Вопросы культурологии №1

Вопросы культурологии №1

Электронная версия

469.00 руб.
Энциклопедия «Литературные музеи России» — приоритетный проект Государственного литературного музея в Год литературы в России
 
Encyclopedia «Literary museums of Russia» is a priority project of the State literary Museum in the Year of literature in Russia

УДК 008;069;930.2

© Воронцова Евгения Александровна
Vorontsova E.A.

ФГБУК «Государственный литературный музей».
Россия, 121069, Москва, Трубниковский пер., 17.
E-mail: eworonzowa@mail.ru

Статья поступила 12.11.2015 г.

В статье освещены вопросы подготовки к изданию энциклопедии «Литературные музеи России» — приоритетного для Государственного литературного музея проекта, включенного в основные мероприятия Года литературы в России, реализуемого под эгидой Минкультуры России в содружестве с коллегами из других литературных музеев, а также литературоведами, музеологами, культурологами и историками и при информационной поддержке журнала «Вопросы культурологии».

Ключевые слова: музееведение, культурология, история культуры, концепция, словник, профильная группа музеев, околомузейное пограничье, корректность подходов, апробация проекта, публикации.

The article highlights the preparation for publication of encyclopedia of the «Literary museums of Russia». This project is a priority for the State literary Museum. It is included in the main activities of the Year of literature in Russia, implemented under the auspices of the Ministry of culture, in collaboration with colleagues from other literary museums, literary scholars, professional museologists, culture experts and historians.

Key words: museology, Culturology, history of culture, Concept, Glossary, core group of museums surrounding the border, the correctness of the approaches, testing project, publications.

Проблема заботы о себе и отношений с другим в художественной культуре декаданса: анализ рассказа Ф. Сологуба «Красота»

Problem of care of itself and the relations with another in art culture of a decadence: analysis of the story of F. Sologub «Beauty»

УДК 821.161.1

© Кабанов Артем Андреевич
Kabanov A.A.

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».
Россия, 125212, Москва, Ленинградское ш., 42.
E-mail: art.kabanow@yandex.ru

Статья поступила 16.06.2015 г.

В статье исследуется субъект в декадансе через категорию заботы о себе и отношения с другим. Забота о себе понимается как принцип построения субъекта, создания его идентичности и отношений с другим. Она является одним из основных элементов конституирования субъекта в дискурсах европейской и русской культуры. В статье проводится анализ исторически сложившихся моделей субъекта в европейской культуре и сравнение их с декадентским субъектом, что позволяет выделить дополнительные черты декадентской модели заботы о себе. Декаданс как период трансформации классической культуры в новоевропейскую позволяет проследить важные изменения в истории субъективности, релевантные современному этапу развития культуры. Новизна подхода заключается в исследовании субъекта в декадансе через категорию заботы о себе.

Ключевые слова: декаданс, забота о себе, другой, субъект в декадансе.

This article covers an investigation of the subject in Decadence culture through the category of taking care of yourself and relations with “other”. Taking care of yourself is the category of constructing a subject, its identity and relations with the “other”. This concept is one of the basic elements of constitution of the subject in discourse of European and Russian culture. Due to comparative analysis of historical models of the subject in European discourse gives an opportunity to explore specifi c aspects in the structure of the decadent subject. The research of the subject in the Decadence, as the transitional period from classical culture to the new European culture investigates important transformation in the history of the subject that concerns contemporary culture. The innovation of this article comprises the investigation of the subject in the Decadence through the category of taking care of yourself.

Key words: decadence, taking care of yourself, other, subject in the decadence.

Полемическая культура: тезисы к понятию

Polemical culture: a thesis of the concept

УДК 81-119

© Маслова Юлия Валерьевна
Maslova J.V.

ФГБУК «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства».
Россия, 127473, Москва, ул. Делегатская, 3.
E-mail: joli-maslova@yandex.ru

Статья поступила 19.11.2015 г.

