Вопросы культурологии №9

Вопросы культурологии №9

Электронная версия

539.00 руб.
УДК 292.11

СООТНОШЕНИЕ СВЕТА И ТЬМЫ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Ляпустин Алексей Геннадьевич
, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова». Россия, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1.

Цель данной статьи – проанализировать оппозицию света и тьмы в древнегреческой мифологии. Автор демонстрирует, что первоначально тьма превалировала над светом, однако в поздней мифологической традиции доминантой стал свет. Это связано с изменением ракурса видения проблемы: на смену онтологическому пониманию этой пары пришло гносеологическое.

Ключевые слова: свет, тьма, древнегреческая мифология, бинарная оппозиция, онтология, гносеология, со- крытость, несокрытость.

THE CORRELATION OF LIGHT AND DARKNESS IN ANCIENT GREEK MYTHOLOGY

Lyapustin A.G
.

The aim of this article is to analyze the opposition of light and darkness in Greek mythology. The author demonstrates that initially, the darkness dominated over light, however, in the later mythological tradition light became dominant. This is due to the change of the angle of vision of the problem: the ontological understanding of this opposition has been replaced by the epistemological.

Keywords: light, darkness, Greek mythology, binary opposition, ontology, epistemology, concealment, unconcealment.

УДК 398

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА СОЧИНСКОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Карадже Татьяна Васильевна
, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, 88. E-mail: karadzhe@yandex.ru

Тема взаимосвязи истории, региональной мифологии и географического пространства остается областью постоянного интереса гуманитарных наук. В статье рассматривается эволюция формирования мифологической картины сочинского Причерноморья. Большинство названий географических объектов сочинского Причерноморья требуют своей расшифровки, и понять их возможно лишь обратившись к мифологической составляющей истории этого региона, в которой нашли свое отражение как культуры народов проживающих на побережье, так и навсегда исчезнувших с современной карты мира, но оставивших свой след в легендах и сказаниях.

Ключевые слова: мифологическая картина, миграционные потоки, региональная мифология.

MYTHOLOGICAL PAINTING OF THE SOCHI BLACK SEA COAST

Karadzhe T.V.


The article discusses the evolution of the development of mythological paintings of the Sochi black sea coast. The theme of the relationship of history, regional mythology and geographical space remains an area of constant interest in the Humanities. Most of the names of geographical objects of the Sochi black sea region require their transcripts and to understand them, perhaps only referring to the mythological part of the history of the region, which refl ected both the culture of the peoples living on the coast, and forever disappeared from modern maps of the world, but left its mark in the legends, legends and fairy tales.

Keywords: mythological picture, migration fl ows, regional mythology.

УДК 791.43/.45

РЕЦЕПЦИЯ КИНЕМАТОГРАФА НА РАННЕМ ЭТАПЕ ЕГО ИСТОРИИ КАК ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ. ЧАСТЬ 1. КИНО И МИФ

Хренов Николай Андреевич
, ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры России». Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5. E-mail: nihrenov@mail.ru

В статье предпринята попытка выявить в рецепции кино мифологические подтексты, определяющие восприятие реципиентом конкретных фильмов, созданных многими режиссерами в разные эпохи. Эти подтексты активно влияют на сознание массовой публики, но при этом не осознаются. Содержанием массовой рецепции кино являются, в том числе, внекинематографические проявления коллективного бессознательного. В ней актуализируются ментальные проекции образов — архетипов, возникших в разные эпохи истории культуры и связанных с утопическими представлениями, мифами, религиозными символами. Причем, проекциям коллективного бессознательного на кинематограф предшествуют проекции на город, которые затем переносятся на кино. В конечном счете кинематограф как таковой оказывается грандиозным интертекстом, в котором получает отражение история культуры как в ее осевой, так и в доосевой формах. Предмет анализа в статье сводится к проекциям, ставшим реальными уже на ранних этапах истории кино.

