Ученый совет №11

Ученый совет №11

Электронная версия

1266.00 руб.
УДК 37.017

КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Коробкова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования, ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»
Россия, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11–13

Образование в настоящее время переживает существенные трансформации. Они связаны с тем, что общество сегодня опирается на те технологии, которые обновляются столь часто, что традиционное образование не может быть полезным для человека в течение всей его жизни. Этим изменениям соответствуют и реформы образования, которые проходят в течение ряда лет. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» и новые образовательные стандарты обозначили основной вектор этих изменений — создание условий для становления мобильной личности, способной к саморазвитию и самореализации, обучению на протяжении всей жизни. В статье показано, что в настоящее время происходит поворот от сциентистской картины мира к культурно-антропологической, что требует формирования новой модели образовательного процесса — культуроориентированной.

Ключевые слова: образование, воспитание, культура, сциентизм, технологии, информация, Закон «Об образовании в РФ», будущее, инновация.

UDK 37.017

CULTURALENTERTAINMENT AS INNOVATIVE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF EDUCATION

Korobkova Elena Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of culturological formation of Saint-Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education
Russia, 191002, St. Petersburg, Lomonosov St., 11–13

Education endures essential transformations now. They are connected with the fact that society relies today on those technologies which are updated so often that traditional education can't be useful to the person during all his life. To these changes there correspond also education reforms which take place for a number of years. The new Law «About Education in the Russian Federation» and new educational standards have designated the main vector of these changes — creation of conditions for formation of the mobile personality capable to self-development and self-realization, training at an extent of all life. The article shows that currently there is a rotation from the scientistic picture of the world cultural and anthropological, that requires the formation of a new model of the educational process — culture oriented.

Keywords: education, upbringing, culture, scientism, technologies, information, the Law «About Education in the Russian Federation», the future, an innovation.

УДК 004

ИНФОРМАЦИОННАЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И СУГГЕСТИВНАЯ ФУНКЦИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Хренов Николай Андреевич, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник сектора зрелищно-развлекательной культуры, ФГБ НИУ «Государственный институт искусствознания»
Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5

В статье автор рассуждает относительно функции массовых коммуникаций в современной жизни и в том числе в образовательном процессе. Показано, что массмедиа успешно выполняют функции не только информационные и просветительско-образовательные, но также и суггестивные. Автор связывает эту особенность массмедиа с их архаической природой. В статье рассмотрены некоторые книги современных авторов, которые используются в учебном процессе, показаны их достоинства и недостатки. Проанализировано влияние письменности и экрана на воспринимающее сознание.

Ключевые слова: массовая коммуникация, образование, информация, суггестия, просветительство, архаика, экранная культура.

UDK 004

INFORMATION, EDUCATIONAL AND SUGGESTIVE FUNCTIONS OF MASS COMMUNICATION: EDUCATIONAL PROCESS

Khrenov Nikolay Andreevich, Doctor of Philosophy, professor, chief researcher of sector of spectacular and entertaining culture of State Institute of Art Studies
Russia, 125009, Moscow, Kozitsky Lane, 5

In article the author argues concerning function of mass communications in modern life and, including, educational process. It is shown that mass media successfully perform functions not only information and educational and educational, but also and suggestive. The author connects this feature of mass media with their archaic nature. In article some books by modern writers which are used in modern educational process are considered, their merits and demerits are shown. Influence of writing and the screen on the perceiving consciousness is analysed.

Keywords: mass communication, education, information, suggestion, enlightenment, antiquity, screen culture.

УДК 37.014.53

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И АДАПТАЦИИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ХХΙ ВЕКЕ: К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Турбовской Яков Семенович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Россия, 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16

Показано, что признание прямой зависимости обеспечения конкурентоспособности страны от образования и вывод о необходимости именно с таких позиций в условиях глобализации относиться к образованию требуют научных ответов на вопрос «что делать?». Ответ на этот вопрос автор видит в развитии образования. В статье показано, что принципиально новой задачей, поставленной перед отечественной наукой ХХΙ веком и требующей иных методологически обоснованных подходов к своему решению, является формирование в рамках образования принципиально нового специалиста, обладающего способностью мыслить системно, научно, современно. Для этого необходима гармонизация в образовании принципов преемственности и адаптации, сочетания теории и практики.

