Ученый совет №1-2

Ученый совет №1-2

Электронная версия

2532.00 руб.
УДК 37.014

МЫ НИ ОТ КОГО НЕ ОТСТАВАЛИ И ОТСТАВАТЬ НЕ СОБИРАЕМСЯ. ИНТЕРВЬЮ ГЛАВЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВОЙ

30 октября 2017 года в Париже началась 39-я сессия высшего руководящего органа ЮНЕСКО — Генеральной конференции, которая собирается раз в два года и состоит из государств — членов организации. В рамках заседаний обсуждается самый широкий круг гуманитарных вопросов, включая сферу образования и науки. Впервые с 2009 года российскую делегацию возглавила министр — глава Минобрнауки Ольга Васильева. В ходе выступления она выразила свое мнение об актуальных политических событиях: осудила выход США из ЮНЕСКО, назвала принятый на Украине закон «Об образовании» языковым расизмом. Ольга Васильева раскрыла специфику приоритетного проекта «Экспорт образования» и особенности учебы за границей, рассказала об облегчении условий въезда в Россию для иностранных студентов

Ключевые слова: образование, наука, воспитание, ЮНЕСКО, онлайн-обучение, фундаментальность, глобальное образование, академическая мобильность.

UDK 37.014.53

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО

Турбовской Яков Семенович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Россия, 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16

В статье показано, что будущее как осознаваемая фундаментальная данность стало объектом научного познания, обусловленного исторической необходимостью поисков путей проникновения в будущее, не сводимых к линейной логике соотношения с прошлым и настоящим, а, наоборот, подчиняющихся произошедшим в реальной действительности изменениям. Автор утверждает: необходимо не только готовиться к будущему, варьируя с помощью разных технологий его возможные варианты, не только искать возможности повышения эффективности всего многообразия опережающих влияний, а целенаправленно создавать будущее как уже существующую в реальной действительности данность. И главным инструментом формирования будущего выступает образование.

Ключевые слова: образование, управление, прогнозирование, педагогическая прогностика, линейность, формирование будущего, творческая самореализация.

UDK 37.014.53

MODERN EDUCATION AS AN INFORMATION FORMATION OF THE FUTURE

Yakov Turbovskoy, PhD of Pedagogical Sciences, Professor, Deputy Head of the Laboratory of Theoretical Pedagogy and Philosophy of Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
Russia, 105062, Moscow, Makarenko St., 5/16

The article shows that the future, as an acknowledged fundamental given, became an object of scientifi c knowledge, conditioned by the historical necessity of searching ways to penetrate into the future, not correlated with the linear logic of the relationship with the past and the present, but, on the contrary, obeying the changes that have taken place in real life. The author states that it is necessary not only to prepare for the future, by modifying its possible variants with the help of diff erent technologies, not only to seek opportunities to increase the effi ciency of the whole variety of outrunning infl uences, but to purposefully create the future as already existing in reality. And education is the main tool for shaping the future

Keywords: education, management, forecasting, pedagogical prognostication, linearity, shaping the future, creative self-fulfi lment.

УДК 378

ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Оганов Арнольд Арамович, заведующий кафедрой философии и культурологии Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, доктор философских наук, профессор
Россия, 109012, Москва, ул. Неглинная, д. 6/2 

В статье показано, что информационно-цифровая цивилизация быстрыми темпами унифицирует общественную жизнь. В этой ситуации должна существенно измениться и система образования. Культура, пройдя свой долгий исторический путь от символики природной, натуральной к образно-символической, похоже, уже на подступах к символике абстрактно-знаковой, целиком искусственной. Далеко позади этапы пути от эры дописьменной к эре письменной, затем гуттенберговой и вот уже технотронной. В этой ситуации образование существенно усложняется, так как его задача состоит не в том, чтобы передавать информацию, а в том, чтобы научить находить актуальную.

Ключевые слова: информационное общество, цифровая культура, образование, знание, адаптивность, современность.

