Вопросы культурологии №11

Вопросы культурологии №11

Электронная версия

539.00 руб.
УДК 008

Основы общественно-государственной культурной политики

Th e Fundamentals of the Public Cultural Policy

© Богатырева Татьяна Георгиевна
Bogatyreva T. G.

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Россия, 119556, Москва, просп. Вернадского, 82.
E-mail: tabogat@mail.ru

Статья поступила 02.10.2016 г.

В статье представлены концептуальные подходы к общественно-государственной культурной политике, основные точки отсчета в ее конструировании с учетом возрастания экономического значения культуры и несостоятельности систем, ограниченных дуалистическим подходом к общественной и частной составляющей в сфере культуры.

Ключевые слова: общественно-государственная культурная политика, цифровые технологии, индустрии культуры, государственно-частное партнерство, бизнес, гражданское общество, модернизация сферы культуры, развитие рыночных инструментов в культуре.

The paper focuses on conceptual approaches to public cultural policy, the basic starting points in its design in the light of the increasing economic importance of culture and limitations of dualistic approach to public and private components in the fi eld of culture.

Key words:
public cultural politics, digital technologies, cultural industries, public-private partnerships, business, civil society, modernization of culture, the development of market instruments of culturе.

УДК 304.42

Культурная политика: культурно-историческая система и культурно-исторический псевдоморфоз

Cultural policy: a cultural-historical system and cultural-historical pseudomorphosis

© Васильев Глеб Евгеньевич
Vasilyev G. E.

НОЧУ ВПО «Московский финансово-экономический институт».
Россия, 129075, Москва, ул. Новомосковская, 15а.
E-mail: gleb.negin@mail.ru
© Коростелев Николай Юрьевич
Korostelev N. Yu.

ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный институт культуры».
Россия, 350072, Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33.
E-mail: sfedu@mail.ru

Статья поступила 12.05.2016 г.

В статье ставится проблема создания конструктивной государственной культурной политики, рассматриваются принципы и концептуальные основания данной политики, её цели и смыслы. Также в статье раскрываются ключевые понятия «культурно-исторической системы», «псевдоморфоза»; раскрываются основополагающие особенности отечественной культурно-исторической системы, особенности её исторического  развития.

Ключевые слова: культурно-историческая система, псевдоморфоз, самодержавие, культура, элита.

The paper raises the problem of creating constructive state cultural policy, defi nes the principles and conceptual basis of this policy, its purpose and meaning. The article also articulates the concept of “cultural-historical system”, “pseudomorphosis”; articulates fundamental features of the Russian cultural-historical system, peculiarities of its historical development.

Key words: cultural-historical system, pseudomorphosis, autocracy, culture, elite.

УДК 008

Россия и Запад: векторы культуры

Russia and the West: Cultural vectors

© Поляков Александр Федорович
Polyakov A. F.

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления».
Россия, 670047, Республика Бурятия, Улан-Удэ, ул. Павлова, 76.
E-mail: pafives@rambler.ru

Статья поступила 29.03.2016 г.

Тема статьи касается актуальных вопросов современного мира, в котором продолжается историческое противостояние России и Запада. В основе этих противоречий автор полагает дифференциацию культурных архетипов сознания данных сообществ, ведущую роль в становлении которого играют национальные традиции и религиозная принадлежность. Несмотря на схожие демократические принципы государственного устройства в странах, равные возможности в использовании достижений технического прогресса и виртуального пространства, решение совместных проблем экологии и глобализации, дихотомия «Восток–Запад» остается основополагающей социокультурной парадигмой современности.

Ключевые слова: Россия, Запад, Восток, культура, традиции, художественное искусство.

Theme of the article considers the important problems of the modern world, which is based on the historic confrontation between Russia and the West. The author believes that the reason of these contradictions lies in the diff erentiation of cultural archetypes of consciousness. The national traditions and belonging to a particular religion play the leading role in its formation. Despite of the similar democratic principles of authority, opportunity in the using of technological progress and the virtual space, the solution of problems of ecology and globalization, dichotomy «East-West» is remains one of the fundamental socio-cultural paradigm of the modernity.

