Вопросы культурологии №10

Вопросы культурологии №10

Электронная версия

539.00 руб.
УДК 821.161.1

Разработка и внедрение интерактивных игровых образовательных сценариев для популяризации нематериального культурного наследия народов России (на материале русского былинного эпоса)


Development and implementation of an interactive educational game scenarios for the promotion of intangible cultural heritage of the peoples of Russia (in Russian national epos)

© Миронов Арсений Станиславович
Mironov A.S.

ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва».
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2.
E-mail: info@heritage-institute.ru

Статья поступила 20.09.2016 г.

Важной частью нематериального наследия русского народа является русская былина, содержащая традиционные ценности, которые издревле передавались от поколения к поколению. В данной статье проведена оценка перспективы использования современных игровых сценариев в образовательных и воспитательных практиках, способствующих усвоению молодежью неискаженных ценностей нематериального культурного наследия на примере русского былинного эпоса.

Ключевые слова:
нематериальное наследие, былина, сценарий, игра, народная культура, молитва.

An important part of the intangible heritage of the Russian people is the Russian folk tale, contains the traditional values that anciently handed down from generation to generation. In this article the estimation of prospects of use of modern gaming scenarios in educational and training practices that promote the assimilation by young people of undistorted values of the intangible cultural heritage on the example of the Russian epos.

Key words: intangible heritage, folk tale, script, play, popular culture, prayer.

УДК 008:930.85

Исторический жанр «устная история» для понимания трансформации культуры в деревне в период коллективизации

Historical genre “oral history” for understanding the transformation of culture in the country in the period of collectivization

© Лопатина Наталия Леонидовна
Lopatina N.L.
ФГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия».
Россия, 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а.
E-mail: lopatinl@mail.ru

Статья поступила 25.01.2016 г.

Автор использует исторический жанр «устная история» для понимания трансформации культуры в деревне в 1920–1930-х гг. На основе материала углубленных интервью с очевидцами коллективизации делается попытка рассмотреть трансформацию крестьянской культуры в колхозной деревне. Ссылаясь на мнение респондентов, автор делает вывод, что из-за изменения уклада деревенской жизни традиционная праздничная культура, песенное творчество, отношение крестьян к пьянству и воровству кардинально изменились.

Ключевые слова: «устная история», коллективизация, культура, праздники, песня, пьянство, воровство.

The author uses the historical genre “oral history” for understanding the transformation of culture in the country in the twenties and thirties of the last century. On the basis of profound interview with the witnesses of collectivization it is made the attempt to consider the transformation of peasants' culture in the kolkhoz village. According to the opinion of respondents, the author makes the conclusion that because of the changing of the country's mode of life the traditional culture, singing creation, the peasants' attitude to alcoholism and stealing was changed redically.

Key words: “oral history”, collectivization, culture, holiday, songs, alcoholism, stealing.

УДК 930.85

Культурно-исторические условия складывания концепта «Еда» в американской лингвокультуре

Cultural and historical conditions of folding of a concept “food” in the American culture of language

© Марушкина Надежда Сергеевна
Marushkina N.S.
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)» (Арзамасский филиал).
Россия, 607228, Нижегородская область, Арзамас, просп. Ленина, 125.
E-mail: nmarushkina@bk.ru

Статья поступила 02.03.2016 г.

В статье предлагается рассмотрение концепта «Еда» в американской лингвокультуре с позиции выявления исторических условий его формирования. Рассматриваются традиционные кулинарные предпочтения как коренного населения Америки, так и многочисленных иммигрантов, кухня которых повлияла на питание американцев, с целью определения содержательной стороны концепта.

Ключевые слова: концепт, традиция питания, традиционное блюдо.

The paper deals with concept Food in American culture from the position of revealing historical terms of its forming. Traditional eating habits of aboriginal population and the immigrants whose cuisine infl uenced the eating habits of Americans are described in the article aiming to present the conceptual point of the concept Food.

