Ученый совет №1

Ученый совет №1

Электронная версия

1190.00 руб.
УДК 37.032

Образование как основа формирования человеческого потенциала и человеческого капитала¹


© Царегородцев Юрий Николаевич, заведующий кафедрой менеджмента АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: info@mosgu.ru
© Башина Ольга Эмильевна, заведующий кафедрой статистики, маркетинга и бухгалтерского учета АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор экономических наук, профессор
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: kafstat@mosgu.ru
© Карманов Михаил Владимирович, профессор кафедры менеджмента АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор экономических наук, профессор
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: info@mosgu.ru

Развитие отраслей экономики, результативность хозяйственной деятельности организаций различных форм собственности обеспечивают работники, труд которых создает добавленную стоимость и формирует доходы организаций и государства в целом. Степень использования вещественного фактора производства зависит от уровня профессионального и культурного развития работника, совокупности его знаний, умений, навыков, компетенций, мотивации к труду и уровня организации труда. В статье раскрываются причины того, почему центром внимания современных концепций менеджмента является персонал, а управление развитием человеческого потенциала и человеческого капитала становится основным элементом стратегии по достижению целей организации.

Ключевые слова: экономика, хозяйственная деятельность, человеческий капитал, человеческий потенциал, образование.

Education as basis of forming of human potential and human capital

© Tsaregorodtsev Yury Nikolaevich,
head of the department of management of ANO VO «Moscow humanities university», Doctor of Economics, professor, academician of the Russian Academy of Natural Sciences
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: info@mosgu.ru
© Bashina Olga Emilyevna, head of the department of statistics, marketing and fi nancial accounting of ANO VO «Moscow humanities university», Doctor of Economics, professor
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: kafstat@mosgu.ru
© Karmanov Mikhail Vladimirovich, professor of department of management of ANO VO «Moscow humanities university», Doctor of Economics, professor
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: info@mosgu.ru

Development of industries of economy, effectiveness of economic activity of the organizations of various patterns of ownership are provided by workers whose work creates value added and creates the income of the organizations and the state in general. Extent of use of a material production factor depends on the level of professional and cultural employee development, set of its knowledge, abilities, skills, competences, motivation to work and job management level. In article the reasons of why the center of attention of modern concepts of management are the personnel reveal, and management of human development and a human capital becomes a basic element of strategy for goal achievement of the organization.

Keywords: economy, economic activity, human capital, human potential, education.


¹ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Разработка подходов к созданию системы оценки состояния и определения перспективных направлений развития научной сферы», проект № 16-02-00407.

УДК 37.035.4

Политическая социализация молодежи в вузовском образовании РФ¹

© Горелова Татьяна Анатольевна,
профессор кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор философских наук, профессор
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: info@mosgu.ru

В статье рассматривается ситуация политической социализации молодежи в современном вузовском образовании РФ. Структура политической культуры современной России не похожа на относительно гомогенный аналог западного общества. Она характеризуется многослойностью, в которой можно выделить традиционные, советские и постсоветские элементы; гетерогенностью — разделенностью на национальные и конфессиональные субкультуры; антиномичностью — поляризацией политических сил. По мнению автора, в итоге вузовского образования молодой человек должен получить ориентиры приобщения к политической культуре, а для этого необходимо: 1) знать историю становления и развития политической культуры в государстве, в котором он живет, то есть в России; 2) уважать эту историю и прошлое страны, потому что это был выбор наших предков; 3) понимать современные глобальные политические процессы и место России в них; 4) уметь отличать реальные факты и события от навязываемых СМИ.

Ключевые слова: политическая культура, политическая социализация, политические ценности, образование, воспитание, студенчество, вуз.