Key words: Russia, West, East, culture, tradition, artistic arts.

УДК 130.2

Византийское наследие в XXI веке: инновация или традиция для России?

Th e Byzantine heritage in the 21th century: an innovation or tradition for Russia?

© Костяев Александр Иванович
Kostyaev A. I.

ГАПОУ МО «Московский губернский колледж искусств».
Россия, 141406, Московская область, Химки, ул. Библиотечная, 10.
E-mail: kostyaev@bk.ru

Статья поступила 13.07.2016 г.

В статье анализируется соотношение инноваций и традиций на примере роли византийского наследия в российской жизни. Акцент делается на производстве предметов, символов, идей.

Ключевые слова: XXI век, Византия, Россия, инновация, традиция, культура.

In paper the ratio of innovations and traditions on the example of a role of the Byzantine heritage in the Russian life is analyzed. The emphasis is placed on production of subjects, symbols, ideas.

Key words: 21th century, Byzantium, Russia, innovation, tradition, culture.

УДК 101.1

Диалог с культурой исламского мира: возможности и перспективы

Dialogue with culture of the Islamic world: opportunities and prospects

© Панищев Алексей Леонидович
Panyshev A. L.

Курский институт кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права».
Россия, 305004, Курск, ул. Радищева, 116.
E-mail: aleksepanishhe@rambler.ru

Статья поступила 22.09.2016 г.

Данная статья посвящена теме диалога культур между странами постсоветского пространства и исламскими государствами. В представленной работе обращается внимание на то, что с культурой может сотрудничать только культура, а, стало быть, обеспечение мирного диалога с мусульманскими народами возможно лишь при условии сохранения собственной национальной культуры, матрицей которой являются нормы христианства.

Ключевые слова: культура, коммуникация.

This paper is devoted to the theme of dialog between countries of post Soviet Union space and Islamic world. In the article notes, that with culture have capably constructs dialog only culture, that is way for provide peace communication with people of Islam world necessary keep norms culture of Christianity.

Key words: culture, communication.

УДК 75.047

Эстетика антиномизма в философии Гераклита и искусстве русского авангарда

Aesthetics antinomism philosophy of Heraclitus and the Russian avant-garde art

© Горина Ирина Владимировна
Gorina I . V.

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Сосновоборский филиал).
Россия, 188542, Ленинградская область, Сосновый
Бор, ул. Красных Фортов, 43.
E-mail: gorina.sb@yandex.ru
© Саган Ирина Юрьевна
Sagan I . Yu.

ФГОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств».
Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17.
E-mail: irina-sagan@yandex.ru

Статья поступила 05.10.2016 г.

В статье рассматривается проблема эстетики антиномизма в философии Гераклита через соотношение с творческим методом русских художников-авангардистов В. Кандинского и К. Малевича. Проанализировано содержание античных мысле-образов Гераклита: полемос, логос, агон. Раскрыто эстетическое содержание метафоры «лук и лира» как становления образа вещи, связанного с местом утверждения сущего в существовании. Выявлена тождественность эстезиса античного философа художественному направлению русского авангарда.

Ключевые слова: полемос, агон, логос, принцип «лука и лиры», авангардная картина, антиномизм, эстетика.

The problem of antinomy aesthetics in the philosophy of Heraclitus through relationship with the creative method of Russian avant-garde artists Kandinsky and Malevich. A content analysis of ancient thought-images of Heraclitus: polemos, logos, agon. Opened aesthetic content of the metaphor “the bow and the lyre” as a way of formation of the things associated with the assertion of the existence of things. Aesthesis revealed the identity of the ancient philosopher to artistic direction of Russian avant-garde.

Key words: polemos, agon, logos, the principle of “bow and the lyre” avant-garde painting, antinomy, aesthetics.

