Вопросы культурологии №7

Вопросы культурологии №7

Электронная версия

595.00 руб.
УДК 304.9

Пять признаков тяжелой болезни. Открытое письмо министру образования и науки РФ Ольге Васильевой

Постсоветский советологический дискурс

Плебанек Ольга Васильевна ФГБОУ ВПО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова». Россия, 190005, Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, 1. E-mail: plebanek@mail.ru

Статья поступила 27.04.2017 г. В статье дается обзор советологических дискуссий постсоветского периода, обозначаются проблемы в теоретическом и методологическом аппарате советологического дискурса и некоторые методологические основания советологических исследований.

Ключевые слова: советская культура, советская цивилизация, идеологема.

Post-Soviet sovietology discourse

The paper provides an overview of Sovietology discussions of the post-Soviet period, are identifi ed issues in the the oretical and methodological apparatus of Sovietology discourse and some of the methodological foundations of Sovietology studies.

Plebanek O.V.

Key words: Soviet culture, Soviet civilization, ideologem.

УДК 130.2

Идеалы советской культуры в контексте современной российской ментальности: региональный аспект

Сметанина Татьяна Александровна ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина». Россия, 603000, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1. E-mail: TanSmetan@yandex.ru

Статья поступила 27.04.2017 г. В статье предпринимается анализ ценностных предпочтений провинциального жителя России на примере Нижнего Новгорода. Исследуются культурные бренды нижегородского региона. Рассматривается роль наследия советской культуры, воплощенной в научном знании, системе светского образования и искусства, ценностях солидарности, коллективизма и альтруизма в формировании социокультурных ориентиров и субъективной оценке качества жизни горожан. Сопоставляются ценностные установки европейцев и россиян постсоветского периода и анализируются перспективы ценностей социальной солидарности.

Ключевые слова: ценности, советская культура, культура провинции, рационализм, солидарность, индивидуализм, культурная идентичность, массовое сознание, качество жизни.

Thе Ideals of Soviet culture in the context of modern Russian mentality: a regional perspective

Smetanina T.A.s paper analyzes the value of provincial resident of Russia on the example of Nizhny Novgorod. Explores cultural brands of the Nizhny Novgorod region. Examines the role of the heritage of the Soviet culture embodied in scientifi c knowledge, the system of secular education and the arts, values of solidarity, collectivism and altruism in the shaping of socio-cultural orientations and subjective assessment of the quality of life of the townspeople. Mapped values Europeans and Russians in the post-Soviet period, and examines the prospects for the values of social solidarity.

Key words: values, culture, culture of the province, rationalism, individualism and solidarity, cultural identity, collective consciousness, quality of life.

УДК 930.85

Коллизии формирования понятия «советская интеллигенция»

Вирачева Виктория Анатольевна ФГБОУ ВПО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова». Россия, 190005, Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, 1. E-mail: nika9551979@gmail.com

Статья поступила 27.04.2017 г. Посредством анализа словарных статей из различного рода словарей в статье прослеживается изменение содержания понятий «интеллигенция» и «советская интеллигенция» под воздействием социокультурных условий, существовавших в обществе. Многие черты советская интеллигенция унаследовала от дореволюционных поколений, и они трансформировались под воздействием советской государственной машины. Советская интеллигенция стремилась не к разрушению, а к преобразованию существовавшего общественного устройства, что обусловлено социальным происхождением представителей советской интеллигенции и социокультурными условиями формирования этого социального слоя в советском государстве.

Ключевые слова: интеллигенция, советская интеллигенция, социальный слой, интеллектуальный труд, общество, общественное устройство, советское государство.

Forming collisions of the notion “soviet intelligentsia”

Viracheva V.A.

The changing of meaning of notions “intelligentsia” and “soviet intelligentsia” under socio-cultural conditions is traced through analyzing dictionary articles from diff erent kinds of dictionaries. Soviet intelligentsia got many features from pre-revolutionary generations. The features were transformed by the soviet state machine. Soviet intelligentsia was aimed not to destroy but transform the existing social structure. It was conditioned by soviet intelligentsia representatives’ social origin and socio-cultural conditions of forming this social layer in the soviet state.

Key words: intelligentsia, soviet intelligentsia, social layer, intellectual labour, society, social structure, soviet state.

УДК 93

Ключевые принципы советской концепции досуга

Пасенко Станислав Игоревич НЧОУ ВО «Армавирский лингвистический социальный институт». Россия, 352900, Краснодарский край, Армавир, ул. Кирова, 22–24. E-mail: stanislav_pasenko@mail.ru

Статья поступила 27.04.2017 г. В данной статье говориться об истории досуга как новом поле для исторических исследований. Обосновывается существование советской концепции досуга, отличной от «западного» взгляда на эту форму бытия человека. Даётся ответ на главный вопрос исследователей советского досуга, а именно: насколько он был управляем?

Ключевые слова: свободное время, досуг, учреждения культуры, гармоничное развитие личности.

