ основных ценностных ориентиров и формулировок. Автор делает вывод, что, несмотря, на изменение терминологии, определяющей ценности, сами ценности в своей основе остаются прежними. Как считает автор, причиной тому является потребность людей в определенных нравственных нормах, которые являются гарантом мирного развития социума и существования человечества.

Ключевые слова: Золотое правило человечества, христианство, гуманизм, общечеловеческие ценности, аксиологические установки.

The author of the paper examines the continuity of axiological attitudes of the Golden rule of humanity, Christianity, humanism and universal values. A comparative analysis of the basic values and their language forms is held. The author concludes that the values remain the same in their basis in spite of the change in defining terminology. According to the author, the reason is a people need in certain moral norms guaranteeing the peaceful development of society and human existence.

Key words: the Golden rule of humanity, Christianity, humanism, universal values, axiological attitudes.

УДК 82–1/-9

Сетература: comment культуролога

Net-literature: culturologist’s comment

© Казакова Галина Михайловна
Kazakova G.M.

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры».
Россия, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а.
E-mail: kazakovagm@mail.ru
Статья поступила 17.01.2017 г.

В статье с позиций культурологического подхода рассматривается актуальное явление современного литературного процесса — сетература, анализируются причины ее появления, характерные черты, преимущества и недостатки как самостоятельной жанровой формы и перспективы ее развития.

Ключевые слова: сетература, современный литературный процесс, социальные литературные сети, гипертекст, сетеписатель, сетечитатель, литературное сетевое сообщество.

Net-literature, as the topical phenomenon of the modern process of writing, is discussed in the article from the perspective of cultural approach. The article gives an analysis of the reasons for Net-literatures occurrence, its characteristics, advantages and disadvantages as a separate genre form and its development prospects.

Key words: Net-literature (and/or digital literature, electronic literature), the modern process of writing, hypertext, literary social networks, literary network community, e-writer, e-reader.

УДК 782/785

Особенности освоения европейского культурного опыта: на материале рок-культуры и хип-хоп культуры

Features of Borrowing of European Cultural Experience: Based on the Study of Rock and Hip-Hop Cultures


© Кузовенкова Юлия Александровна
Kuzovenkova Yu.A.

ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет».
Россия, 443099, Самара, ул. Чапаевская, 89.
E-mail: mirta-80@mail.ru
Статья поступила 22.01.2017 г.

Данное компаративное исследование посвящено изучению особенностей функционирования рока и хип-хопа в пространстве отечественной культуры. Автор исследует, как социокультурные условия бытования заимствованных культурных образцов влияют на их функции. Статья основана на данных полевых исследований, проведенных в Самаре.

Ключевые слова: хип-хоп, рок, протест, молодежь, идентичность, ценности, культурные заимствования.

The comparative study deals with researching of functional features of rock and hip-hop cultures in the space of Russian culture. The author researches an impact of sociocultural conditions of existence of these cultures on their functions. The article is based on the field-work that took place in Samara.

Key words: hip-hop, rock, protest, youth, identity, values, cultural borrowings.

УДК 7.032

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Art history in images, facts and questions. Reference book for self-extracurricular work of students
© Ванюшкина Любовь Максимовна
Vanyushkina L.M.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: lm31551@ya.ru
© Дракина Ирина Константиновна
Drakina I.K.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru
© Куракина Ирина Игоревна
Kurakina I.I.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: ladybug90@yandex.ru
© Тихомиров Сергей Александрович
Tikhomirov S.A.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru
Статья поступила 22.11.2016 г.

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.

Ключевые слова: история искусства, образовательное путешествие, знаковый образ эпохи, самостоятельная работа студентов, внеаудиторная работа студентов.

The grant is addressed to students of universities studying art history, and represents the materials for self extracurricular work. In the composition of benefits — questions and tasks for independent, research, creative activities, informational and reference materials, dictionaries, and lists of references. Presents the theoretical and practical material describes key aspects of world art history, the logic of its development, the continuity the artistic and stylistic features of the language of different art forms.

Key words: art history, educational travel, iconic image of the era, self-extracurricular work of students, out-of-class training.

УДК 371.644

Традиционная художественная культура в начальной школе.
Внеурочная деятельность

Traditional art culture in elementary school. Afterhour
activity


© Банников Виктор Николаевич
Bannikov V.N.

АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования».
Россия, 628011, Ханты-Мансийск, ул. Мира, 104.
E-mail: emailvik@mail.ru
Статья поступила 26.10.2016 г.

В статье рассматривается учебно-тематическое планирование и методика преподавания традиционной художественной культуры в начальном общем образовании, раскрывается содержание живой традиции народного искусства во внеурочной деятельности, на примерах различных этносов, взаимосвязи и взаимовлиянии культурных явлений у разных народов России. Учебно-тематическое планирование построено на основных ценностях народного искусства — ремесле (художественном творчестве), фольклоре, традиционной игре. Важную часть методики занимает организация проектной деятельности, связанной с краеведческой работой в родной деревне, селе, городе. Тематическое планирование представлено для 2, 3 и 4 класса, содержание учебных занятий раскрывается на примере 2 класса.

Ключевые слова: традиционная художественная культура, народное искусство, внеурочная деятельность, ремесло, фольклор, традиционная игра, календарные, обрядовые праздники, орнамент, узор, заклички, запевки, былины, сказки.

The paper deals with educational and thematic planning and methods of teaching the traditional art culture in the initial general education, reveals the contents of the living tradition of folk art in extracurricular activities, with examples of various ethnic groups, interaction and mutual influence of cultural events in different peoples of Russia. Training and thematic plan is built on the core values of folk art — craft (artistic creation), folklore, traditional game. An important part of the procedure takes an organization of project activities related to the local history work in his native village, village, town. Thematic plan presented for 2, 3 and 4 classes, the content of the training sessions is revealed by the example of class 2.

Key words: traditional art culture, folk art, extracurricular activities, crafts, folklore, traditional game, calendar, ceremonial holidays, ornament, pattern, zaklichki, zapevki, epics, tales.

УДК 304.444

Методология и некоторые аспекты формирования гражданской идентичности в контексте поликультурного общества

Methodology and some aspects of the formation of civil identity in the context of a multicultural society


© Павлишина Дарья Сергеевна
Pavlishina D.S
.
ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры».
Россия, 350072, Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33.
E-mail: dariyp@inbox.ru
Статья поступила 25.10.2016 г.

В статье дается анализ методологических основ феномена идентичности через призму социального, гражданского и национального пониманий, с доминирующим смыслом гражданскообразующих факторов. Рассматриваются некоторые особенности формирования гражданской идентичности в условиях поликультурного общества и государства.

Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, этнокультурная социализация, историческое, патриотическое воспитание, российская молодежь, объекты и модули формирования гражданской идентичности.

The paper analyzes the methodological foundations of the identity of the phenomenon through the prism of social, civic and national awareness, the dominant sense civil factors. Some features of the formation of civic identity in a multicultural society and the state.

Key words: identity, civil identity, ethno-cultural socialization, historical, patriotic education, young people in Russia, the objects and modules of formation of civic identity.