Ученый совет №3

Ученый совет №3

Электронная версия

1190.00 руб.
УДК 378.095

Образование в контексте экономических интересов: от исследовательского к предпринимательскому университету¹

© Малахова Наталия Николаевна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социальных технологий Ростовского государственного университета путей сообщения
Россия, 344038, Южный федеральный округ, Ростовская область, Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2
E-mail: vmalakh@yandex.ru

В статье анализируется история развития системы массового образования в контексте сопоставления двух подходов к целям образования — гуманистического и утилитарного. Демонстрируется влияние экономических интересов производителей как фактора, определившего доминирование утилитарного подхода и распространение образовательных институтов, реализующих его принципы в современном обществе. Раскрываются особенности предпринимательского университета.

Ключевые слова: система образования, массовое образование, предпринимательский университет, исследовательский университет.

¹В рубрике представлены материалы XIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, Московский гуманитарный университет, 8–10 декабря 2016 года).

Education in the context of economic interests: from research to entrepreneurial university

© Malakhova Natalia Nikolaevna,
candidate of philosophical sciences, associate professor, associate professor of social technologies of the Rostov state transport university
Russia, 344038, Southern Federal District, Rostov region, Rostov-on-Don, the area of the Rostov Shooting Regiment of the National Militia, 2
E-mail: vmalakh@yandex.ru

In article the history of development of system of mass education in the context of comparison of two approaches to the education purposes — humanistic and utilitarian is analyzed. Infl uence of economic interests of producers as the factor which determined domination of utilitarian approach and distribution of the educational institutes realizing its principles in modern society is shown. Features of entrepreneurial university are revealed.

Keywords: education system, mass education, entrepreneurial university, research university.

УДК 101.1

Неизбежность философии для инженерного образования

© Ромащенко Александр Александрович,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина
Россия, 410054, Саратов, ул. Политехническая, д. 77
E-mail: filos@sstu.ru
© Ромащенко Мария Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина
Россия, 410054, Саратов, ул. Политехническая, д. 77
E-mail: filos@sstu.ru

В статье поднимается вопрос о целях, задачах и особенностях преподавания философии для инженерных специальностей и направлений. Авторы анализируют основные методики, которые часто используют при изучении философии в системе высшего образования, и отмечают положительные и отрицательные стороны педагогических технологий. Результатом такого анализа является выделение двух методологических подходов в преподавании философии: индуктивного и дедуктивного. Авторы настаивают на необходимости дедуктивного подхода как возможности формирования целостного мировоззрения студента.

Ключевые слова: философия, педагогика, наука, высшее образование, гуманитарные науки, технические науки, инженерное мышление, методики преподавания.

Inevitability of philosophy for engineering education

© Romashchenko Alexander Aleksandrovich,
candidate of philosophical sciences, associate professor of philosophy of the Saratov state technical university of Yu.A. Gagarin
Russia, 410054, Saratov, Polytechnical St., 77
E-mail: filos@sstu.ru
© Romashchenko Maria Aleksandrovna, candidate of philosophical sciences, associate professor of philosophy of the Saratov state technical university of Yu.A. Gagarin
Russia, 410054, Saratov, Polytechnical St., 77
E-mail: filos@sstu.ru

In article the question of the purposes, tasks and features of teaching philosophy for engineering specialties and the directions is brought up. Authors analyze the main techniques which often use when studying philosophy in system of the higher education, and note positive and negative sides of pedagogical technologies. Allocation of two methodological approaches in teaching philosophy is result of such analysis: inductive and deductive. Authors insist on need of deductive approach as possibilities of formation of complete outlook of the student.

Keywords: philosophy, pedagogics, science, the higher education, humanities, technical science, engineering thinking, teaching techniques.

УДК 378.4

Преподавание философии в современном университете

© Крючкова Светлана Евгеньевна,
доктор философских наук, профессор Школы философии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
E-mail: Skryuchkova@hse.ru

В статье выявлены проблемы преподавания философии в условиях,
когда она позиционируется как мудрость. Однако такой философией
нельзя овладеть обычным путем, потому что, по словам К. Ясперса,
каждый человек должен овладевать философским мышлением само-
стоятельно. Поэтому на практике философия в университете препода-
ется как система знаний о предмете, принципах, категориях, способах
философствования, крупнейших представителях, а также основных
подходах к решению «вечных» философских проблем. Автор приво-
дит аргументы pro et contra на философию в вузе.

Ключевые слова: университетская философия, плюрализм, учебник по философии.

Teaching philosophy at modern university

© Kryuchkova Svetlana Evgenyevna,
Doctor of Philosophy, professor of School of philosophy of faculty of the Humanities of National research university «Higher School of Economics»
Russia, 101000, Moscow, Myasnitskaya St., 20
E-mail: Skryuchkova@hse.ru

In article problems of teaching philosophy in conditions when she is positioned as wisdom are revealed. However such philosophy can't be seized in the regular way because, according to K. Jaspers, each person has to seize philosophical thinking independently. Therefore in practice the philosophy at university is taught as system of knowledge of a subject, the principles, categories, ways of philosophizing, the largest representatives, and also the main approaches to the solution of «eternal» philosophical problems. The author adduces arguments of pro et contra on philosophy in higher education institution.

