Ученый совет №4

Ученый совет №4

Электронная версия

1190.00 руб.
УДК 378.4

Университет как институциональная структура гражданского общества: от истории к современности

© Мальковская Ирина Александровна,
доцент кафедры философии Российского университета дружбы народов, кандидат философских наук, член-корреспондент Бразильской академии философии
Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
E-mail: irinamalkovskaya@gmail.com

Трансформации культуры в глобальном информационном обществе затрагивают самые разные аспекты человеческой жизнедеятельности, в том числе культуру образования, самообразования, досуга и т.д. В данной статье в фокусе внимания будет алгоритм университетской культуры, сложившийся более семи веков назад, но по сей день определяющий функционирование сложной системы воспроизводства знания.

Ключевые слова:
образование, университет, глобализация, информационное общество, знание, технология, квалифицированные кадры.

University as institutional structure of civil society: from history to the present

© Malkovskaya Irina Aleksandrovna,
associate professor of philosophy of the Russian Peoples' Friendship University, candidate of philosophical sciences, corresponding member of the Brazilian academy of philosophy
Russia, 117198, Moscow, Miklukho-Maclay St., 6
E-mail: irinamalkovskaya@gmail.com

Transformations of culture in global information society affect the most different aspects of human activity, including, culture of education, self-education, leisure, etc. In this article in focus of attention there will be an algorithm of university culture which developed more than seven centuries ago, but to this day determining functioning of difficult system of reproduction of knowledge.

Keywords: education, university, globalization, information society, knowledge, technology, qualified personnel.

УДК 009

Образование и наука: гендерный аспект

© Костина Анна Владимировна,
доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, декан факультета культуры и искусства АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: Anna_Kostina@indox.ru

В статье показано, что сферы науки и образования существенно различаются в гендерном плане. Занятость в рамках первой преимущественно мужская, в рамках второй — женская. Сфера науки и образования является той основой, которая создает возможности для экономического развития любой страны. Трансляция знания, его усвоение, переосмысление, создание нового знания — этот алгоритм существования информации чрезвычайно важен для любого типа общества. Однако возникает вопрос: верно ли, что гендерное равноправие является и равноправием в сферах, связанных со знанием? Эта проблема становится основной в рамках статьи.

Ключевые слова:
образование, наука, гендерное равноправие, общество, знание, преподаватель, стереотип, рождаемость.

Science and education: gender aspect

© Коstina Anna Vladimirovna,
Doctor of Philosophy, doctor of cultural science, professor, dean of faculty of culture and art of Moscow humanities university
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: Anna_Kostina@indox.ru

In article it is shown that spheres of science and education signifi cantly differ in the gender plan. Employment within the first mainly men's, within the second — women's. The sphere of science and education is that basis which creates opportunities for economic development of any country. Broadcast of knowledge, its assimilation, reconsideration, creation of new knowledge — this algorithm of existence of information is extremely important for any type of society. However there is a question: whether is true that gender equality is also equality in the spheres connected with knowledge? This problem becomes the main within article.

Keywords: education, science, gender equality, society, knowledge, teacher, stereotype, birth rate.

Реформы и мифы, или Российское образование в поисках самоидентификации

© Докучаев Илья Игоревич,
профессор кафедры философии ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», доктор философских наук, профессор
Россия, 690950, Владивосток, ул. Суханова, д. 8
E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru

В статье рассматривается судьба реформ российского образования в постсоветский период. Показано, что эти реформы продиктованы не столько потребностью в решении реально стоящих перед образованием проблем, сколько мифологическими стратегиями соответствия западным или традиционным отечественным образцам. Однако под прикрытием этой мифологизации, как утверждает автор, происходит процесс падения качества образования с целью экономии выделяемых на него ассигнований. Эти явления показаны на примере сокращения и укрупнения вузов и их подразделений, осуществляемых в последние годы в качестве основной стратегии реформ. Показано, что даже хороший западный опыт такого рода в условиях российского образования не всегда эффективен. В качестве выхода из сложившейся тупиковой ситуации предлагаются широкое общественное и профессиональное обсуждение положения дел в российском образовании и ограничение роли государства и его контролирующих органов в процессе управления образованием.

Ключевые слова: российское образование, укрупнение университетов и их подразделений, реформы, департамент, руководитель образовательных программ, кафедра, факультет.