Ключевые слова: кинематограф, город, миф, массовая публика, фольклор, регресс сознания, рецепция, архетип, интертекст, чувственное познание, символические формы мышления, коммуникация, мифологизирующая функция, внетекстовые связи фильма, обряд, мистерия, праздник, утопия, сакральные смысл, секулярный смысл, культурный герой, лиминальность, рессантимент, авантюрный дискурс, апокалиптический образ.

TH E RECEPTION OF CINEMA IN THE EARLY STAGE OF ITS HISTORY AS A PROBLEM OF CULTURE

Hrenov N. A.


The paper attempts to identify in the reception movie mythological overtones that determine perception of recipient specifi c fi lms made by many Directors in diff erent eras. These subtexts actively infl uence the consciousness of mass audience, but not understood. Content of the mass reception of fi lm are, in particular, incinerations manifestations of the collective unconscious. It actualizarse mental projection of images — archetypes that have arisen in diff erent eras of cultural history and associated with utopian ideas, myths, religious symbols. Moreover, the projections of the collective unconscious of the fi lm is preceded by the projection of the city, which then transferred to the movie. Ultimately, the fi lm itself is a Grand intertext, which receives a refl ection of the cultural history both in its axial and gooseboy forms. The subject of analysis in the article comes down to projections that becomes a real at an early stage in the history of cinema.

Keywords: Cinema, the city, the myth, the mass audience, the folklore, the regression of consciousness, reception, archetype, intertextuality, perceptual knowledge, symbolic forms of thought, communication, mifologiia, function, waterstove context of the fi lm, ceremony, mystery, holiday, utopia, sense of the sacred, the secular sense, a cultural hero, Liminality, ressentiment, adventurous discourse, apocalyptic way.

УДК 930.85

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСКИХ ТИПОВ В РУССКОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ 1920-Х ГОДОВ

Хлопонина Ольга Олеговна
, АНО ВПО «Московский гуманитарный университет». Россия, 111395, Москва, ул. Юности, 5/1. E-mail: hloponinaolga@gmail.com

В статье рассматриваются особенности репрезентации женских типов в русской художественной культуре 1920- х годов в контексте процесса ремифологизации. Опираясь на условную типологическую классификацию, восходящую к архаическим коллективным представлениям о женских стереотипах, автор прослеживает процесс «вторичной семиотизации» мифов-идеологем, закрепившихся преимущественно в массовой культуре обозначенного периода, в частности в изобразительном искусстве и кинематографе. Отвечая основным потребностям новой системы — производству и воспроизводству, наиболее востребованными в массовой культуре становятся «деметрианский» и «героический» типы, замещающие друг друга. Трансформация мифотипов в новых женских образах в искусстве происходит с опорой на архетипические символы, включенные в контекст социальной мифологии новой идеологической парадигмы.

TH E ARCHETYPAL MODEL OF ARTISTIC REPRESENTATIONS IN THE FEMALE TYPES IN THE RUSSIAN POPULAR CULTURE OF THE 1920IES

Khloponina O. O.


The specifi cation of the female types represented in Russian culture of the 1920ies is reviewed within the context of remithologization. The process of «secondary semiotization» of myths and ideologies that consolidated a popular culture is traced in terms of tentative typological classifi cation, which goes back to the archaic collective views about women’s roles in society. As the main needs of the new system were the production and reproduction, the most popular women types in mass culture become Demetrian and Heroic which substituted each other. The transformation of mithotypes in new female images in art is based on archetypal symbols and motives within the ideological context of the new scheme.

Keywords: mythology of female types, popular culture, ideologies of Soviet culture.

УДК 130.2+008

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДИФИКАЦИИ. ЧАСТЬ 1

Круглова Лариса Константиновна
, ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова». Россия, 198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., 5/7. E-mail: lkkruglova@gmail.com

В статье рассматриваются различные способы постановки и решения проблемы человека в истории философии и культурологии, приводятся доказательства того, что в то время как на данном этапе развития философии в ней происходит очередной антропологический поворот, в культурологии его признаки менее заметны. Исходя из того, что человек является творцом и творением культуры, автор полагает, что антропологический принцип должен стать методологической основой культурологии, определяющей её теоретическую и практическую значимость. Антропологический поворот в культурологии может создать предпосылки для совмещения антропологического поворота в философии с культурологическим, что обеспечит возможность культурантропологического поворота в гуманитаристике.