UDK 378

EDUCATION IN THE ERA OF INFORMATION-DIGITAL CIVILIZATION

Arnold Oganov, Head of the Department of Philosophy and Culturology, Mikhail Shchepkin Higher Theatre School, Doctor of Philosophy, Professor
Russia, 109012, Moscow, Neglinnaya St., 6/2

The article shows that the information (digital) civilization unifi es social life at a rapid pace. In this situation, the education system must also change signifi cantly. Culture, having passed its long historical path from the nature symbolism to the fi gurative symbolism, seems to be already approaching the symbolism of the entirely artifi cial abstract sign. the stages from the preliterate era to the literate era are far behind, then was Gutenberg and now is technotronic age. In this situation, education is greatly complicated, since its task is not to convey information, but to teach us how to fi nd the actual one.

Keywords: information society, digital culture, education, knowledge, adaptability, the present.

УДК 378

ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРАКТИКАМ

Хангельдиева Ирина Георгиевна, профессор кафедры истории и философии образования педагогического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации и Международной академии высшей школы
Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Основные вызовы современному образованию начались с ускорения постиндустриализма во второй половине ХХ века. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера науки и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены — ученым и профессиональным специалистам. В статье показано, что важнейшую часть социальной структуры современного общества составляют две молодежные группы — их называют поколениями Y и Z, или миллениалами (те, кто рожден в период 1985–2000 годов) и центениалами (рожденные в период 1990– 2010 годов). Автор доказывает, что эти две группы различным образом воспринимают информацию, а значит, и их обучение должно опираться на различные принципы и константы.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, информационное общество, информация, образование, миллениалы, центениалы.

UDK 378

THE MAIN CHALLENGES TO MODERN EDUCATIONAL PRACTICES

Irina Khangeldiyeva, Professor, Department of History and Philosophy of Education, Pedagogical Faculty, Lomonosov Moscow State University, Doctor of Philosophy, Member of the International Academy of Informatization and the International Academy of Higher Education
Russia, 119991, Moscow, Leninskiye Gory, 1

The main challenges to modern education began with the acceleration of postindustrialism in the second half of the twentieth century. Science and education occupied the leading position in the postindustrial society, corporations give way to universities, and businessmen to scientists and experts. The article shows that the most important part of the social structure of modern society is made up of two youth groups: they are called Y and Z generations, or millennials (born in the 1985–2000 period) and centennials (born in the 1990–2010). The author proves that these two groups perceive information in diff erent ways, and, therefore, their training must be based on diff erent principles.

Keywords: postindustrial society, information society, information, education, millennials, centennials.

УДК 331

ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ ЧЕЛОВЕКА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Царегородцев Юрий Николаевич, заведующий кафедрой менеджмента, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: info@mosgu.ru
Ермошкин Федор Николаевич, магистрант, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: info@mosgu.ru

Конкурентоспособность организации зависит от ее способности к прогрессивным изменениям на технико-технологическом и экономико-управленческом уровнях. Это требует от менеджеров умения управлять творческим потенциалом персонала. Следовательно, одной из основных задач менеджмента любого уровня является организация работы с персоналом — его подбор, развитие и воспитание. В статье авторы опираются на тот опыт по формированию специалистов в области управления организациями, который сложился в Московском гуманитарном университете. 

Ключевые слова: персонал, человеческие ресурсы, проект, потенциал, творчество, труд, менеджмент, образование.

UDK 331

THE MAIN HUMAN RESOURCES AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE ECONOMIC

Yuriy Tsaregorodtsev, Head of the Management Department, Moscow University for the Humanities, PhD in Economics, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: info@mosgu.ru
Fyodor Ermoshkin, MA, Moscow University for the Humanities
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: info@mosgu.ru

The competitiveness of an organization depends on its ability to make progressive changes at the technical and technological and economic and management levels. This requires managers to be able to guide the creative potential of the staff . Consequently, one of the main tasks of management at any level is the organization of work with personnel — its selection, development and «upbringing». In the article the authors rely on the experience of teaching experts in the fi eld of corporate governance, which was formed at the Moscow University for the Humanities.

Keywords: personnel, human resources, project, potential, creativity, work, management, education.

