Вопросы культурологии №11

Вопросы культурологии №11

Электронная версия

329.00 руб.
Исправление имён. Концептуальные проблемы «гражданского общества»

Васильев Г. Е.

В этой статье раскрывается понятие «гражданское общество»; ставится проблема его несоответствия российской культурной, социальной и исторической реальности; определяется специфическая идеологическая нагруженность данного понятия. Автор предлагает свою, адекватную российской действительности, систему аналогичных понятий.

Социализм сегодня. Северная Корея — перспективный опыт или уникальный пережиток

Докучаев И. И.

В этой статье предпринята попытка соотнести миф о Северной Корее как о стране социалистического тоталитаризма, закрытом государстве, полностью контролирующем всю социальную и частную жизнь человека, экономически отсталом и военизированном, с реальностью собственных наблюдений.

Утопия русского анархизма в трудах М. Бакунина

Митина Н. Г.

В статье анализируется социальный проект анархизма. Материалами исследования стали труды теоретика анархизма М. Бакунина. Основное внимание уделено раскрытию специфических черт, присущих философской концепции русского анархизма. Выделены основные положения утопии: политическая организация, моральные и духовные устои, вопросы правоотношений. В основе исследования лежит феноменологический подход.

Невербальные коды культуры в рамках интракультурной коммуникации на примере России

Городищева А. Н., Слива М. Е.

Статья посвящена описанию случаев некорректной интерпретации невербальных культурных кодов в процессе интракультурной коммуникации, что способствует более детальному изучению «своей» культуры и показывает ее многообразие.

Жизненный цикл символа в популярной культуре: прикладной

Калистратова А. И.

В статье предпринята попытка разграничения социокультурных феноменов одежды и моды на основе семиологической теории знаков. Костюм рассматривается как паттерн знаков, некоторые из которых могут восприниматься одинаково представителями разных культур (гештальты), а другие предполагают многоаспектное субъективное толкование (символы, иконические знаки).

Социокультурные детерминанты в исследованиях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби и их роль в формировании культурологии

Равочкин Н. Н.

Формирование культурологии относится к концу XIX — началу XX в. Как и в генезисе любой науки, в формировании культурологии есть свои первопроходцы, обобщившие имеющиеся представления о культуре в соответствии с их методологическими установками и социокультурными факторами, повлиявшими на стратегию культурологических исследований.

Историко-культурное исследование роли и участия Российской Империи во Всемирных универсальных выставках в Париже (1867–1900 гг.)

Востриков А. В.

В статье на примере Всемирных универсальных выставок в Париже XIX в. показан механизм взаимодействия российской и французской культур, который сформировал предпосылки для развития долговременных дружественных международных отношений, впоследствии утраченных в 1917 г.


Культуротворческая деятельность митрополита Нестора (Н.А. Анисимова) в условиях пореволюционной эмиграции

Баранцева Д. А.

Рассматривается деятельность вятских священников-эмигрантов пореволюционного периода на примере зарубежной деятельности митрополита Нестора (Н.А. Анисимова), внесшего большой вклад в укрепление русской православной восточной епархии. Предлагается классификация основных направлений его деятельности в период эмиграции. Рассмотрена роль православного священника в жизни русских эмигрантов.

Культурные практики как инструмент модернизации общенаучной подготовки студентов

Ванюшкина Л. М.

В данной статье рассматриваются проблемы формирования новой образовательной парадигмы, обусловленной изменениями социокультурной ситуации и современной культурной ориентацией общества. Обосновывается необходимость отказа от ориентации на узкую профессионализацию вузовской подготовки в пользу универсализации образования, необходимость пересмотра миссии общенаучных дисциплин.

Метафоризация как техника интерпретации образовательного Текста

Валеева Е. В.

Отношения между образовательными моделями в разные исторические периоды, выраженные через универсальные образовательные метафоры, показывают необходимость формирования нового образа образования, который учитывал бы современный тип человека, с одной стороны, а с другой — был ориентирован на те цели и ценности, которые были сформированы человечеством в процессе его историко-культурного и социально-культурного развития.

Концепция жизнестроительства в педагогическом и литературном творчестве Антона Макаренко и Аркадия Гайдара

Святославский А. В.

Краткое изложение лекции, прочитанной автором в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в рамках лектория «Пространство и время». Анализ системы социального воспитания, нашедшей отражение в книгах Макаренко и Гайдара, спроецирован на процессы социокультурной динамики в России с 1920-х гг. до современности.

Экономика города: система, отношения, культура (по материалам исследований, проводимых в рамках II Форума живых городов)

Новичков Н. В.

В настоящей статье содержатся результаты исследований, проводимых в рамках II Всероссийского форума живых городов, предметом которых выступала экономика города как система. В частности, рассмотрены основные элементы и взаимоотношения в социально-экономической системе города. Автор благодарен учредителям, организаторам и участникам II Всероссийского форума живых городов (май 2015 г., г. Ижевск) за создание благоприятных условий для научно-исследовательской работы, а также за участие в сессиях по экономике города.

Основные тенденции государственной политики по сохранению морского культурного наследия в России

Филин П. А.

Сохранение морского культурного наследия в последние годы стало заметным направлением морской политики России. В статье обозначены основные проблемы сохранения морского наследия (охрана подводного наследия, формирование исторического флота, развития сети морских музеев, сохранение исторических маяков, фортов и т.д.), и сопутствующий процесс выработки и принятия решений на государственном уровне.

Специфика коммуникативных отношений в виртуальной реальности социальных сетей

Бизюкова М. С.

Социальные сети стали технологией, породившей качественно новый тип коммуникативных структур. Данная статья посвящена рассмотрению специфики нового типа коммуникационной модели в условиях киберпространства.

Физическая культура в парадигме культурологического знания

Ушакова И. А.

Физическая культура как часть общей культуры человека формирует культуру личности, объединяя духовное и физическое. Занятия физической культурой направлены на самосовершенствование человека, решают вопросы образовательного и воспитательного процессов. Адекватная двигательная активность оздоравливает человека через знания о здоровом образе жизни, делает его полноценным членом общества.

Опера П. Чайковского «Пиковая дама» в современной культуре: присвоение через отторжение

Густякова Д. Ю.

В эпоху расцвета постмодернизма и активизации массовой культуры актуальной становится проблема существования классики в современном культурном поле. В данной статье названная проблема впервые рассматривается на материале так называемых «нетрадиционных» интерпретаций классического текста русской культуры — оперы П. Чайковского «Пиковая дама».

Гамлет и Отелло как репрезентация «постсталинской мужественности» в кинематографе оттепели

Слобцова С. И.

Данная статья анализирует два образа, воплощенные в кинематографе оттепели и сыгравшие значительную роль в формировании общественно-политического сознания эпохи — «Гамлета» и «Отелло». Статья аргументированно доказывает, что эти образы стали важным этапом в кодификации «постсталинской мужественности».