Вопросы культурологии №5-6

Вопросы культурологии №5-6

Электронная версия

1190.00 руб.
УДК 304.9

Информационная революция в пространстве культурных ценностей. «Мистер Робот» и все-все-все…

Information revolution in the space of cultural values. “Mr. Robot” and all-all-all…


© Гуреев Максим Вячеславович
Gureev M.V.

МАОУ «Гимназия № 3». Россия, 173025, Великий Новгород, ул. Зелинского, 30.
E-mail: maksimgureev@yandex.ru

Статья поступила 20.02.2017 г.

В данной статье рассматриваются современные проблемы, связанные с необходимостью переустройства мира и самосовершенствования человека как личности, на примере анализа наиболее крупного художественного прецедента о хакерах начала XXI в. Автор предлагает иллюстративный обзор сложностей существования граждан в условиях отсутствия полноценной информационной безопасности, а также концентрирует внимание на наиболее принципиальных гранях человеческих коммуникаций, взаимодействия различных индивидуальных и социальных структур, представленных в популярном американском телесериале 2015–2016 гг.

Ключевые слова:
информационная революция, информационная безопасность, культурные ценности, самосовершенствование, личность, корпорация, государство, телесериал.

This paper discusses the current problems associated with the necessity of transformation of the world and selfimprovement as human beings, on the example of the major artistic precedent about hackers of the early 21th century. The author offers an illustrative overview of the difficulties is the existence of people in the absence of full information security, as well as focusing on the most fundamental facets of human communication, the interaction of various individual and social structures, presented in the popular american television series 2015–2016.

Key words:
information revolution, information security, cultural values, self-improvement, a person, corporation, government, television series.

УДК 791.43/.45+18

Телесно-ориентированный подход при анализе произведений экранного искусства

Th e corporal focused approach in the analysis of works of screen art

© Деникин Антон Анатольевич
Denikin A.A.

ФГОБУ ВиППО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова».
Россия, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3.
E-mail: oficial@list.ru

Статья поступила 28.09.2016 г.

На основе телесно-ориентированного подхода и концепции «телесно воплощённой симуляции» в статье рассматривается роль аффективного, телесного опыта в интерпретации аудиовизуальных произведений. Утверждается, что сама «визуальность» мира формируется скорее внутренними телесными элементами, нежели абстрактной властью взгляда, причем именно тело зрителя и его активность задает условия для восприятия образов. Предлагаются основания для выработки мультисенсорной методики анализа аудиовизуальных произведений, альтернативной традиционной «герменевтической» и семиотической методологии анализа кинотекстов.

Ключевые слова: телесно-ориентированный подход, гаптическая эстетика, аффективность, образ-аффект, мультимодальность, зеркальные нейроны, телесно воплощённая симуляция, энактивизм, энактивное познание.

On the basis of the corporal focused approach and the concept of “corporally incarnate simulation” in article the role of affective, corporal experience in interpretation of audiovisual works is considered. It is claimed that “visuality” of the world is formed by rather internal corporal elements, than the abstract power of a look, and the body of the viewer and his activity sets conditions for perception of images. The bases for development of a multitouch technique of the analysis of audiovisual works are offered, to alternative traditional “hermeneutical” and semiotics methodology of the analysis of film texts.

Key words: the corporal focused approach, gaptichesky esthetics, affectivity, image affect, multimodality, mirror neurons, corporally incarnate simulation, enaktivizm, enaktivny knowledge.

УДК 791.43–2+791.43.01

Фильм ужасов: константы жанра

Horror film: genre constants

© Тихомиров Сергей Александрович
Tikhomirov S.A.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru

Статья поступила 20.01.2017 г.

В данной статье отмечается, что исследования жанрового кинематографа, в частности, фильмов ужасов постепенно становятся респектабельным направлением исследований в отечественных гуманитарных науках. Предпринимается попытка предложить культурологическую дефиницию жанру хоррор в кинематографе, а также выявить его константы. Автор анализирует репрезентацию страшного в фильмах ужасов, особенности конструирования пространства, времени и телесности в кинолентах.

Ключевые слова:
хоррор, фильм ужасов, страх, телесность, жанры кинематографа, саспенс.

In paper it is noted that cinema studies, in particular, of horror films gradually become the respectable direction of researches in the Russian humanities. An attempt to offer a culturological definition to a horror movie, and also to reveal its constants is made. The author analyzes representation of a terrible in horror films, feature of designing of space, time and a corporality in horror movies.

