Ученый совет №3

Ученый совет №3

Электронная версия

1266.00 руб.
УДК 174

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ЭТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Панина Галина Владимировна, доцент кафедры «Социология и культурология» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), кандидат философских наук, доцент
Россия, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5

Современный исследовательский университет ставит задачей не просто профессиональную подготовку студентов, но и приобщение их к современным стандартам профессиональной деятельности, включающим не только нацеленность на инновации, но и умение оценивать их социальные риски, минимизировать нежелательные последствия для общества и человека. В формировании подобных компетенций очень важны социогуманитарные курсы, несущие образовательные и воспитательные смыслы, в частности курс этики. Автор доказывает, что в техническом университете, готовящем инженеров в условиях расширяющейся техносферы и растущего влияния технологии на все сферы общества, особое значение приобретают социальные и гуманитарные компетенции.

Ключевые слова: исследовательский университет, инженер, профессиональные компетенции, гуманитарное мышление, этика профессии.

UDK 174

THE EDUCATIONAL VALUE OF THE ETHICS COURSE AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Galina Panina, Associate Professor, Department of Sociology and Cultural Studies, Bauman Moscow State Technical University, Cand. of Philosophy, Senior Lecturer
Russia, 105005, Moscow, ul. 2-ya Baumanskaya, 5

The modern research university sets not just the task of professional training for students, but also of their familiarization with modern standards of professional activity. This includes not only the focus on innovation, but the ability to assess their social risks, as well, and minimize undesirable consequences for society and human. Social and humanitarian courses are very important for the formation of such competencies - they have pedagogic and educational value, in particular, the course of ethics. The author proves that social and humanitarian competencies acquire special importance in the technical university, which prepares engineers in the conditions of the expanding technosphere and the growing influence of technology on all spheres of society.

Keywords: research university, engineer, professional competencies, humanitarian thinking, ethics of the profession.

УДК 796

ВОСПИТАНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ «НАУК О КУЛЬТУРЕ»

Кошелева Анна Владимировна, заведующий кафедрой рекламы, связей с общественностью и социально-гуманитарных проблем Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ), доктор культурологии, доцент
Россия, 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4

Россия сегодня модернизирует высшую школу и возрождает свое университетское и академическое образование, которое было когда-то заложено на лучших европейских традициях. В концепции модернизации российского образования обозначены основные цели модернизации — доступность, эффективность и качество. Это говорит о том, что мы должны подготовить квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля. Автор показывает, что для студентов сферы физической культуры и спорта в образовании важна гуманитарная составляющая, связанная с «науками о культуре».

Ключевые слова: высшее образование, воспитание, личность, интегративность, междисциплинарность.

UDK 796

DEVELOPMENT OF THE SPIRITUAL AND MORAL VALUES AND THEIR ACQUISITION BY THE STUDENTS OF HIGHER LEARNING INSTITUTIONS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE PROCESS OF STUDYING THE "CULTURE SCIENCES"

Anna Kosheleva, Head of the Department of Advertising, Public Relations and Social and Humanitarian Problems, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, PhD in Cultural Studies, Associate Professor
Russia, 105122, Moscow, Sirenevyy bulvar, 4

Russia today modernizes the higher school and revives university and academic education, which was once based on the best European traditions. The concept of modernization of Russian education identifies the main objectives of modernization —accessibility, efficiency and quality. This implies that we must train a qualified worker of the appropriate level and with desired competency. The author shows that the humanitarian component associated with "cultural sciences" is important in education for the students in the field of physical culture and sports.

Keywords: higher education, upbringing, personality, integrity, interdisciplinarity.

УДК 37.036

О СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Сороковикова Валентина Ивановна, заведующий гуманитарной кафедрой Академии хорового искусства им. В.С. Попова, кандидат философских наук, доцент
Россия, 125565, Москва, ул. Фестивальная, д. 2
Моисеева Нелли Алексеевна, доцент кафедры истории и философии Российского государственного аграрного заочного университета, доктор философских наук, доцент
Россия, 143907, г. Балашиха Московской области, шоссе Энтузиастов, д. 50
Богаченко Алексей Владимирович, преподаватель кафедры теории музыки Академии хорового искусства им. В.С. Попова
Россия, 125565, Москва, ул. Фестивальная, д. 2

В статье рассматриваются система художественного воспитания, ее формы и методы. Авторы на примере работы своих вузов анализируют варианты художественного воспитания студентов: участие в выездных чтениях и концертах, благотворительных проектах, организация университетского лектория. В ситуации, когда музеи становятся новыми университетами, важно приобщение студентов к практике посещения выставок.

Ключевые слова: художественное воспитание, методы и формы преподавания, музейный бум, развитие личности.

