Вопросы культурологии №12

Вопросы культурологии №12

УДК 130.2

Карнавал идентичностей как признак цивилизационного разлома

Carnival identity as break civilizatioon sign

© Инкижекова Мария Сергеевна
Inkygekova M. S.

ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики
и сервиса».
Россия, 620102, Екатеринбург, ул. Гурзуфская, 9.
E-mail: masha_ink@mail.ru

Статья поступила 11.09.2014 г.

Цивилизационный разлом «обнажил» совершенно разные типы отношения к миру, разные типы мировидения, мироповедения, миропонимания у представителей двух цивилизаций — Запада и «исламского» Востока. Герменевтическая методология понимания с опорой на семиотический анализ предоставляет возможность осмыслить феномен Другого в контексте цивилизационных ограничений, сдерживающих достижение взаимопонимания.

Ключевые слова: идентичность, западная цивилизация, исламская цивилизация, цивилизационный разлом, семиотический анализ, герменевтическая интерпретация.

The civilization break «bared» absolutely diff erent types of the relation to the world, diff erent types of a mirovideniye, a miropovedeniye, outlook at representatives of two civilizations — the West and the «Islamic» East. The Germenevtichesky methodology of understanding with a support on the semiotics analysis gives opportunity to comprehend a phenomenon of Another in a context of the civilization restrictions constraining achievement of mutual understanding.

Key words: identity, western civilization, Islamic civilization, civilization break, semiotics analysis,
germenevtichesky interpretation.

УДК 778.5+008.001 (540)

Образ «другого» в индийском кинематографе эпохи глобализации как фактор формирования национально-культурной идентичности

The image of «the other» in the Indian cinema era of globalization as a formation factor of national and cultural identity

© Нефедова Дарья Николаевна
Nefedova D. N.

ФГБОУ ВПО «Самарская государственная академия культуры и искусств».
Россия, 443066, Самара, ул. Свободы, 2а.
E-mail: darianefed@yandex.ru

Статья поступила 02.07.2014 г.

В статье рассмотрена проблема утверждения национально-культурной идентичности индийцев посредством включения в сюжеты кинематографа персонажей-носителей западной культуры и образа жизни. Обладая в кинофильмах достаточно выраженными отрицательными чертами и являясь проявлением «другого» по отношению к индийской культуре и ценностям, они создают контраст с положительным героем-индийцем, что оказывает воздействие на процесс формирования «правильной» национально-культурной идентичности зрителя.

Ключевые слова: национально-культурная идентичность, «другой», индийский кинематограф, глобализация.

In the paper considers the problem of the approval of national and cultural identity of Indians by including scenes of
cinema characters carriers of Western culture and lifestyle. Having in movies rather pronounced negative traits and
being a manifestation of the «other» in relation to the Indian culture and values, and off er a contrast with positive
character-Indian, that has an impact on the formation of the «correct» national and cultural identity of the viewer.

Key words: national and cultural identity, the «other», the Indian cinema, globalization.

УДК 130.2

Архетип хлеба в современном культурном сознании

Archetype of bread in the modern cultural consciousness

© Голубева Мария Владиславовна
Golubeva M. V.


ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени
К. Минина».
Россия, 603000, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1.
E-mail: mariya_nemceva@mail.ru

Статья поступила 20.06.2014 г.

Объектом данного исследования является ключевой для русской культуры архетипический образ «хлеб», широко представленный в мифах, религии, устном народном творчестве, художественной литературе и изобразительном искусстве. Особый интерес представляет проблема адаптивности данного архетипа в меняющихся социокультурных средах, его представленность в современной культуре.

Ключевые слова: архетип, хлеб, традиционная культура, постиндустриальное общество.

Object of the research is the key for the Russian culture, the archetypal image of «bread», which is widely represented in
the myths, religion, folklore, literature and fi ne arts. Of special interest is the problem of adaptability of this archetype
in a changing socio-cultural environments, its representation in contemporary culture.

Key words: archetype, bread, traditional culture, post-industrial society.

