Ученый совет №12

Ученый совет №12

Электронная версия

1266.00 руб.
УДК 37.017.7

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Костина Анна Владимировна, заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор философских наук, профессор
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5

Понятие «толерантность» происходит от латинского tolerancia, что буквально означает «терпимость». В современном мире толерантность понимается как доктрина, основанная на признании основных свобод и универсальных прав человека, на отказе от догматической абсолютизации истины, на признании различий в мире и уважении к ним, на умении принимать отличные от собственных взгляды, верования, ценности, формы поведения. В статье показано, что принципы толерантности должны стать основой современного российского образования, так как значительные миграционные потоки могут ослабить национально-культурную идентичность россиян и образование в этой ситуации может выступить в качестве фактора снятия этнонациональной напряженности. Автор демонстрирует возможности, которыми обладает образование в ситуации поликультурности.

Ключевые слова: образование, воспитание, толерантность, понимание, идентичность, гражданственность, солидарность.

UDK 37.017.7

TOLERANCE AS A PROBLEM OF MODERN RUSSIAN EDUCATION

Anna Kostina, Head of the Department of Philosophy, Culturology and Political Science, Non-state Institution of Higher Education «Moscow University for the Humanities», PhD in Philosophy, Professor
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5

The concept of «tolerance» comes from Latin tolerancia, which literally means «toleration». In today's world, tolerance is understood as a doctrine based on the recognition of fundamental freedoms and universal human rights, on the rejection of the dogmatic absolutization of the truth, on recognizing differences in the world and respect for them, on the ability to accept beliefs, values, and behaviors different from one's own views. The article shows that the principles of tolerance should become the basis of modern Russian education, since substantial migration flows can weaken the ethnic and cultural identity of Russians, and education in this situation can act as a factor for ethnic and national tension release. The author shows the opportunities that education has under conditions of multiculturalism.

Keywords: education, upbringing, tolerance, understanding, identity, citizenship, solidarity.

УДК 37.017.7

ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА КУЛЬТУР: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Сапожникова Виктория Станиславовна, аспирант кафедры философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5

В современном обществе проблема диалога как такового и диалога культур приобрела значительную популярность, что обусловлено тесными контактами стран и народов в глобальном обществе — экономическими, технико-технологическими, информационными, научными, финансовыми, религиозными, культурными и т.п. Сегодня мир не существует как изолированный, он развивается как единый, — несмотря на безусловность государственных границ, они оказываются проницаемыми и прозрачными благодаря товарам глобального рынка, активной трудовой миграции, массовому туризму, моде, международным конкурсам и культурным проектам. Все это определяет проблему диалога культур как одну из наиболее актуальных в современной науке о культуре, как одно из самых востребованных направлений философской мысли современности.

Ключевые слова: культура, диалог, взаимодействие, понимание, толерантность, образование, воспитание.

UDK 37.017.7

THE PROBLEM OF THE DIALOGUE OF CULTURES: CONCEPTUAL APPROACHES TO RESEARCH

Viktoriya Sapozhnikova, Postgraduate student of the Department of Philosophy, Culturology and Political Science, Non-state Institution of Higher Education «Moscow University for the Humanities»
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5

In modern society, the problem of dialogue, as such, and the dialogue of cultures has gained considerable popularity. This is due to the close economic, technical and technological, information, scientific, financial, religious, cultural, etc. contacts of countries and peoples in the global society. Despite the unconditional nature of the state borders — they are permeable and transparent due to the goods of the global market, active labour migration, mass tourism, fashion, international contests and cultural projects — the world today does not exist as an isolated one, it develops as a single one. All this determines the problem of the dialogue of cultures as one of the most topical in the modern science of culture, as one of the most relevant issues of philosophical thought of our time.

Keywords: culture, dialogue, interaction, understanding, tolerance, education, upbringing.

