Вопросы культурологии №8

Вопросы культурологии №8

Электронная версия

539.00 руб.
УДК 321.013

Необходимый консерватизм: государственно-властный аспект

Necessary conservatism: state and imperious aspect

© Харламова Юлия Александровна
Harlamova Yu.A.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II».
Россия, 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9.
E-mail: ykharlamova@yandex.ru

Статья поступила 06.04.2016 г.

В представленной статье рассматриваются проблемы российского властного процесса в контексте исторической ретроспективы и перспективы. Дается анализ философско-политических воззрений русских мыслителей И. Ильина, Л. Тихомирова, Ф. Тютчева и других. Проводятся попытки применить русское консервативное наследие к реалиям сегодняшнего дня.

Ключевые слова: русский консерватизм, исторический процесс, властный процесс, имперская идеология, соборность, русская цивилизация.

In the submitted paper problems of the Russian imperious process in the context of a historical retrospective and prospect are considered. The analysis of philosophical and political views of the Russian thinkers I. Ilyin, L. Tikhomirov, F. Tyutchev and others is given. Attempts to apply the Russian conservative heritage to realities of today are carried out.

Key words: Russian conservatism, historical process, imperious process, imperial ideology, conciliarity, Russian civilization.

УДК 130.2

Арктический прорыв России как поликультурный феномен

Arctic break of Russia as polycultural phenomenon

© Костяев Александр Иванович

Kostyaev A.I.

ГАПОУ МО «Московский губернский колледж искусств».
Россия, 141406, Московская область, Химки, ул. Библиотечная, 10.
E-mail: kostyaev@bk.ru

Статья поступила 01.01.2016 г.

В статье анализируется история и современность русской Арктики, набор основных образов и символов. Особое внимание уделяется Арктике как сакральной границе России.

Ключевые слова: Россия, Арктика, Север, образ, смысл, символ.

In paper the history and the present of the Russian of the Arctic, a set of the main images and symbols is analyzed. The special attention is paid to the Arctic as sacral border of Russia.

Key words: Russia, Arctic, North, image, sense, symbol.

УДК 304.42

К парадигме конструктивной культурной политики

The constructive paradigm of cultural policy

© Васильев Глеб Евгеньевич
Vasilyev G.E.

НОЧУ ВПО «Московский финансово-экономический институт».
Россия, 129075, Москва, ул. Новомосковская, 15 а.
E-mail: gleb.negin@mail.ru
© Коростелев Николай Юрьевич
Korostelev N.Yu.

ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный институт культуры».
Россия, 350072, Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33.
E-mail: sfedu@mail.ru

Статья поступила 12.05.2016 г.

В статье ставится проблема создания конструктивной государственной культурной политики, рассматриваются принципы и концептуальные основания данной политики, её цели и смыслы. В статье также раскрываются ключевые понятия «культурно-исторической системы», «культуры», «цивилизации».

Ключевые слова: культура, культурная политика, культурно-историческая система, европоцентризм, ценности.

The paper raises the problem of creating constructive state cultural policy, defi nes the principles and conceptual basis of this policy, its purpose and meaning. The paper also articulates the concept of «cultural-historical system», «culture», «civilization».

Key words: culture, cultural policy, cultural-historical system, Eurocentrism, values.

УДК 331

«Фолк-психология» в контексте культурных перемен: нарративный ракурс

Culture contextual change to challenge folk psychology: a narrative view

© Серенков Юрий Сергеевич
Serenkov Yu.S.

Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Россия, 654041, Новокузнецк, ул. Циолковского, 23.
E-mail: juriyy-serenkov@rambler.ru

Статья поступила 23.03.2016 г.

Способность к синхронному пониманию мыслей и эмоционально-психических состояний окружающих приходит с осознанием культурного контекста как сложного динамичного целого. Эта способность может рассматриваться в качестве звучащего в нашем сознании повествовательного голоса — культурного гида, интенсивность, регистры (модусы) и эффективность которого в терминах практических решений и выборов зависит от школы «артикулируемого» нарративного опыта, которую индивид проходит в процессе интеграции в культуру и социум.

Ключевые слова: нарратив, культурный контекст, фолк-психология, фолк-психологический нарратив, гипотеза о нарративном происхождения социальности, философия сознания, миф о Джоунсе.