УДК 130.2

Капитализм как форма символического обмена: модели, генеалогия, перспективы

Capitalism as form of a symbolical exchange: models, genealogy, prospects

© Гарбузов Дмитрий Викторович
Garbuzov D. V.

Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Волгоградский
государственный университет».
Россия, 404133, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 40 лет Победы, 11.
E-mail: buendia@bk.ru

Статья поступила 18.06.2014 г.

Капитализм анализируется в качестве особого культурного способа организации символического обмена. Анализ осуществляется в широком контексте социокультурных, исторических, экономических, политических, мировоззренческих, идеологических факторов. Выявляются модели капитализма как генеалогические формы символического обмена. Объясняется соотношение принципов универсальной эквивалентности и трансцендентальности в системе социального взаимодействия. Прогнозируются перспективы посткризисной трансформации системы капитализма.

Ключевые слова: капитализм, символический обмен, универсальный эквивалент, деньги, принцип насилия, трансцендентальное, секс, жертва, каузальный анализ, модели посткапитализма.

Capitalism is analyzed as a special way of organizing of cultural symbolic exchange. The analysis is carried out in the
broader context of socio-cultural, historical, economic, political, philosophical, ideological factors. Identifi ed model of
capitalism as genealogical forms of symbolic exchange. Explains the principles of universal equivalence ratio and transcendence
in the social interaction. Projected prospects post-crisis transformation of the capitalist system.

Key words: capitalism, symbolic exchange, a universal equivalent, money, principle of violence, transcendental, sex,
sacrifice

УДК 930.85

Русская революция в контексте истории столкновения цивилизаций

The Russian revolution in the context of history of collision of civilizations

© Хренов Николай Андреевич
Hrenov N. A.


ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры России».
Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5.
E-mail: nihrenov@mail.ru

Статья поступила 01.10.2014 г.

Фрагмент новой книги Н. А. Хренова «Творческий ответ Иосифа Сталина на фоне столкновения цивилизаций:
культурологический аспект» (М., 2015).

Ключевые слова: история России, ХХ век, Вторая мировая война, И. В. Сталин.

Fragment of the new book of N. A. Hrenov «Creative answer» of Iosif Stalin against collision of civilizations: culturological
aspect» (M., 2015).

Key words: history of Russia, the 20th century, World War II, I. V. Stalin.ce, causal analysis, model of post-capitalism.

УДК 821.161.1

К истории создания автономной секции драматургов Союза советских писателей

On the question of creation of the autonomous section of dramatists’, affiliated with the Soviet
Writers Union’s Organizing Committee


© Плотников Константин Иванович
Plotnykov K. I.

ФГБУН «Институт мировой литературы имени А. М. Горького Российской Академии наук».
Россия, 127051, Москва, ул. Поварская, 25а.
E-mail: k.i.plotikov@gmail.com
Статья поступила 20.09.2014 г.

Предметом статьи являются обстоятельства создания автономной секции драматургов при Оргкомитете Союза советских писателей, дается ретроспективный очерк организаций-предшественниц МОДПиКа, Драмсоюза — в годы нэпа, Всеросскомдрама — в эпоху первой пятилетки, под огнем идеологической борьбы превратившегося в секцию Союза советских писателей после исторического Постановления ЦК ВКП (б) 1932 г.

Ключевые слова: автономная секция драматургов, Всеросскомдрам, Российская ассоциация пролетарских писателей РАПП, «ТРУД», «Творческое объединение рабочих-ударников драматургии».

The paper is devoted to the circumstances of creation of the dramatists’ autonomic section of the Organizing
Committee of the Union. Article gives an retrospective draft of organizations, which were predecessors of MODPaK,
and DramUnion during the years of NEP (new economical policy), and VseRosComDram at the years of the fi rst fi ve
years state plan. The last one was reconstructed after the milestone resolution of the Central Committee in 1933 and
became the part of the Union of the Soviet Writers under the fi re of severe ideological struggle.

Key words: аutonomous section of dramatists, VseRosComDram, Russian Association of proletarian writers RAPP, Creative association of the workers-drummers “TRUD”.

