Ученый совет №9

Ученый совет №9

Электронная версия

1266.00 руб.
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА — ВУЗ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 

Лёвин Борис Алексеевич, ректор ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», президент Ассоциации вузов транспорта, доктор технических наук, профессор
Россия, 127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9
E-mail: tu@miit.ru 

В статье показано, что образовательная деятельность Российского университета транспорта, созданного по поручению президента страны В. В. Путина, направлена на подготовку высококвалифицированных кадров для отрасли, развитие тех направлений, которые должны обеспечить эффективную работу транспортного комплекса страны. Стратегическая цель университета, воплощающего идею модернизации системы транспортного образования, — стать общетранспортным центром, выполняющим целый ряд принципиально важных и взаимосвязанных функций: образовательных, научно-исследовательских, методических, консалтинговых, проектных, позволяющих осуществлять генерацию знания и его трансфер, разрабатывать направления общеотраслевых программ исследований. 

Ключевые слова: транспорт, образование, МИИТ, транспортная отрасль, Министерство транспорта, специалист, компетенции, отраслевое образование, исследовательский вуз, предпринимательский вуз. 

THE RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT — HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF NEW GENERATION 

Lyovin Boris Alekseevich, Rector of Russian university of transport (MIIT), president of Association of higher education institutions of transport, Doctor of Engineering, professor
Russia, 127994, Moscow, Obraztsova St., 9, build. 9
E-mail: tu@miit.ru 

In article it is shown that educational activity of the Russian university of the transport created at the request of the President of the country V.V. Putin is directed to training of highly qualified personnel for branch, development of those directions which have to ensure effective functioning of a transport complex of the country. A strategic objective of the university embodying the idea of modernization of system of transport education — to become the all-transport center performing a number of essentially important and interconnected functions: educational, research, methodical, consulting, design, allowing to carry out generation of knowledge and its transfer, to develop the directions of all-industry programs of researches. 

Keywords: transport, education, MIIT, transport branch, Ministry of transport, expert, competences, branch education, research higher education institution, enterprise higher education institution. 

УДК 37.014.53 

ОБРАЗОВАНИЕ КАК УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО 

Турбовской Яков Семенович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Россия, 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16
E-mail: jakov@psk-net.ru 

Статья посвящена проблеме соотношения образования и воспитания. Автор доказывает, что без воспитательной функции образование не выполняет своего предназначения — формировать специалиста, не только обладающего профессиональными компетенциями, но и имеющего гражданскую позицию, сформированную систему ценностей. В статье показано, что образование, если оно реализует воспитательную функцию, выступает в качестве инструмента формирования будущего. 

Ключевые слова: образование, воспитание, будущее, ценности, гражданское самосознание, государство, реформа образования, Закон «Об образовании в РФ». 

UDK 37.014.53 

EDUCATION AS UNIQUE POSSIBILITY OF PURPOSEFUL FORMATION OF THE FUTURE 

Turbovskoy Yakov Semyonovich, doctor of pedagogical sciences, professor, deputy head of laboratory of theoretical pedagogics and philosophyof formation of Institute of the strategy of development of formation of Russian joint stock company
Russia, 105062, Moscow, Makarenko St., 5/16
E-mail: jakov@psk-net.ru 

Article is devoted to a problem of a ratio of education and education. The author proves that without educational function education doesn't fulfill the purpose — to form the expert not only having professional competences, but also having a civic stand, the created system of values. In article it is shown that education if it realizes educational function, acts as the instrument of formation of the future. 

Keywords: education, education, future, values, civil consciousness, state, education reform, Law «About Education in the Russian Federation». 

УДК 378.4 

ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРМАНЕНТНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ 

Криштофик Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов Московского государственного педагогического университета
Россия, 119311, Москва, просп. Вернадского, д. 88

Показано, что уже в XX веке образование стало нуждаться в серьезном реформировании. Это было связано с существенными трансформациями самой культуры, способов жизни людей, особенностей трудовой деятельности, с переходом к новым типам производства, основанным на интеллектуальных технологиях, новых информационных трендах. Доминантами новой социокультурной ситуации XXI века стали перманентная изменчивость, неопределенность, турбулентность. Автор выделяет доминанты новой социокультурной ситуации и показывает те направления, в которых развитие образования будет наиболее эффективным и соответствующим запросам общества. 