Ключевые слова: антропологический поворот, антропологический принцип, культурантропологический поворот, философская антропология, софисты, Сократ, И. Кант, Л. Фейербах, Н. Г. Чернышевский, П. Л. Лавров, М. Ше- лер, экзистенциализм, постмодернизм.

ANTHROPOLOGICAL TURN AND ANTHROPOLOGICAL PRINCIPLE IN PHILOSOPHY AND CULTUROLOGY: HISTORICAL MODIFI CATIONS. PART 1

Kruglova L.K.


Considered in the paper are various approaches to formulation and solution of the problem of man in history of philosophy and culturology. Evidence is provided that, while another anthropological turn is taking place in philosophical studies, its signs are less conspicuous in culturology. Proceeding from the notion of man as culture’s creator and creation, the author believes that the anthropological principle should become the methodological basis of culturology assuring it a greater theoretical and practical signifi cance. The anthropological turn in culturology can create the necessary prerequisites for merging the anthropological turn in philosophy and with culturological turn, thereby assuring emergence of a culturanthropological turn in humanities studies.

Keywords: anthropological turn, anthropological principle, culturanthropological turn, philosophical anthropology, sophists, Socrat, I. Kant, L. Feuerbach;, N. G. Chernyshevsky, P. L. Lavrov, M. Scheler, existentialism, post-modernism.

УДК 11:681.5.01:685.512.2.011.56

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОГНИТИВНЫХ ТЕХНИК ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Русяева Елена Юрьевна
, ФГБУН «Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова Российской Академии наук». Россия, 117997, Москва, ГСП-7, В-342, ул. Профсоюзная, 65. E-mail: 1779624@mail.ru Статья поступила 29.04.2016 г.

В культурологическом дискурсе рассмотрены этапы решения познавательных задач. Указаны важные аспекты формирования когнитивных техник получения научных знаний. Представлены механизмы познавательного процесса с позиций культурологии.

Ключевые слова: уровни сложности, познавательный процесс, ментальные, культурно-исторические типы субъектов, диалектическое снятие, когнитивные техники.

CULTUROLOGICAL ASPECTS COGNITIVE TECHNICIAN OF FORMATION OF SCIENTIFI C KNOWLEDGE

Rusyaeva E. Yu.


In a culturological discourse stages of the solution of informative tasks are considered. Important aspects of formation cognitive the technician of receiving scientifi c knowledge are specifi ed. Mechanisms of informative process from cultural science positions are presented.

Keywords: complexity levels, informative process, mental, cultural and historical types of subjects, dialectic removal, cognitive technicians.

УДК 82.01/.09

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КУРСЫ РУБЕЖА XIX– XX ВЕКОВ КАК ИСТОЧНИК ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО МОДЕРНИЗМА

Скороходов Максим Владимирович
, ФГБУН «Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской Академии наук». Россия, 121069, Москва, ул. Поварская, 25 а. E-mail: mli.skorohodov@yandex.ru Статья поступила 01.07.2015 г.

В статье дается краткая характеристика отечественной системы образования на рубеже XIX–XX вв., которая рассматривается как источник формирования образной системы русского модернизма. Существенным представляется также вопрос об определении кругозора и эрудиции тех читателей, слушателей и зрителей, которым в первую очередь были адресованы произведения авторов Серебряного века.

Ключевые слова: русский модернизм, источники творчества, система образования, университетские лекции.

UNIVERSITY COURSES AT THE TURN OF THE 19 TH AND 20 TH CENTURIES AS SOURCE OF FI GURATIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN MODERNISM

Skorokhodov M. V.