Key words:
concept, traditional eating habit, traditional food.

УДК 130.2+008

Антропологический поворот и антропологический принцип в философии и культурологии: исторические модификации. Часть 2

Anthropological turn and anthropological principle in philosophy and culturology: historical modifi cations. Part 2

© Круглова Лариса Константиновна
Kruglova L.K.
ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова».
Россия, 198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., 5/7.
E-mail: lkkruglova@gmail.com

Статья поступила 16.06.2016 г.

В статье рассматриваются различные способы постановки и решения проблемы человека в истории философии и культурологии, приводятся доказательства того, что в то время как на данном этапе развития философии в ней происходит очередной антропологический поворот, в культурологии его признаки менее заметны. Исходя из того, что человек является творцом и творением культуры, автор полагает, что антропологический принцип должен стать методологической основой культурологии, определяющей её теоретическую и практическую значимость. Антропологический поворот в культурологии может создать предпосылки для совмещения антропологического поворота в философии с культурологическим, что обеспечит возможность культурантропологического поворота в гуманитаристике.

Ключевые слова: антропологический поворот, антропологический принцип, культурантропологический поворот, философская антропология, софисты, Сократ, И. Кант, Л. Фейербах, Н. Г. Чернышевский, П. Л. Лавров, М. Шелер, экзистенциализм, постмодернизм.

Considered in the paper are various approaches to formulation and solution of the problem of man in history of philosophy and culturology. Evidence is provided that, while another anthropological turn is taking place in philosophical studies, its signs are less conspicuous in culturology. Proceeding from the notion of man as culture’s creator and creation, the author believes that the anthropological principle should become the methodological basis of culturology assuring it a greater theoretical and practical signifi cance. The anthropological turn in culturology can create the necessary prerequisites for merging the anthropological turn in philosophy and with culturological turn, thereby assuring emergence of a culturanthropological turn in humanities studies.

Key words: anthropological turn, anthropological principle, culturanthropological turn, philosophical anthropology, sophists, Socrat, I. Kant, L. Feuerbach;, N. G. Chernyshevsky, P. L. Lavrov, M. Scheler, existentialism, post-modernism.

УДК 11:681.5.01:685.512.2.011.56

Культурологические основания концептуального рафинирования теорий управления

Culturological bases of conceptual refi nement of theories of management

© Русяева Елена Юрьевна
Rusyaeva E. Yu.
ФГБУН «Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова Российской академии наук».
Россия, 117997, ГСП-7, В-342, Москва, ул. Профсоюзная, 65.
E-mail: rusyaeva@ipu.ru

Статья поступила 29.07.2016 г.

В культурологическом ключе представлены и обоснованы задачи концептуального рафинирования теорий управления. Указаны необходимые и достаточные условия для рафинирования, упорядочивания научных знаний, в том числе и для их продвижения.

Ключевые слова: концептуальное рафинирование, структурирование науки, ментальные типы субъектов, теории управления, продвижение научных знаний.

In a culturological key problems of conceptual refi nement of theories of management are presented and proved. Necessary and suffi cient conditions for refi nement, ordering of scientifi c knowledge including for their advance are specifi ed.

Key words: conceptual refi nement, structuring science, mental types of subjects, theories of management, advance of scientifi c knowledge.

УДК 791.43/.45

Рецепция кинематографа на раннем этапе его истории как проблема культуры. Часть 2. Кино и город*

Th e Reception of cinema in the early stage of its history as a problem of culture

© Хренов Николай Андреевич
Hrenov N.A.
ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры России».
Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5.
E-mail: nihrenov@mail.ru

Статья поступила 13.06.2016 г.