Key words: horror, horror film, fear, corporality, cinema genres, suspense.

УДК 303.01

Понятие межкультурной коммуникации в теории и истории культуры

The notion of cross-cultural communication in culture theory and history

© Докучаев Илья Игоревич
Dokuchaev I.I.

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет».
Россия, 690950, Владивосток, ул. Суханова, 8.
E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru

Статья поступила 24.01.2017 г.

В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации. Предложенная концептуализация позволяет сделать структуру межкультурной коммуникации эффективным методом исследования ее истории. Традиционная структура межкультурной коммуникации, как и всякой иной, включает ее субъекты, коды, каналы, контексты и сообщения. Эта структура дополняется метаструктурными компонентами, описывающими результаты межкультурной коммуникации. К таковым относятся ядро (иностранный язык) и периферия (ближайшая — социальные институты, регламентирующие межкультурную коммуникацию, и отдаленная — все артефакты культуры).

Ключевые слова:
межкультурная коммуникация, иностранный язык, культура России, языковые заимствования, история и теория переводов, методика преподавания иностранных языков.

In this paper I consider the notion of cross-cultural communication. Conceptualization I suggest allows to make its structure an efficient method of studying its history. Conventional structure of cross-cultural communication, as any other communication, includes its subjects, codes, channels, contexts and messages. It is to be complemented by  etastructural components that are to describe the results of cross-cultural communication. To the latter belong the core (foreign language) and the periphery (near periphery — social institutions that regulate cross-cultural communication, and distant periphery — all cultural artifacts). The core of cross-cultural communication displays three layers: semantics (language borrowings), syntax (genres of a foreign literature and translation rules) and pragmatics (cross-cultural communication contexts and foreign language learning methods).

Key words: cross-cultural communication, foreign language, Russian culture, language borrowings, history and theory of translation, foreign language teaching methods.

УДК 159.923.2

Диалог в коммуникации учитель / ученик, или о том, как учить в общении

Dialogue in communication the teacher / pupil, or how to learn in communication


© Кривошеева Елена Николаевна
Kryvosheeva E.N.

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов».
Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.
E-mail: len24@mail.ru
© Агошков Андрей Валерьевич
Agoshkov A.V.

НП «Издательский дом «Панорама».
Россия, 127015, Москва, Бумажный проезд, 14, стр. 2.
E-mail: meteor70@yandex.ru

Статья поступила 21.03.2017 г.

В статье рассматриваются механизмы коммуникации, ее возможности и условия. Рассмотрен диалог как сложный вариант коммуникации. Некоторое внимание уделяется проблеме педагогической коммуникации в процессе обучения, диалогу между преподавателем и учеником.

Ключевые слова:
коммуникация, дидактика, диалог, парадигма, контекст окружения, диалог культур.

In paper mechanisms of communication, its opportunity and condition are considered. Dialogue as difficult option of communication is considered. Some attention is paid to a problem of pedagogical communication in the course of training, to dialogue between the teacher and the pupil.

Key words: communication, didactics, dialogue, paradigm, environment context, dialogue of cultures.

УДК 74.03

Просветительская политика Российской империи в рамках аккультурации мусульманских народов Северокавказского края (XIX век)

Educational policy of the Russian Empire in the framework of the acculturation of the Muslim peoples of the North Caucasus region (19th century)

© Хачидогов Руслан Асланович
Khachidogov R.A.

ФКОУ «Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД
России». Россия, 360000, Нальчик, ул. Мальбахова, 123.
E-mail: Ruslan.khachidogov.88@mail.ru

Статья поступила 20.01.2017 г.

В представленной статье с культурологических позиций анализируется политика Российского государства в области просвещения мусульманских этносов, проводимая им на Северном Кавказе в XIX столетии. На основании впервые представленных материалов показывается, что в крае бытовала весьма своеобразная система мусульманского образования, состоящая в основном из двух типов учебных заведений — мактаба и мадраса. Доказывается, что обучение в них имело свою специфику, мало пригодную в условиях развивающейся экономики края, на что указывали российские и горские культуртрегеры. Делаются выводы, что, несмотря на некоторое увеличение численности школ для мусульманского населения, российское правительство в лице Министерства народного просвещения, долгие годы не обращавшее внимания на потребности горцев-мусульман в обучении, являлось тормозом образования для нерусских народов, что было весьма сдерживающим фактором в их аккультурации.

