Ученый совет №10

Ученый совет №10

Электронная версия

1266.00 руб.
УДК 378.11

КРИЗИС ПОНИМАНИЯ: К НОВОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ильинский Игорь Михайлович, доктор философских наук, профессор, ректор Московского гуманитарного университета, президент Национального союза негосударственных вузов, президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5

Автор показывает, что в ХХ веке появилась новая глобальная проблема — неосознанность происходящего, или кризис понимания. Эта проблема осознается в статье как проблема практическая, так как понимание служит созиданию и является условием выживания человечества. В статье показано, что в этой ситуации российское общество может спасти только подготовка значительной части выпускников школ, среднего профессионального и высшего образования, способных понимать окружающий мир и происходящее в нем, способных творить. В современной системе образования необходим баланс равновеликих и взаимодополняющих подсистем точных и естественных наук с одной стороны и общественных и гуманитарных — с другой. Сегодня же утрачено правильное соотношение между этими подсистемами. Автор доказывает: в целях гармоничного развития общества следует преодолеть недооценку общественного и гуманитарного знания в современном образовании и осознать дисбаланс подсистем как еще одну глобальную проблему человечества.

Ключевые слова: высшее образование, проблема понимания, российское образование, проблема воспитания, проблемы российского образования, проблемы российского общества, глобальные проблемы.

UDK 378.11

CRISIS OF UNDERSTANDING: TO A NEW PARADIGM OF EDUCATION

Ilinskiy Igor Mikhailovich, Doctor of Philosophy, Professor, Rector, Moscow University for the Humanities, President of National Union of Nongovernmental Institutions of Higher Education, President of Union of the Nongovernmental Higher Education Institutions of Moscow and Moscow Oblast
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5

The author shows that in the XX century the new global problem — not sensibleness of the events or crisis of understanding has appeared. This problem is realized in article as a problem practical as the understanding serves creation and is a condition of survival of mankind. In article it is shown that in this situation only preparation of a considerable part of graduates of schools can save the Russian society, secondary professional and higher education, capable to understand the world around and the events in him, capable to create. In a modern education system the balance of equal and complementary subsystems of exact and natural sciences, on the one hand, and public and humanitarian — with another is necessary. Today the proper correlation between these subsystems is lost. The author proves: for harmonious development of society it is necessary to overcome underestimation of public and humanitarian knowledge in modern education and to realize an imbalance of subsystems as one more global problem of mankind.

Keywords: the higher education, understanding problem, Russian education, education problem, problems of Russian education, problems of the Russian society, global problems.

УДК 37.017

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ

Штомпель Олег Михайлович, заведующий кафедрой исторической культурологии факультета философии и культурологии Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, доктор философских наук, профессор
Россия, 344002, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42

Радикальные изменения, происходящие сейчас во всех областях жизни российского общества, накладывают существенный отпечаток на массовое восприятие событий прошлого, культурную грамотность населения. Следовательно, в решении задач формирования культурной компетентности студентов необходимо искать новые подходы, соответствующие нынешним реалиям. Основные элементы культурной грамотности (знания и способы интерпретации тех или иных явлений социальной жизни) формируются через освоение базовых текстов культуры (вербальных и невербальных). В статье анализируются источники историко-культурной памяти современных студентов, выступающей основой формирования их гражданско-патриотических позиций.

Ключевые слова: историко-культурная память, молодежь, студенчество, гражданственность, патриотизм, воспитание, образование, Великая Отечественная война.

UDK 37.017

EFFICIENCY OF EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL WORK: HISTORICAL AND CULTURAL MEMORY OF STUDENTS AS BASIS OF FORMATION OF THEIR CIVIL AND PATRIOTIC POSITIONS

Shtompel Oleg Mikhaylovich, the head of the department of historical cultural science of faculty of philosophy and cultural science of Institute of philosophy and socio-political sciences of Southern Federal University, the Doctor of Philosophy, professor
Russia, 344002, Rostov-on-Don, Big Garden St., 105/42

The radical changes happening now in all areas of life of the Russian society leave an essential mark on mass perception of events of the past, cultural literacy of the population. Therefore, in the solution of problems of formation of cultural competence of students it is necessary to look for the new approaches corresponding to present realities. Basic elements of cultural literacy (knowledge and ways of interpretation of these or those phenomena of social life) are formed through development of basic texts of culture (verbal and nonverbal). In article sources of the historical and cultural memory of modern students acting as a basis of formation of their civil and patriotic positions are analyzed.