UDK 37.036

ABOUT THE SYSTEM OF ARTISTIC EDUCATION OF STUDENTS IN HIGHER LEARNING INSTITUTION

Valentina Sorokovikova, Head of the Humanities Department, Victor Popov Academy of Choral Art, Cand. of Philosophy, Associate Professor
Russia, 125565, Moscow, ul. Festivalnaya, 2
Nelly Moiseyeva, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Russian State Agrarian Correspondence University, PhD in Philosophy, Associate Professor
Russia, 143907, Balashikha, Moscow region, shosse Entuziastov, 50
Aleksey Bogachenko, Teacher, Department of Music Theory, Victor Popov Academy of Choral Art
Russia, 125565, Moscow, ul. Festivalnaya, 2

The article deals with the system of artistic education, its forms and methods. Authors analyze the options of artistic education for students on the example of their own universities: participation in offsite readings and concerts, charitable projects, organization of a university lecture course. In a situation where museums are becoming new universities, it is important to introduce students to the practice of visiting exhibitions.

Keywords: artistic education, methods and forms of teaching, museum boom, personality development.

УДК 808.5

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ЦЕННОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Иванова Ирина Сергеевна, доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, кандидат философских наук, доцент
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5

В статье рассматривается русский язык как самостоятельная ценность отечественной культуры, через которую раскрываются и внушаются важные для правильно воспитанной личности компоненты нравственности: уважение к личности, верованиям своих предков, своему народу, российской истории, философии, литературе, музыке, скульптуре, живописи (одним словом, к культуре, науке), любовь, дружба, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, деликатность, скромность, трудолюбие, свободолюбие, религия, красота мира, патриотизм, стремление жить по совести, уважение к достижениям иных культур. Автор указывает, что язык служит и такой ценности, как потребность в самореализации, и предлагает выделить филокоммуникативную функцию языка, отвечающую за общение с любовью.

Ключевые слова: язык, духовные ценности, культура, патриотизм, любовь, уважение, функции языка, стихи о родной речи, традиция.

UDK 808.5

THE RUSSIAN LANGUAGE AS A VALUE OF RUSSIAN CULTURE AND A FACTOR OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Irina Ivanova, Associate Professor, Department of Philosophy, Culturology and Political Science, Moscow University for the Humanities, Cand. of Philosophy, Associate Professor
Russia, 111395, Moscow, ul. Yunosti, 5

The article considers the Russian language as an independent value of the Russian culture. The components of morality, which are important for properly educated person, are revealed and inspired through the language: respect for the personality and beliefs of ancestors, the people, Russian history, philosophy, literature, music, sculpture, art — to say it in a word, towards culture, science, love, friendship, mutual understanding, generosity, sensitivity, delicacy, modesty, diligence, love of freedom, religion, beauty of the world, patriotism, the desire to live according to conscience, important to the achievement of other cultures. The author indicates that language also helps to achieve such value as self-realization. The author proposes to reveal “philo-communicative” function of language, which is responsible for communicating with love.

Keywords: language, spiritual values, culture, patriotism, love, respect, language functions, mother tongue poems, tradition.

УДК 130.2

ПОРФИРИЙ О ПИФАГОРЕ. ЦЕПЬ «НЕУМЕСТНЫХ» ДЛЯ ВУЗОВСКОГО КУРСА ФИЛОСОФИИ АНАЛОГИЙ

Фурсов Валентин Владимирович, доцент кафедры общей психологии и педагогики, ГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», кандидат философских наук, магистр права, доцент, лауреат конкурса «Грант Москвы в сфере образования в 2007 году»
Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1

О Пифагоре мы знаем очень мало. Он уникальная фигура в античной философии. Нам мало что известно о содержании его доктрины, но жизнеописания, которые дошли до нас, содержат массу интереснейших и уникальных фактов, которые заставили по-новому взглянуть на эту историческую личность и на учение, которое он попытался принести. В статье представлены оригинальные факты об античном философе, которые могут оказаться актуальными для курса философии в вузе.

Ключевые слова: Пифагор, античная философия, аскетика, обоживание, античные практики, религиозные системы, социальные технологии, пифагорейская школа, дохристианские учения.

UDK 130.2

PORPHYRY ABOUT PYTHAGORAS. THE CHAIN OF "INAPPROPRIATE" ANALOGIES FOR THE UNIVERSITY COURSE IN PHILOSOPHY

Valentin Fursov, Associate Professor of the Department of General Psychology and Pedagogy, Pirogov Russian National Research Medical University, Cand.of Philosophy, Master of Law, Associate Professor, laureate of the Moscow Education Grant in 2007
Russia, 117997, Moscow, ul. Ostrovityanova, 1

We know very little about Pythagoras. He is a unique figure in ancient philosophy. We know little about the content of his doctrine, but the biographies, that have come down to us, contain a lot of interesting and unique facts. They resulted in a new look at this historical character and the teaching that he tried to bring. The article presents original facts about the ancient philosopher, which may be relevant for the philosophy course in the university.

Keywords: Pythagoras, ancient philosophy, ascetics, deifying, ancient practices, religious systems, social technologies, Pythagorean school, pre-Christian teachings.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам в образовательной организации должны разрабатываться, приниматься, утверждаться и (или) быть приведены в соответствие с законом определенные локальные нормативные акты и (или) иные документы. Публикуем первую часть перечня, вторая будет представлена в следующем номере.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, Рособрнадзор, Мособрнадзор, лицензия, аккредитация.