УДК 7.01

Художественные паттерны XX века: визуальная культура как антропологический проект (регион Коми)

Artistic patterns of 20th century visual culture as an anthropological project (Komi region)

© Фадеева Ирина Евгеньевна
Fadeeva I . E.
ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина».
Россия, 167001, Республика Коми, Сыктывкар, Октябрьский просп., 55.
E-mail: iefadeeva@mail.ru

Статья поступила 11.10.2016 г.

Автор предлагает рассматривать визуальную культуру как антропологический проект моделирования и пересоздания человека. На примере регионального изобразительного искусства (Республики Коми) выдвинута гипотеза о наличии своего рода художественных паттернов, не только отражающих когнитивные модели и социокультурные практики, но и конструирующих экзистенциальные и социальные характеристики человека.

Ключевые слова: изобразительное искусство, региональная культура, этничность, Республика Коми, художественный паттерн.

The author proposes to consider the visual culture as an anthropological project of modeling and re-create a person. The author puts forward the hypothesis of the presence of the visual arts of Komi Republic artistic patterns that not only refl ect the cognitive models and socio-cultural practices but also constructs the existential and social characteristics of a person.

Key words: art, regional culture, ethnicity, Komi Republic, artistic pattern.

УДК 791.43/.45

Рецепция кинематографа на раннем этапе его истории как проблема культуры. Часть 3. Кино и архетип

Th e Reception of cinema in the early stage of its history as a problem of culture

© Хренов Николай Андреевич
Hrenov N. A.

ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации».
Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5.
E-mail: nihrenov@mail.ru

Статья поступила 13.06.2016 г.

В статье предпринята попытка выявить в рецепции кино мифологические подтексты, определяющие восприятие реципиентом конкретных фильмов, созданных многими режиссерами в разные эпохи. Эти подтексты активно влияют на сознание массовой публики, но при этом не осознаются. Содержанием массовой рецепции кино являются, в том числе, внекинематографические проявления коллективного бессознательного. В ней актуализируются ментальные проекции образов — архетипов, возникших в разные эпохи истории культуры и связанных с утопическими представлениями, мифами, религиозными символами. Причем, проекциям коллективного бессознательного на кинематограф предшествуют проекции на город, которые затем переносятся на кино. В конечном счете, кинематограф как таковой оказывается грандиозным интертекстом, в котором получает отражение история культуры как в ее осевой, так и в доосевой формах. Предмет анализа в статье сводится к проекциям, ставшим реальными уже на ранних этапах истории кино.

Ключевые слова: кинематограф, город, миф, массовая публика, фольклор, регресс сознания, рецепция, архетип, интертекст, чувственное познание, символические формы мышления, коммуникация, мифологизирующая функция, внетекстовые связи фильма, обряд, мистерия, праздник, утопия, сакральные смысл, секулярный смысл, культурный герой, лиминальность, рессантимент, авантюрный дискурс, апокалиптический образ.

The article attempts to identify in the reception movie mythological overtones that determine perception of recipient specifi c fi lms made by many Directors in diff erent eras. These subtexts actively infl uence the consciousness of mass audience, but not understood. Content of the mass reception of fi lm are, in particular, incinerations manifestations of the collective unconscious. It actualizarse mental projection of images — archetypes that have arisen in diff erent eras of cultural history and associated with utopian ideas, myths, religious symbols. Moreover, the projections of the collective unconscious of the fi lm is preceded by the projection of the city, which then transferred to the movie. Ultimately, the fi lm itself is a Grand intertext, which receives a refl ection of the cultural history both in its axial and gooseboy forms. The subject of analysis in the article comes down to projections that becomes a real at an early stage in the history of cinema.

Key words: Cinema, the city, the myth, the mass audience, the folklore, the regression of consciousness, reception, archetype, intertextuality, perceptual knowledge, symbolic forms of thought, communication, mifologiia, function, waterstove context of the fi lm, ceremony, mystery, holiday, utopia, sense of the sacred, the secular sense, a cultural hero, Liminality, ressentiment, adventurous discourse, apocalyptic way.