Ability to synchronous understanding of thoughts and emotional and mental conditions of people around comes with understanding of a cultural context as diffi cult dynamic whole. This ability can be considered as the narrative voice sounding in our consciousness — the cultural guide, intensity, registers (modes) and which effi ciency in terms of practical decisions and elections depends on school of the «articulated» narrative experience which the individual passes in process of integration into culture and society.

Key words: a narrative, a cultural context, folk psychology, a folk psychological narrative, a hypothesis about narrative sociality origins, consciousness philosophy, the myth about Jones.

Образы рекламы: визуализация и стиль

Images of advertising: visualization and style

© Карчаа Лиана Ренатовна
Karchaa L.R.

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». Россия, 119602, Москва, ул. Коштоянца, 47/1.
E-mail: liana_eng@mail.ru

Статья поступила 27.11.2015 г.

В исторической ретроспективе рассматривается переход от вербальных рекламных образов к визуальным. Анализируется социокультурное основание и роль креативной идеи в рекламной визуализации желательных для аудитории представлений о товаре. Рассматривается место стиля в создании социально привлекательных визуальных образов рекламы.

Ключевые слова: реклама, симулякр, рекламный образ, визуализация, креатив, имидж, стиль пин-ап.

Historically considered a transition from verbal to visual advertising images. Examines the role of socio-cultural foundation and creative ideas in advertising to an audience visualize the desired image of the product. The place of style in the creation of socially attractive images of advertising.

Key words: advertising, simulacrum, advertising image, visualization, creativity, image, style, pin-up.

УДК 130.2

Образы-парадигмы в религиозной культуре

Image-paradigms in religious culture

© Охоцимский Андрей Дмитриевич
Ohotsimsky A. D.

Центр Восточно-христианской культуры.
Россия, 117333, Москва, ул. Дм. Ульянова, 3.
E-mail: andrew_simsky@mail.ru
Статья поступила 18.06.2015 г.

В данной статье рассматривается образная составляющая религиозной культуры и сознания, специфические свойства религиозных образов и их отличия от образов в искусстве. Для характеристики религиозных образов применяется понятие «образ-парадигма», введенное ранее в контексте иеротопических исследований. Религиозные образы могут быть описаны как «образы-парадигмы», так как их источником является религиозная традиция в целом. Они воспринимаются верующими как образы духовной реальности, как образы-посредники, соединяющие миры горнего и дольнего. Обсуждаются примеры применения понятия «образ-парадигма» в религиоведении и литературоведении.

Ключевые слова: образ-парадигма, христианство, иеротопия, образ, огонь, храм, парадигма, сакральное пространство, икона.

In this paper, the notion of “image-paradigms”, recently introduced by Alexei Lidov in his analysis of sacred spaces of the Byzantine culture, is used to characterize religious imagery in a broad sense (images-pictures as well as mental images-visions). It is shown that the concept of “image-paradigms” successfully conveys peculiar characteristics of religious images and helps to understand their diff erences from the images evoked by the perception of art. We can characterize religious imagery as paradigmatic because it is engendered by the religious tradition in its entirety. In the view of the faithful, these images refl ect the otherworldly reality and act as go-betweens connecting the divine and the mundane. A few examples of the use of the notion “image-paradigm” in religious and cultural studies available in literature are also discussed.

Key words: image-paradigm, Christianity, hierotopy, fi re, symbol, temple, icon, sacred space.

УДК 130.2

Ключ к Хлебникову. Велимир Хлебников и «волжский текст»: к 130-летию со дня рождения поэта

The key to Khlebnikov. Velimir Khlebnikov and “Volzhsky text”: to the 130 th anniversary since the birth of poet and thinker

© Люсый Александр Павлович
Liusyi A. P.

ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва».
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2.
E-mail: allyus1@gmail.com

Статья поступила 26.10.2015 г.

Явление Пушкина, по словам Герцена, стало ответом России на брошенный ей исторический вызов Петра I-го. Феномен Хлебникова оказался адекватным ответом на ещё более радикальный вызов (вызов — вызову) современного ему земляка-волжанина со среднего течения — Ленина. Пушкин разбудил такую открытую Владимиром Топоровым мыслительную реальность, как Петербургский текст русской литературы. Хлебников в значительной мере творчески существовал в пространстве Волжского текста. Евразийское поэтическое мышление Хлебникова исследуется в статье сквозь призму данного текста.

Ключевые слова: хронотоп, геопоэтика, революция, локус, текст, ризомное мышление, пространство.