УДК 17

ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА: ПОПЫТКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ ФЕНОМЕНА. О ГУМАНИТАРНОМ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДАХ

Флиер Андрей Яковлевич, главный научный сотрудник Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, доктор философских наук, профессор
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2

В статье рассматриваются особенности высокого культурного уровня сознания и поведения, носителя которого принято называть культурным человеком. Систематизируются отличительные признаки такого культурного человека, источники его высокой культуры, жизненные ситуации, в которых такой культурный уровень наиболее продуктивен. Общий вывод гласит, что высокая культура транслируется от одних носителей к другим, и иного пути ее получения нет

Ключевые слова: культура, культурный человек, признаки высокой культуры, источники высокой культуры, зоны применения высокой культуры, гуманитарный подход, социологический подход.

UDK 17

HIGH CULTURE OF A CULTURAL PERSON: AN ATTEMPT TO SYSTEMATIZE THE PHENOMENON. ABOUT HUMANITARIAN AND SOCIOLOGICAL APPROACHES

Andrey Fliyer, Principal Researcher of the Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, Doctor of Philosophy, Professor
Russia, 129366, Moscow, Kosmonavtov St., 2

The article deals with the features of a high cultural level of consciousness and behavior, the bearer of which is usually called a «cultural person». The distinctive features of such a cultural person, the sources of his high culture, life situations in which such a cultural level is most productive, are systematized. The general conclusion is that high culture is broadcast from one carrier to another, and there is no other way to get it.

Keywords: culture, cultural person, signs of high culture, sources of high culture, fi eld of high culture application, humanitarian approach, sociological approach.

УДК 17

«КОРОЧЕ, КАК БЫ КУЛЬТУРА…». КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В «ПОЛИКУЛЬТУРНОМ» ОБРАЗОВАНИИ

Шапинская Екатерина Николаевна, РГУФКСМиТ (Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма), профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и социально-гуманитарных проблем, доктор философских наук, профессор
Россия, 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4

Одной из важных проблем, стоящих сегодня как перед исследователями культуры, так и перед педагогами, представителями творческих профессий, является кризис художественных и эстетических представлений и ценностей у современного человека, особенно молодежи. Это вполне объяснимо, поскольку нынешнее поколение 20-летних выросло в условиях бурной информатизации общества, оказавшей сильнейшее влияние на область как образования, так и досуга. В статье показано, что восприятие информации у современной молодежи, сознание которой сформировано экранной культурой, отличается простотой, опорой на клише, полученные из СМК, на копии и симулякры. Автор показывает эту проблему как проблему «отцов и детей», сформированных на культуре книги и культуре экрана, и ставит вопрос о том, каким должно быть образование сегодня, чтобы воспитать у молодежи стремление к первоисточникам, а не их репрезентациям в электронной среде.

Ключевые слова: образование, воспитание, экранная культура, копия, подлинник, электронная среда.

UDK 17

«WELL, KINDA CULTURE...». CULTURAL VALUES IN POST-CULTURAL EDUCATION

Ekaterina Shapinskaya, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Professor, Department of Advertising, Public Relations and Social and Humanitarian Problems, Doctor of Philosophy
Russia, 105122, Moscow, Sirenevyy Blvd, 4

One of the important problems, facing both, cultural researchers and educators, representatives of creative professions, is the crisis of artistic and aesthetic representations and values among modern people, especially young people. This is fair enough, since the current generation of 20-year-olds has grown up in the conditions of rapid informatization of the society, which had a strong infl uence both, on education and leisure. The article shows that the perception of information among modern youth, whose consciousness is formed by screen culture, is characterized by simplicity, based on cliches, obtained from the mass media, on copies and simulacra. The author shows these issues as a generation gap, formed on the culture of the book and the culture of the screen. The question is raised: what kind of education we need today, in order to educate young people to seek the primary sources, rather than their representations in the electronic environment.

Keywords: education, upbringing, screen culture, copy, script, electronic environment.

УДК 37.032

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Баксанский Олег Евгеньевич, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук, профессор
Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Фурсов Валентин Владимирович, доцент Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова (РНИМУ) Минздрава России, кандидат философских наук, лауреат конкурса «Грант Москвы в сфере образования в 2007 году»
Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1

В настоящее время происходят кардинальные изменения в современной научной картине мира, которые настоятельно требуют пересмотреть существующее мировоззрение, и прежде всего его социальногуманитарную составляющую. Однако на деле изучение реальности привело к необходимости сегментировать природу, создать дисциплинарные границы, следствием чего явилась узкая специализация науки и образования, породившая отраслевой принцип организации экономики и производства. Целостная научная картина мира требует возвращения к натурфилософии. Налицо тенденция перехода в научном, социальном и образовательном пространстве от узкой специализации к междисциплинарности, трансдисциплинарной интеграции и конвергентному взаимодействию.