Key principles of the Soviet concept of leisure

Pasenko S.I.

In given clause to be spoken about history of leisure as a new fl oor for historical researches. Existence of the Soviet concept of the leisure which is distinct from the «western» sight at this form of life of the person proves. The answer to the main question of researchers of the Soviet leisure is given, namely how much it has been operated?

Key words: a free time, leisure, establishments of culture, harmonious development of the person.

УДК 130.2

Аналитическая психология К. Юнга и искусство актера: феномен Аркадия Райкина

Хренов Николай Андреевич ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации». Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5. E-mail: nihrenov@mail.ru

Статья поступила 10.01.2017 г. Каждый выдающийся художник, в том числе актер, если он к тому же еще и гражданин, испытывает давление, с одной стороны, массы, а с другой стороны, власти. Его творчество предполагает перевод аморфного образования массы, которую обычно именуют публикой, в народ. Но это не столь легкое дело. Нужно, чтобы сама масса этого хотела. Это обстоятельство уже превращает творческую деятельность артиста в драматический акт. Но драматизм в творчестве актера возникает и в его отношениях с властью. Мимо всех этих проблем не прошел и выдающийся актер второй половины ХХ в. Аркадий Райкин.

Ключевые слова: эстрада, масса, народ, власть, трикстер, архетип, актерское творчество, психология масс, комическое, смех, миф, коллективное бессознательное, маска, карнавал, сакральность.

Thе analytical psychology of C. G. Jung and the art of the actor: the phenomenon of Arkady Raikin

Khrenov N.A.

Every outstanding artist, including actor, if he’s still a citizen, under pressure , on the one hand, the masses, and , on the other hand, the authorities. His work includes translating the amorphous formation of the mass, which is usually referred to as the public, to the people. But it is not so easy. Need to get the weight wanted. This fact makes the creative activity of the artist in the dramatic act. But the drama in the actor’s career occurs and in its relations with the government. Past all these problems is not passed and the outstanding actor of the second half of the twentieth century, Arkady Raikin.

Key words: variety, weight, people, power, the trickster, archetype, the actor’s creativity, the psychology of the masses, comic, laughter, myth, collective unconscious, mask, carnival, sanctity.

УДК 130.2

Циклическая теория П. А. Сорокина в анализе советской культуры

Макаров Игорь Вячеславович ООО «ГеоКорд». Россия, 105062, Москва, ул. Покровка, 27, стр. 1, офис 1. E-mail: pposp5@mail.ru

Статья поступила 27.04.2017 г. Различные дефиниции «советской культуры» полагают, что ей присущ идеал соборности, который как системообразующая характеристика выводит за рамки линейного подхода в развитии «советской культуры» и включает «советскую культуру» в контекст общего развития российской культуры. В статье выдвигается гипотеза определения основных параметров модели «советской культуры» на основе циклической смены суперсистем культуры П. А. Сорокина в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

Ключевые слова: «советская культура», цивилизация, культура идеациональная, идеалистическая, чувственная.

Cyclical theory P.A. Sorokin in the analysis of Soviet culture

Makarov I.V

Various defi nitions of «Soviet culture» believe that it is inherent in the ideal of catholicity, as system-generating principle feature displays beyond the linear approach in the development of «Soviet culture» and includes the «Soviet culture» in the general development of the Russian cultural context. The article hypothesized defi nition of the main parameters of the model of the «Soviet culture» based on a cyclic shift supersystems culture PA Sorokin in sequence: ideational, idealistic, sensual.

Key words: «Soviet culture», civilization, culture ideational, idealistic, sensual.

УДК 7.011.3

Вырождение культуры, авангард и отчуждение

Бахитов Станислав Борисович МБОУ «Сургутский профессиональный колледж русской культуры имени А. С. Знаменского». Россия, 628406, Тюменская обл., ХМАО, Сургут, ул. 30 лет Победы, 60. E-mail: baxitova@mail.ru

Статья поступила 05.12.2016 г. В статье рассматривается проблема влияния отчуждения на сферу культуры в отражении философских сочинений конца XIX — начала XXI вв. Современное вырождение культуры есть результат этого отчуждения, причиной же является отчуждение труда. Одним из проявлений данного вырождения стал авангардизм, эволюционировавший от «неопасного бунта» к доходному бизнесу.

Ключевые слова: вырождение культуры, отчуждение, отчуждение труда, модернизм, авангард, перформанс, абстракционизм, поп-арт.

Degeneration of culture, advance-guard and estrangement

Bakhitov S.B. 

In this paper we can see the investigation of the infl uence of estrangement in the sphere of culture in the philosophical writings of this late XIX- beginning of XXI century. The contemporary degeneration of culture is the result of this estrangement, cause of this estrangement is the alienation of labor. One from manifestations of this degeneration of culture is modernism (advance-guard), what evolved from “non-dangerous revolt” to a profi table business.

Key words: the degeneration of culture, estrangement, the alienation of labor, modernism, advance-guard, performance, abstract art, pop-art.