УДК 130.2

Империя вежливости. Локальные тексты в ситуации глобальных вызовов

Empire of politeness. Local texts in a situation of global challenges

© Люсый Александр Павлович
Lusyi A. P.


ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия
им. Д. С. Лихачёва».
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2.
E-mail: allyus1@gmail.com

Статья поступила 09.09.2014 г.

Исходя из ранее выдвинутой идеи, что локальный текст культуры развивается по схеме «Вызова-и-Ответа» —
«имперского» вызова и местного ответа, в процессе чего происходит семиотическая мутация, рождение новых
сверхсущностей, автор концепции крымского текста в русской культуре развивает данное научное направление
с учетом вызова новых исторических реалий. Среди полемики о принадлежности Крыма сквозь призму идеи
«текстуальных империй» все более очевидным становится, что Крым сам по себе является империей, если под
этим подразумевать гармоничное сосуществование разных качеств.

Ключевые слова: суверенность, статус, локальный текст, мифология, нелинейная история, наивность, империя.

Proceeding from earlier put forward idea that the local text of culture develops according to the scheme «a call — and —
the answer» — the «imperial» call and the local answer in the course of what there is a semiotics mutation, the birth
of new super-essence, — the author of the concept of the Crimean text in the Russian culture develops channelized
scientifi c taking into account a call of new historical realities. Among polemic about ownership of the Crimea through
an idea prism of «textual empires» more and more obvious becomes that the Crimea in itself is the empire if to mean
harmonious coexistence of diff erent qualities by it.

Key words: sovereignty, status, local text, mythology, nonlinear history, naivety, empire.

УДК 7.033.2

Проблема стиля в каноническом искусстве Византии

The problem of style in the canonical byzantine art

© Беликов Антон Витальевич
Belikov A. V.


ФГБУН «Институт философии Российской Академии наук».
Россия, 119991, Москва, ул. Волхонка, 14, строение 5.
E-mail: b_ant@mail.ru

Статья поступила 15.10.2014 г.

Стиль рассматривается как приводящий механизм обеспечивающий эволюцию художественной формы. Изучается проблема стиля в системе сравнительно малоподвижного канонического искусства Византии. Устанавливается зависимость канона и стиля от мировоззрения, дихотомия канона и стиля предстает как стержневой элемент культурной традиции будучи отражением мировоззрения, проявляя себя в доминирующих художественных приемах и индивидуальной авторской манере. Рассматривается круг средневековых источников, описывающих художественный прием, и содержащих информацию о художественной практике средневекового
живописца.

Ключевые слова: канон, стиль, формально-стилистический метод, художественная манера, художественный
прием, византийское искусство, икона, византийская эстетика, письмо, анагогия.

The style considered as a mechanism which provides the evolution of the art form. The problem of style in a relatively
slow developing canonical system of Byzantine art. The dependence of the canon and style of world outlook has been
studied, the dichotomy of the canon and style appears as a core element of the cultural tradition, both manifesting
itselves in the dominant artistic techniques and in an individual artist’s manner. A circle of medieval sources, describing
the artistic making, was outlined. This texts containing the usefull information about the artistic sonciousness &
perception which gives an idea about the evolution of style in Byzantine art.

Key words: canon, style, formal and stylistic method, art manner, artistic touch, Byzantine art, icon, Byzantine esthetics,
letter, anagogiya.

УДК 78.072.3+930.85

Музыкальная культура Италии XVII–XVIII веков: гендерный подход

The musical culture of Italy of the 17th–18th centuries: a gender perspective

© Юнеева Елена Андреевна
Yuneeva E. A.


МБОУ ВПО «Волгоградская консерватория (институт) имени П. А. Серебрякова».
Россия, 400131, Волгоград, ул. Мира, 5а.
E-mail: Yuneeva.Elena@rambler.ru

Статья поступила 24.12.2013 г.

Положение женщин-музыкантов в Италии XVII–XVIII вв. изучается с точки зрения гендерного измерения. Рассматриваются особенности музыкального образования, карьеры, реализации творческих возможностей, что позволяет определить ведущие ценностные ориентации, выступавшие в качестве базовых в данный исторический период.