УДК 378.4

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

Захаров Николай Владимирович, директор Шекспировского центра Московского гуманитарного университета, доктор философии (PhD), кандидат филологических наук
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5

Луков Валерий Андреевич, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5

В статье показано, что во многом заменившие классно-урочную систему образования новые образовательные технологии не могут решить ряд задач в сфере гуманитарного знания. Показаны МООКи, получившие особое развитие в связи с празднованием юбилеев Уильяма Шекспира, как один из способов приближения новых образовательных технологий к творческим задачам в гуманитарной сфере.

Ключевые слова: классно-урочная система, новые образовательные технологии, У. Шекспир, МООК, тезаурусный подход.

UDK  378.4

NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE HUMANITARIAN FIELD

Nikolay Zakharov, Director of the Shakespeare Center of Moscow University for the Humanities, PhD in Philosophy, Cand. of Philology
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
Valeriy Lukov, Director of the Institute of Fundamental and Applied Research of Moscow University for the Humanities, PhD in Philosophy, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5

The article shows that new educational technologies, which in many respects have replaced the class lesson system, can not solve a number of problems in the field of humanitarian knowledge. The mass open online courses, which have been specially developed in connection with the celebration of the jubilees of William Shakespeare, are shown as one of the ways to bring new educational technologies closer to creative tasks in the humanitarian field.

Keywords: class lesson system, new educational technologies, William Shakespeare, Massive open online courses (MOOCs), thesaurus approach.

УДК 37.012

О ЦЕЛЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ)

Горелов Анатолий Алексеевич, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН
Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Горелова Татьяна Анатольевна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5

В работе представлены системы воспитания различных исторических эпох — Античности, Средневековья, Нового времени, а также отечественные наработки в области воспитания. Показано, что в античной и средневековой школе из двух составляющих системы воспитания — личностно центрированной и деятельностно центрированной — преобладала первая. На этих этапах были созданы универсалистские воспитательные системы. Новое время внесло свои коррективы, усилившие деятельностно центрированную ориентацию, поскольку акцент был сделан на образовании, а не на воспитании человека в духовном смысле слова.

Ключевые слова: воспитание, образование, личностно центрированная система воспитания, деятельностно центрированная система воспитания, Античность, Средневековье, Новое время, современность.

UDK  37.012

ON THE PURPOSES OF EDUCATIONAL PROGRAMS (FROM ANTIQUITY TO THE PRESENT DAY)

Anatoliy Gorelov, PhD in Philosophy, Leading Researcher of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
Russia, Moscow, 109240, Goncharnaya St., 12, building 1

Tat'yana Gorelova, PhD in Philosophy, Professor, Professor of the Department of Philosophy, Culturology and Political Science, Non-state Institution of Higher Education «Moscow University for the Humanities»
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5

The systems of education of various historical epochs — antiquity, the Middle Ages, Modern history — and also domestic developments in the field of education are presented in the work. It is shown that in the ancient and medieval school out of the two components of the education system — the personality-centered and activity-centered — the first one prevailed. At these stages, universalist educational systems were created. The Modern history made its own adjustments, which strengthened the activity-centered orientation, because the emphasis was on education, not on the upbringing of a person in the spiritual sense of the word.

Keywords: upbringing, education, personality-centered education, activity-centered education, antiquity, Middle Ages, Modern history, modern times.

УДК 37.012

ПРИНЦИПЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В АФИНАХ И СПАРТЕ

Колесниченко Лариса Ивановна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
Гаврилова Елена Владимировна, магистрант кафедры философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5

Данная статья дает краткую характеристику воспитательных и образовательных систем Древней Греции. Анализируются общие направления, а также рассматриваются характерные отличия образовательных структур, существовавших в Афинах и Спарте. Делается акцент на комплексности образования и воспитания, на значительной гуманитарной составляющей образования в Греции.

Ключевые слова: образование, Древняя Греция, агела, агогэ, агон, арете, гимнасий, калокагатия, мусическое воспитание, пайдейя, палестра, фиас, эфебия.