В статье впервые в качестве самостоятельного рассматривается понятие «полемическая культура». Кратко излагаются его религиозные истоки и ключевые компоненты, необходимые для формулировки дефиниции и формирования полемической культуры, актуальной для современного общества.

Ключевые слова: полемика, полемическая культура, коммуникация, спор, диалог, аргументация, бинарность, языковая личность.

The article for the fi rst time as an independent discusses the concept of «polemical culture». Briefl y described religious origins and the key components required for the wording of the defi nition and formation of polemical culture that are actual to modern society.

Key words: polemic, polemical culture, communication, dispute, dialogue, argumentation, binary culture, linguistic identity.

Социальный и исторический аспекты культурной динамики

Social and historical aspects of cultural dynamics

УДК 130.2

© Флиер Андрей Яковлевич
Flier A.Y.

ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва».
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2.
Е-mail: andrey.fl ier@yandex.ru

Статья поступила 17.06.2015 г.

В статье рассматриваются проблемы осмысления и моделирования динамики культуры в социальном и историческом масштабах, в вариантах эволюционной и циклической модальностей. Автор, признавая важность воспроизводства культуры на уровне непосредственной социальной активности, выражает сомнение в реальном существовании циклического воспроизводства в масштабе больших исторических длительностей.

Ключевые слова:
культура, история социальная и историческая культурная динамика, воспроизводство и изменчивость культуры, эволюция, традиция.

The article deals with the problem of understanding and modeling of the dynamics of culture in social and historical scale, the evolutionary and cyclical variations modalities. The author, recognizing the importance of cultural reproduction at very social activity, expresses doubts about the real existence of the cyclic reproduction of large-scale historical durations.

Key words: Culture, history of social and historical cultural dynamics, reproduction and the variability of culture, evolution, tradition.

Медиареальность как новая социокультурная среда обитания человека

Media reality as a new socio-cultural human environment

УДК 130.2

© Кириллова Наталья Борисовна
Kirillova N.B.

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина».
Россия, 620083, Екатеринбург, просп. Ленина, 51.
E-mail: rector@urfu.ru

Статья поступила 05.11.2015 г.

В статье рассматривается проблемное поле медиалогии как новой гуманитарной дисциплины в культурологии в информационную эпоху, а также возрастание роли медиакультуры, ее влияние на общественное сознание. Автор доказывает, что массмедиа все активнее присваивают себе функцию создания новой социально-культурной среды обитания человека — медиареальности, виртуального мира, зачастую воспринимаемого как объективная реальность. Одновременно они создают мифы, которые позволяют человеку воспринимать реальность.

Ключевые слова: медиалогия, реальность, медиареальность, медиакультура, социокультурная среда, виртуальный мир, миф, мифологическая реальность, медиаобразование, медиачеловек.

The article explores the problem fi eld of mediology as a new, informational age related, discipline in humanities as well as the increasing role of mediaculture and its infl uence on public consciousness. The author argues that mass media more and more actively adopt the role of the creators of new socio-cultural human environment, i.e. media reality or virtual world, often perceived as an objective reality. At the same time, they produce myths which allow human beings to perceive the reality.

Key words: media, reality, media reality, media culture, socio-cultural human environment, virtual world, myth, mythological reality, media education, media individual.

Актуальные вопросы становления понятия «наука» в русской академической философии

Russian academic philosophy — some questions of becoming notion of "science"

УДК 94(47)17

© Панибратцев Андрей Викторович
Panibrattsev A.V.

ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации».
Россия, 125993, Москва, бул. Кронштадтский, 20.
E-mail: pasabas@yandex.ru

Статья поступила 22.10.2015 г.

Рассматривается формирование отечественной философской культуры. Особое внимание уделяется процессам влияния православной христианской традиции при становлении русской академической философии. Показаны тенденции секуляризации русской науки. На примере творчества Феофилакта Лопатинского анализируются формирование тенденции преобладания логики и натурфилософии в отечественной академической философии, а также проникновение западноевропейских идей.

Ключевые слова: культура, наука, образование, свобода, академическая философия, православие, христианство, традиция, познание, мудрость.