Keywords: university philosophy, pluralism, the textbook on philosophy.

УДК 37.012.1
О новой педагогической парадигме третьего тысячилетия

© Фурсов Валентин Владимирович,
доцент кафедры общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, кандидат философских наук, магистр права, доцент, лауреат конкурса «Грант Москвы в сфере образования в 2007 году»
Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1
E-mail: vfursov@mail.ru

Статья посвящена поиску парадигмы развития новой системы педагогики. В работе рассматриваются основные черты новой педагогики, к которым относятся преемственность более древних форм педагогических систем, а также свойства подвижности, самонастраиваемости, трансформации, когнитивности, устойчивости и др.

Ключевые слова: парадигма образования, педагогика третьего тысячелетия, новая педагогика, образование, социальное прогнозирование, глобальные вызовы.

About a new pedagogical paradigm of the third millennium

© Fursov Valentin Vladimirovich
, the associate professor of general psychology and pedagogics of the Russian national research medical university of N.I. Pirogov, the candidate of philosophical sciences, the master of laws, the associate professor, the winner of the tender «Grant of Moscow in the fi eld of education in 2007»
Russia, 117997, Moscow, Ostrovityanov St., 1
E-mail: vfursov@mail.ru

The article is devoted to search of a paradigm for the development of new systems of pedagogy. The paper discusses the main features of the new pedagogy, which include the continuity of the more ancient forms of pedagogical systems, as well as the properties of motion, customizability yourself, transformation, cognition, sustainability, etc.

Keywords: education paradigm, pedagogics of the third millennium, new pedagogics, education, social forecasting, global challenges.

УДК 303.01

Культурологический анализ как средство формирования гуманитарного стиля мышления

© Быховская Ирина Марковна,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Россия, 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4
E-mail: kafedra_311@mail.ru

В статье рассматривается проблема использования культурологического знания, дискурса, анализа как способа формирования гуманитарно ориентированного стиля мышления в процессе подготовки специалистов различного профиля.

Ключевые слова:
культурология, культурологический анализ, стиль мышления, гуманитарный стиль.

Culturological analysis as means of formation of humanitarian style of thinking

© Bykhovskaya Irina Markovna,
Doctor of Philosophy, professor, professor of department of cultural science, sociocultural anthropology and social communications of the Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism
Russia, 105122, Moscow, Sirenevy Boulevard, 4
E-mail: kafedra_311@mail.ru

In article the problem of use of culturological knowledge, a discourse, the analysis as way of formation of the humanitarian focused style of thinking in the course of training of specialists of various profi le is considered

Keywords: cultural science, culturological analysis, style of thinking, humanitarian style.

УДК 372.893

Преподавание курса «Отечественная история»

© Жукова Ольга Германовна,
доцент кафедры истории АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: info@mosgu.ru

Патриотическое воспитание гражданина начинается с семьи, со школьной и студенческой скамьи, и важнейшая задача — не упустить время, найти нужные слова и исторические примеры, которые бы поразили воображение молодого человека, заставили бы его задуматься «о судьбах нашей Родины» и связать с ними свою судьбу. В этом вопросе весьма губителен формальный подход. В статье показано, как на уроках истории в вузе можно обеспечивать воспитательную составляющую образования.

Ключевые слова: патриотизм, высшее образование, история, национальная идея, государственная идеология.

Teaching rate «National history» and patriotic education

© Zhukova Ol'ga Germanovna,
associate Professor of history AT ANO «Moscow humanitarian University»
111395, Russia, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: info@mosgu.ru

Patriotic education of the citizen begins with a family, with a school and student's bench, and the major task — not to miss time, to fi nd proper words and historical examples which would blow the mind of the young man would set him thinking «on destinies of our Homeland» and to cast in the lot with them. In this question formalistic approach is very pernicious. In article it is shown how at history lessons in higher education institution it is possible to provide an educational component of education.

Keywords: patriotism, the highest education, history, national idea, state ideology.

Исторический этикет как фактор формирования компетенций гуманитарного образования

© Козьякова Мария Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии
Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина
Россия, 109012, Москва, ул. Неглинная, д. 6/2, стр. 1, 2
E-mail: markoz@yandex.ru

В современных условиях возрастает зависимость экономического и социального прогресса от адаптивности человека, от его способности и готовности отвечать на вызовы времени, от его способности развивать и использовать необходимые качества. Повышение культурного уровня, социализация, раскрытие личностных качеств — все это входит в контекст задач институтов образовательной сферы. Концепция современного образования, несомненно, должна обращаться к лучшему, что было создано предшествующей историей развития, и потому должна базироваться на гуманитарной доктрине. В статье показано, что курсы по этикету направлены на формирование общекультурных компетенций студентов всех специальностей и направлений.