Political socialization of youth in high school formation of the Russian Federation

© Gorelova Tatyana Anatolyevna,
professor of department of philosophy, cultural science and political science of ANO VO «Moscow humanities university», Doctor of Philosophy, professor
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: info@mosgu.ru

In article the situation of political socialization of youth in modern high school formation of the Russian Federation is considered. The structure of political culture of modern Russia isn't similar to rather homogeneous analog of the western society. It is characterized by multiple layers in which it is possible to allocate traditional, Soviet and Post-Soviet elements; heterogeneity — separation on national and confessional subcultures; an antinomy — polarization of political forces. According to the author, as a result of high school education the young man shall receive reference points of familiarizing with political culture, and for this purpose it is necessary: 1) to know history of formation and development of political culture in the state in which he lives, i.e. in Russia; 2) to respect this story and the past of the country because it was the choice of our ancestors; 3) to understand modern global political processes and the place of Russia in them; 4) to be able to distinguish the real facts and events from the imposed media.

Keywords: political culture, political socialization, political values, education, education, students, higher education institution.

¹ В рубрике представлены материалы ХIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, Московский гуманитарный университет, 8–10 декабря 2016 года).

УДК 37.032; 008.2

Передовые рубежи философии образования: синергетический подход

© Бирич Инна Алексеевна,
профессор кафедры философии и религиоведения ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доктор философских наук, доцент
Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1
E-mail: dogm@mos.ru
© Панченко Ольга Григорьевна, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», почетный работник высшего профессионального образования РФ, кандидат философских наук
Россия, 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а
E-mail: academy@apkpro.ru

Разность и даже альтернативность позиций ученых порождают в философии образования необходимость обратиться к синергетическому подходу. В статье показано: открытая сложность мира, познание которого составляет сущность образования, обусловливает потребность в трансформации, реформировании существующей образовательной системы в направлении содержательной и организационной открытости, усиления в ней творческих мотивов, духа свободы и спонтанности в реализации субъективности человека.

Ключевые слова: нелинейность, незамкнутость (открытость), неравномерность, неравновесность, неустойчивость мира образования, синергетический подход.

Advanced boundaries of philosophy of education: synergy approach

© Birich Inna Alekseevna,
professor of department of philosophy and religious studies of GAOU IN «The Moscow city pedagogical university», the Doctor of Philosophy, the associate professor
Russia, 129226, Moscow, 2nd Selskokhozyaystvenny Drive, 4, to. 1
E-mail: dogm@mos.ru
© Panchenko Olga Grigoryevna, professor of department of pedagogics and psychology FGAOU DPO «Academy of advanced training and occupational retraining of educators», honorary worker of higher education of the Russian Federation, candidate of philosophical sciences
Russia, 125212, Moscow, Golovinskoye Highway, 8, building 2a
E-mail: academy@apkpro.ru

The difference and even alternative positions of scientists creates in the philosophy of education the need to refer to the synergetic approach. In article it is shown: open the complexity of the world, knowledge which is the essence of education, determines the need for transformation, reform of the existing educational system in the direction of substantive and organizational transparency, enhance its creative motivations, the spirit of freedom and spontaneity in the realization of the subjectivity of the person.

Keywords: nonlinearity, nonclosure of (openness), irregularity, imbalance, instability of the world of education, synergetic approach.

Культурология в лабиринте современных образовательных императивов

© Садохин Александр Петрович,
профессор кафедры управления информационными процессами Института государственной службы и управления ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», доктор культурологии, профессор
Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1
Email: ap.sadokhin@migsu.ranepa.ru

Вместе с возрастанием глобальности, масштабности происходящих перемен, ростом субъективизма нарушается устойчивость среды обитания — на место предсказуемого, значимого мира приходит мозаичное многообразие спонтанных вариаций, не поддающееся каким-либо прогностическим процедурам. Подобного рода процессы охватили сегодня сферы политики, науки и искусства, социальных и национальных отношений. В результате сформировалась неравновесная социальная среда, характеризующаяся спонтанными проявлениями, усложнением структуры, возникновением новых качеств. В статье ставится задача определить новое место культурологии в системе гуманитарных наук, формулируется актуальная тематика культурологических исследований, анализируются в новой парадигме хорошо знакомые культурные феномены, вдруг обнаруживающие совокупность неожиданных свойств.

Ключевые слова: глобальность, неустойчивость, гуманитарные науки, культурология, образование.

