Ученый совет №2

Ученый совет №2

Электронная версия

1190.00 руб.
УДК 378.1

Высшее образование призвано стать «высшим»

© Турбовской Яков Семенович,
доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Россия, 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16
E-mail: jakov@psk-net.ru

Автор показывает, что сегодня ощущается неудовлетворенность современным высшим образованием, а также всеми осознаваемая необходимость его преобразования в соответствии с требованиями современности. В статье автор отвечает на вопросы: каким должно быть высшее образование в ХХI веке и каким требованиям оно должно соответствовать?

Ключевые слова: высшее образование, стратегия, кризис, фундаментальность, реформы, программа, прогноз, управление.

The higher education is designed to become «highest»

© Turbovskoy Yakov Semenovich,
doctor of pedagogical sciences, professor, deputy head of laboratory of theoretical pedagogics and philosophy of formation of FGBNU «Institute of the strategy of development of formation of Russian joint stock company»
Russia, 105062, Moscow, Makarenko St., 5/16
E-mail: jakov@psk-net.ru

The author shows that today dissatisfaction with modern higher education, and also the need of his transformations realized by all according to requirements of the present is felt. In article the author answers questions: what has to be the higher education in the XXI century and to what requirements it has to conform?

Keywords: the higher education, strategy, crisis, fundamental nature, reforms, program, forecast, management.

УДК 378.1

Историческая динамика осмысления кризисных явлений в образовании

© Гришина Елена Сергеевна,
профессор кафедры философии Школы гуманитарных наук ФГОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет», кандидат философских наук, доцент
Россия, 690037, Владивосток, ул. Адмирала Кузнецова, д. 47
E-mail: elenagrishina55@yandex.ru
© Котлова Татьяна Борисовна, заведующий кафедрой истории и философии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина», доктор исторических наук, профессор
Россия, 153022, Иваново, ул. Велижская, д. 14
E-mail: ktb@ispu.ru

Основатель философии образования Д. Дьюи первым описал кризисные тенденции в развитии образования и поставил цель: подготовить человека к самоопределению в экстремальных ситуациях. Его последователь И. Иллич увидел причины проблем образования в превращении науки в единственный источник истины, в отчужденности человека от стремления к познанию, в его пассивности. П. Фрейре назвал эту ситуацию «дегуманизацией человека» и увидел в ней опасность потери творческих усилий и свободы. Главной причиной кризиса образования он назвал расхождение целей его участников. В данной статье отмечаются тенденции отстранения участников образовательного процесса от обсуждения его проблем, замены учебно-воспитательной деятельности созданием документов, сворачивания самоуправления школ и вузов. Авторы показывают: преодоление этих тенденций невозможно без достижения единства целей всех участников образования.

Ключевые слова: организованное образование, кризис, цель, самоуправление, истина, познание.

Historical dynamics of judgment of the crisis phenomena in education

© Grishina Elena Sergeyevna,
professor of department of philosophy of School of the humanities of FGOU VPO «Far Eastern Federal University»,
candidate of philosophical sciences, associate professor
Russia, 690037, Vladivostok, Admiral Kuznetsov St., 47
E-mail: elenagrishina55@yandex.ru
© Kotlova Tatyana Borisovna, head of the department of history and philosophy FGBOU VPO «The Ivanovo state energy university of V. I. Lenin», doctor of historical sciences, professor
Russia, 153022, Ivanovo, Velizhskaya St., 14
E-mail: ktb@ispu.ru

The founder of philosophy of education to D. Dewey the first described crisis tendencies in development of education and set the object: to prepare the person for selfdetermination in extreme situations. His follower I. Ilic saw the reasons of problems of education in transformation of science into the unique source of the truth, in estrangement of the person from aspiration to knowledge, in its passivity. P. Freyre called this situation «a dehumanization of the person» and saw in it danger of loss of creative efforts and freedom. The main reason of crisis of education he called a discrepancy of the purposes of its participants. In this article tendencies of discharge of participants of educational process from discussion of its problems, replacements of teaching and educational activities with creation of documents, turning of self-government of schools and higher education institutions are noted. Authors show: overcoming these tendencies is impossible without achievement of unity of the purposes of all participants of education.

