Ученый совет №12

Ученый совет №12

Электронная версия

1029.00 руб.
УДК 37.014

О «технологической парадигме» и современном высшем образовании


© Ильинский Игорь Михайлович, президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, ректор Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор
Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: info@mosgu.ru

Автор доказывает, что образование, если оно выстроено правильно, должно совмещать ориентацию на точные и естественные науки с одной стороны и общественные и гуманитарные — с другой. Ориентация в масштабах страны на одну или другую составляющую неминуемо приведет страну к краху — или к техническому и научному отставанию, или к духовному оскудению.

Ключевые слова:
образование, воспитание, точные науки, естественные науки.

About «a technological paradigm» and modern higher education

© Ilyinsky Igor Mikhaylovich,
President of the Union of non-state higher education institutions of Moscow and the Moscow region, rector of the Moscow humanities university, Doctor of Philosophy, professor
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: info@mosgu.ru

The author proves that education if it is built correctly, has to combine orientation to exact and natural sciences, on the one hand, both public and humanitarian, with another. Orientation in country scales to one or other component will inevitably lead the country to crash — or to technical and scientific lag or spiritual impoverishment.

Keywords: education, education, exact sciences, natural sciences.

УДК 37.017.92

Гуманитарное образование и развитие человека

© Макаревич Эдуард Федорович, профессор кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор социологических наук, профессор
Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: info@mosgu.ru

В статье показано, что в последние десятилетия, когда мир познал невиданную ранее коммуникационную свободу, образование обретает новое качество. Развитие глобальных массовых коммуникаций, лавинообразный рост информационных источников, «активность» Интернета, блогосферы ведут не столько к интеграции целевой общественной аудитории в стране, сколько к ее дроблению по разделяемым ценностям и особенностям мировоззрения. В этих условиях гуманитарное образование, связанное с изучением языка, литературы, истории, обществоведения, философии, культурологии, сплачивает аудиторию, способствует формированию мировоззрения молодых людей, их самоидентификации, определению ими своей философии жизни и своего места в жизни.

Ключевые слова: гуманитарное образование, идентичность, ценности, человек, личность, средства массовой информации, образовательный процесс.

Arts education and development of the person

© Makarevich Eduard Fedorovich,  Professor, Department of philosophy, Culturology and politology IN ANO «Moscow humanitarian University», doctor of sociological Sciences, Professor
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: info@mosgu.ru

In article it is shown that in the last decades when the world learned unprecedented earlier communication freedom, education finds new quality. Development of global mass communications, the avalanche growth of information sources, «activity» of the Internet, blogosphere lead not so much to integration of target public audience in the country how many to its crushing on the divided values and features of outlook. In these conditions arts education, connected with studying of language, literature, history, social science, philosophy, cultural science, rallies audience, promotes forming of outlook of young people, their self-identifications, determination of the philosophy of life and the place by them in life.

Keywords: arts education, identity, values, person, personality, mass media, educational process.

УДК 316.614

Новый тип социализации для общества знаний и его особенности

© Карпов Александр Олегович, ведущий научный сотрудник, начальник отдела ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), доктор философских наук, кандидат физико-математических наук
Россия, 105005, г. Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1
E-mail: a.o.karpov@gmail.com

В статье дан анализ роли образования в концепции общества знаний, созданной в период 1940–1960-х годов. При характеристике социализации для общества знаний показана ее бинарная сложность, в которой переплетаются инструментальная и либеральная традиции. В качестве фундаментальных факторов нового типа социализации представлены когнитивно-ролевая структура общества знаний и духовные способности, детерминирующие креативность. Возможность ранней научно-исследовательской социализации объяснена посредством динамики периода профессионального взросления в условиях общего технологического поля современной культуры знаний. Этапы социализации в исследовательском образовании представлены в контексте развития проблемно-познавательной программы индивида. В статье заложен теоретический фундамент и дано практическое обоснование для нового научно-исследовательского типа социализации, который играет решающую роль в становлении общества знаний и определяет содержание современного образования аутентично его культурной миссии. Результаты исследования использованы в деятельности Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

Ключевые слова: социализация, общество знаний, творчество, образование, наука, исследования, личность, самостановление, культура.

New type of socialization for society of knowledge and its feature

© Karpov Alexander Olegovich, leading researcher, head of department FGBOOU WAUGH «Bauman Moscow State Technical University» (MSTU of N.E. Bauman), Doctor of Philosophy, candidate of physical and mathematical sciences
Russia, 105005, Moscow, 2nd Baumanskaya St., 5, p. 1
E-mail: a.o.karpov@gmail.com

In article the analysis of a role of education in the concept of society of knowledge created during the period of the 1940–1960th years is this. In case of the characteristic of socialization for society of knowledge, its binary complexity in which tool and liberal traditions intertwine is shown. As fundamental factors of new type of socialization the cognitive and role structure of society of knowledge and spiritual capabilities determining creativity are provided. The possibility of early research socialization is explained by means of dynamics of the period of a professional growing in the conditions of the general technological field of modern culture of knowledge. Socialization stages in research education are provided in the context of development of the problem and informative program of the individual. In article the theoretical foundation is laid and practical reasons for new research type of socialization which plays a crucial role in formation of society of knowledge are this and determine content of modern education are authentic its cultural mission. Results of a research are used in activities of the Russian scientific and social program for youth and school students «A step to the future».