УДК 791;791.9

Энергия русского флешмоба как театрализованного творчества масс

Коптев Лев Николаевич Россия, 194017, Санкт-Петербург, ул. Гаврская, 6, кв. 23. E-mail: alconost2004@mail.ru

Статья поступила 24.03.2017 г. В статье рассматриваются движущие силы театрализации, среди которых особо выделяется энергия сакральных переживаний. На материале песенного флешмоба, идущего по Украине, России и за рубежом, обнаруживается иррациональная притягательность образа Советского Союза. Синкретизм социальной, политической, нравственной, сакральной энергий вызывает мощный всплеск массового творчества, способного преодолеть возникающие препятствия.

Ключевые слова: энергия, театрализация, сакральное, толпа, русский флешмоб, песня, массовое творчество, нуминозное, синкретизм, иррациональное.

The energy of the Russian fl ashmob as theatrical creativity of the masses

Koptev L.N.

This paper discusses the driving forces of theatricalization, among which highlights the energy of the sacred experiences. The fl ash mob song material coming to Ukraine, Russia and abroad is discovered irrational attraction image of the Soviet Union. Syncretism of social, political, moral, sacred energy elicits a potent surge of mass creativity, capable to overcome obstacles.

Key words: energy, theatricalization, sacral, crowd, Russian fl ash mob, song, a mass creativity, numinoznoe, syncretism, irrational.

Как события 1917 года в России заново разыгрываются в соцсетях

В ноябре 1916 г. Павел Милюков осуждал неспособность правительства выработать стратегию: «Что это — глупость или измена?» Тогда «речь Милюкова вызвала бурные диспуты в Думе», напоминает корреспондент Financial Times Макс Седдон. «Когда же ровно через 100 лет он “запостил” ее в “ВКонтакте” — самой популярной в России соцсети — реакция была совершенно иной», — пишет журналист. Так, пользователь Владимир Курочкин написал, что все совсем как сейчас — словно 100 лет и не миновало.

As events of 1917 in Russia are anew played in social networks

In November, 1916 Pavel Milyukov condemned inability of the government to develop strategy: “What it is nonsense or treason?” Then “Milyukov’s speech caused rough debates in the Duma”, the correspondent of Financial Times Max Seddon reminds. “When exactly in 100 years he ‘posted’ it in VKontakte — the social network, most popular in Russia, — reaction was absolutely other”, — the journalist writes. So, the user Vladimir Kurochkin wrote that just as now — as if 100 years and did not pass all.

УДК 7.032

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.

Ключевые слова: история искусства, образовательное путешествие, знаковый образ эпохи, самостоятельная работа студентов, внеаудиторная работа студентов.

Art history in images, facts and questions. Reference book for self-extracurricular work of students

The grant is addressed to students of universities studying art history, and represents the materials for self extracurricular work. In the composition of benefi ts — questions and tasks for independent, research, creative activities, informational and reference materials, dictionaries, and lists of references. Presents the theoretical and practical material describes key aspects of world art history, the logic of its development, the continuity the artistic and stylistic features of the language of diff erent art forms.

Key words: art history, educational travel, iconic image of the era, self-extracurricular work of students, out-of-class training.

УДК 791.43/.45+18

Телесно-ориентированный подход при анализе произведений экранного искусства 

Деникин Антон Анатольевич ФГОБУ ВиППО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова». Россия, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3. E-mail: oficial@list.ru

Статья поступила 28.09.2016 г. На основе телесно-ориентированного подхода и концепции «телесно воплощённой симуляции» в статье рассматривается роль аффективного, телесного опыта в интерпретации аудиовизуальных произведений. Утверждается, что сама «визуальность» мира формируется скорее внутренними телесными элементами, нежели абстрактной властью взгляда, причем именно тело зрителя и его активность задает условия для восприятия образов. Предлагаются основания для выработки мультисенсорной методики анализа аудиовизуальных произведений, альтернативной традиционнной «герменевтической» и семиотической методологии анализа кинотекстов.

Ключевые слова: телесно-ориентированный подход, гаптическая эстетика, аффективность, образ-аффект,
мультимодальность, зеркальные нейроны, телесно воплощённая симуляция, энактивизм, энактивное познание.

The corporal focused approach in the analysis of works of screen art

Denikin A.A.

On the basis of the corporal focused approach and the concept of «corporally incarnate simulation» in article the role of aff ective, corporal experience in interpretation of audiovisual works is considered. It is claimed that «visuality» of the world is formed by rather internal corporal elements, than the abstract power of a look, and the body of the viewer and his activity sets conditions for perception of images. The bases for development of a multitouch technique of the analysis of audiovisual works are off ered, to alternative traditional «hermeneutical» and semiotics methodology of the analysis of fi lm texts.

Key words: the corporal focused approach, gaptichesky esthetics, aff ectivity, image aff ect, multimodality, mirror neurons, corporally incarnate simulation, enaktivizm, enaktivny knowledge.

Дом «Призрак»

«Ghost» house