Ключевые слова: образование, реформа, изменчивость, информация, межпредметность, адаптивность. 

UDK 378.4 

EDUCATION IN THE CONTEXT OF PERMANENT SOCIOCULTURAL VARIABILITY: CAUSES AND EFFECTS 

Krishtofik Irina Sergeyevna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the leading researcher of laboratory of professional development in formation of Institute of system projects of the Moscow state pedagogical university
Russia, 119311, Moscow, Vernadsky Avenue, 88

It is shown that in the 20th century education began to need serious reforming. It has been connected with essential transformations of the culture, ways of life of people, features of work, transition to the new types of production based on intellectual technologies, on new information trends. To a prepotent new sociocultural situation of the 21st century there was a permanent variability, uncertainty, turbulence. The author allocates dominants of a new sociocultural situation and shows those directions in which development of education will be to the most effective and corresponding inquiries of society. 

Keywords: educations, reform, variability, information, interconcreteness, adaptability. 

УДК 37.017 

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ 

Макаревич Эдуард Федорович, профессор кафедры связей с общественностью Московского государственного лингвистического университета
Россия, 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38

В статье рассматриваются характеристики и возможности «мягкой силы», которые отражены в ее понятии и используются в глобальном мире. Возможности «мягкой силы» основываются на привлекательности ее ресурсов (материальной и духовной культуры, культуры жизни людей, политических идей и ценностей, системы образования), ее потенциала, который имеет свои измерения. Эта сила становится ключевым фактором информационной политики в условиях конкуренции стран и международных союзов. 

Ключевые слова: образование, «мягкая сила», характеристики «мягкой силы», ресурсы «мягкой силы», потенциал «мягкой силы», измерение «мягкой силы», стратегии «мягкой силы». 

UDK 37.017 

EDUCATION AS STRATEGY OF «SOFT POWER»: CHARACTERISTICS AND OPPORTUNITIES 

Makarevich Eduard Fedorovich, professor of department of public relations of the Moscow state linguistic university
Russia, 119034, Moscow, Ostozhenka St., 38

In article characteristics and the possibilities of «soft power» which are reflected in her concept are considered and used in the global world. Possibilities of «soft power» are based on appeal of her resources (material and spiritual culture, the culture of life of people, the political ideas and values, education systems), on appeal of her potential which has the measurements. This force becomes a key factor of information policy in the conditions of the competition of the countries and the international unions. 

Keywords: education, «soft power», characteristics of «soft power», resources of «soft power», potential of «soft power», measurement of «soft power», strategy of «soft power». 

УДК 378.048.2

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ОТРАЖЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И КОРПОРАЦИЙ 

Осипова Наталья Викторовна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте
Россия, 115432, Москва, 2-й Кожуховский пр-д, д. 12, стр. 1

В ситуации, когда высшие учебные заведения, в том числе и университеты, охватывают огромные масштабы человеческой деятельности, скорость полученных и использованных новых знаний, компьютерные технологии решают проблему разорванности между образованностью и обученностью, радикально меняется и статус университета. Автор показывает, что связь производства, корпорации, фирмы и университета приводит к диверсификации образовательных услуг, так как требования со стороны производства к специалисту не только высокие, но и весьма специфические. В этой ситуации университет направлен на реализацию образования не только основного, но и дополнительного, направленного на формирование узкоспециальных компетенций. 

Ключевые слова: образование, диверсификация, университет, образовательные технологии, экономика, бизнес, корпорация, качество образования, трудовые ресурсы, компетенции. 