Keywords: organized education, crisis, purpose, self-government, truth, knowledge.

УДК 378.4

Управление в современном мире: специфика подготовки кадров в Республике Казахстан

© Айдарбеков Зейнабил Смаилханович,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории Казахстана и общественных наук Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана
Республика Казахстан, 050022, г. Алматы, ул. Муратбаева, д. 200
E-mail: zeinabil@mail.ru

В статье показано, что историческая задача для Республики Казахстан — создание государственности — решена. Теперь на повестке дня стоит задача перехода от понятия «человеческие ресурсы» к понятию «человеческий капитал». Большую роль в этом процессе, как показывает автор, выполняет образование, которое в условиях экономического, социального и культурного прогресса общества формирует основы главного его ресурса — человеческого капитала, а это не только экономика, техника и производство, а в первую очередь духовно-культурный и интеллектуальный капитал нации. В статье раскрывается важность формирования в Казахстане менеджеров, владеющих современными технологиями управления и модернизации с использованием зарубежного опыта, излагаются основные подходы к формированию управленческих кадров в Национальной школе государственной политики Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Ключевые слова: высшее образование, менеджмент, государственная служба, управление, наука, модернизация.

Management in the modern world: specifics of training in the Republic of Kazakhstan

© Aydarbekov Zeynabil Smailkhanovich, Doctor of Philosophy, professor, head of the department of history of Kazakhstan and social sciences of the Kazakh University of the international relations and world languages of a name of Abylay of the khan Republic Kazakhstan, 050022, Almaty, Myratbayeva, 200
E-mail: zeinabil@mail.ru

In article it is shown that the historical task for the Republic of Kazakhstan — creation of statehood — is solved. Now the transition task from the concept «human resources» to the concept «human capital» is on the agenda. A big role in this process as the author shows, education which in the conditions of economic, social and cultural progress of society is created by bases of the main its resource — a human capital, and it not only economy, the equipment and production carries out, and, first of all, the spiritual and cultural and intellectual equity of the nation. In article importance of forming in Kazakhstan of the managers owning modern technologies of management and upgrade with use of foreign experience reveals the main approaches to forming of a managerial personnel at National school of state policy of Academy of public administration in case of the President of the Republic of Kazakhstan are stated.

Keywords: the higher education, management, public service, management, science, upgrade.

УДК 378.1

Образовательно-культурная ситуация в современной России¹

© Хорина Галина Петровна,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: info@mosgu.ru

В статье показано, что социокультурная ситуация в современной России характеризуется неоднозначностью и противоречивостью: все больше и больше усиливается социальное расслоение в обществе, утрачивается духовная самобытность, продолжает увеличиваться поток низкопробной литературы, кинофильмов, телевизионных передач, музыки. В обществе на смену духовным ценностям, господствовавшим на протяжении длительной истории, утверждаются ценности материального порядка. Автор постулирует необходимость проведения в сфере образования ряда продуманных реформ, направленных на обеспечение ведущего положения России в мировом образовательном пространстве, и показывает, что ряд шагов в этом направлении уже сделан.

Ключевые слова: образование, реформы, модернизация, история, духовные ценности, преемственность, идеология, нравственность.

Educational and cultural situation in modern Russia

© Horina Galina Petrovna,
Doctor of Philosophy, professor, professor of ANO VO department «Moscow humanities university»
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: info@mosgu.ru

In article it is shown that the sociocultural situation in modern Russia is characterized by ambiguity and discrepancy: more and more social stratification in society amplifies, spiritual originality is lost, continues the flow of low-standard literature, movies, telecasts, music increases. Values of a material order affirm as society to replace the cultural wealth dominating throughout long history. The author postulates need of carrying out for education of a number of the thought-over reforms aimed at providing the leading position of Russia in world educational space and shows that a number of steps in this direction is already made.