В статье предпринята попытка выявить в рецепции кино мифологические подтексты, определяющие восприятие реципиентом конкретных фильмов, созданных многими режиссерами в разные эпохи. Эти подтексты активно влияют на сознание массовой публики, но при этом не осознаются. Содержанием массовой рецепции кино являются в том числе внекинематографические проявления коллективного бессознательного. В ней актуализируются ментальные проекции образов — архетипов, возникших в разные эпохи истории культуры, и связанных с утопическими представлениями, мифами, религиозными символами. Причем проекциям коллективного бессознательного на кинематограф предшествуют проекции на город, которые затем переносятся на кино. В конечном счете кинематограф как таковой оказывается грандиозным интертекстом, в котором получает отражение история культуры как в ее осевой, так и в доосевой формах. Предмет анализа в статье сводится к проекциям, ставшим реальными уже на ранних этапах истории кино.

Ключевые слова: кинематограф, город, миф, массовая публика, фольклор, регресс сознания, рецепция, архетип, интертекст, чувственное познание, символические формы мышления, коммуникация, мифологизирующая функция, внетекстовые связи фильма, обряд, мистерия, праздник, утопия, сакральные смысл, секулярный смысл, культурный герой, лиминальность, рессантимент, авантюрный дискурс, апокалиптический образ.

The article attempts to identify in the reception movie mythological overtones that determine perception of recipient specifi c fi lms made by many Directors in diff erent eras. These subtexts actively infl uence the consciousness of mass audience, but not understood. Content of the mass reception of fi lm are, in particular, incinerations manifestations of the collective unconscious. It actualizarse mental projection of images — archetypes that have arisen in diff erent eras of cultural history and associated with utopian ideas, myths, religious symbols. Moreover, the projections of the collective unconscious of the fi lm is preceded by the projection of the city, which then transferred to the movie. Ultimately, the fi lm itself is a Grand intertext, which receives a refl ection of the cultural history both in its axial and gooseboy forms. The subject of analysis in the article comes down to projections that becomes a real at an early stage in the history of cinema.

Key words: Cinema, the city, the myth, the mass audience, the folklore, the regression of consciousness, reception, archetype, intertextuality, perceptual knowledge, symbolic forms of thought, communication, mifologiia, function, waterstove context of the fi lm, ceremony, mystery, holiday, utopia, sense of the sacred, the secular sense, a cultural hero, Liminality, ressentiment, adventurous discourse, apocalyptic way.

УДК 372.83

Медиаобразование как культурологический проект

Media Education as a Culturological Project

© Кириллова Наталья Борисовна
Kirillova N.B.
ФГБОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина».
Россия, 620027, Екатеринбург, ул. Н. Никонова, 6.
E-mail: urfo@bk.ru

Статья поступила 11.08.2016 г.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты медиаобразования как комплексной структуры прикладной культурологии. Цель медиаобразования — повышение медиаграмотности молодежной (школьной, студенческой) аудитории, формирование медиакультуры личности, способной «читать», анализировать медиатекст, заниматься медиатворчеством.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, медиаграмотность, медиатекст, декодирование медиатекста, медиакультура, концепции медиаобразования, прикладная культурология, язык медиа.

The paper explores theoretical and practical aspects of media education, treating them as complex structures of applied culturology. The goal of media education is to promote media literacy among young audience (among school and teenager age groups) and to develop media culture on the level of individuals, thus providing them with the capability of «reading» and analyzing media texts, as well as expressing their creativity through media.

Key words: media education, media competence, media text, media text decoding, media culture, concepts in media education, applied culturology, media language.

УДК 008:39; 008:351.858

КРЫМ — НАШ! Рабочая тетрадь конкурсных заданий для студентов

THE CRIMEA
OURS! Workbook of competitive tasks for students

© Ванюшкина Любовь Максимовна
Vaniushkina L.M.

 ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: lm31551@ya.ru

© Тихомиров Сергей Александрович
Tyhomyrov S.A.
ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru

© Дракина Ирина Константиновна
Drakina I.K.
ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

Статья поступила 25.08.2016 г.