UDK 378.048.2 

DIVERSIFICATION IN EDUCATION MARKET AS REFLECTION OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND CORPORATIONS 

Osipova Natalya Viktorovna, candidate of sociological sciences, associate professor, department of psychology, pedagogics and social and humanitarian disciplines of Moscow university of S.Yu. Witte
Russia, 115432, Moscow, 2nd Kozhukhovsky Drive, 12, p. 1

In a situation when higher educational institutions, including, and the universities, cover huge scales of human activity, speed of the gained and used new knowledge, computer technology solves the problem of incoherence between education and training, also the status of the university considerably changes. The author shows that communication of production, corporations, firm and the university leads to diversification of educational services as requirements from production to the expert not only high, but also very specific. In this situation the university is directed to realization of education not only the main, but also additional, directed to formation of highly specialized competences. 

Keywords: education, diversification, university, educational technologies, economy, business, corporation, quality of education, manpower, competences. 

УДК 001.38 

«ЧИТАТЕЛЬ VERSUS ПИСАТЕЛЬ»: К ВОПРОСУ О ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ 

Левшин Сергей Вячеславович, ассистент Департамента философии и религиоведения ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ)
Россия, 690091, Владивосток, ул. Суханова, д. 8
E-mail: cyclopz@mail.ru 

В работе предпринимается попытка описать основные проблемы, связанные с публикационной активностью преподавателей философии и других гуманитарных дисциплин. Каждый блок проблем рассматривается в соответствии с этапами реализации научного текста: подготовкой текста, написанием и публикацией. Показано, что основные трудности для преподавателя-гуманитария связаны с доступом к актуальной литературе, недостатком времени и средств для пополнения своего человеческого капитала, что негативно сказывается на качестве философского и гуманитарного знания в стране. 

Ключевые слова: публикационная активность, индекс Хирша, наукометрия, цитирование, Scopus, Web of Science, рейтинги, преподаватели, эффективные контракты, человеческий капитал. 

UDK 001.38 

«READER OF VERSUS WRITER»: TO A QUESTION OF PRINTING ACTIVITY OF UNIVERSITY TEACHERS OF A HUMANITARIAN PROFILE 

Levshin Sergey Vyacheslavovich, assistant to Department of philosophy and religious studies of Far Eastern Federal University (DVFU)
Russia, 690091, Vladivostok, Sukhanov St., 8
E-mail: cyclopz@mail.ru 

In work an attempt to describe the main problems connected with printing activity of teachers of philosophy and other humanitarian disciplines is made. Each block of problems is considered in compliance with stages of implementation of the scientific text: preparation of the text, writing and publication. It is shown that the main difficulties for the teacher humanist are connected with access to relevant literature, a lack of time and means for replenishment of the human capital that negatively affects quality of philosophical and humanitarian knowledge in the country. 

Keywords: printing activity, Hirsha index, naukometriya, citing, Scopus, Web of Science, ratings, teachers, effective contracts, human capital. 

УДК 378.146

ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК СРЕДСТВА ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ 

Выжигин Александр Юрьевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных, экономических и естественно-научных дисциплин Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82

Статья посвящена организации и анализу психолого-педагогического исследования балльно-рейтинговой системы как средства внутренней оценки качества образовательных результатов обучающихся вузов. В работе описаны этапы оценивания, основные положения балльно-рейтинговой системы, представлены анализ теоретических аспектов проблемы по тематике исследования и описание выборки испытуемых и этапов психолого-педагогического исследования. 

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, педагогические кадры, преподаватели, компетенции, оценочные средства. 

UDK 378.146 

ORGANIZATION AND ANALYSIS OF A PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL RESEARCH OF MARK AND RATING SYSTEM AS MEANS OF INTERNAL ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS 

Vyzhigin Alexander Yuryevich, Candidate of Technical Sciences, the associate professor managing department of social and humanitarian, economic and natural-science disciplines of Institute of the right and national security of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Russia, 119571, Moscow, Vernadsky Avenue, 82

Article is devoted to the organization and the analysis of a psychology and pedagogical research of mark and rating system as means of internal assessment of quality of educational results of students of higher education institutions. In work estimation stages, basic provisions of mark and rating system are described, the analysis of theoretical aspects of a problem on scope of a research and the description of selection of examinees and stages of a psychology and pedagogical research is submitted. 