UDK  37.012

PRINCIPLES OF THE ANCIENT GREEK EDUCATION SYSTEM IN ATHENS AND SPARTA

Larisa Kolesnichenko, Cand. of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Lecturer of Department of Philosophy, Culturology and Political Science, Non-state Institution of Higher Education «Moscow University for the Humanities»
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
Elena Gavrilova, Postgraduate student of Department of Philosophy, Culturology and Political Science, Non-state Institution of Higher Education «Moscow University for the Humanities»
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5

This article gives a brief description to the systems of upbringing and education in Ancient Greece. The general directions are analyzed, as well as the characteristic differences between the educational structures that existed in Athens and Sparta. The emphasis is made on the complexity of education and upbringing, on the considerable humanitarian component of education in Greece.

Keywords: education, Ancient Greece, agela, agoge, agon, arete, gymnasium, kalokagathia, musical education, paideia, palaestra, thiasus, ephebeia.

УДК 37.017.92

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Флиер Андрей Яковлевич, главный научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2

Существует множество моделей структурирования научного знания и образования, в своей дисциплинарной организации так или иначе связанного со структурой науки. Ни одна из этих моделей не является оптимальной, лишенной внутренних противоречий и принятой научной общественностью без оговорок. Это открывает перед каждым ученым возможность для построения новых структурных моделей, достаточно оригинальных. Автор представляет модель знания о культуре, опираясь на предложенный им принцип, и доказывает, что такое структурирование оправдано содержанием культурологического знания.

Ключевые слова: образование, культура, научное знание, философия, структура, функция, социокультурное моделирование.

UDK  37.017.92

LIBERAL EDUCATION AS A WAY OF MASTERING CULTURE

Andrey Fliyer, Principal Researcher of the Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, PhD in Philosophy, Professor
Russia, 129366, Moscow, Kosmonavtov St., 2

There are many models of structuring scientific knowledge and education, related to the science structure in its disciplinary organization in one way or another. None of these models is optimal, devoid of internal contradictions and accepted by scientific community without exceptions. This opens up the possibility for every scientist to develop new structural models, which are original enough. The author presents a model of cultural knowledge, relying on the principle proposed by him. He proves that such structuring is justified by the content of cultural knowledge.

Keywords: education, culture, scientific knowledge, philosophy, structure, function, sociocultural modeling.

УДК 37.026

КОМПАРАТИВИСТИКА МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Фиофанова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО Института государственной службы и управления РАНХиГС
Россия, 119606, Москва, просп. Вернадского, д. 84

Рассматриваются подходы к организации системы профессионального роста педагога, которая должна измениться как в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт, так и в связи с изменением структуры компетенций современного преподавателя. Проводится сравнительный анализ моделей оценки компетенций преподавателя, которые должны стать составной частью системы его профессионального роста. Излагаются результаты анализа реформ систем профессионального роста преподавателей, проведенных в странах с высоким индексом профессионального педагогического развития (TALLIS).

Ключевые слова: национальная система профессионального развития и роста учителей, структура компетенций учителя, профессиональный стандарт.

UDK 37.026

COMPARATIVE STUDIES OF MODELS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND COMPETENCY ASSESSMENT OF ACADEMIC STAFF

Ol'ga Fiofanova, PhD in Pedagogical Sciences, Professor of Department of UNESCO, Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
Russia, 119606, Moscow, Prospect Vernadskogo, 84

The approaches to the organization of the professional growth system of the teacher are considered. They should be transformed both in connection with the transition to the Federal State Educational Standard and in connection with the change in the structure of the competencies of the modern teacher. A comparative analysis of the teacher's competency assessment models is made. They should become an integral part of the system of professional development. The results of the analysis of reforms in the systems of professional growth for teachers conducted in countries with a high index of professional pedagogical development (TALIS — Teaching and Learning International Survey) are presented.

Keywords: education, national system of professional development and growth of teachers, teacher's competency structure, professional standard.