Ключевые слова: конвергентная парадигма, NBICS-технологии, трансдисциплинарность, биомедицина, медицинская техника и технологии, научная картина мира, образование, теология.

UDK 37.032

EDUCATION IN A TRANSFORMATION OF THE WORLDVIEW

Oleg Baksanskiy, Leading Researcher, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Doctor of Philosophy, Professor
Russia, 109240, Moscow, Goncharnaya St., 12, building 1
Valentin Fursov, Associate Professor, Pirogov Russian National Research Medical University, Cand. Of Philosophy, laureate of the «Grant of Moscow in the fi eld of Education in 2007» contest
Russia, 117997, Moscow, Ostrovityanova St., 1

At the present time, fundamental changes are taking place in the modern scientifi c view of the world, which urgently requires a review of the existing world outlook and, above all, its social and humanitarian components. However, in practice, the study of reality led to the need to segment nature, create disciplinary boundaries, resulting in a narrow specialization of science and education, which gave birth to the sectoral principle of economy and production. A holistic scientifi c picture of the world requires a return to natural philosophy. There is a tendency of transition from narrow specialization to interdisciplinarity, transdisciplinary integration and convergent interaction in the scientifi c, social and educational space.

Keywords: convergent paradigm, NBICS-technologies, transdisciplinarity, biomedicine, medical equipment and technologies, scientifi c world view, education, theology.

УДК 115

АРХИТЕКТОНИКА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В МАСШТАБЕ БОЛЬШОГО ВРЕМЕНИ

Кондаков Игорь Вадимович, доктор философских и кандидат филологических наук, профессор кафедры истории и теории культуры отделения социокультурных исследований Российского государственного гуманитарного университета, вице-президент и председатель Научной коллегии Научно-образовательного культурологического общества (НОКО), заместитель председателя Научного совета РАН «История мировой культуры», действительный член РАЕН, Россия
125993, Москва, Миусская пл., д. 6
E-mail: ikond@mail.ru

В статье показано, что в современном обществе единственной актуальной формой остается массовая культура. Автор анализирует дискуссию по поводу времени существования массовой культуры и показывает: если Д.С. Лихачев, Н.М. Зоркая, К.Э. Разлогов, О.Н. Астафьева последовательно доказывают, что МК существовала в разные культурно-исторические эпохи, то А.Я. Флиер, Е.Н. Шапинская, А.В. Костина, Т.С. Злотникова убеждены в том, что МК возможна лишь в условиях массового общества, то есть в конечном счете только в ХХ веке и далее. В статье показано, что в каждой из этих точек зрения есть доля истины: наряду с МК ХХ–XXI веков, обладающей своими резко выраженными чертами культуры потребления, коммерциализированности и манипулятивности, у нее были свои культурно-исторические предпосылки, свои социокультурные аналоги, уходящие своими корнями в глубокую древность — вплоть до своих истоков в первобытной культуре.

Ключевые слова: массовая культура, потребление, классика, элитарная культура, специализированная культура, популярная культура.

UDK 115

ARCHITECTONICS OF MASS CULTURE IN LONG-TIME SCALE

Igor Kondakov, Doctor of Philosophy and Candidate of Philology, Professor, Department of History and Theory of Culture, Department of Socio-Cultural Studies, Russian State University for the Humanities, Vice-President and Chairman of the Scientifi c Board of the Scientifi c and Educational Cultural Society, Deputy Chairman of the Scientifi c Council of the Russian Academy of Sciences «History of the World culture», member of the Russian Academy of Natural Sciences, Russia, 125993, Moscow, Miusskaya pl., 6
E-mail: ikond@mail.ru

The article shows that popular culture remains the only actual form in modern society. The author analyzes the discussion about the time of existence of mass culture. If D.S. Likhachev, N.M. Zorkaya, K.E. Razlogov, O.N. Astafi yeva consistently argue that popular culture existed in diff erent cultural and historical epochs, A.Ya. Fliyer, E.N. Shapinskaya, A.V. Kostina, Т.S. Zlotnikova convinced, that popular culture is possible only in a mass society, that is, in the fi nal analysis, only in the twentieth century and later. In the article it is shown that each of these points of view has a share of truth. Along with popular culture of XX–XXI centuries, which has its own sharply expressed features of a culture of consumption, commercialization and manipulation, it had its own cultural and historical background, its social and cultural counterparts, rooting from the ancient times — rightdown to their origins in primitive culture.