Ключевые слова:
Россия, Северокавказский край, горские народы, российское правительство, мусульманское образование, система обучения.

The paper with culturological positions analyses the policy of the Russian state in the education of Muslim ethnic groups pursued in the North Caucasus in the 19th century. On the basis of a fi rst presented material shows that in the region there existed a very peculiar system of Muslim education, consisting mainly of two types of educational institutions — Maktaba and Madras. It is proved that the training they had specific, is not useful in conditions of developing economy of the region, as indicated by the Russian and mountain culture. The conclusions drawn are that, despite some increase in the number of schools for the Muslim population, the Russian government represented by the Ministry of national education, the years did not pay attention to the needs of the highlanders Muslims in training, was a brake for the education of non-Russian peoples, which was very limiting factor in their acculturation.

Key words:
Russia, North Caucasus Krai, mountain peoples, the Russian government, Muslim education, system of education.

УДК 74.03

Ретроспектива цивилизационных устремлений Российской империи в отношении мусульманских народов Северного Кавказа

Retrospective civilizational aspirations of the Russian Empire in relation to the Muslim peoples of the North Caucasus


© Шамаев Артур Мурадинович
Shamayev A.N.

ФКОУ «Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД
России». Россия, 360000, Нальчик, ул. Мальбахова, 123.
E-mail: Shomik788@mail.ru

Статья поступила 23.01.2017 г.

В статье на основе архивных и документальных материалов анализируется конфессиональная специфика Северного Кавказа, которая существенно отличалась от существующих зарубежных практик. Доказывается, что проводившиеся на северокавказской окраине империи преобразования в духовной сфере укрепляли авторитет самой религии в жизни иноэтнических сообществ, способствуя исламизации населения. Делаются выводы, что мусульманство вследствие этого укрепило свои позиции, обретало конструктивный для формирования целостности российской государственности потенциал. Оно перестало играть враждебную роль, превратившись и на северокавказской окраине в элемент общероссийской консолидации.

Ключевые слова:
Российская империя, Северный Кавказ, горские народы, иноэтнические общества, цивилизационные устремления, мусульманство.

The paper on the basis of archival and documentary materials analysed confessional specifics of the North Caucasus, which was significantly different from the existing foreign practices. It is proved that the North Caucasus held on the outskirts of the Empire conversion in the spiritual realm strengthen the authority of religion itself in the life of other ethnic communities, contributing to the Islamization of the population. The conclusions drawn are that Islam as a result has strengthened its position, attained constructive for the formation of the integrity of the Russian state potential. It has ceased to play a hostile role, turning through a crash on the outskirts of the North Caucasus in the Russian element of consolidation.

Key words: Russian Empire, North Caucasus mountain peoples, other ethnic society, civilizational aspirations of Islam.

УДК 316.722

Феномен города как часть религиозной культуры Древней Греции

City phenomenon as part of religious culture of Ancient Greece


© Панищев Алексей Леонидович
Panyshev A.L.

ФГБОУ ВПО «Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП».
Россия, 305004, Курск, ул. Радищева, 116.
E-mail: aleksepanishhe@rambler.ru

Статья поступила 20.01.2017 г.

Данная статья посвящена теме городской культуры в древнегреческой цивилизации. В работе отмечается взаимосвязь городского устройства с религиозной концепцией. Вытеснение религиозного смысла города его политическим аспектом может стать условием для духовного кризиса общества.

Ключевые слова:
Древняя Греция, город, цивилизация, религия, культура.

This paper is devoted to the theme of citizen’s culture in the civilization of Ancient Greek. In the paper notes the correlation between an order’s city and a religious concept. Pressing a religious sense by a political aspect can became to the condition for sole decay of society.

Key words: Ancient Greek, city, civilization, religion, culture.

УДК 1/14–140.8

Феномен взаимодействий и его отражение в религиозной культуре

The Phenomenon of Interaction and its Reflection in Religious Culture

© Денисков Антон Владимирович
Deniskov A.V.

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет».
Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29.
E-mail: deniskov_anton@mail.ru

Статья поступила 24.01.2017 г.

В статье представлен анализ научной деятельности А. В. Солдатова, российского ученого, религиоведа, специалиста в области философских проблем естествознания. Обоснован постулат исследователя о триединстве форм моделирования мироздания: научной, художественной и религиозной формы (определение термина «мироздание» введено в понятийный аппарат философии А. В. Солдатовым в 1990 г.). Особое внимание уделено взаимодействию науки и религиозной культуры в освещении феномена миропонимания.