Keywords: mark and rating system, pedagogical shots, teachers, competences, estimated means. 

УДК 372.8 

ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Галимуллин Эдуард Зульфатович, кафедра политологии и политического управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82 

В данной статье автор уделяет внимание феномену недостаточного освещения достижений отечественной политической мысли в образовательном процессе студентов-политологов. Им дается краткая характеристика тех задач, с которыми сталкивается современная политическая наука, а также обосновывается необходимость популяризации основных идей и теоретических изысканий российских мыслителей с приведением конкретного проекта. 

Ключевые слова: студенты, политологи, политология, отечественная мысль, образование. 

UDK 372.8 

PROBLEM OF REPRESENTATION OF ACHIEVEMENTS OF A DOMESTIC POLITICAL THOUGHT IN THE COURSE OF POLITOLOGICAL EDUCATION 

Galimullin Eduard Zulfatovich, department of political science and political management of Russian Presidential Academy of  National Economy and Public Administration
Russia, 119571, Moscow, Vernadsky Avenue, 82 

In this article the author pays the attention to a phenomenon of insufficient publicizing of achievements of a domestic political thought in educational process of students political scientists. They are given the short characteristic of those tasks which the modern political science faces and also need of promoting of the main ideas and theoretical researches of the Russian thinkers with reduction of the specific project is proved. 

Keywords: students, political scientists, political science, domestic thought, education. 

УДК 37.032 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Баркова Екатерина Валериевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-культурных технологий Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
Россия, 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15
E-mail: info@gup.ru 

В настоящее время наблюдается расширение сферы эстетического, которое наиболее очевидно проявляет себя в эстетизации повседневного бытия. Вместе с тем ценностные критерии по отношению к эстетическим потребностям и творческим проявлениям человека в современных условиях существенно изменились. Эти изменения происходят на уровне цивилизационных процессов, затрагивающих все сферы человеческого бытия. Они обусловлены влиянием новых промышленных, информационных технологий и открывают человеку новые, до сих пор невиданные возможности освоения окружающего мира. В то же время современная культура развивается в условиях размывания традиционной системы ценностей: стерео-типов массовой культуры, усиления потребительских ориентаций общественной психологии, ассимиляции художественного и повседневного. Указанные причины обусловливают необходимость формирования в рамках высшего образования экологического сознания, а также осмысления эстетических ценностей в контексте возникновения новых закономерностей и форм самореализации человека в созданном им повседневном жизненном мире. 

Ключевые слова: образование, экологическое сознание, повседневность, эстетизация среды, духовность, система ценностей. 

UDK 37.032

FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS WITHIN ARTS EDUCATION 

Barkova Ekaterina Valeriyevna, candidate of philosophical sciences, associate professor of welfare technologies of the St. Petersburg Humanities university of labor unions
Russia, 192238, St. Petersburg, Fuchik St., 15
E-mail: info@gup.ru 

Now expansion of the sphere esthetic most of which obviously proves in aestheticization of daily life is observed. At the same time, valuable criteria in relation to esthetic needs and creative manifestations of the person for modern conditions have significantly changed. These changes happen at the level of the civilization processes affecting all spheres of human life. They are caused by influence of new industrial, information technologies and open for the person new, still unprecedented opportunities of development of the world around. At the same time modern culture develops in the conditions of washing out of traditional system of values: stereotypes of mass culture, strengthening of consumer orientations of public psychology, assimilation art and daily. The specified reasons cause need of formation within the higher education of ecological consciousness and also judgment of esthetic values in the context of emergence of new regularities and forms of self-realization of the person in the daily vital world created by him. 

Keywords: education, ecological consciousness, daily occurrence, aestheticization of the environment, spirituality, system of values.