УДК 371.644

Внедрение учебно-методического пособия «Народное искусство и художественное творчество. 1–4 класс. 5–8 класс. Внеурочная деятельность» в школах Югры

Implementation of training manuals “Folk art and artistic creativity. 1–4 classes. 5–8 classes. Aft er-hour activity” in Ugra schools

© Банников Виктор Николаевич
Bannikov V.N.

АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования».
Россия, 628011, Ханты-Мансийск, ул. Мира, 104.
E-mail: emailvik@mail.ru

Статья поступила 05.10.2016 г.

В статье рассматриваются аспекты организации внеурочной деятельности школьников на примере внедрения в школы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры учебно-методического пособия  Народное искусство и художественное творчество. 1–4 класс. 5–8 класс. Внеурочная  деятельность».
Раздел «Содержание проекта» раскрывает логику выбора форм и содержания внеурочной деятельности на основе социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта. В разделе «Концептуальные основы проекта» автором выделяются ценности и функции народного искусства в единстве и многообразии этнокультур. Система управленческой и организационной деятельности по внедрению учебно-методического пособия на основе четко выстроенных управленческих и научно-методических мероприятий, включающих повышение квалификации педагогических работников, рассматривается в разделе «Управление проектом». Промежуточные итоги внедрения пособия раскрываются в разделе «Результативность проекта». В «Приложении» представлено учебно-тематическое планирование для 1 и 5 классов.

Ключевые слова: учебно-методическое пособие, внеурочная деятельность, народное искусство, ценности и функции народного искусства, управление проектом, этнокультура.

This paper discusses aspects of the organization of extracurricular activities in the school case study in schools of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra training manuals “Folk art and artistic creativity. 1–4 classes. 5–8 classes. After-hour activity”.
The “Contents of the project” opens the selection logic of the form and content of extracurricular activities on the basis of social, value (creative) and collective (national) experience. In the “Conceptual framework of the project” the author highlighted the value and function of folk art in the unity and diversity of ethnic cultures. System management and organizational activities for the implementation of training manuals on the basis of clearly aligned management and scientifi c and methodological activities are considered in “Project Management” section. Interim results of the implementation of training manuals, revealed in “The eff ectiveness of the project.” In the “Supplement” presents educational and thematic planning for classes 1 and 5.

Key words: a teaching aid, extracurricular activities, folk art, values and functions of folk art, project management, ethnic culture.

УДК 37.034–057.874 (075.8)

Воспитание толерантности младших школьников посредством внеурочной деятельности. Часть 1

Education of tolerance of younger school students by means of non-school activity. Part 1


© Максименко Алевтина Михайловна
Maksimenko A. M.

ООО «ИД «Гребенников». Россия, 127254, Москва, Огородный проезд, 5, стр. 3, офис 607.
E-mail: amaximenko77@list.ru

Статья поступила 23.03.2016 г.

В статье представлен анализ особенностей развития толерантности в общении младших школьников на основе исследований в области педагогической психологии и возрастной педагогики. Автор предлагает разработанную и апробированную систему работы по воспитанию толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: общение, воспитание толерантности, внеурочная деятельность, младшие школьники.

Development of tolerance in the process of communication between junior school children. The paper presents the analysis of characteristic of communication between junior school children on the basis of research in the fi eld of educational psychology and age pedagogy. The author propose a developed and approved system of work on development of tolerance in junior school children in non-school activity and provide a detailed analysis of research on the topic.

Key words:
development of tolerance, non-school activity, junior school children.

УДК 304.3

Кибермоббинг среди молодежи: причины, формы и защита

Cyber-mobbing among youth: reasons, forms and protection


© Рудаков Георгий Александрович
Rudakov G. A.

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.
E-mail: garudakov@edu.hse.ru

Статья поступила 29.09.2016 г.