The phenomenon of Pushkin, Herzen’s words, became the answer of Russia to abandoned her historical calling of Peter. The phenomenon Khlebnikov was an adequate answer to an even more radical challenge (call — to call) contemporary countryman-Volzhanin with middle course — of Lenin. Pushkin was awakened by this open Vladimir Toporov mental reality, as the St. Petersburg text of Russian literature. Khlebnikov largely creatively existed in the space of the Volga text. Eurasian poetic thinking of Khlebnikov is investigated in the article through the prism of this text.

Key words: chronotope, geopoetics, the revolution, the locus, the text, space.

УДК 130.2; 792.01

Виртуальная реальность театрализации Virtual reality theatricalization

© Коптев Лев Николаевич
Koptev L. N.

ФГБОУ ВПО «Санкт- Петербургский государственный экономический университет».
Россия, 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.
E-mail: its@unecon.ru

Статья поступила 07.05.2015 г.

В статье рассматривается соотношение двух видов реальности театрализации — виртуальной и жизненной. Делается вывод: театрализация оперирует виртуальной реальностью как видимостью, скрывающей реальность жизненную. Другой вид театрализации — театральная реальность, несущая в своей глубине духовное начало. Различение проходит по линии веры: в одном случае преобладает игра, в другом — вера в подлинность проис-
ходящего.

Ключевые слова: реальность, виртуальная реальность, театрализация, театр, видимость, театральность, воображение, симулякр, духовность, демоническое, ангелическое.

The article describes the ratio of two kinds of reality theatricalization — virtual and lifelike. The following conclusion is done: theatricalization deals with virtual reality as visibility, obscuring the reality of life. Another type of theatricalizationtheatrical reality, carrying in its deep spirituality. The distinction goes through faith: in one case, in another game dominates-the belief in the authenticity of what is happening.

Key words: reality, virtual reality, theatricalization, theatre, theatricality, imagination, simulacrum, spirituality, demoniac, angelical.

УДК 008

Вина и искупление в киномире П. П. Пазолини

Fault and redemption in the movie world of P. P. Pasolini

© Шульц Сергей Анатольевич
Schultz S. A.

Россия, 344019, Ростов-на-Дону, ул. Искусственная, 2А.
E-mail: s_shulz@mail.ru

Статья поступила 27.06.2015 г.

Киномир П. П. Пазолини рассмотрен в статье как одно из последних проявлений высокого модернизма. В культурно-философском контексте проанализирована эволюция в трагедийном киномире Пазолини мотива вины и искупления.

Ключевые слова: П. П. Пазолини, модернизм, трагедия, вина и искупление.

The movie world of P. P. Pasolini is considered in the article like one of the latest manifestations of high Modernism. In cultural and philosophical context there is analyzed the evolution in the tragical movie world of Pasolini of motive of fault and redemption.

Key words: P. P. Pasolini, Modernism, tragedy, fault and redemption.

УДК 786

Традиции московской пианистической школы в межкультурном диалоге России и Китая

Th e traditions of the Moscow piano school in the intercultural dialogue between Russia and China

© Чупрова Ирина Александровна
Chuprova I.A.

ФГБОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации».
Россия, 119454, Москва, просп. Вернадского, 76.
E-mail: irinachuprova2009@rambler.ru

Статья поступила 26.03.2013 г.

Статья посвящена изучению вопроса о роли национальной музыкально-исполнительской культуры в процессе межкультурной коммуникации. С позиций философии культуры рассмотрено взаимодействие и взаимное влияние московской пианистической школы и китайской музыкальной традиции.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, философия культуры, «мягкая сила», московская пианистическая школа, китайская музыкальная традиция, международные отношения, компаративистика, цивилизационные модели.

The paper is devoted to the study of the role of national musical and performing culture in the intercultural communication process. Attempts to address the interaction and mutual infl uence of the Moscow piano school and Chinese musical traditions through the prism of the philosophy of culture.

Key words: intercultural communication, philosophy of culture, soft power, Moscow piano school, Chinese musical culture, international relations, comparative studies, civilizational models.

УДК 304.2

Русские в Амальфи

Russians in Amalfi

© Урусов Александр Иванович
Urussov A. I.

Неаполь.
E-mail: urussov30@mail.ru

Статья поступила 12.03.2016 г.