Ключевые слова:
взаимодействие, наука, религия, мироздание, множественность миров.

The paper presents the analysis of scientific activity of Alexander V. Soldatov, a famous Russian scientist, religious scholar, expert in the field of philosophical problems of natural science. Substantiated the postulate of a scientist of the Trinity forms the simulation of the universe: scientific, artistic and religious forms (for the definition of «the universe» introduced in the conceptual apparatus of philosophy A. V. Soldatov in 1990). Set out the ideas of the philosopher about the problem of plurality of worlds in outer space. Special attention is paid to the separation of science and religion culture in light of the phenomenon of worldview.

Key words: interaction, science, religion, universe, plurality of the worlds.

УДК 7.032

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*

Art history in images, facts and questions. Reference book for self-extracurricular work of students


© Ванюшкина Любовь Максимовна
Vanyushkina L.M.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: lm31551@ya.ru
© Дракина Ирина Константиновна
Drakina I.K.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru
© Куракина Ирина Игоревна
Kurakina I.I.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: ladybug90@yandex.ru
© Тихомиров Сергей Александрович
Tikhomirov S.A.

ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А.
E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru

Статья поступила 22.11.2016 г.

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.

Ключевые слова: история искусства, образовательное путешествие, знаковый образ эпохи, самостоятельная работа студентов, внеаудиторная работа студентов.

The grant is addressed to students of universities studying art history, and represents the materials for self extracurricular work. In the composition of benefits — questions and tasks for independent, research, creative activities, informational and reference materials, dictionaries, and lists of references. Presents the theoretical and practical material describes key aspects of world art history, the logic of its development, the continuity the artistic and stylistic features of the language of different art forms.

Key words:
art history, educational travel, iconic image of the era, self-extracurricular work of students, out-of-class training.

УДК 316.723

Особенности молодежного потребления культурной продукции (по материалам групповой дискуссии)

Features of youth consumption of cultural products (on the materials of group discussion)


© Бодянская София Юрьевна
Bodianskaia S.U.

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет».
Россия, 690950, Владивосток, ул. Суханова, 8.
E-mail: Sonya0106@mail.ru

Статья поступила 10.02.2017 г.

Потребление культурной продукции занимает особое место в группе потребительских практик современной молодежи. Через потребление культурной продукции молодыми людьми реализуются важные задачи формирования ценностных ориентаций и выработки социальных компетенций. В статье представлено потребление пяти ведущих видов культурной продукции — музыкальной, кинематографической, литературной, музейной и театральной. В ходе группой дискуссии были изучены особенности потребления каждого вида культурной продукции.

Ключевые слова:
культурная продукция, потребление, молодежное потребление, групповая дискуссия, Владивосток.

Consumption of cultural products occupies a special place in the group of consumer practices of modern youth. Through the consumption of cultural products by young people, important tasks of forming value orientations and developing social competencies are being realized. The article presents consumption of five leading types of cultural products — music, cinema, literary, museum and theater. During the group discussion, the peculiarities of consumption of each type of cultural products were studied.

Key words: cultural products, consumption, youth consumption, group discussion, Vladivostok.

УДК 11:681.5.01:685.512.2.011.56

Культуролого-философские аспекты развития потенциала теории активных систем (ТАС) и теории управления организационными системами (ТУОС)

Culturological and philosophical aspects of development of potential of the theory of active systems (TAS) and control theory organizational systems (CTOS)


© Русяева Елена Юрьевна
Rusyaeva E.Yu.

ФГБУН «Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова Российской академии наук».
Россия, 117997, ГСП-7, В-342, Москва, ул. Профсоюзная, 65.
E-mail: 1779624@mail.ru

Статья поступила 30.01.2017 г.

Культуролого-философские аспекты развития науки управления спроецированы на конкретные математические теории управления — ТАС и ТУОС. Рассмотрены возможности усиления гносеологического, эвристического потенциала математических моделей управления для выхода из ситуации кризиса науки.

Ключевые слова: интерпретационно-аргументационный подход, гносеологический, эвристический потенциал математических моделей.

Culturological and philosophical aspects of development of a control science are projected on specific mathematical control theories — TAS and СTOS. The possibilities of strengthening of gnoseological, heuristic potential of mathematical control models for a way out of crisis of science are considered.

Key words: interpretative-argumentatsionny approach, gnoseological, heuristic potential of mathematical models.