Cultural science in a labyrinth of modern educational imperatives

© Sadokhin Alexander Petrovich, professor of department of management of information processes of Institute of public service and management FGBOU VPO «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration», doctor of cultural science, professor
Russia, 119571, Moscow, Vernadsky Avenue, 82, p. 1
E-mail: ap.sadokhin@migsu.ranepa.ru

Together with increase of globality, scale of the happening changes, growth of subjectivity stability of the habitat is broken — to the place of the predictable, significant world the mosaic variety of spontaneous variations, not giving in to any prognostic procedures comes. Processes of this sort covered spheres of policy, science and art, the social and national relations today. The nonequilibrium social environment which is characterized by spontaneous manifestations, complication of structure, emergence of new qualities was as a result created. In article the task is set to determine the new place of cultural science in system of the humanities, the urgent scope of culturological researches is formulated, the obvious, well familiar cultural phenomena suddenly finding set of unexpected properties are analyzed in a new paradigm.

Keywords: globality, instability, humanities, cultural science, education.

УДК 37.026.3

Закрытые и открытые научные и образовательные пространства в культуре: pro et contra

© Лисович Инна Ивановна, профессор кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор культурологии, кандидат филологических наук
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: mag-inna@yandex.ru

В период научной революции в европейской культуре формируется принципиально открытая модель научно-образовательных пространств. Несмотря на идеологию Просвещения, эгалитарную образовательную модель Я.А. Коменского, права человека (право на доступ к информации) и появление Интернета, мировое сообщество до сих пор не реализовало идеал доступного образования и открытого знания. Более того, вопросы возникают как к открытой, так и к закрытой научно-образовательной модели, которые до сих пор продолжают конкурировать. В каждой из них можно найти сильные и слабые стороны.

Ключевые слова: научно-образовательные пространства, открытость, закрытость, кризис культуры Просвещения, эгалитарность, элитарность.

The closed and open scientific and educational spaces in culture: pro et contra

© Lisovich Inna Ivanovna,
professor of department of philosophy, cultural science and political science of ANO VO «Moscow humanities university», doctor of cultural science, Candidate of Philology
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: mag-inna@yandex.ru

During scientific revolution in the European culture essentially open model of scientific and educational spaces is formed. Despite Education ideology, egalitarian educational model of Ya.A. Komensky, human right (the right for access to information) and emergence of the Internet the world community still hasn't realized an ideal of available education and open knowledge. Moreover, questions arise as to the open, and closed scientific and educational model which still continue to compete. It is possible to find in each of them strong and weaknesses.

Keywords: scientific and educational spaces, openness, closeness, crisis of culture of Education, egalitarianism, elitism.

УДК 378.1

Перспективные технологии обучения в высшей школе XXI века

© Сазонова Наталья Николаевна, доцент кафедры социологии и психологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет», кандидат философских наук, доцент
Россия, 199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21-я линия, д. 2
E-mail: sazonova-nata@yandex.ru

Промышленная цивилизация породила существенное противоречие между технико-экономической и гуманитарной основами общества, что обусловило актуализацию проблемы множественных форм социально-культурного отчуждения человека. Преодоление указанного противоречия возможно лишь на основе гуманизации современной технологической культуры, признания и обеспечения «человеческого измерения» в качестве главного критерия развития общества. Сам характер современных технологий объективно требует в процессе их практического использования усиления роли человеческого фактора, существенного повышения уровня социальной ответственности использующего их специалиста. В статье формулируются задачи, стоящие перед высшей школой, которые связаны с формированием нового типа личности (в частности, личности специалиста), адекватного требованиям качественно нового формата социальной реальности. Рассматриваются новейшие образовательные технологии, связанные с сетевой коммуникацией и системой мультимедийных комплексов.

Ключевые слова: инновационное образование, сетевые образовательные технологии, технический прогресс, модернизация образования, компетентностный подход.