Рецензия на книгу I RUSSI AD AMALFI. Suggestioni mediterranee e storie di vita. Aleksej A. Kara-Murza, Michail G. Talalay, Ol’ga A. Žukova. Amalfi , Centro di Cultura e Storia Amalfi tana, 2015. pp. 240. (Кара-Мурза А. А., Талалай М. Г., Жукова О. А. Русские в Амальфи. Средиземноморское очарование и истории из жизни. Амальфи: Центр амальфитанской культуры и истории, 2015. 240 с.)

Ключевые слова: Амальфи, Амальфитанское побережье, Апостол Андрей, русские путешественники, Центр изучения амальфитанской культуры и истории, диалог Россия–Италия.

In this article the author deals with a new publication of three authors (Aleksej A. Kara-Murza, Michail G. Talalay, Olga A. Zhukova) who had collected and analysed the history of the Russian presence at the Amalfi tanian Coast. Among the were the diplomats, painters, writers etc. who had left an interesting heritage of various genres mostly texts and paintings. The new book is opening a new page of studies of Russian-Italian relations.

Key words: Amalf, Amalfi tansky coast, Andrew the Apostle, Russian travelers, Center of studying of amalfi tansky culture and history, dialogue Russia-Italy.

УДК 303.01

Рецензия на книгу Кутырёва В.А. «Последнее целование. Человек как традиция». — СПб.: Алетейя, 2015. —
312 с. — (Серия «Тела мысли»).

Review Kutyrev V.A. Last kissing. Man as the tradition. — SPb.: Aletheia, 2015. — 312 p. — («Body of Th ought» series)

© Тимощук Алексей Станиславович
Timoschuk A.S.

ФКОУ «Владимирский юридический институт ФСИН России».
Россия, 600020, Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67-е.
E-mail: human@vui.vladinfo.ru
Рецензия поступила 16.06.2016 г.

Объёктом рецензирования выступает новая монография известного российского мыслителя Кутырёва В.А. «Последнее целование. Человек как традиция».

Ключевые слова: Кутырёв В.А., «Последнее целование. Человек как традиция».

A new book by V. A. Kutyrev is always a signifi cant news in in Russian intellectual life. His works are distinguished by a high alloy of humanism and erudition, lengthy professional criticism, colorful art style, all that is needed to make every new book an event. “Last kissing. Man, as the tradition” is special due to it’s cross-cultural topics.

Customarily Vladimir warns the reader against degradation in a new, criticizing postmodernism / transmodern and reveals the meaning of history as a human tradition. The end of history is seen more in Parmenides and Kant, that ushered knowledge based understanding of reality. Apart from the tragic dialectic of history, it is proved quite a sensible idea — not everything that is technically possible, should be put into practice. Ethical control must implemented by philosophers, as for atomic bombs and Hadron Collider — they should be displayed as museum exhibits.

Kutyrev’s philosophy of conservative romantic resistance is simple and elegant — put the life above the quest of meaning. The proclamation of deep ecology as care about the things around us is done in the best traditions of Russian literature and Orthodox Sofi a.

Key words: Kutyrev V.A., «Last kissing. Man as the tradition».

УДК 930.85

Историческая наука и музеи: опыт информационного взаимодействия

Historical research and museums: experience in sharing information

© Валетов Тимур Якубович
Valetov T.Ya.

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова».
Россия, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1.
E-mail: tim@hist.msu.ru

Статья поступила 12.05.2016 г.

Рецензия на сборник научных статей «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки» (М.: Этерна, 2015), подготовленный в рамках издательского проекта «Музеи — библиотеки — архивы в информационном обеспечении исторической науки» и посвященный рассмотрению разнообразных вопросов деятельности музеев в качестве институтов сбора, хранения и обеспечения научно-справочного аппарата доступа культурного и исторического материала, используемого в качестве информационного ресурса современной исторической науки.

Ключевые слова: музей, историческая наука, исторический источник, историко-культурное наследие, информационный ресурс, информационное обеспечение науки, музееведение.

A review of the book of articles “The role of museums in the information support for historical science” (M.: Aterna, 2015), issued within the framework of the publishing project “Museums — libraries — archives as the informational basis for historical research”. The book is devoted to various issues of the museum activity as the cultural heritage institutes which do collect, keep and provide the access to the collections used as the basic source for historical research.

Key words: museum, historical science, historical sources, historical and cultural heritage, information resources, museology.