Ключевые слова: образование, компетенции, этикет, гуманитарные науки, высшая школа, аккультурация, адаптация, «человеческий капитал».

Historical etiquette as factor of forming of competences of arts education

© Kozyakova Maria Ivanovna,
Doctor of Philosophy, professor of department of philosophy and cultural science of the Highest theatrical school (institute) of M.S. Shchepkin
Russia, 109012, Moscow, Neglinnaya St., 6/2, p. 1, 2
E-mail: markoz@yandex.ru

Dependence of economic and social progress on adaptability of the person, on his capability and readiness to answer time challenges, on its capability to develop and use necessary qualities increases in modern conditions. Increase in cultural level, socialization, disclosure of personal qualities — all this are included into a context of tasks of institutes of the educational sphere. The concept of modern education, undoubtedly, shall address the best that was created by prior history of development and therefore shall be based on the humanitarian doctrine. In article it is shown that rates on etiquette are directed to forming of common cultural competences of students of all specialties and the directions.

Keywords: education, competences, etiquette, humanities, the higher school, acculturation, adaptation, «human capital».

УДК 366.6

Взаимодействие журналистики и эстетической культуры: проблемы медиаобразования


© Добрякова Екатерина Дмитриевна, студент бакалавриата филологического факультета Российского университета дружбы народов
Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
E-mail: catarina.dobryakova@yandex.ru

В статье говорится о взаимодействии журналистики и эстетической культуры, о важности внедрения медиаобразования в программу обучения. Особое внимание уделяется проблемам воспитания подрастающего поколения и формирования у него целостной картины мира. В качестве достижения заявленных целей автором предлагается уделять большое внимание эстетическому образованию, с помощью которого в итоге можно достичь повышения культурно-эстетического уровня развития граждан. По мнению автора, способствовать развитию медиаобразования должны не только соответствующие педагоги, но и работники средств массовой информации. Автор приходит к выводу, что медиаобразование — это взаимодействие журналистики и эстетической культуры. Получать медиаобразование можно не только в специализированных учебных заведениях, но и с помощью средств массовой информации.

Ключевые слова: медиаобразование, эстетика, культура, журналистика, средства массовой информации, медиа.

Interaction of journalism and esthetic culture: media education problems


© Dobryakova Ekaterina Dmitriyevna, student of a bachelor degree of philological faculty Russian Peoples' Friendship University
Russia, 117198, Moscow, Miklukho-Maclay St., 6
E-mail: catarina.dobryakova@yandex.ru

In article it is told about interaction of journalism and esthetic culture, about importance of introduction of media education in the program of training. The special attention is paid to problems of education of younger generation and formation at it a complete picture of the world. As achievement of stated purposes by the author it is off ered to pay much attention to esthetic education by means of which as a result it is possible to reach increase of a cultural and esthetic level of development of citizens. According to the author, not only the corresponding teachers, but also employees of mass media have to promote development of media education. The author comes to a conclusion that media education is an interaction of journalism and esthetic culture. It is possible to receive media education not only in specialized educational institutions, but also obtaining valuable information from mass media.

Keywords: media education, esthetics, culture, journalism, mass media, media.

УДК 009

Прикладные проблемы философии науки

© Грязнова Елена Владимировна,
доктор философских наук, профессор
603000, Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород
E-mail: egik37@yandex.ru
© Зеленов Лев Александрович, профессор кафедры истории, философии, педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», доктор философских наук, профессор
Россия, 603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65
E-mail: srec@nngasu.ru

Актуальность данной статьи заключается прежде всего в том, что сегодня философия науки как дисциплина и научное направление в нашей стране развивается достаточно активно. Однако дискуссионным вопросом остается определение статуса этой науки, ее проблемного поля, методологии, праксиологии и т.д. В данной статье авторы ставят задачу рассмотреть вопросы философии науки, имеющие прикладной характер, что составляет один из аспектов этого научного направления.

Ключевые слова: наука, философия, прикладной характер, методология, праксиология, образование.

Application-oriented problems of philosophy of science

© Gryaznova Elena Vladimirovna,
Doctor of Philosophy, professor
Russia, 603000, Nizhny Novgorod Region, Nizhny Novgorod
E-mail: egik37@yandex.ru

© Zelenov Lev Aleksandrovich, professor of department of history, philosophy, pedagogics and psychology FGBOU VPO «The Nizhny Novgorod state architectural and construction university», Doctor of Philosophy, professor
Russia, 603950, Nizhny Novgorod, Ilyinskaya St., 65
E-mail: srec@nngasu.ru

Relevance of this article is, first of all, that today the science philosophy as discipline and the scientific direction in our country develops rather actively. However determination of the status of this science, its problem field, methodology, a praxeology, etc. remain debatable questions. In this article the author sets the task to consider the questions of philosophy of science having application-oriented character that makes one of aspects of this scientific direction.

Keywords: science, philosophy, application-oriented character, methodology, praxeology, education.