Reforms and myths, or Russian education in search of self-identification

© Dokuchayev Ilya Igorevich
, professor of department of philosophy of Far Eastern Federal University, Doctor of Philosophy, professor
Russia, 690950, Vladivostok, Sukhanov St., 8
E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru

In article the destiny of reforms of Russian education during the Post-Soviet period is considered. It is shown that these reforms are dictated not so much by the need for the solution of the problems which are really facing education, how many the mythological strategy of compliance to the western or traditional domestic samples. However under cover of this mythologization as the author claims, there is a process of fall of quality of education for the purpose of economy of the assignments allocated for it. These phenomena are shown on the example of reducing and enlargement of the higher education institutions and their divisions performed in recent years as the main strategy of reforms. It is shown that even good western experience such in the conditions of Russian education isn't always effective. As a way out from the developed impasse extensive public and professional discussion of a situation in Russian education and restriction of a role of the state and its monitoring bodies in process of management of education is offered.

Keywords: Russian education, enlargement of universities and their divisions, reforms, department, head of educational programs, department, faculty.

УДК 378.1

Культурология: сфера профессиональной деятельности выпускников

© Флиер Андрей Яковлевич,
главный научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
E-mail: andrey.flier@yandex.ru

В статье анализируются те сферы экономического и социального развития, в которых актуален опыт тех, кто получил образование в рамках как бакалавриата, так и магистратуры по направлению «Культурология». Автор показывает, что в условиях интенсивного развития новейших технологий культура выступает как система, препятствующая деструктивным социальным тенденциям, а специалисты-культурологи должны быть востребованы, в том числе в области социального управления, для выработки соответствующих рекомендаций, учитывающих устойчивые ценности, символы, архетипы сознания. Автор обозначает те области, в которых использование опыта специалистов-культурологов окажется оптимальным, и те задачи, которые могут быть успешно решены с их помощью.

Ключевые слова:
культурология, социальная сфера, экономика, адаптация, ценности, коммуникация, нравственность, идентичность.

Cultural science: sphere of professional activity of graduates

© Fliyer Andrey Yakovlevich,
chief researcher of the Russian research institution of cultural and natural heritage of D.S. Likhachev, Doctor of Philosophy, professor
Russia, 129366, Moscow, Kosmonavtov St., 2
E-mail: andrey.flier@yandex.ru

In article those spheres of economic and social development in which experience of those who got an education within both a bachelor degree, and a magistracy in the Cultural science direction is urgent are analyzed. The author shows that in the conditions of intensive development of the latest technologies the culture acts as the system interfering destructive social tendencies, and specialists culturologists shall be demanded, including, in the field of social management for development of the corresponding recommendations considering steady values, symbols, consciousness archetypes. The author designates those areas in which use of experience of specialists culturologists will be optimum, and those tasks which can be successfully solved with their help.

Keywords: cultural science, social sphere, economy, adaptation, values, communication, morality, identity.

УДК 130.2

Прикладная философия как практика духа

© Моисеева Нелли Алексеевна,
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»
Россия, 143907, Московская область, Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 50
E-mail: moiseeva.nel@yandex.ru

В статье показано, что в настоящее время идет активный процесс переосмысления миссии философии, — наряду с философским теоретизмом в отечественной литературе развивается направление, указывающее на эмпирические основания философии. Сближение философии с жизнью стало насущной задачей социальной практики, и она уже реализуется в разных направлениях. Во-первых, переход от функции «служанки науки» к исследованию проблем жизни, обыденного сознания, ценностей и др.; во-вторых, включение в проблематику философии практически-духовных форм освоения мира и утверждения практической значимости духовной деятельности.

Ключевые слова:
философия, практика, теория, обыденное сознание, духовная культура, ценности, рациональность, пространство идеального.

Applied philosophy as practice of spirit

© Moiseyeva Nellie Alekseevna,
Doctor of Philosophy, associate professor, head of the department of philosophy and history of Russian state agricultural correspondence university
Russia, 143907, Moscow region, Balashikha, Entuziastov highway, 50
E-mail: moiseeva.nel@yandex.ru

In article it is shown that now there is an active process of reconsideration of a mission of philosophy, — along with a philosophical teoretizm in domestic literature the direction specifying the empirical bases of philosophy develops. Rapprochement of philosophy with life became an essential task of social practice and it is already implemented diversely. First, transition from function of «the servant of science» to a research of problems of life, ordinary consciousness, values, etc.; secondly, inclusion in a perspective of philosophy of practical and spiritual forms of development of the world and approval of the practical importance of spiritual activities.

Keywords: philosophy, practice, theory, ordinary consciousness, spiritual culture, values, rationality, space of ideal.

Потенциалы творчества в цифровой образовательной сети

© Ярославцева Елена Ивановна,
кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Института философии РАН
Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
E-mail: yarela15@mail.ru

В статье показано, что первоначально возникновение компьютерных технологий и самой сети Интернет создавало ассоциации с необъятной книгой, насыщенной внутренними перекличками, которые успешно осуществлялись с помощью гиперссылок. Они не требовали особого труда, поскольку существовали в электронной форме, но зато приносили ощущение возможности связать воедино все тексты. Автор показывает трансформации существования гипертекста и его возможности в формировании цифровой образовательной сети, а также порождение прототипированной культурно-образовательной среды.

