Ученый совет №4

Ученый совет №4

Электронная версия

1266.00 руб.
УДК 796

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ — ИДЕИ, ОБРАЩЕННЫЕ В БУДУЩЕЕ

Панченко Ольга Григорьевна, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук, профессор
Россия, 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2А
Казурова Ольга Алексеевна, старший преподаватель Педагогического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87
E-mail: oid@vlsu.ru

В данной статье рассматривается процесс проявления в инновационном обществе новой глобальной и универсальной «мягкой силы», предотвращающей негативные последствия нелинейного ускоренного развития мира. По этой причине у образования и воспитания появляется новая важная гуманная стратегическая цель развития — стать эффективным пространством воспитания, образования и развития таких людей, которые принимают смысл и ценности происходящего в этом новом, обновленном смыслами общественном пространстве и времени.

Ключевые слова: картина мира, глобальные кризисы, сознание, смыслы, ценности, навыки, компетенции, инновационные потоки, политическая «мягкая сила», инновации, социальные стратегии.

UDK 796

EDUCATION AND UPBRINGING — IDEAS FOR THE FUTURE

Olga Panchenko, Professor of the Academy for Advanced Studies and Retraining of Education Professionals, Cand. of Philosophy, Professor
Russia, 125212, Moscow, Golovinskoye shosse, 8, building 2a
Olga Kazurova, Senior Lecturer, Pedagogical Institute of the Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs
Russia, 600000, Vladimir, ul. Gorkogo, 87
E-mail: oid@vlsu.ru

This article examines the process of expression of a new global and universal soft power, that prevents the negative consequences of nonlinear accelerated development of the world, in an innovative society. Education and upbringing have a new important humanitarian strategic objective of development for this reason — to become an effective space for the upbringing, education and development of such people, who accept the meaning and values of what is happening in this new, with renewed sense, social space and time.

Keywords: worldview, global crises, consciousness, meanings, values, skills, competences, innovation flows, soft power, innovations, social strategies.

УДК 37.032

ВЫСШАЯ ШКОЛА: ОБРАЗОВАНИЕ VS ВОСПИТАНИЕ

Крючкова Светлана Евгеньевна, доктор философских наук, профессор Школы философии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики
Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Крючкова Елена Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента Московского государственного технологического университета «СТАНКИН»
Россия, 127055, г. Москва, Вадковский пер., д. 3А

Сфера образования в современном мире расширяется и углубляется, в силу этого актуализируется ряд вопросов, касающихся отношений государства, общества и университета как социального института. Сегодня повсеместно и практически постоянно идут дискуссии, проходят конференции и проводятся семинары, в ходе которых осуществляется системное осмысление миссии высшей школы в обществе. В статье осмысливаются следующие принципиальные вопросы: остается ли образование общественным благом, цель которого — всестороннее развитие личности в том смысле, как его понимали родоначальники современной системы образования, или оно превратилось в одну из новых областей экономики, связанных со сферой услуг. Ответ на этот вопрос имеет ключевое значение для понимания роли образования в современном обществе, так как в первом случае ответственность за него лежит на государстве, а во втором — мы имеем дело с рынком, где правят законы спроса и предложения.

Ключевые слова: образование, рынок, общественное благо, сфера услуг, высшая школа, культура, духовность, компетентность.

UDK 37.032

HIGHER EDUCATION: EDUCATION VS UPBRINGING

Svetlana Kryuchkova, PhD in Philosophy, Professor of the School of Philosophy, Faculty of Humanities, National Research University - Higher School of Economics
Russia, 101000, Moscow, ul. Myasnitskaya, 20
Elena Kryuchkova, Cand. of Economics, Associate Professor, Department of production management, Moscow State Technological University "STANKIN"
Russia, 127055, Moscow, Vadkovskiy per., 3a

The sphere of education in the modern world is expanding and deepening; due to this, a number of issues concerning relations between the state, society and the university as a social institution become actual. Discussions, conferences and seminars are going on everywhere and almost constantly today. In their course, a systemic interpretation of the mission of higher education in society is carried out. In the article, the following fundamental questions are comprehended: whether education remains a public good, whose objective is the all-round development of the individual, in the sense that the ancestors of the modern education system understood it, or it has become one of the new areas of the economy related to the services sector. The answer to this question is of key importance for understanding the role of education in modern society, since in the former case the responsibility lies with the state, and in the latter case we are dealing with a market, where the laws of supply and demand rule.

Keywords: education, market, public good, services sector, higher school, culture, spirituality, competency.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

Окончание. Начало в № 3/2018. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам в образовательной организации должны разрабатываться, приниматься, утверждаться и (или) быть приведены в соответствие с законом определенные локальные нормативные акты и (или) иные документы. Публикуем вторую часть перечня.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, Рособрнадзор, Мособрнадзор, лицензия, аккредитация.