Keywords: education, reforms, upgrade, history, cultural wealth, succession, ideology, morality.
¹ В рубрике представлены материалы ХIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, Московский гуманитарный университет, 8–10 декабря 2016 года).

УДК 37.022

Новые дисциплины в вузе: инноватика

© Крючкова Елена Вячеславовна,
доцент кафедры производственного менеджмента Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», кандидат экономических наук
Россия, 127055, Москва, Вадковский пер., д. 3а
E-mail: kryuchkova_e@mail.ru

В статье обобщаются вопросы, связанные с преподаванием инноватики, новой дисциплины, которая еще не имеет надлежащего учебно-методического обеспечения. Анализируются исторические истоки ее становления.

Ключевые слова: инноватика, высшее образование, экономическая теория, изобретательство, предпринимательство.

New disciplines in higher education institution: innovatics

© Kryuchkova Elena Vyacheslavovna,
associate Professor of the Department of production management, Moscow state technological University «STANKIN», candidate of economic Sciences
Russia, 127055, Moscow, Vadkovsky lane, 3а

In article the questions connected with teaching innovatics, new discipline which has no proper educational and methodical providing yet are generalized. Historical sources of its formation are analyzed.

Keywords: innovatics, the higher education, economic theory, invention, entrepreneurship.

УДК 71

Художественное проектирование культурной среды в современной России

© Ирхен Ирина Игоревна,
проректор по учебной работе Института дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования, доктор культурологии, доцент
Россия, 197341, Санкт-Петербург, ул. Афонская, д. 2а
E-mail: yulianairk@mail.ru

Статья посвящена осмыслению художественного проектирования культурной среды России. На материале Санкт-Петербурга прослеживается корреляция художественных институций и культурной среды.

Ключевые слова: культура, культурная среда, художественное проектирование, художественное образование, инкультурированность личности.

Art design of the cultural environment in the modern Russia

© Irkhen Irina Igorevna,
the vice rector for study of Institute of design, applied art and humanitarian education, the doctor of cultural science, the associate professor
Russia, 197341, St. Petersburg, Athos, 2а
E-mail: yulianairk@mail.ru

Article is devoted to judgment of art design of the cultural environment of Russia. On material of St. Petersburg correlation of art institutions and the cultural environment is tracked.

Keywords: culture, cultural environment, art design, art education, inculturating of the personality.

УДК 378.4

Культурные ценности в компетенциях современного образования

© Санжеева Лариса Васильевна,
доктор культурологии, доцент, профессор кафедры культурологии и искусствоведения, проректор по научной работе НОУ ВПО «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования»
Россия, 197341, Санкт-Петербург, ул. Афонская, д. 2
E-mail: LVSangeeva@yandex.ru

В статье анализируется необходимость развития в компетенциях высшего образования культурных ценностей, включающих в себя понятия личности, этноса, толерантности, креативности. Ценности определяют стратегические ориентиры культуры, необходимые для формирования личности в процессе образования.

Ключевые слова: культурные ценности, образование, компетенции, мировая культура, знания, духовность, личность.

Cultural values in competences of modern education
© Sanzheeva Larisa Vasilyevna,
doctor of cultural science, associate professor, professor of department of cultural science and art criticism, vice rector for scientific work of NOU VPO «Institute of Design, Applied Art and Arts Education»
Russia, 197341, St. Petersburg, Afonskaya St., 2
E-mail: LVSangeeva@yandex.ru

In article need of development for competences of the higher education of the cultural values including concepts of the personality, ethnos, tolerance, creativity is analyzed. Values determine the strategic reference points of culture necessary for forming of the personality in the course of education.

Keywords: cultural values, education, competences, world culture, knowledge, spirituality, personality.