Keywords: historical and cultural memory, youth, students, civic consciousness, patriotism, education, education, Great Patriotic War.

УДК 378.4

ОПОРНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: 2016–2020 ГОДЫ

Данная статья содержит подборку материалов, посвященных опорным университетам, истории их создания, целям и задачам, которые призваны решить опорные университеты. Раскрываются опыт создания и начальный этап развития опорных вузов, анализируются позитивные изменения в системе регионального образования и проблемы, которые находятся в стадии решения, представляются критерии оценки программ развития опорных университетов, показываются источники их финансирования.

Ключевые слова: опорный университет, региональный университет, образование, наука, модернизация, реформа, укрупнение, инновация.

UDK 378.4

BASIC REGIONAL UNIVERSITIES: 2016–2020

This article contains a selection of the materials devoted to the basic universities, history of their creation, the purpose and tasks which are designed to solve the basic universities. Experience of creation and the initial stage of development of basic higher education institutions reveals, positive changes in the system of regional education and a problem which are found in a stage of the solution are analyzed, criteria for evaluation of programs of development of the basic universities are represented, sources of their financing are shown.

Keywords: basic university, regional university, education, science, modernization, reform, integration, innovation.

УДК 378

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДИНАМИКА ИНСТИТУТОВ ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Белый Владислав Александрович, магистрант, Института философии Санкт-Петербургского государственного университета по направлению «Конфликтология»
Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
E-mail: spbu@spbu.ru

В данной работе рассмотрены проблемы, которые встали перед образовательной системой России. Автор анализирует ключевые моменты, влияющие на российское образование в условиях глобализации и внешнеполитической напряженности. В ходе работы автор опирался на научные работы, посвященные названной проблеме, мнения экспертов, личный опыт и нормативные документы.

Ключевые слова: образование, глобализация, внешнеполитическая напряженность, интеграция российского образования, экономика, модернизация, инновация.

UDK 378

FUNCTIONS OF EDUCATION AND THE LOUDSPEAKER OF INSTITUTES OF BROADCAST OF KNOWLEDGE IN MODERN SOCIETY

Bely Vladislav Aleksandrovich, the undergraduate of Institute of philosophy of St. Petersburg State University in the Conflictology direction
Russia, 199034, St. Petersburg, Universitetskaya Emb., 7–9
E-mail: spbu@spbu.ru

In this work problems which have risen before the educational system of Russia are considered. The author analyzes the key moments influencing Russian education in the conditions of globalization and foreign policy tension. During work the author relied on the scientific works devoted to the called problem, opinions of experts, personal experience and normative documents.

Keywords: education, globalization, foreign policy tension, integration of Russian education, economy, modernization, innovation.

УДК 316.1

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ)

Гончарова Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии социологических исследований Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Россия, 119234, Москва, ул. Ленинские Горы, д. 1, стр. 33

Прончев Геннадий Борисович, кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Россия, 119234, Москва, ул. Ленинские Горы, д. 1, стр. 33

Работа посвящена обсуждению проблем обучения студентов-социологов в настоящее время с точки зрения глобализации образования. На примере математической подготовки анализируются возникающие при этом проблемы. Обсуждаются возможные пути решения.

Ключевые слова: российское образование, социологическое образование, глобализация, глобализация образования, математическое образование.