THE LIST OF LOCAL REGULATIONS AND OTHER DOCUMENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION", WHICH ARE SUBJECT TO VERIFICATION WITHIN THE FRAMEWORK OF STATE CONTROL (SUPERVISION)

According to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and other regulatory acts, certain local regulations and (or) other documents must be developed, adopted, approved and/or brought into conformity with the law. We publish the second part of the list, the first part was given in the previous issue.

Keywords: Federal State Educational Standard of higher education, Rosobrnadzor (Federal Service for Supervision in the Sphere of Education and Science), Mosobrnadzor, license, accreditation.

ОТ АСПИРАНТА — К ПРОФЕССОРУ. ПРАВИЛА ПОСТУПЛЕНИЯ В АСПИРАНТУРУ (АДЪЮНКТУРУ)

Рассматриваются правила поступления в аспирантуру (адъюнктуру) и прикрепления в качестве соискателя, перечень вступительных экзаменов в аспирантуру (адъюнктуру) и организация приема. Отдельное внимание уделяется такой форме, как соискательство.

Ключевые слова: аспирантура, высшее образование, адъюнктура, соискательство, специалист, магистр.

FROM THE POSTGRADUATE STUDENT TO THE PROFESSOR. RULES FOR ADMISSION TO POSTGRADUATE STUDY (POSTGRADUATE MILITARY COURSE)

The rules for admission to postgraduate study (postgraduate military course) and affiliation as a postgraduate student, a list of entrance examinations for postgraduate study (postgraduate military course) and organization of admission are considered. Special attention is paid to such practice as affiliation.

Keywords: postgraduate study, higher education, postgraduate military course, affiliation as a postgraduate student, specialist, master.

УДК 174

ИДЕОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Макаревич Эдуард Федорович, доктор социологических наук, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета
Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5

В статье рассматривается проблема идеологии в российском обществе, где идеология детерминирована требованиями Конституции РФ в части необходимого идеологического многообразия. Отсюда идеология получила некий предел, который лишил ее возможности быть мобилизующей силой всего общества. И взгляд Маркса на идеологию как на «ложное сознание» в данном случае подтверждает это. Но мобилизационную силу идеологии может вернуть единство ценностей, рассматриваемое как идеологическая система, через призму которой оценивается реальность и выстраивается программа действий. Интегральная система ценностей, ориентированная по вектору такой фундаментальной ценности, как патриотизм, придавая идеологии ценностное качество, делает ее своеобразным социальным «цементом», а потому сплачивает людей. Одновременно такая система ценностей освобождает идеологию от того предела в ее развитии, который заключается в необходимости идеологического многообразия, заменяя его ценностным единством, воспринимаемым большей частью населения страны и заслуживающим того, чтобы быть сохраненным. Причем большинство воспринимают эти ценности как свои.

Ключевые слова: идеология, идеологическое многообразие, ценности, ценностное единство, вера, критическое знание.

UDK 174

IDEOLOGY AS A SYSTEM OF VALUES

Eduard Makarevich, PhD in Sociology, Professor of the Department of Philosophy, Cultural and Political Sciences, Moscow University for the Humanities
Russia, 111395, Moscow, ul. Yunosti, 5

The article deals with the problem of ideology in Russian society, where ideology is determined by the requirements of the Constitution of the Russian Federation with regard to the necessary ideological diversity. Therefore, ideology has received a certain limit, which deprived it of the opportunity to be the mobilizing power for the whole society. And Marx's view of ideology as a "false consciousness" in this case confirms this. But the mobilizing power of ideology can bring back the unity of values, considered as an ideological system, through the prism of which reality is assessed and the program of actions is built. An integral system of values, oriented in the direction of such a fundamental value as patriotism, attaching value to ideology, makes it a kind of social "cement", and therefore unites people. At the same time, such a system of values frees ideology from the limit in its development, which consists in the need for ideological diversity, replacing it with a unity of values, that is perceived by majority of the population in the country and deserves to be preserved. And most people perceive these values as their own.

Keywords: ideology, ideological diversity, values, unity of values, faith, critical knowledge.

УДК 37.017.7

ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС»

Криштофик Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов Московского государственного педагогического университета
Россия, 119311, г. Москва, просп. Вернадского, д. 88

В статье показано, что в педагогическом дискурсе отражается фундаментальная проблема содержания образования, обусловленная тем, что в сфере образования всегда присутствуют две противоположные установки: социально-культурная и личностная. С одной стороны, образование — это непрерывное «достраивание» позиции индивида в социокультурном контексте, постоянное включение человека в социальное и культурное поле. С другой стороны, образование ориентировано на стимулирование «личностного роста» (саморазвития), на развитие внутреннего (творческого) потенциала индивида, на создание и развитие индивидуальности. Автор показывает, что вследствие этого в образовании совмещаются как минимум три стратегии: воспроизводство социальной структуры путем подготовки профессионалов и специалистов; воспитание субъектов культуры; формирование уникальной творческой, самостоятельной и свободной личности.