The formation of Russian philosophical culture. Particular attention is paid to the processes of infl uence of the Orthodox Christian tradition in the formation of Russian academic philosophy. The trends of secularization of Russian science. On the application of creativity Feofi lakt Lopatinskii analyzed trends shaping the prevalence of logic and natural philosophy in the domestic academic philosophy, as well as the penetration of Western ideas.

Key words: culture, science, education, freedom, academic philosophy, Orthodox Christianity, tradition, knowledge, wisdom.

Восстание техноидов: ни природы, ни культуры (беседа А.С. Нилогова с В.А. Кутырёвым)

Revolt of tekhnoid: neither nature, nor culture (A.S. Nilogov’s conversation with V.A. Kutyryov)

УДК 130.2

© Кутырёв Владимир Александрович
Kutyrev V.A.

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского».
Россия, 603950, Нижний Новгород, Университетский пер., 7.
E-mail: kut.va@mail.ru
© Нилогов Алексей Сергеевич
Nylogov A.S.

Хакасский технический институт — филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».
Россия, 655017, Абакан, ул. Щетинкина, 27.
E-mail: nilogov1981@yandex.ru

Статья поступила 12.06.2015 г.

В полемической беседе А. С. Нилогов обсуждает с В. А. Кутырёвым его книгу «Последнее целование. Человек как традиция», в которой автор продолжает отчаянно защищать проект естественного человека. Являясь философом сопротивления, В. А. Кутырёв настаивает на сохранении человеческого в человеке в противовес современным трансгуманистическим тенденциям по отчуждению и даже уничтожению вида Homo sapiens с его уникальной культурой.

Ключевые слова: Кутырёв, трансгуманизм, посткультура, Нилогов, философия сопротивления, кризис культуры, культуроцид, время Mortido, Куклярский.

In polemic conversation A. S. Nilogov discusses with V. A. Kutyryov his book «The last kissing. The man as tradition» in which the author continues to defend the project of the natural human being. As a philosopher of resistance, V. A. Kutyryov insists on preservation human in the human being as opposed to current trans-humanistic trends on alienation and even destruction of a type of Homo sapiens with its unique culture.

Key words: Kutyryov, transhumanity, post-culture, Nilogov, resistance philosophy, crisis of culture, культуроцид, Mortido time, Kuklyarsky.

Чеченские и японские ценности в контексте глобализации

The Chechen and Japanese values in the context of globalization

УДК 316.33;316.334:7

© Юсупов Муса Мовлиевич
Yusupov M.M.

ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет».
Россия, 364059, Грозный, ул. Жигулевская, 11.
E-mail: musa_y17@hotmail.com

Статья поступила 21.10. 2015 г.

В статье рассматриваются чеченские и японские ценности, выявляется их иерархическая структура, раскрываются общие и специфические особенности изменения ценностей в условиях глобализации. Методологией исследования явились культурологический и деятельный подходы, применялись методы количественного анализа. В ценностях выделяются традиционные и современные компоненты, которые соотносятся с индустриальным и постиндустриальным состоянием общества. В заключении делается вывод о доминировании в Чечне ценностей выживания, а в Японии — самовыражения.

Ключевые слова: ценности, интересы, нормы, традиция, культура, семья, религия, модернизация, глобализация.

The paper considers the Chechen and Japanese values, reveals their hierarchical structure, the general and specifi c features of values change in the conditions of globalization. Research methodology was cultural and activity approaches, methods of the quantitative analysis were applied. In values traditional and modern components which correspond with an industrial and postindustrial condition of a society are allocated. In the end the conclusion is made about domination in the Chechen Republic of survival values, and in Japan — self-expression.

Key words:
values, interests, norms, tradition, culture, a family, religion, modernization, globalization.

Роль гендерной составляющей в кросс-культурных исследованиях массовых коммуникаций (на материале рекламы США и России)

The role of the gender dimension in cross-cultural studies of mass communications (advertising material on the United States and Russia)

УДК 659.1.012.12

© Дудин Александр Сергеевич
Dudin A.S.