Ключевые слова: образование, гипертекст, прототип, грамотность, образовательная сеть, Интернет.

Creativity potentials in digital educational network

© Yaroslavtseva Elena Ivanovna,
candidate of philosophical sciences, associate professor, senior researcher of the RAS Institute of philosophy
Russia, 109240, Moscow, Goncharnaya St., 12, 1
E-mail: yarela15@mail.ru

In article it is shown that originally emergence of computer technologies and the Internet created associations with the immense book saturated with internal musters which were successfully performed by means of hyperlinks. They didn't require special work as existed electronically, but brought feeling of an opportunity to connect together all texts. The author shows transformations of existence of the hypertext and its opportunity in forming of digital educational network, and also generation of the prototyped cultural and educational environment.

Keywords: education, hypertext, prototype, literacy, educational network, the Internet.

Медиазависимость в современном мире как медиаугроза человечеству

© Федорова Екатерина Денисовна,
студент факультета коммуникаций, медиа и дизайна (образовательная программа «Медиакоммуникации») Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
E-mail: edfedorova@edu.hse.ru

В данной статье рассматриваются проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов, в частности проблема медиазависимости. Обосновывается идея о том, что медиазависимость является реальной угрозой целостности и социальной адекватности человека. Посредством анализа и сопоставления содержания современных зарубежных англоязычных источников с нынешним состоянием российского медиапространства, а также с помощью многочисленных актуальных примеров из области психологии и психиатрии показано, что медиазависимость оказывает деструктивное воздействие на целостность и социальную адекватность человека и является одной из главных медиаугроз.

Ключевые слова: медиазависимость, социальная адекватность, целостность личности, научение, подростковая жестокость, селфи, медиасреда, социальная сеть.

Media dependence in the modern world as media threat of mankind

© Fedorova Ekaterina Denisovna,
student of faculty of communications, media and design (educational program of «Mediakommunikation») of National research university «Higher School of Economics»
Russia, 101000, Moscow, Myasnitskaya St., 20
E-mail: edfedorova@edu.hse.ru

In this article problems of safety and rational use of communicative resources, in particular, a media dependence problem are considered. The idea that media dependence is real threat of integrity and social adequacy of the person is proved. By means of the analysis and comparison of content of modern foreign English-speaking sources to a present condition of the Russian media space, and also by means of numerous urgent examples from the field of psychology and psychiatry it is shown that media dependence makes destructive impact on integrity and social adequacy of the person, and also is one of the main media threats.

Keywords: media dependence, social adequacy, integrity of the personality, learning, teenage cruelty, selfie, media environment, social network.

УДК 378.28

К проблеме унификации индикаторов научной деятельности вуза с международными стандартами THE, QS, ARWU

© Фурсов Валентин Владимирович,
кандидат философских наук, магистр права, доцент кафедры общей психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», лауреат конкурса «Грант
Москвы в сфере образования в 2007 году»
Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1
E-mail: vfursov@mail.ru

Концепция модернизации высшего профессионального образования ставит одним из приоритетных направлений выход российских вузов на передовые позиции в международных рейтингах. Выполнение этого невозможно без эффективного мониторинга научной деятельности на основе системы индикаторов, унифицированных с международными стандартами. Управление этим процессом определяется особенностями международных систем оценки рейтинга вузов: THE, QS, ARWU, в которых доминирующим фактором является уровень научной деятельности вуза.

Ключевые слова: международный рейтинг вузов, критерии и показатели, мониторинг вузов, качество образования, образовательные индикаторы.

To the problem of unifi cation of indicators of scientific activity of the University with international standards THE, QS, ARWU

© Fursov Valentin Vladimirovich,
the candidate of philosophical sciences, the master of laws, the associate professor of general psychology and pedagogics of the Russian national research medical university of N.I. Pirogov, the winner of the tender «Grant of Moscow in the field of education in 2007»
Russia, 117997, Moscow, Ostrovityanov St., 1
E-mail: vfursov@mail.ru

The concept of modernization of higher professional education puts one of the priorities of the Russian universities in the leading position in the international rankings. The implementation of this is impossible without effective monitoring of scientific activities on the basis of a system of indicators, harmonized with international standards. The management of this process is determined by the characteristics of international systems of rating universities is THE, QS, ARWU, in which the dominant factor is the level of scientific activities of the University.

Keywords: international ranking of universities, criteria and indicators, monitoring of universities, quality of education, educational indicators.