Рабочая тетрадь «Крым — наш!» была разработана для студентов Высшей школы народных искусств, но может быть использована в учебной и воспитательной работе со студентами любых высших учебных заведений, независимо от профиля. Рабочая тетрадь включает 18 тематических проблемно-поисковых заданий, направленных на формирование активной гражданской позиции, эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре Крыма, исследовательских навыков студентов. Логика и алгоритм выполнения заданий и исследовательская деятельность студентов предполагают поиск информации, рассматривание визуального материала, его интерпретацию и аргументацию и как кульминацию деятельности — создание собственных текстов культуры.

Ключевые слова: Крым, рабочая тетрадь, исследовательские навыки студентов, гражданская позиция.

The workbook “The Crimea — ours!” was written for Higher School of Folk Arts students. It can be used for students learning in any type higher educational institutes. The workbook consists from 18 search tasks, which form active civic stand, emotional and valuable attitude for Crimea’s history and culture, student’s research skills. Solution algorithm includes information search, work with visual material and its interpretation. Creation of own students texts of culture is the main result of work with workbook.

Key words: Crimea, workbook, student’s research skills, civic stand.

УДК 316.7

Репрезентация региона в телетрансляциях церемоний открытия и закрытия Универсиады–2013*

Representation of the region in the opening and closing ceremonies’television broadcasting of the 2013 Summer Universiade

© Макарова Гузель Ильясовна
Makarova G. I.

ГБУ «Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан».
Россия, 420014, Республика Татарстан, Казань, ул. Кремль, под. 5.
E-mail: makarova_guzel@mail.ru

Статья поступила 07.04.2016 г.

Репрезентация Татарстана в телетрансляциях открытия и закрытия Универсиады–2013 рассматривается в статье в плане проявления интенций федеральных и региональных властей, выражения их этнокультурных политик. В понимании репрезентации она базируется на идеях С. Холла. При осуществлении дискурс-анализа (с привлечением данных фокус-групп и экспертных интервью, позволяющих представить процесс производства текста и его связь с социальным контекстом) используются методологические подходы Н. Феркло. Устремления руководства РФ проявились в том, что республика показана в качестве неотъемлемой части России, как самобытная в этнокультурном плане ее территория через древнюю историю и культуру татар. Настоящее же и будущее представлены как единые для большой страны. Такой показ отвечает намерениям политических элит Татарстана в плане артикуляции его этнокультурной отличительности, которая, как и многонациональность, используется в выстраивании регионального бренда.

Ключевые слова: репрезентация региона, дискурс, спортивное мега-событие, этнокультурная политика, региональная идентичность, этнокультурный образ, Татарстан.

Representation of Tatarstan in television broadcasting of the Universiade 2013 ceremonies in the article is discussed in terms of manifestations of intentions of the federal and regional authorities associated with the political positioning of the country and region and formation of corresponding identities and expressing of their ethnic policy. In the scope of representation insight the article is based on the ideas of C. Hall. While implementing of discourse analysis (involving focus groups and expert interviews), the methodological approaches of N. Fairclough have been used. Aspirations of the Russian Federation’s leadership appeared in the fact that the republic is shown as an integral part of Russia and original ethnic and cultural area through ancient history and culture of the Tatars. Present and future appear as joint ones for the country. This corresponds to the intentions of the Tatarstan’s elites in terms of articulation its ethnocultural distinctiveness using multinationality in forming of a regional brand.

Key words: representation of region, discourse, sports mega-event, ethnocultural policy, regional identity, ethnocultural image, Tatarstan.

УДК 74.01/.09

Уральская индустриальная биеннале современного искусства: опыт ревитализации городской среды

Ural industrial biennale of contemporary art: the trial revitalisation of the urban environment

© Ткачева Дарья Сергеевна
Tkacheva D.S.

ГБУ «Государственный центр современного искусства» (Волго-Вятский филиал).
Россия, 610050, Киров, ул. Кольцова, 11.
E-mail: daryatka@gmail.com

Статья поступила 24.03.2016 г.

