Вопросы культурологии №1

Вопросы культурологии №1

Электронная версия

595.00 руб.
УДК 130.2

Познавательный потенциал структурирования культуры*

Cognitive structuring potential of culture

© Флиер Андрей Яковлевич
Flier A.Y.
ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва».
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2.
E-mail: andrey.flier@yandex.ru

Статья поступила 09.09.2016 г.

В данной статье рассматривается многообразие моделей структурирования культуры, разработанных разными учеными, и обосновывается значимость этих моделей как познавательных инструментов изучения культуры. Автором постулируется превосходство моделей структурирования, которые отражают функциональные, содержательные и динамические свойства культуры, а не только ее формальные и статические параметры.

Ключевые слова: культура, модели структурирования, бинарные, тернарные и иные модели, функциональные, содержательные и динамические свойства культуры.

The paper discusses the variety of models of structuring the culture developed by different scientists, and proved the importance of these models as cognitive tools for studying culture. The author postulates the superiority of structuring models that reflect functional, informative and dynamic properties of the culture, not just the formal and static parameters.

Key words: culture, model structuring, binary, ternary and other models, functional, informative and dynamic properties of the culture.

УДК 130.2:159.964.21

От «культуры психоанализа» к «психоанализу культуры»: проблемы Сверх-Я от Фрейда к Лакану. Часть 1

From «psychoanalysis culture» to «culture psychoanalysis»: the problem of Superego from Freud to Lacan. Part 1

© Вавилов Павел Сергеевич
Vavilov P.S.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры».
Россия, 420059, Республика Татарстан, Казань, Оренбургский тракт, 3.
E-mail: pavlinblin@mail.ru

Статья поступила 25.05.2016 г.

Статья посвящена анализу методологических оснований психоанализа как философско-культурологической концепции. Поднимается проблема культурфилософского понимания психоаналитической теории. Автор полагает, что строгое следование психоаналитической теории («культура психоанализа») позволит глубже раскрыть понимание культуры («психоанализ культуры»). Проводится герменевтика понятия психоанализа «Сверх-Я» по текстам З. Фрейда. Делается вывод о неактуальности прежних культурологических толкований концепции «Сверх-Я».

Ключевые слова: психоанализ культуры, культура психоанализа, бессознательное, Сверх-Я, Сверх-Я культуры, Идеал-Я, Я-идеал.

This paper analyses methodological basis of phychoanalysis as a philosophical and culturological concept. Сultural and philosophical interpretation of phychoanalysis theory is being discussed. Author argues that if psychoanalysis theory is followed strictly (‘psychoanalysis culture’), it will reveal a deeper understanding of culture (‘culture psychoanalysis’). The psychoanalytical term ‘super-ego’ is analyzed according to Freud. It is concluded previous cultorological interpretations of ‘super-ego’ are outdated.

Key words: culture physoanalysis, psychoanalysis culture, unconsciousness, superego, cultural superego, cultural theory, Ego-ideal.

УДК 929Перетц(045)

Творческое мастерство В. Н. Перетца (образ ученого и педагога глазами современников)

The creative mastery of V. N. Peretz (the image of the scientist and the educational specialist through the eyes of his contemporaries)

© Стахиева Наталья Владимировна
Stakhiyeva N.V.

УО «Мариупольский государственный университет».
Украина, 87500, Мариуполь, просп. Строителей, 129.
E-mail: natin777@yandex.ru

Статья поступила 29.05.2016 г.

Составлен творческий портрет Владимира Николаевича Перетца (1870–1935 гг.) — выдающегося ученого, специалиста во многих областях гуманитарного знания конца ХІХ-начала ХХ века на основе отзывов его учеников и современников. Подчеркивается научное и практическое значение многолетней работы ученого как основа-теля и руководителя научной школы — Семинарий русской филологии под руководством В.Н. Перетца.

Ключевые слова: В. Н. Перетц, Семинарий русской филологии, образование, наука и культура ХІХ–ХХ вв.

The descriptive essay of Vladimir Nikolaevich Peretz (1870–1935), an outstanding scientist and a specialist in various fields of human knowledge of the late 19th and early 20th century, has been compiled on the basis of reviews of his students and contemporaries. The scientific and practical importance of a long-term activity of the scientist as the founder and the head of the scientific school — Russian Philology Seminary under the direction of V. N. Peretz is emphasized.

Key words: V. N. Peretz, Russian Philology Seminary, education, science and culture of the 19th and 20th centuries.