Perspective technologies of training at the higher school of the 21st century

© Sazonova Natalya Nikolaevna,
associate professor of sociology and psychology FGBOOU VO «The St. Petersburg Mining University», candidate of philosophical sciences, associate professor
Russia, 199106, St. Petersburg, Vasilyevsky Island, 21 lines of 2
E-mail: sazonova-nata@yandex.ru

The industrial civilization generated an essential contradiction between technical and economic and humanitarian bases of society that caused updating of a problem of multiple forms of welfare alienation of the person. Overcoming the specified contradiction is possible only on the basis of a humanization of modern technological culture, recognition and ensuring «human measurement» as the main criterion of development of society. Nature of modern technologies objectively requires in the course of their practical use strengthening of a role of a human factor, essential increase in level of social responsibility of  the specialist using them. In article the tasks facing the higher school which are connected with forming of new type of the personality (in particular, the identity of the specialist), qualitatively new format of social reality adequate to requirements are formulated. The latest educational technologies connected with network communication and system of multimedia complexes are considered.

Keywords: innovative education, network educational technologies, technical progress, modernization of education, competence-based approach.

УДК 37.026

Инженерный класс и центры технологической поддержки образования (ЦТПО)

© Горовец Владимир Сергеевич,
директор ЦТПО ФГБОУ ВПО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
Россия, 127055, Москва, Вадковский пер., д. 3а
E-mail: ctpo@stankin.ru

В статье раскрывается содержание проекта, связанного с созданием и внедрением в практику элементов инфраструктуры научно-технического творчества молодежи — центров технологической поддержки образования, обеспечивающей новые образовательные возможности в целях повышения качества обучения, развития новых современных форм дополнительного образования, интеграции науки, образования и производства.

Ключевые слова: образование, наука, техника, производство, электроника, робототехника, аэрокосмические технологии, современные информационные технологии, энергетика.

Engineering class and Centers of Technological Support of Education (CTSE)

© Gorovets Vladimir Sergeyevich, director of TsTPO FGBOU VPO «Moscow state technological university «STANKIN»
Russia, 127055, Moscow, Vadkovsky Lane, 3a
E-mail: ctpo@stankin.ru

In article the contents of the project connected with creation and implementation in practice of elements of infrastructure of scientific and technical creativity of youth — the Centers of the technological support of education providing new educational opportunities for the purpose of improvement of quality of training, development of new modern forms of additional education, integration of science, education and production reveal.

Keywords: education, science, equipment, production, electronics, robotics, space technologies, modern information technologies, power.

УДК 37.026

Новые образовательные технологии: применение интерактивной доски в режиме онлайн

© Диков Андрей Валентинович,
доцент кафедры информатики и методики обучения информатики и математики ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент
Россия, 440026, Пенза, ул. Лермонтова, д. 37
Е-mail: dikov.andrei@gmail.com

В статье рассматриваются возможности веб-доски, которые первоначально нашли применение не в школьном, а в корпоративном образовании. Рассматриваются функции онлайн-досок, в том числе предназначенных для совместного обсуждения какого-либо проекта участниками, находящимися на удалении друг от друга. Анализируются возможности виртуальных досок, предназначенных в основном для демонстрации разнообразного контента, включающего видеоролики и аудиозаписи, а также заметки на доске или рисунки, и позволяющих размещать на них многостраничные документы, презентации, веб-страницы и т.п.

Ключевые слова: образовательные технологии, интерактивность, виртуальность, творчество, веб-доска.

New educational technologies: application of an interactive board online

© Dikov Andrey Valentinovich,
associate professor of informatics and technique of training of informatics and mathematics FGBOOU VO «The Penza state university», candidate of pedagogical sciences, associate professor
Russia, 440026, Penza, Lermontova, 37
E-mail: dikov.andrei@gmail.com

In article the possibilities of a web board which originally found application not in school education, and in corporate are considered. Functions of online boards, including, intended for joint discussion of any project by the participants who are on removal from each other are considered. Possibilities of the virtual boards intended generally for demonstration of the various content including videos and audio recordings, and also notes on a board or drawings, and allowing to place on them multipage documents, the presentations, web pages and so forth are analyzed.

Keywords: educational technologies, interactivity, virtuality, creativity, web board.