В статье представлен обзор такого явления, как кибермоббинг. Проблема рассматривается через призму молодежи — наиболее уязвимой категории. В работе анализируются причины возникновения кибермоббинга, детально рассматриваются формы, сравнивается уровень агрессивности со стороны юношей и девушек и дается небольшая справка о способах защиты и методах предотвращения кибермоббинга.

Ключевые слова: кибермоббинг, кибербуллинг, киберхулиганство, моббер, интернет, злодеяния, личные данные.

The review of such phenomenon as cyber-mobbing is presented in article. The problem is considered through a youth prism — the most vulnerable category. In work the cyber-mobbing emergence reasons are analyzed, forms in details are considered, aggression level from young men and girls is compared and the small certifi cate of ways of protection and methods of prevention of cyber-mobbing is given.

Key words: cyber-mobbing, kiberbulling, cyberhooliganism, mobber, Internet, crimes, personal data.

УДК 130.2

«Срок жизни истин — двадцать–тридцать лет…» (заметки о новой книге, вышедшей в серии «Исследования культуры», и о российской культурологии)

“A lifetime of truths — twenty-thirty years…” (notes about the new book, which was published in the “Cultural Studies” series and about Russian science of culture)

© Лехнер Юлия Александровна
Lekchner Ju. A.

ФГБОУ ВО «Русская христианская гуманитарная академия».
Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 15.
E-mail: julialekchner@gmail.com
© Мартынов Владимир Анатольевич
Martynov V. A.

ФГБОУ ВО «Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского».
Россия, 644077, Омск, просп.
Мира, 55-А.
E-mail: vmartynov@list.ru

Статья поступила 20.09.2016 г.

Появление перевода знаменитого труда известного немецкого ученого Г. Люббе «В ногу со временем» — серьезное событие в интеллектуальном пространстве современной России. Особенно значимо это событие в контексте споров об институциональном статусе, о целях и задачах российской культурологии. Книга Г. Люббе — важнейший момент программы «культурных исследований» Высшей школы экономики, в этом качестве почти манифест, легитимизирующий всю программу в целом. Эта программа не просто дополняет и продолжает усилия российских культурологов последних двадцати лет, она предполагает полный отказ от всей этой работы. Этот радикализм делает возможной и необходимой принципиальную критику, обращенную прежде всего на программу в целом, но также и на место в этой программе новейшего манифеста «философии культуры цивилизации модерна». Вопросы к концепции Г. Люббе вполне возможны, они касаются как эпистемологии, как проблем метода, так и собственно концептуальной части. При детальном рассмотрении идея сокращения зоны настоящего времени в модерне не выглядит ни оригинальной, ни эвристически эффективной. Это не отменяет возможности высоко оценить книгу Г. Люббе для современной социологии культуры и для практики культурных исследований.

Ключевые слова: Г. Люббе, «культурные исследования», гуманитарное знание, эпоха модерна, историзм, время модерна.

The appearance of the translation of the famous work of the German scientist G. Lubbe “Together with time” — a major event in the intellectual space of modern Russia. A particularly signifi cant event in the context of the institutional status of the dispute, the aims and objectives of the Russian Cultural Studies. G. Lubbe’s book — the most important moment of science program of the Higher School of Economics, in this as almost a manifesto. This program not only complements and continues the eff orts of Russian scientists of the last twenty years, it involves a complete rejection of all this work. This radicalism makes possible and necessary fundamental criticism, addressed primarily to the program as a whole, but also for a place in the program of the latest manifesto of philosophy of culture”. Questions are possible, they relate to epistemology, to the method, and in fact to the conceptual part. When we look at the idea of the reduction of the time zone in modernity, it does not look neither original nor heuristically eff ective. This does not negate the possibility of appreciate this book for modern sociology of culture and practice of cultural studies.

Key words: H. Lubbe, “cultural studies”, the Humanities, modernity, historicism, time of modernity.