Ключевые слова: высшее образование, преемственность, адаптация, инновационность, наука, системность, практика, творчество.

UDK 37.014.53

HARMONIZATION OF THE PRINCIPLES OF CONTINUITY AND ADAPTATION AS A FUNDAMENTAL BASIS OF DEVELOPMENT OF EDUCATION IN ХХΙ A CENTURY: TO A PROBLEM OF A RATIO OF THE THEORY AND PRACTICE

Turbovskoy Yakov Semyonovich, doctor of pedagogical sciences, professor, deputy head of laboratory of theoretical pedagogics and philosophy of formation of Institute of the strategy of development of formation of Russian joint stock company
Russia, 105062, Moscow, Makarenko St., 5/16

It is shown that recognition of direct dependence of ensuring competitiveness of the country on education and a conclusion about need from such positions in the conditions of globalization to treat education, demands the scientific answers answering the question «What to Do?». The author sees the answer to this question in development of education. In article it is shown that essentially new task set for domestic science ХХΙ a century and demanding other methodologically reasonable approaches to the decision is formation within education of the basic new expert having ability to think systemically, scientifically it is modern. Harmonization in formation of the principles of continuity and adaptation, a combination of the theory and practice is for this purpose necessary.

Keywords: the higher education, continuity, adaptation, innovation, science, systemacity, practice, creativity.

УДК 008

КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМА НООСФЕРЫ: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Флиер Андрей Яковлевич, главный научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, доктор философских наук, профессор
Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2

В статье рассматривается учение о ноосфере и показывается практическая невозможность построения ноосферы в условиях Земли как феномена, нарушающего исторически сложившееся культурное многообразие человечества, что противоречит самой психологической природе человека и принципам социальной организации человечества. Автор показывает, что концепция ноосферы является одним из проектов устойчивого развития, и в этом качестве она может рассматриваться как один из вариантов взаимодействия человека с природой.

Ключевые слова: ноосфера, культура, культурное сближение народов, культурное многообразие человечества.

UDK 008

CULTURE AND PROBLEM OF A NOOSPHERE: DREAMS AND REALITY

Fliyer Andrey Yakovlevich, chief researcher of the Russian research institute of cultural and natural heritage of D. S. Likhachev, Doctor of Philosophy, professor
Russia, 129366, Moscow, Kosmonavtov St., 2

In article the doctrine about a noosphere is considered and the practical impossibility of creation of a noosphere in the conditions of Earth as the phenomenon breaking historically developed cultural diversity of mankind that contradicts the most psychological human nature and the principles of the social organization of mankind is shown. The author shows that the concept of a noosphere is one of projects of sustainable development, and in this quality it can be considered as one of options interaction of the person with the nature.

Keywords: noosphere, culture, cultural rapprochement of the people, cultural diversity of mankind.

УДК 303.09

МЕТОД СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

Галанкина Екатерина Юрьевна, аспирант кафедры философии, культурологии и политологии, ПНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5

Рассматривается один из самых сложных, но востребованных методов в социально-гуманитарном знании — метод социокультурного моделирования. Автор показывает, что моделирование как метод исследования применяется в тех случаях, когда реальный эксперимент проводить невозможно в силу разных обстоятельств. Наиболее существенным из них является невозможность его воспроизводства или конструирования по причине его физического несуществования. Точно такими же являются причины чисто экономические — отсутствие финансовых или трудовых ресурсов. В статье выделены модели динамические и структурные, рассмотрены их наиболее типичные черты, приведены примеры их применения в научных исследованиях.

Ключевые слова: социокультурное моделирование, динамический метод, структурный метод, типология, история, гуманитарное знание.

UDK 303.09

METHOD OF SOCIOCULTURAL MODELING: FEATURES OF APPLICATION IN HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Galankina Ekaterina Yurevna, the graduate student of department of philosophy, cultural science and political science of Moscow humanities university
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5

One of the most difficult, but demanded methods in social and humanitarian knowledge — a method of sociocultural modeling is considered. The author shows that modeling as a method of a research is applied when the real experiment can't be made owing to different circumstances. The most essential of them is the impossibility of his reproduction or designing because of its physical not existence. The reasons purely economic — absence financial or a manpower are just the same. In article models dynamic and structural are allocated, their most typical lines are considered, examples of their application in scientific research are given.