Keywords: mass culture, consumption, classics, high culture, specifi c culture, popular culture.

УДК 7.091

ВЛИЯНИЕ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОСТИ

Именнова Любовь Сергеевна, профессор кафедры общегуманитарных наук Российской международной академии туризма, доктор культурологии, доцент, Россия, 141420, Московская область
г. Химки, мкрн. Сходня, ул. Горького, д. 7

Автор показывает, что конец XX — начало XXI века — время формирования информационного общества и утверждения в общественном сознании специфики социального пространства как информационного. Этот глобальный социально-культурный переворот означает не только количественное увеличение объема информации, но и возрастание ее доступности, усиление ее влияния на все сферы деятельности, выработку новых моделей поведения и восприятия мира. Формируется новая культурная картина мира, в которой важным фактором изменений становится экранная культура, которая предполагает в качестве репродуктора текстов экран. В статье представлены возможности, которые предоставляют информационные технологии в самых разных сферах, в том числе в области исторической реконструкции.

Ключевые слова: виртуальная реальность, экранная культура, социокультурные практики, образование, обучение.

UDK 7.091

THE INFLUENCE OF SCREEN CULTURE ON SOCIAL AND CULTURAL PRACTICES OF OUR TIME

Lyubov Imennova, Professor, Department of General Humanities, Russian International Academy for Tourism, Doctor of Cultural Studies, Associate Professor, Russia
141420, Moscow Region, Khimki, mikr. Skhodnya, Gorkogo St., 7

The author shows that the end of XX — the beginning of the XXI century was the time of information society formation and the establishment of the social space specifi cs as informationone in the public consciousness. This global social and cultural revolution means not only a quantitative increase in the volume of information, but also an increase in its accessibility, an increase in its infl uence on all spheres of activity, the development of new models of behavior and perception of the world. A new cultural picture of the world is emerging. And the screen culture becomes an important factor of changes, which assumes a screen to be a text reproducer. The article presents the opportunities off ered by information technologies in various fi elds, including in the fi eld of historical reconstruction

Keywords: virtual reality, screen culture, social and cultural practices, education, training.

УДК 372.8

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ЭТИКЕТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ ВО РК «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»)

Норманская Анжела Викторовна, кандидат культурологии, и. о. декана факультета повышения квалификации и дополнительного образования, старший преподаватель кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма»
Россия, 295034, Симферополь, ул. Киевская, д. 39

Выбор профессии является приоритетной задачей в жизнедеятельности каждого человека. Начало студенческой жизни оказывает влияние на формирование личности в становлении ее сознательного интеллектуального, нравственного, культурного, мировоззренческого потенциала для плодотворной профессиональной деятельности. Именно в этот начальный период обучения важным фактом является регулирование социально-культурных взаимодействий молодых людей и социума высшей школы, так как происходит не только первоначальная адаптация, но и новый этап социализации личности. Особое значение в данный период имеют восприятие и исполнение студентом этикетных формул в новом статусе. В статье рассматривается дисциплина «Этикет», которая преподается в Крымском университете культуры, искусств и туризма, показаны результаты изучения дисциплины, подтвержденные данными социологического исследования. 

Ключевые слова: образование, этикет, вуз, университетские традиции, Федеральный государственный образовательный стандарт, Закон РФ «Об образовании».

UDK 372.8

TO THE QUESTION OF TEACHING ETIQUETTE IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION (ON THE EXAMPLE OF THE CRIMEAN UNIVERSITY OF CULTURE, ARTS AND TOURISM)

Anzhela Normanskaya, Сand. of Сultural Studies, acting as Dean of the Faculty of Advanced Studies and Additional Education, Senior Lecturer, Department of Philosophy, Cultural Studies and Humanitarian Disciplines, Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Russia
295034, Simferopol, Kievskaya St., 39.