Ключевые слова: музыкальная культура Италии XVII–XVIII вв., социальное положение женщин, опера, музы-
кальное образование, консерватории, гендер.

The situation of women musicians in Italy of the XVII–XVIII centuries is studied from the point of view of the gender
dimension. Discusses the characteristics of musical education, careers, implementation of creative possibilities,
allowing to determine the leading values, acting as a base in a given historical period.

Key words: the musical culture of Italy of the XVII–XVIII centuries, the social status of women, Opera, musical education,
conservatories, gender.

УДК 75.03

Репрезентация христианских образов в русском изобразительном искусстве XIX–XX веков

Representation of Christian images in Russian art 19th–20th centuries

© Шахова Илона Валерьевна
Shakhova I. V.


ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина».
Россия, 390000, Рязань, ул. Свободы, 46.
E-mail: i.shakhova@rsu.edu.ru

Статья поступила 03.07.2014 г.

Статья посвящена осмыслению использования христианских сюжетов в изобразительном искусстве России XIX–
XX вв. На основе анализа способов репрезентации христианских образов показано, что религиозные идеи зани-
мали должное место в русском художественном творчестве.

Ключевые слова: русское изобразительное искусство, религиозные идеи, христианские сюжеты, репрезентация.

Christian themes in Russian art 19th–20th centuries are revealed in the article. The following conclusion is done: religious
ideas played a huge role in the Russian art.

Key words: Russian art, religious ideas, Christian themes, representation.

УДК 7.01

Символистский кинотекст Александра Блока
Symbolist fi lm text of Alexander Blok

© Кириллова Ольга Алексеевна
Kirillova O. A.


ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена».
Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26.
E-mail: olga-kirillova@yandex.ru

Статья поступила 19.09.2014 г.

В статье впервые описаны и систематизированы кинопроизведения, составляющие «совокупный кинотекст Александра Блока», на четырёх уровнях: символоориентированный кинотекст экранизации поэтического текста, биографический кинотекст, аллюзивный кинотекст, прижизненный кинотекст (не включающий сохранив-
шихся кинопроизведений, но реконструированный по текстовым источникам).

Ключевые слова: кинотекст, декадентский кинематограф, кино Серебряного века, символ, сюжетема.

In this paper the complex ‘cinematic text’ of Russian symbolist poet Alexander Blok is fi rst being summarized and
systematized on the four levels: symblo-oriented cinematic text in the screenings of poetic texts, biographical cinematic
text, allusive cinematic text, lifetime cinematic text (which is reconstructed after textual sources as fi lms are missing).

Key words: cinematic text, decadent cinema, Silver Age period in fi lm, symbol, sujetheme.

УДК 296

Культура ислама (дидактические материалы по курсу «Религиоведение»)

Culture of Islam (didactic materials at the rate «Religious studies»)

© Панищев Алексей Леонидович
Panyshev A. L.


ГОУ ВПО «Курский институт социального образования (филиал) Российского
государственного социального университета».
Россия, 305000, Курск, ул. К. Маркса, 53.
E-mail: aleksepanishhe@rambler.ru

Статья поступила 13.12.2012 г.

Представленная работа посвящена культуре ислама. Данный материал предназначается для решения дидактических задач и адресован студентам, обучающимся по гуманитарным специальностям. Информация, изложенная в данной учебно-методической работе, может быть полезна и интересна любому человеку, который интересуется культурологией и религиоведением.

Ключевые слова: культура, религия, ислам.

The work is devoted to the culture of Islam. This material addresses to decide to didactical questions and can be use
by students of humanitarian specialization. This work can be applied for any people, who interest to culturology and
religious studies.

Key words: culture, religion, Islam.

УДК 130.2

Роскошь как социокультурная категория в связи с проблемой ее регулирования в современной России

Luxury as sociocultural category in connection with a problem of its regulation in modern Russia

© Костяев Александр Иванович

Kostyaev A. I.