УДК 009

Поп-наука как феномен современной поп-культуры

© Флиер Андрей Яковлевич,
главный научный сотрудник Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор
Россия, 129366, г. Москва, ул. Космонавтов, д. 2
E-mail: info@heritage-institute.ru

В статье рассматривается феномен популяризации знания, который выступает как популярное знание. Автор доказывает операциональность введенного им ранее понятия «поп-наука» и раскрывает ее сущностные черты и выполняемые функции. В статье поп-наука рассматривается как социальный и культурный феномен, который возникает в определенных исторических обстоятельствах — когда потребность в знании становится значительной, а уровень образования падает.

Ключевые слова: поп-наука, знание, поп-культура, массовая культура, интеллектуальный досуг, экстравагантные интерпретации, научные сенсации, коммерциализация культуры.

Рop science as phenomenon of modern pop culture
© Fliyer Andrey Yakovlevich,
chief researcher of Institute of cultural and natural heritage of D.S. Likhachev, Doctor of Philosophy, professor
Russia, 129366, Moscow, Astronauts St., 2
E-mail: info@heritage-institute.ru

In article the phenomenon of promoting of knowledge which acts as popular knowledge is considered. The author proves an operationalnext entered by him before the concept «pop science» and discloses her intrinsic lines and the functions which are carried out by it. In article the pop science is considered as a social and cultural phenomenon which arises in certain historical circumstances — when the need for knowledge becomes considerable, and education level falls.

Keywords: pop science, knowledge, pop culture, mass culture, intellectual leisure, extravagant interpretations, scientific sensations, commercialization of culture.

УДК 001.38

Наукометрия:
индекс некоммуникации

© Сурова Екатерина Эдуардовна,
доктор философских наук, профессор кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Института философии СПбГУ
Россия, 195252, Санкт-Петербург, ул. Карпинского, д. 20, кв. 40
E-mail: esurova2005@mail.ru
© Трофимов Владислав Юрьевич, главный редактор ООО «Издательство «ЕВРАЗИЯ»
Россия, 195252, Санкт-Петербург, ул. Новосибирская, д. 18/5, кв. 154
E-mail: sutroff2004we@mail.ru

В статье раскрывается содержание идеологии наукометрии, все шире разворачивающейся в последние десятилетия в области администрирования науки. Рейтинги, репутации, индексы цитирования и т.д., как показывают авторы, — это термины, вызывающие неприятный осадок в душе ученых. В статье речь идет о том, что поиск способа просчитать эффективность научной деятельности не столько научных коллективов, но именно отдельных ученых, причем не опираясь на традиционные модели определения авторитетности, основывающиеся на должностях, званиях, узнаваемости трудов авторов, неэффективен. Авторы показывают: некоторые формальные показатели, которые формализуют научные заслуги, заставляют самих исследователей заниматься бюрократической работой по обработке данных собственной деятельности.

Ключевые слова: наукометрические показатели, администрирование науки, эффективность, наука, индекс цитирования.

Scientometrics: not communication index
© Surova Ekaterina Eduardovna,
Doctor of Philosophy, professor of department of cultural science, philosophy of culture and esthetics of Institute of philosophy of St. Petersburg State University
Russia, 195252, St. Petersburg, Karpinsky St., 20, quarter 40
E-mail: esurova2005@mail.ru
© Trofimov Vladislav Yuryevich, editor-in-chief of LLC «EURASIA» Publishing House
Russia, 195252, St. Petersburg, Novosibirskaya St., 18/5, quarter 154
E-mail: sutroff2004we@mail.ru

In article content of ideology of scientometrics, more and more widely developed in the last decades in the field of administration of science reveals. Ratings, reputations, indexes, citings, etc. — as authors show — it is the terms causing an unpleasant deposit in soul of scientists. The speech goes to count about search of a method efficiency of scientific activities not so much of research teams, but certain scientists here, and, without relying on the traditional models of determination of authoritativeness which are based on positions, ranks, recognition of works of authors, but on some formal indicators which formalize scientific merits, force to be engaged researchers in bureaucratic work on data processing of own activities.

Keywords: scientometric indicators, administration of science, efficiency, science, citing index.