3-я Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге в очередной раз продемонстрировала возможности современного искусства как инструмента ревитализации городской среды. Наглядным воплощением этого стала художественная трансформация здания гостиницы «Исеть». Наряду с такими знаковыми событиями, как выставка-форум «Иннопром» и инициатива проведения в Екатеринбурге симпозиума Международной биеннальной ассоциации становится очевидным, что этот Фестиваль современного искусства играет важную роль в развитии города и региона.

Ключевые слова: биеннале, индустриальность, современное искусство, городская среда, культурная политика.

The 3rd Ural industrial biennale in Ekaterinburg once again showed the possibilities of the contemporary art as the instrument for the revitalisation of the urban environment. Art transformation of the building of «Iset hotel» became the evident embodiment of it. Along with such indicative events as the exhibition forum «Innoprom» and the initiative of carrying out the symposium of the International Biennale Association in Ekaterinburg, becomes obvious that this Festival of the contemporary art takes an important part in the development of the city and the region.

Key words: biennale, industriality, contemporary art, urban environment, cultural policy.

УДК 130.2

«Срок жизни истин — двадцать–тридцать лет…» (заметки о новой книге, вышедшей в серии «Исследования культуры», и о российской культурологии)

“A lifetime of truths — twenty-thirty years…” (notes about the new book, which was published in the “Cultural Studies” series and about Russian science of culture)

© Лехнер Юлия Александровна
Lekchner Ju. A.
ФГБОУ ВО «Русская христианская гуманитарная академия».
Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 15.
E-mail: julialekchner@gmail.com

© Мартынов Владимир Анатольевич
Martynov V. A.
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского».
Россия, 644077, Омск, просп. Мира, 55-А.
E-mail: vmartynov@list.ru

Статья поступила 20.09.2016 г.

Появление перевода знаменитого труда известного немецкого ученого Г. Люббе «В ногу со временем» — серьезное событие в интеллектуальном пространстве современной России. Особенно значимо это событие в контексте споров об институциональном статусе, о целях и задачах российской культурологии. Книга Г. Люббе — важнейший момент программы «культурных исследований» Высшей школы экономики, в этом качестве почти манифест, легитимизирующий всю программу в целом. Эта программа не просто дополняет и продолжает усилия российских культурологов последних двадцати лет, она предполагает полный отказ от всей этой работы. Этот радикализм делает возможной и необходимой принципиальную критику, обращенную прежде всего на программу в целом, но также и на место в этой программе новейшего манифеста «философии культуры цивилизации модерна». Вопросы к концепции Г. Люббе вполне возможны, они касаются как эпистемологии, как проблем метода, так и собственно концептуальной части. При детальном рассмотрении идея сокращения зоны настоящего времени в модерне не выглядит ни оригинальной, ни эвристически эффективной. Это не отменяет возможности высоко оценить книгу Г. Люббе для современной социологии культуры и для практики культурных исследований.

Ключевые слова: Г. Люббе, «культурные исследования», гуманитарное знание, эпоха модерна, историзм, время модерна.

The appearance of the translation of the famous work of the German scientist G. Lubbe “Together with time” — a major event in the intellectual space of modern Russia. A particularly signifi cant event in the context of the institutional status of the dispute, the aims and objectives of the Russian Cultural Studies. G. Lubbe’s book — the most important moment of science program of the Higher School of Economics, in this as almost a manifesto. This program not only complements and continues the eff orts of Russian scientists of the last twenty years, it involves a complete rejection of all this work. This radicalism makes possible and necessary fundamental criticism, addressed primarily to the program as a whole, but also for a place in the program of the latest manifesto of philosophy of culture”. Questions are possible, they relate to epistemology, to the method, and in fact to the conceptual part. When we look at the idea of the reduction of the time zone in modernity, it does not look neither original nor heuristically eff ective. This does not negate the possibility of appreciate this book for modern sociology of culture and practice of cultural studies.

Key words: H. Lubbe, “cultural studies”, the Humanities, modernity, historicism, time of modernity.