Keywords: sociocultural modeling, dynamic method, structural method, typology, history, humanitarian knowledge.

УДК 792.2

РОЛЬ ДРАМАТУРГИИ ДЖОНА ГЕЯ И ГЕНРИ ФИЛДИНГА В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ТЕАТРА»

Сальникова Екатерина Викторовна, доктор культурологии, ведущий научный сотрудник сектора медийных искусств, ФГБ НИУ «Государственный институт искусствознания»
Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5

Статья посвящена балладным операм Джона Гея и пьесам Генри Филдинга. Показано, что творчество Гея повлияло на творчество Бертольда Брехта и на некоторые содержательные аспекты драматического театра, мюзикла и кино ХХ века. Многие приемы открыто публицистического театра в духе Филдинга обрели второе рождение уже в конце XIX — ХХ веке в творчестве Бернарда Шоу, а также независимых и любительских театров. Приобщение студентов к данным аспектам английского театра эпохи Просвещения может способствовать расширению их представлений о природе театральности как таковой и о жанровых модификациях европейского театра.

Ключевые слова: театр, игровая культура, Просвещение, комедия, фарс, балладная опера, публицистичность, диалог, дискуссия.

UDK 792.2

ROLE OF DRAMATIC ART OF JOHN GEY AND HENRY FIELDING IN STUDYING OF THE SUBJECT «HISTORY OF THEATRE»

Salnikova Ekaterina Viktorovna, doctor of cultural science, leading researcher of the sector of media arts of State Institute of Art Studies
Russia, 125009, Moscow, Kozitsky Lane, 5

Article is devoted to ballad operas by John Gey and plays by Henry Fielding. It is shown that Gey's creativity has influenced Bertolt Brecht's creativity and on some substantial aspects of drama theater, the musical and cinema of the XX century. Many receptions of openly publicistic theater in the spirit of Fielding have found a rebirth at the end of the XIX–XX centuries, in Bernard Shaw's creativity and also independent and amateur theaters. Familiarizing of students with these aspects of the English theater of the age of Enlightenment can promote expansion of their ideas of the nature of theatricality per se and about genre modifications of the European theater.

Keywords: theater, game culture, Enlightenment, comedy, farce, ballad opera, publicity, dialogue, discussion.

УДК 7.01

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ: GRADUS AD PARNASSUM ИЛИ ЛАБИРИНТ МИНОТАВРА?

Денисов Андрей Владимирович, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова»
Россия, 190000, Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3

Показано, что современное музыкальное образование развивается в ситуации стремительных изменений, среди которых доминируют плюралистичность позиций и подходов, склонность к взаимодействию гуманитарных и негуманитарных областей знания, рождение новых профессиональных областей наподобие менеджмента в сфере искусства. Кроме того, автор выделяет такие тенденции, как дифференциация различных специальностей, субъективизм оценок в сфере искусства, разрыв между учебной практикой и современной художественной ситуацией в музыкальном искусстве, сложности в использовании новых технических средств обучения. Автор выделяет парадигмы, в рамках которых будет развиваться музыкальное образование: консервативную, авангардистскую, техноцентристскую, диалогическую, и показывает продуктивность диалога сложившихся ценностей и только формирующихся.

Ключевые слова: музыкальное образование, диалог, консерватизм, инновационность, технологизм, специализация.

UDK 7.01

DOMESTIC MUSIC EDUCATION OF THE LAST DECADES: GRADUS AD PARNASSUM OR LABYRINTH OF THE MINOTAUR?

Denisov Andrey Vladimirovich, doctor of art criticism, professor of department of the theory of music of St. Petersburg state conservatory of N. A. Rimsky-Korsakov
Russia, 190000, St. Petersburg, Teatralnaya Square, 3

It is shown that modern music education develops in situations of rapid changes among which dominate: a pluralism of positions and approaches, tendency to interaction of humanitarian and not humanitarian fields of knowledge, the birth of new professional areas like management in the sphere of art. Besides, the author allocates such tendencies as differentiation of various specialties, subjectivity of estimates in the sphere of art, a gap between educational practice and a modern art situation in musical art, complexity in use of new technical means of training. The author allocates paradigms within which music education will develop: conservative, avant-garde, technocentrism, dialogical, also shows efficiency to dialogue of the developed values and only formed.

Keywords: music education, dialogue, conservatism, innovation, tekhnologizm, specialization.