ГАОУ СПОМО «Московский областной колледж искусств».
Россия, 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 10.
E-mail: kostyaev@bk.ru

Статья поступила 02.06.2014 г.

В статье анализируется роскошь и ее место в культуре. Подробно разбираются формы роскоши, механизмы ее регулирования. Собран обширный фактический материал, касающийся роскоши как стиля жизни.

Ключевые слова: культура, общество, роскошь, богатство, смысл.

In paper the luxury and its place in culture is analyzed. In detail luxury forms, mechanisms of its regulation understand.
The extensive actual material concerning luxury as lifestyle is built.

Key words: culture, society, luxury, wealth, sense.

УДК 330.16

К вопросу о взаимосвязи между удовлетворенностью трудом человека и его религиозными
воззрениями

To a question of interrelation between satisfaction with work of the person and his religious views

© Сироткин Павел Федорович
Syrotkyn P. F.


ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет».
Россия, 614000, Пермь, ул. Букирева, 15.
E-mail: spf@list.ru

Статья поступила 24.09.2014 г.

В статье анализируются и сопоставляются различные данные по уровню удовлетворенности трудом с целью
выявить зависимость уровня удовлетворенности трудом от доминирующего в обществе типа религиозного
мышления (религиозной деноминации). Предполагается, что отношение человека к религии, нахождение его
в лоне той или иной деноминации позволяет по-разному интерпретировать результаты, полученные человеком
в процессе его трудовой деятельности. Такая субъективная интерпретация верующим человеком, работающим
в одинаковых социально-экономических условиях с другими жителями страны, дает возможность показывать
более высокую удовлетворенность своим трудом, нежели все иное население. Делается вывод, что удовлетво-
ренность трудом протестантов в России, которая выше, чем среднероссийская, не достигает уровня удовлетво-
ренности трудом в странах с преимущественно протестантским населением.

Ключевые слова: удовлетворенность трудом, социально-трудовые отношения, протестантские деноминации,
религиозные отношения.

In the paper diff erent data are analysed and compared on the level of satisfaction by labour on purpose to educe
dependence of level of satisfaction labour from the dominant in society type of the religious thinking (to religious
denomination). It is assumed that attitude of man toward religion, being of him in a bosom one or another denomination,
allows diff erently to interpret the results got a man in the process of his labour activity. Such subjective interpretation
gives an opportunity to show higher satisfaction the labour a believing man working in equal socio-economic
terms with other habitants of country, than all another population. Drawn conclusion, that satisfaction by labour of
protestants in Russia, that higher, than in Russia, does not reach level satisfaction by labour in countries from mainly
protestant.

Key words: satisfaction with work, social and labor relations, Protestant denominations, religious relations.

УДК 811.359

Некоторые национально-культурные особенности оптативов-пожеланий (на материале карачаево-балкарского языка)

Some national and cultural features of optativ-wishlist (in the karachay-balkar language)

© Махиева Людмила Хамангериевна
Mahieva L. H.


ФГБУН «Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра
Российской Академии наук».
Россия, 421868, Нальчик, ул. Пушкина, 18.
E-mail: liudmila.makhiieva@mail.ru

Статья поступила 28.04.2014 г.

Статья посвящена описанию оптативов-пожеланий в речевом этикете современного карачаево-балкарского языка. На богатом фактическом материале исследуемого языка анализируются позитивные и негативные, обусловленные аффективными состояниями говорящего оптативы-пожелания, и их использования на уровне традиционной культуры.

Ключевые слова: благопожелания (алгъыш), проклятия (къаргъыш), заговор, оптативы-пожелания, социокуль-
турная адекватность, экспрессивность, суеверия, народная мудрость.

The paper is devoted to the description of the optativov-wishes in the speech etiquette modern Karachay-Balkar
language. On a rich factual material of language examines the positive and negative aff ective state caused by optativy
speaker-wishes, and their use of traditional culture.

Key words: wishes (alg˝yš), curse (k˝arg˝yš), conspiracy, optativ-wishes, socio-cultural adequacy, expressiveness,
superstition, folk wisdom.