Вопросы культурологии № 5

Вопросы культурологии № 5

Электронная версия

935.00 руб.
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

РОЖДЕНИЕ РАННЕСОВЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ: СИМВОЛИКА НОВОЙ ВЛАСТИ

История многих советских праздников берет свое начало с культуры России XX в. Праздники, рожденные революцией 1917 г., демонстрируют идею партикуляции культуры на светскую и религиозную, идею противопоставления «новой» и «старой» культуры. Они представляют собою смешение искусства и развлечения, подчиненного идеологии новой власти. При помощи новой символики власть продвигала «новые ценности» и распространяла свои идеи. Автор анализирует, как использовалась эта символика (не семантика праздника или ритуалы властью для продвижения своей идеологии и почему именно он (праздник) становится одним из символов послереволюционной культуры.

ПОСТУПОК-СИМВОЛ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СОВЕТСКИХ ДИССИДЕНТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-Х — 1970-Х ГГ.

Автор исследует специфику нонконформистского самосознания на примере одного из базовых понятий в аксиологии сообщества — коллективная акция, или поступок. В статье исследованы семантика понятия, динамика и трансформация представлений об общественно значимом выступлении. Автор выявляет различия трактовки социально значимого поступка либеральной интеллигенцией начала и конца «оттепели», указывает свойства поступка-символа, возникшего в практике диссидентов.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКОГО СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

В данной статье проанализирован аспект взаимосвязи темы в детском советском кинематографе с его обязательной идеологической составляющей. Идея имеет как воспитательно-пропагандистскую природу, так и обозначает различные аспекты выхода из социальных и духовных тупиков, в которых оказывается ребенок. Кинематограф для детей в Советском Союзе представлял визуализацию разрешения возрастных проблем. В статье идея и тема представлены и внутри жанра, который в детском кинематографе обретал многогранность и вариативность именно благодаря развитию сюжета. Сюжет заключал в себе идейно-тематическое единство и становился вектором для формирования жанровой эклектики в кино для детей. В статье представлена жанровая специфика сказки и фантастики, сформулированы особенности жанра приключения, который содержит в себе не только авантюрные и героические сюжетные линии. В советском кинематографе к приключениям относятся и события из школьной жизни, и фильмы о животных, и истории из повседневности; в данном случае именно на примере этого жанра можно сделать вывод, что границы жанра в детском советском кинематографе определяются именно структурой идеи и развитием темы.

БЮДЖЕТ УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ ЛЕНИНГРАДА В 1950–1960-Е ГГ.: ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Статья посвящена материальному положению ленинградских студентов в 1950–1960-е гг. На основе фактического материала автор анализирует сперва доходные составляющие учащихся вузов, к которым относились в основном стипендии и подработки. Помимо сельскохозяйственных работ, еще одним способом заработка для студентов было участие в так называемом третьем трудовом семестре, т.е. поездки на строительные работы в различные районы Ленинградской области и за ее пределы. К расходной части бюджета ленинградского студенчества можно отнести следующие статьи: траты на питание, одежду, проживание, транспорт, развлечения, а также членские взносы в комсомольскую организацию. В ряде случаев студентам приходилось самостоятельно приобретать учебники и методические пособия. К числу финансовых трат из студенческого бюджета можно отнести и непредвиденные расходы. Финансовый бюджет каждого отдельно взятого студента был уникален и зависел от множества факторов: наличия или отсутствие семьи и родных, личных притязаний студента, досуговых увлечений, физиологических потребностей и т.д. Автор определяет следующим образом бюджет ленинградских студентов указанного периода: средний размер стипендии — 25 руб., внос денег в коммуну на питание — 15 руб.; оставалось «на себя» — 10 руб. На основе этих данных, делает вывод, что, несмотря на стесненное положение, в целом учащийся вуза имел возможность самостоятельного проживания и концентрации на учебном процессе.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

«ЕСТЬ ЦЕЛЫЙ МИР В ДУШЕ ТВОЕЙ…»

Методическая разработка мероприятия для детей старшего школьного возраста и студентов 1–2 курсов вузов, посвященного 215-летию со дня рождения русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

ТВОРЧЕСТВО В ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЕ: ФЕНОМЕН ГЕОРГИЯ ГАЧЕВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Болгарский культурный институт, библиотека № 180 Москвы проводят 16–18 мая 2019 г. Международную научную конференцию «Творчество в жизни и культуре: феномен Георгия Гачева (к 90-летию со дня рождения)».

НА БЛАГО МИРА — 2019

Продолжается конкурс премии за доброту в искусстве «На благо мира — 2019». Она присуждается авторам творческих произведений — людям и организациям — за нравственность и доброту в искусстве и общественной деятельности

ПРОЕКТ «БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ»: ЦЕЛИ ЯСНЫ, ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕНЫ?

Рецензия на издание: Кефели И.Ф., Шевченко Н.Н. Большая Евразия: цивилизационное пространство, объединительная идеология, проектирование будущего. — СПб.: Петрополис: Геополитика и безопасность», 2018. — 220 с.

РУССКАЯ ИДЕЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И ЖИЗНИ И.А. ИЛЬИНА

Рецензия на издание: Верховодько А.С., Рупова Р.М. Свет России грядущей: человек и общество в «русской идее» Ивана Ильина: монография. — СПб.: Алетейя, 2018. — 104 с.

ЧЕЛОВЕК НЕЛИНЕЙНОГО БУДУЩЕГО: ПАМЯТИ НАЗАРЕТЯНА

УМЕР ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК И ПСИХИАТР ЖАН СТАРОБИНСКИ