Ключевые слова: образование, воспитание, образовательно-педагогический дискурс, функции, цели, средства образования, диалог, коммуникация.

UDK 37.017.7

THE CONCEPT OF "PEDAGOGICAL DISCOURSE"

Irina Krishtofik, Cand. of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Leading researcher, Laboratory of Professional Development in Education, Institute of System Projects, Moscow State Pedagogical University
Russia, 119311, Moscow, prospekt Vernadskogo, 88

The article shows that the pedagogical discourse reflects the fundamental problem of the education content, due to the fact that there are always two opposing attitudes in the sphere of education: social and cultural one and personal. On one hand, education is the continuous "building" of an individual's position in the social and cultural context, the constant inclusion of a person in the social and cultural field. On the other hand, education is focused on stimulating personal growth (self development), on the development of the individual's (creative) potential, on the creation and development of individuality. The author shows that at least three strategies are combined in education, as a result: the reproduction of the social structure through the training of professionals and specialists; the upbringing of subjects of culture; the formation of a unique, creative, independent and free personality.

Keywords: education, upbringing, educational and pedagogical discourse, functions, objectives, means, education, dialogue, communication.

УДК 378

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ЗНАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Флиер Андрей Яковлевич, главный научный сотрудник Экспертно-аналитического центра развития образовательных систем в сфере культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ
Россия, 119072, г. Москва, Берсеневская набережная, д. 20

В 2017 году отечественное культурологическое образование отметило свое 25-летие. Дата очень условная, фактически культурологическое образование создавалось на протяжении нескольких лет, с конца 1980-х годов. Но в 1992 году был принят первый государственный стандарт по культурологическому образованию, и от этой даты имеет смысл отсчитывать историю этого направления образования. Думаю, что о его достижениях мы будем торжественно рапортовать в юбилейном году, а сейчас имеет смысл поднять вопрос о том, что у нас не получилось или получилось не совсем так, как того хотелось. В статье поднимаются вопросы, связанные с проблемами в области гуманитарного и, в частности, культурологического образования.

Ключевые слова: образование, культурология, образовательный стандарт, компетенции, квалификация, культура, специализация.

UDK 378

CULTURAL EDUCATION: FROM KNOWLEDGE TO ACTIVITY

Andrey Fliyer, Chief research officer, Expert and Analytical Center for the Development of Educational Systems in the Sphere of Culture, D.S. Likhachev Russian Scientific-Research Institute of Cultural and Natural Heritage, Doctor of Philosophy, Professor, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation
Russia, 119072, Moscow, Bersenevskaya naberezhnaya, 20

In 2017, domestic cultural education celebrates its 25th anniversary. The date is very conditional, in fact, cultural education was developing during several years, since the late 1980s. But the first state standard for cultural studies was adopted in 1992, and it makes sense to count the history of this direction in education starting from this date. I think that we will solemnly report on its progress in the jubilee year. And now it is worth to raise the question of what did not work out or did not turn out quite the way we wanted. The article considers issues related to problems in the humanitarian and, in particular, cultural education.

Keywords: education, cultural studies, educational standard, competence, qualification, culture, speciality.

УДК 37.01

ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ: ОСОБЕННОСТИ И ОПЫТ

Калита Светлана Павловна, директор Центра культурного наследия и инновационных проектов в культуре и образовании Российского университета дружбы народов (РУДН), доцент кафедры теории и истории культуры РУДН, кандидат культурологии, доцент
Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

В статье делается попытка в первом приближении рассмотреть процессы изучения культурного наследия в музейном пространстве и осмыслить деятельность профессионального студенческого объединения с точки зрения его воспитательных функций. Делается предположение, что проблемы, связанные с изучением культурного наследия, позитивным образом влияют на формирование общекультурных компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: культурное наследие, вузовский музей, воспитание, студенты, компетенции.

UDK 37.01

STUDY OF CULTURAL HERITAGE IN MUSEUM SPACE AS A SPECIFIC EDUCATIONAL TOOL: FEATURES AND EXPERIENCE

Svetlana Kalita, Director of the Center for Cultural Heritage and Innovative Projects in Culture and Education of the Peoples' Friendship University of Russia, Associate Professor of the Department of Theory and History of Culture, Cand. of Cultural Studies, Associate Professor
Russia, 117198, Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 6

In the article an attempt is made to consider the processes of teaching cultural heritage in the museum space in simplistic terms and to comprehend the activity of a professional student association in terms of its educational functions. It is assumed that the problems associated with the study of cultural heritage positively affect formation of general cultural competencies of future specialists.

Keywords: cultural heritage, university museum, upbringing, students, competences.