Choice of profession is a priority task in the life of each person. The beginning of student life infl uences the formation of the personality, its conscious, intellectual, moral, cultural, world view potential for fruitful professional activity. The regulation of social and cultural interactions between young people and the society of higher education is an important fact in this initial period of training. This is due to not an initial adaptation only, but also to a new stage in the socialization of the individual. The perception and fulfi llment of etiquette norms by the student in the new status are of particular importance in this period. The article deals with the «Etiquette» course, which is taught at the Crimean University of Culture, Arts and Tourism, it shows the results on the study of the subject, which are confi rmed by the data of a sociological study.

Keywords: education, etiquette, university, university traditions, Federal State Educational Standard, Law «On Education» of the Russian Federation.

УДК 37.017.7

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Криштофик Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов Московского государственного педагогического университета
Россия, 119311, Москва, просп. Вернадского, д. 88

В статье показано, что понимание — это процесс, который лежит в основе приобретения знаний и опыта, постижения всех явлений окружающего мира, самопознания человека. Это понятие имеет множество различных значений, оно может трактоваться как познание, способность осмыслять, постигать содержание, значение, смысл чего-нибудь, результат осмысления, истолкование чего-либо, например текста, когнитивный процесс постижения содержания, смысла, к характеристикам которого относят успешность, самостоятельность, скорость, произвольность, интуитивность. Автор показывает, что в педагогической коммуникации понимание возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное. Именно поэтому образование оказывается различным по качеству у различных обучающихся. В связи с этим необходимо в образовательных практиках добиваться максимальной степени понимания, которое становится основой прочного усвоения необходимых компетенций и обучающимся, и преподавателем, для которого коммуникативная компетентность — признак его профессионализма.

Ключевые слова: педагогическая коммуникация, понимание, психология образования, дидактика, коммуникация, компетенции.

37.017.7

THE PROBLEM OF UNDERSTANDING IN PEDAGOGICAL COMMUNICATION AND FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER

Irina Krishtofik, Cand. of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Leading researcher, Laboratory of Professional Development in Education, Institute of System Projects, Moscow State Pedagogical University
Russia, 119311, Moscow, Vernadsky Avenue, 88 

The article shows that understanding is a process that lies at the basis of acquiring knowledge and experience, comprehending all phenomena of the surrounding world, self-knowledge of man. This concept has many diff erent meanings: it can be interpreted as cognition, the ability to comprehend, comprehension of content, sense, meaning of something, the result of comprehension, the interpretation of something, for example, the text, the cognitive process of comprehending the content, defi nition, the characteristics of which include success, independence, speed, arbitrariness, intuition. The author shows that it is possible right and wrong, deep and superfi cial, complete and incomplete understanding in pedagogical communication. That is why education turns out to be diff erent in quality for diff erent students. In this regard, it is necessary to achieve the maximum degree of understanding in educational practices, which becomes the basis for the lasting assimilation of the necessary competencies for both, the student and the teacher, for whom communicative competence is a sign of professionalism.

Keywords: pedagogical communication, understanding, psychology of education, didactics, communication, competences.

УДК 37.014.53

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна, доктор философских наук, заместитель директора Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6

В статье представлен обзор работы XIV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания», которая прошла 14–16 декабря 2017 года в Московском гуманитарном университете. Представлены основные тезисы докладов пленарного заседания конференции, основные сведения о научном форуме.

Ключевые слова: Московский гуманитарный университет, обзор, конференция, высшее образование, проблемы воспитания.

UDK 37.014.53

THE PROBLEM OF UPBRINGING AS A SCIENTIFIC PROBLEM

Chimiza Lamazhaa, Doctor of Philosophy, Deputy Director, Institute of Fundamental and Applied Research, Moscow University for the Humanities
Russia, 111395, Moscow, St. Yunosti, 5, bldg. 6

The article provides an overview of the XIV International Scientifi c Conference — «Higher Education for the 21st Century: Problems of Education», which was held from 14 to 16 December, 2017, at the Moscow University for the Humanities. The main theses of the reports from the plenary session of the conference are presented, as well as basic information about the scientifi c forum.

Keywords: Moscow University for the Humanities, review, conference, higher education, problems of upbringing.