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет».
Россия, 610002, Киров, ул. Красноармейская, 26.
E-mail: dudin@list.ru

Статья поступила 08.06.2015 г.

В статье рассматриваются особенности гендерной репрезентации в пространстве рекламной коммуникации. На примере анализа российской и американской моделей рекламы делается вывод о двойной функции гендерного дискурса: с одной стороны, это подвергающиеся нивелированию под влиянием массовой культуры гендерные стереотипы, с другой — отражение национально-этнической идентификации в рекламном тексте.

Ключевые слова: массовая культура, рекламное пространство, национо-этническая идентификация, гендерные стереотипы.

The article discusses the features of gender representation in the space of advertising communication. An analysis of the Russian and American models of advertising concludes the dual function of gender discourse: on the one hand, it is subjected to leveling under the infl uence of mass culture of gender stereotypes, on the other — a refl ection of national and ethnic identity in the ad text.

Key words: mass culture, advertising space, natio-ethnic identity, gender stereotypes.

Культура православного христианства в России (дидактические материалы по курсу «Религиоведение»)

Culture of orthodox Christianity in Russia (didactic materials at the rate “Religious studies”)

УДК 296

© Панищев Алексей Леонидович
Panyshev A. L.

ГОУ ВПО «Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета».
Россия, 305000, Курск, ул. К. Маркса, 53.
E-mail: aleksepanishhe@rambler.ru

Статья поступила 13.12.2012 г.

Представленная работа посвящена культуре православного христианства. Данный материал предназначается для решения дидактических задач и адресован студентам, обучающимся по гуманитарным специальностям. Информация, изложенная в данной учебно-методической работе, может быть полезна и интересна любому человеку, который интересуется культурологией и религиоведением.

Ключевые слова:
культура, религия, христианство.

The work is devoted to the culture of Orthodoxy Crisstianity. This material addresses to decide to didactical questions and can be use by students of humanitarian specialization. This work can be applied for any people, who interest to culturology and religious studies.

Key words:
culture, religion, orthodoxy.

Традиция как основание преодоления кризиса культуры

Tradition as basis of overcoming of crisis of culture

УДК 316.74:39

© Жилина Вера Анатольевна
Gylyna V.A
.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова».
Россия, 455000, Челябинская обл., Магнитогорск, просп. Ленина, 38.
E-mail: vera-zhilina@yandex.ru

Статья поступила 10.07.2015 г.

Статья посвящена итогам традиционной международной научной конференции «Мировоззренческие основания культуры современной России», которая состоялась в конце мая в г. Магнитогорске на базе Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова.

Ключевые слова: культура, кризис, безопасность, национальная идея, идеология.

The article is devoted to the results of the traditional international scientifi c conference «Philosophical foundations of culture in modern Russia», which took place in late may in the city of Magnitogorsk on the basis of Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov.

Key words:
culture, crisis, security, national idea, ideology.

Российское культурное наследие за рубежом Всероссийская научно-практическая конференция Института наследия

Russia’s cultural heritage abroad. All-Russian scientifi c-practical conference of the Institute of Heritage

УДК 908

© Пархоменко Татьяна Александровна
Parkhomenko T.A.

ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва».
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2.
E-mail: ParchomenkoT@yandex.ru

Статья поступила 30.10.2015 г.

В работе дается обзор хода и основных докладов Всероссийской научно-практической конференции «Российское культурное наследие за рубежом: анализ состояния и сохранения, актуальные проблемы использования и доступности», состоявшейся в Москве 14 октября 2015 г.

Ключевые слова: Русское зарубежье, Россия, СССР, эмиграция, культура, история, культурное наследие.

This paper presents a review of progress and key reports of the all-Russian scientifi c-practical conference «Russian cultural heritage abroad: analysis of conservation status, current problems of availability and use», held in Moscow on 14 October, 2015.

Key words: Russian Diaspora, Russia, Soviet Union, USSR, emigration, culture, history, cultural heritage.