THE LIST OF LOCAL REGULATIONS AND OTHER DOCUMENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION", WHICH ARE SUBJECT TO VERIFICATION WITHIN THE FRAMEWORK OF STATE CONTROL (SUPERVISION)

According to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and other regulatory acts, certain local regulations and (or) other documents must be developed, adopted, approved and/or brought into conformity with the law. We publish the first part of the list, the second part will be presented in the next issue.

Keywords: Federal State Educational Standard of higher education, Rosobrnadzor (Federal Service for Supervision in the Sphere of Education and Science), Mosobrnadzor, license, accreditation.

УДК 7.01

ТРАДИЦИЯ СИНТЕЗА И ДИАЛОГА ИСКУССТВ В XX ВЕКЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Козьякова Мария Ивановна, профессор кафедры философии и культурологии Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина, доктор философских наук, профессор
Россия, 109012, Москва, ул. Неглинная, д. 6/2

В статье показано, что глобализационные тренды, наблюдаемые во многих регионах мира, действуют в одном и том же направлении, равняя культурное пространство подобно гигантскому катку. Глобализация, провоцируя синтез искусств и их диалог, не только выравнивает «культурный ландшафт». В настоящее время она становится причиной возрождения и культурной самобытности, поскольку «культурный империализм» вызывает протест и поворот к этническим, национальным истокам. Чутко реагирует на это самая чувствительная сфера — искусство. В художественном творчестве оживают, получают признание национальные художественные мотивы, повышенное внимание обращается на свой язык, религию, традиции. Автор доказывает, что к альтернативным формам может быть отнесен опыт синтеза искусства и религии, а также диалог, служащий духовному обогащению, взаимному обмену, знакомству с лучшими образцами национального искусства.

Ключевые слова: глобализация, синтез искусств, диалог культур, кризис культуры, национальная культура, этническая культура, массовая культура.

UDK 7.01

THE TRADITION OF SYNTHESIS AND INTERACTION OF ARTS IN XX CENTURY AS A CONSEQUENCE OF GLOBALIZATION

Mariya Kozyakova, Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies, Mikhail Shchepkin Higher Theatre School, PhD in Philosophy, Professor
Russia, 109012, Moscow, ul. Neglinnaya, 6/2

The article shows that the globalization trends, observed in many regions of the world, function in the same way, evening the cultural space like a giant road roller. Globalization, provoking the synthesis of arts and their interaction, not only evens the "cultural landscape". At present, it is becoming a cause of revival and cultural identity, since "cultural imperialism" provokes protest and a turn to ethnic, national roots. And art — most sensitive sphere — sensitively responds to this. National artistic motives are coming to life, receiving recognition in artwork: increased attention is drawn to one's own language, religion, traditions. The author proves that experience in the synthesis of art and religion can be attributed to the alternative forms. The same is for interaction, which helps spiritual enrichment, mutual exchange, familiarity with the best examples of ethnic art.

Keywords: globalization, synthesis of arts, interaction of cultures, crisis in culture, national culture, ethnic culture, popular culture.

УДК 7.01

КУЛЬТУРА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ В XX И XXI ВЕКАХ

Хренов Николай Андреевич, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, доктор философских наук, профессор
Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5

В последние десятилетия много говорят и пишут о кризисе. Это реальность того, что П. Сорокин еще в середине ХХ века назвал переходным временем. Кризис — это следствие угасания каких-либо ценностей, даже целой системы ценностей, уступающей место нарождению других ценностей. Но о каких системах идет речь и что под этими системами подразумевать? Допустим, что такой системой является цивилизация. Но что подразумевать под цивилизацией? Это синоним культуры или, если иметь в виду смысл, вкладываемый в это понятие Шпенглером, финальная стадия культуры? Автор доказывает в статье, что в XXI веке культура должна уйти из-под давления и цивилизации, и государства.

Ключевые слова: культура, цивилизация, государство, кризис, игра, массовое общество, прогресс, романтизм, модерн.

UDK  7.01

CULTURE BETWEEN THE STATE AND CIVILIZATION IN THE XX AND XXI CENTURIES

Nikolay Khrenov, Chief Researcher, State Institute for Art Studies, PhD in Philosophy, Professor
Russia, 125009, Moscow, Kozitskiy per., 5

In recent decades, much have been spoken and written about the crisis. This is the reality of what P. Sorokin, already in the middle of the twentieth century, called a transitional time. The crisis is a consequence of the extinction of some values, even of a whole system of values that gives way to the birth of other values. But what systems are involved and what do we mean by these systems? Suppose that such a system is a civilization. But what is meant by a civilization? Is it a synonym for culture or, if you mean the sense, put into this concept by Spengler, the final stage of culture? In the article the author proves that in the XXI century culture must escape from pressure of both, civilization and the state.

Keywords: culture, civilization, state, crisis, game, mass society, progress, romanticism, Art Nouveau.