Keywords: socialization, society of knowledge, creativity, education, science, researches, personality, self-formation, culture.

УДК 37.014

О здоровье, труде, профессионализме и любви через призму федеральных государственных образовательных стандартов

© Щетинина Гаянэ Георгиевна, директор частного среднего общеобразовательного учреждения «Школа “Лидер”»
Россия, 143581, Московская область, Истринский район, Павловская слобода, д. 4
E-mail: shet.gai@yandex.ru

В статье показано, что ценности, которые составляют содержание современной культуры, присутствуют в нашем сознании независимо от экономического уклада жизни, политической конъюнктуры, социальных отношений. Эти незыблемые доминанты составляют базис культурных традиций, общественных норм и правил, они лежат в основе государственных законов, которые регулируют социальные процессы. Чрезвычайно важно, чтобы эти ценности отражались в основополагающих документах, принимаемых на государственном уровне, особенно в такой сфере, как образование. Своим оригинальным взглядом на федеральные образовательные стандарты высшего и общего образования с позиции ценностных ориентиров, с точки зрения преемственности стандартов разных уровней, а также их практического применения делится с читателями журнала «Ученый совет» директор частной средней общеобразовательной школы «Лидер», кандидат медицинских наук Гаянэ Георгиевна Щетинина.

Ключевые слова: образование, ценности, образовательный стандарт, здоровье, труд, профессионализм, преподаватель, педагог.

About health, work, professionalism and love through a prism of Federal state educational standards

© Shchetinina Gayane Georgievna, the Director of the private secondary educational institution «School “Leader”»
Russia, 143581, Moscow region, Istra district, Pavlovskaya Sloboda, 4
E-mail: shet.gai@yandex.ru

In article it is shown that values which constitute content of modern culture are present at our consciousness irrespective of economic tenor of life, a political environment, the social relations. These firm dominants constitute basis of cultural traditions, public regulations and rules, they are the cornerstone of the state laws which regulate social processes. It is extremely important that these values were reflected in the fundamental documents accepted at the national level, especially in such sphere as education. From a line item of valuable reference points, from the point of view of succession of standards of different levels, and also their practical application the director of private high comprehensive school «Leader», the candidate of medical sciences Gayane Georgiyevna Shchetinina shares the original view of federal educational standards of the higher and general education with readers of the «Academic council» magazine.

Keywords: education, values, educational standard, health, work, professionalism, teacher.

УДК 376.3

Перспективы развития инклюзивного образования в Московском гуманитарном университете

© Бурцев Сергей Петрович, руководитель службы инклюзивного образования, профессор кафедры социологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», кандидат медицинских наук, доцент
Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: socio-mosgu@mail.ru
© Марчук Дарья Кузьминична, бакалавр факультета психологии, педагогики и социологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: dariamarchuk02@gmail.com

Инклюзивное образование является важнейшим компонентом единого образовательного процесса в Российской Федерации. В Московском гуманитарном университете ежегодно обучается от 10 до 20 студентов с ограниченными возможностями здоровья, стоящих на специализированном учете в службе инклюзивного образования. За несколько предыдущих лет сделаны существенные успехи в области инклюзивного образовательного процесса, создания безбарьерной среды, оптимизации психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов. Весьма сложной является проблема взаимоуважительного и органичного сосуществования студентов-инвалидов с остальным студенческим коллективом. Решение этой проблемы позволит значительно улучшить профессиональную подготовку студентов и создать комфортные психосоциальные условия в стенах университета.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, безбарьерная среда, психолого-педагогическое сопровождение, этические проблемы инвалидности.

The prospects of development of inclusive education in the Moscow humanities university

© Burtsev Sergej Petrovich, head of inclusive education, Professor, Department of sociology, ANO IN «Moscow humanitarian University», candidate of medical Sciences, associate Professor
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: socio-mosgu@mail.ru
© Marchuk Dar'ya Kuz'minichna, bachelor of faculty of psychology, pedagogy and sociology IN ANO «Moscow humanitarian University»
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: dariamarchuk02@gmail.com

Inclusive education is the most important component of single educational process in the Russian Federation. In the Moscow humanities university from 10 to 20 students with limited opportunities of health standing on specialized accounting in service of inclusive education annually study. For several previous years significant progress in the field of inclusive educational process, creation of the barrier-free environment, optimization of psychology and pedagogical escort of disabled students is made. The problem of mutually respectful and organic coexistence of disabled students with other student's collective is very difficult. The solution of this problem will allow to improve considerably professional training of students and to create comfortable psychosocial conditions in university.

Keywords: limited opportunities of health, inclusive formation, barrier-free environment, psychology and pedagogical maintenance, ethical problems of disability.