The article briefl y describes the higher education system in Russia at the turn of the 19 th and 20 th centuries. University programs and courses are characterized as a source for the formation of the image system of Russian modernism. The article also accentuates a comprehensive world view and eruditeness of readers, listeners and viewers who were in particular addressed to in works of the Silver Age authors.

Keywords: Russian modernism, works sources, education system, university lectures.

УДК 82.01/.09

АННА КУЛИШЕВА В ИСТОРИИ РОССИИ И ИТАЛИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕМЫ

Еремеева Анна Натановна
, ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва» (Южный филиал). Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 28, оф. 28. E-mail: erana@mail.ru

В статье рассмотрены история, современное состояние, перспективы изучения и трансляции биографии и наследия Анны Кулишевой — уроженки Российской империи, ставшей одним из лидеров социалистического движения в Италии. Автор представила обзор трудов отечественных и зарубежных авторов, архивных, музейных ресурсов, опыт репрезентации биографии Кулишевой в культурном пространстве.

Ключевые слова: Анна Кулишева; российские и итальянские страницы биографии; историография; источники; репрезентация.

ANNA KULISCIOFF IN THE HISTORY OF RUSSIA AND ITALY: MODERN STATUS AND PERSPECTIVES OF RESEARCH AND REPRESENTATION

Eremeeva A. N.


The report reviewed the history, current status and perspectives for the study and scientifi c promotion of the biography and heritage of Anna Kuliscioff , a native of the Russian Empire, one of the leaders of the socialist movement in Italy. The author presents an overview of the works of the domestic and foreign authors, archival, museum resources, and practice of representation of Kuliscioff ’s biography in the cultural space.

Keywords: Anna Kuliscioff, Russian and Italian pages of biography, historiography, sources, representation.

УДК 378.14

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕРФОРМАНС. ЗАМЕТКИ РЕТРОГРАДА О ЗНАНИЯХ И КОМПЕТЕНЦИЯХ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ И НЕ ТОЛЬКО

Докучаев Илья Игоревич
, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». Россия, 690950, Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru

В статье идет речь о роли знаний и компетенций в образовательном процессе, делается вывод, что современное образование есть перформативная практика, представляющая собой проекцию ключевых особенностей современной культуры. Субъектом образовательного процесса становится сеть и участники сетевого процесса, технологией образовательного процесса становится дилетантизм и самодеятельность, основным продуктом образовательного процесса оказываются компетенции, представляющие собой перформанс, или остранение реальности знания в форме ее непрекращающейся модификации. Автор статьи делает вывод, что существо об- разования и науки есть формирование человека на основе знания о том, каковы ключевые понятия и структуры реальности, поэтому, несмотря на то, положительным или отрицательным потенциалом обладает современная культура и строящееся на основе ее ценностей образование, знания должны остаться ключевым аспектом образовательного процесса. Это касается как практически ориентированных образовательных программ, так и теоретически ориентированных, включая философию как науку и образовательную программу, сопоставимую по своей предметной области со всей сферой знаний остальных научных направлений.

Ключевые слова: наука, философия, образование, сетевая культура, перформанс, знания, компетенции.

EDUCATION AND PERFORMANCE SOME NOTES OF A REACTIONARY ON KNOWLEDGE AND COMPETENCE IN PHILOSOPY AND BEYOND

Dokuchaev I. I.


In this paper I treat the issue of the role knowledge and competence have in education. I make a conclusion that modern education is a performative practice being in itself a projection of the key characteristics of modern culture. The subject (or actor) of educational process is today networking and its participants; the technology of education is dilettantism and amateur activities; its main produce are competencies which are in fact a performance or de-familiarization of the knowledge reality by way of its constant modifi cation. I also make an inference that the essence and goal of education and science is to contribute to the shaping of a human personality on the basis of knowledge concerning the key concepts and structures of the reality; proceeding from this we can claim that regardless of negative or positive potentials modern culture may have, together with education based on its values, knowledge and solely knowledge is to be and remain the key aspect of all educational processes. This holds both for practically focused educational programs and for theoretical disciplines, including philosophy as a science and an academic program whose domain is commensurable with the whole fi eld of all other disciplines and sciences.