UDK 316.1

GLOBALIZATION CONTEXT OF TRAINING OF STUDENTS SOCIOLOGISTS (MATHEMATICAL COMPONENT)

Goncharova Inna Vladimirovna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor; associate professor of methodology of sociological researches of Lomonosov Moscow State University
Russia, 119234, Moscow, Leninskiye Gory St., 1, p. 33

Pronchev Gennady Borisovich, the candidate of physical and mathematical sciences, the associate professor; associate professor, assistant manager department of methodology of sociological researches of Lomonosov Moscow State University
Russia, 119234, Moscow, Leninskiye Gory St., 1, p. 33

Work is devoted to discussion of problems of training of students sociologists from the point of view of education globalization now. On the example of mathematical preparation the problems arising at the same time are analyzed. Possible solutions are discussed.

Keywords: Russian education, sociological education, globalization, education globalization, mathematical education.

УДК 378.14.015.62

ЧТО ДАЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ?

Быховская Ирина Марковна, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
Россия, 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4

Теоретические и практические обстоятельства диктуют настоятельную необходимость сделать культурологическую компоненту в системе образования одним из постоянных и реально действующих механизмов развития творческого, способного к интегрирующему действию мышления, способом расширения кругозора и повышения способности к анализу современных социальных процессов, инструментом формирования самостоятельного и просвещенного участника межкультурных контактов, знающего и чувствующего свою, родную культуру и в то же время признающего и уважающего любую иную культуру, представленную в современном поликультурном пространстве и времени.

Ключевые слова: социальное пространство, гуманитарное пространство, высшее образование, культура, междисциплинарность, системность.

UDK 378.14.015.62

WHAT GIVES CULTUROLOGICAL A COMPONENT TO THE HIGHER EDUCATION?

Bykhovskaya Irina Markovna, Doctor of Philosophy, professor, Honored worker of culture of the Russian Federation, professor of department of cultural science, sociocultural anthropology and social communications of the Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (GtsOLIFK)
Russia, 105122, Moscow, Sirenevy Boulevard, 4

Theoretical and practical circumstances dictate the imperative need to make culturological to a component in an education system one of constants and really operating mechanisms of development creative, capable to the integrating action of thinking, way of the expansion of an outlook and increase in ability to the analysis of modern social processes, the instrument of formation of the independent and educated participant of the cross-cultural contacts knowing and feeling the, native culture and at the same time recognizing and respecting any other culture presented in modern polycultural space and time.

Keywords: social space, humanitarian space, the higher education, culture, interdisciplinarity, systemacity.

УДК 378.17

НЕОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ОГРАНИЧЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Колков Владимир Васильевич, кандидат исторических наук, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: ko48@mail.ru

В статье показано, что в обществе постепенно изменяется отношение к инвалидам, в том числе к студентам-инвалидам. Автор показывает, что изменение отношения к проблеме инвалидности — это эффект деятельности общественных, неправительственных и некоммерческих организаций. Именно эти организации самым решительным образом заявили об особых потребностях лиц со статусом «инвалид», выступив против самого этого термина, который, по их мнению, является стигматизирующим, определяющим особую нишу в обществе для лиц с устойчивым расстройством здоровья. Автор приводит результаты исследования среди студентов в отношении проблемы инвалидности, иллюстрирует тезисы статьи плакатами и листовками студентов-инвалидов и доказывает изменение общественного сознания в сторону продвижения к принятию как равных людей со статусом «инвалид».

Ключевые слова: инвалид, инклюзивное образование, воспитание, здоровье, гуманизм, безбарьерная среда, медицинские нарушения.

UDK 378.17

UNLIMITED OPPORTUNITIES IN LIMITED SOCIETY

Kolkov Vladimir Vasilyevich, candidate of historical sciences, professor of department of sociology of the Moscow humanities university
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: ko48@mail.ru

In article it is shown that in society the attitude towards disabled people, including towards disabled students gradually changes. The author shows that change of the relation to a problem of disability is an effect of activity of public, non-governmental and non-profit organizations. These organizations most have decisively declared special needs of persons with the status «the disabled person», having opposed most decisively the most this term which, according to them, is stigmatizing determining a special niche in the community for individuals with stable health disorder. The author gives results of a research among students concerning a disability problem, illustrates theses of article posters and leaflets of disabled students and proves change of public consciousness towards advance to acceptance as equal people with the status «disabled person».

Keywords: disabled person, inclusive education, education, health, humanity, barrier-free environment, medical violations.