УДК 378.147

Развитие через искусство: специфика организации исследовательской деятельности студентов художественного вуза

Development through the arts: the specificity of organizing of research activity of art students

© Ванюшкина Любовь Максимовна
Vanyushkina L.M.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: lm31551@ya.ru
© Тихомиров Сергей Александрович
Tikhomirov S.A.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru

Статья поступила 22.11.2016 г.

В статье рассматривается проблема активизации творческого потенциала студентов художественного вуза, подходы к разработке новых форм организации внеаудиторного образования, самостоятельной исследовательской деятельности студентов. Статья открывает серию публикаций учебных материалов «История искусств в образах, фактах, вопросах», адресованных студентам художественных вузов.

Ключевые слова: культура, искусство, образование, аудиторное образование, внеаудиторное образование, развитие, творческое задание, самостоятельная исследовательская деятельность.

This paper considers the problem of enhancing the creative potential of students of art universities, approaches to the development of new forms of organization of extracurricular education, independent research activities of students. The article opens a series of publications of teaching materials «History of art in images, facts and issues», addressed to students of art universities.

Key words: culture, art, education, classroom education, extracurricular education, development, creative activity independent research activity.

УДК 316.7

На пути к русской национальной школе

On the way to the Russian national school


© Воронцов Алексей Васильевич
Vorontsov A.V.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Россия, 190107, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 6.
E-mail: vorontsov@assembly.spb.ru

Статья поступила 16.05.2016 г.

В статье выражена озабоченность состоянием русского языка в отечественной средней школе. Автор рассматривает язык как явление социокультурного порядка, средство межнационального общения и сотрудничества, а также как объект образовательной и культурно-языковой политики. Показано современное состояние русского языка и его использования, выявлены тенденции, которые дают повод говорить о необходимости поддержки и защиты русского языка. Обобщен опыт российских и советских педагогов, способствующий национально-ориентированной методологии школьного образования.

Ключевые слова: русский язык, государственный язык, образование, культурная и языковая политика, образовательный стандарт, русская литература, история.

Concern in a condition of Russian at domestic high school is expressed in paper. The author considers language as the phenomenon of a sociocultural order, means of international communication and cooperation and also as an object of educational and cultural and language policy. The current state of Russian and its use is shown, tendencies which give a reason to speak about need of support and protection of Russian are revealed. The experience of the Russian and Soviet teachers promoting the national focused methodology of school education is generalized.

Key words: Russian, state language, education, cultural and language policy, educational standard, Russian literature, history.

УДК 008(091)

Образная система промышленной архитектуры дореволюционного Саратова

The image system of the industrial architecture of prerevolutionary Saratov

© Архангельская Инна Викторовна
Arkhangelskaya I. V.

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина».
Россия, 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77.
E-mail: anp-inna@yandex.ru

Статья поступила 23.03.2016 г.

В настоящей статье описана методика построения модели образной системы промышленной архитектуры дореволюционного Саратова, на основе которой разрабатывается система рекомендаций по реактуализации объектов индустриального наследия города.

Ключевые слова: образная система, константы, промышленная архитектура, информационное поле.

The paper describes the procedure of constructing the model of the image system of pre-revolutionary industrial architecture of Saratov, on the basis of which to develop recommendations for reaktualizatsii objects of the industrial heritage of the city.

Key words: image system, constants, industrial architecture, information field.

УДК 009

Друзья и враги Русского мира: культурологический аспект

Friends and enemies of Russian world: culturological aspect


© Набилкина Лариса Николаевна
Nabylkina L.N.

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)» (Арзамасский филиал).
Россия, 607220, Нижегородская область, Арзамас, ул. К. Маркса, 36.
E-mail: nabilkina@yandex.ru
© Кубанев Николай Алексеевич
Kubanev N.A.

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)» (Арзамасский филиал).
Россия, 607220, Нижегородская область, Арзамас, ул. К. Маркса, 36.
E-mail: nabilkina@yandex.ru

Статья поступила 14.11.2016 г.

В статье рассматривается вопрос о взаимоотношениях России и Западного мира. Авторы работы обращаются к анализируемой проблеме в культурологическом ключе. Особое внимание уделяется противопоставлению русского и западного менталитета как представителей высококонтекстной и низкоконтекстной культур.

Ключевые слова: национальная идентичность, самосознание, идеология, менталитет.

The paper touches upon the question about the interrelations between Russia and Western world. The authors of the article turn to the analyzed problem with the culturological approach. Special attention is paid to the opposition between Russian and Western mentalities as the representatives of lowcontextual and highcontextual cultures.

Key words: national identity, selfconsciousness, ideology, mentality