Keywords: science, philosophy, education, networking culture, performance, knowledge, competence.

УДК 766

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ: КОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

Дзюба Дарья Николаевна
, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Россия, 610000, Киров, ул. Московская, 36. E-mail: adminprog@rambler.ru

Цель настоящей статьи — на примере компьютерной графики показать влияние информационных технологий на работу современного музея. Как выстраивается коммуникация в парадигме экспонат — зритель? Что нового открывают технические возможности компьютерной графики?

Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальный музей, компьютерная графика, коммуникация, интерактивность, технология.

VIRTUAL MUSEUM: COM COMMUNICATION CHANNELS

Dziuba D. N.


The goal of this article is to show, by the example on computer graphics, the infl uence Information Technologies have on the concept of modern museum. The way that paradigm «showpiece — observer» is aff ected. And what novel possibilities can be achieved with computer graphics.

Keywords: virtual reality, virtual museum, computer graphics, communication, interactivity, technology.

УДК 930.85

ОТХОД ОТ «ОРИЕНТАЛИЗМА» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Гришин Михаил Владимирович
, ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания». Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5. E-mail: grishin.mihail@yandex.ru

В статье рассматривается понятие ориентализма, сформулированное Э. В. Саидом как форма западного «дискурса» о Востоке: идея эпистемологического и онтологического отличия Востока от Запада. Показано как идея радикальной Чуждости Востока преодолевается в художественной культуре Запада, начиная со второй половины ХХ в. К западным художникам приходит понимание единства базовых художественных принципов Востока и Запада, скрытого культурно обусловленными языками описания такого опыта.

Ключевые слова: ориентализм, идея радикальной чуждости Востока, единство базовых принципов художественного опыта, взаимодействие культур Востока и Запада, западно-восточный художественный синтез.

REFUSAL FROM “ORIENTALISME” IN WESTERN ART CULTURE IN THE SECOND PART OF XX CENTURY

Grishin M. V.


In this paper marks “orientalism” concepton by E. V. Said as a form western “discurses” about Orient: an idea epistemological and ontological diff erences between East and West. In the article shows as an idea radical “Allienation” of Orient overcomes at the western art culture in the second half XX century. The western artist begin awareness unity basic art principles East and West, hidden cultural depending on languages of description. Key words: orientalism, idea of radical extreneity of the East, unity of the basic principles of art experience, interaction of cultures of the East and West, West-East art synthesis.

УДК 130.2

«УЖЕЛЬ ТА САМАЯ ТАТЬЯНА» ТАВРИЧЕСКАЯ К ПОРТРЕТУ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КОЛЛЕКТОРА

Люсый Александр Павлович
, ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва». Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2. E-mail: allyus1@gmail.com

Рассматриваются ошибочные и попросту безграмотные трактовки истории и культуры Крыма и неправомерные претензии к русской поэзии в потоке нынешнего крымского книжного бума. Раскрываются подмены поэтических свидетельств плакатными стихами и продукцией массовой культуры. Тем самым совершенствуется учреждённый автором на страницах журнала жанр культурологического фельетона. 

Ключевые слова: миф, метафора, коллектор, задолженность, право, античность, многообразие, самоопределение.

«CAN IT BE TRUE THAT VERY TATYANA» TAURIAN. TH E PORTRAIT OF THE HISTORICAL AND LITERARY COLLECTOR

Liusyi A. P.


Considered erroneous and simply ignorant interpretations of history and culture of the Crimea and illegitimate claims to Russian poetry in the fl ow of the current Crimean book boom. Revealing the substitution of the poetic evidence in poster poems and the products of mass culture. Thereby continues to improve established author in the magazine the genre of cultural feuilleton. Key words: myth, metaphor, collector, debt, right, antiquity, diversity, determination.