Ученый совет №8

Ученый совет №8

Электронная версия

1266.00 руб.
УДК 001

«УСИЛЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СВЫШЕ — ЭТО СВОЕГО РОДА ПРИЗЫВ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ». ИНТЕРВЬЮ С АКАДЕМИКОМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧЛЕНОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ДОКТОРОМ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК ЕВГЕНИЕМ БОРИСОВИЧЕМ АЛЕКСАНДРОВЫМ 

В интервью обсуждаются вопросы о закономерностях развития науки в целом и в современном обществе в частности, затрагиваются проблемы российской науки в ее теоретической и практической сферах развития, раскрываются вопросы о соотношении науки и техники, об экономической эффективности научной работы, о международном разделении труда в сфере науки, о зависимости обороноспособности страны от ее научного уровня. Особое внимание уделяется проблеме лженауки, в том числе тому вреду, который наносят целительство и псевдомедицина простым гражданам. 

Ключевые слова: наука, техника, теория, практика, лженаука, мировая наука, открытие, оборона, национальная безопасность. 

«THE STRENGTHENED FI NANCING IS SOME KIND OF CONSCRIPTION FROM ABOVE». INTERVIEW WITH THE ACADEMICIAN, FULL MEMBER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES, DOCTOR OF PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCIENCES EVGENY BORISOVICH ALEXANDROV 

In an interview questions of regularities of development of science in general and in modern society in particular are discussed, issues of the Russian science in her theoretical and practical spheres of development are touched, questions of a ratio of science and technology, of economic efficiency of scientific work, of the international division of labor in the sphere of science, about dependence of defense capability of the country on her scientific level reveal. Special attention is paid to a pseudo-science problem, including, to that harm which is done by healing and pseudo-medicine to simple citizens. 

Keywords: science, equipment, theory, practice, pseudo-science, world science, opening, defense, national security. 

УДК 001 

НОВАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЙ: ОПЫТ НИДЕРЛАНДОВ 

Яник Андрей Александрович, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1, оф. 1

Попова Светлана Михайловна, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН
Россия, 119333, Москва, ул. Фотиева, д. 6, корп. 1, оф. 1

Поддержанию высоких позиций Нидерландов способствует эффективная государственная стратегия управления развитием сектора науки, образования и инноваций в Нидерландах. В статье показано, что, как и все европейские страны, для достижения поставленных целей Нидерланды реализуют интегрированную многоуровневую политику (англ. policy mix), которая позволяет гармонизировать интересы многочисленных участников процесса и органично встраивать научно-техническую и инновационную стратегию в более общий контур стратегии социально-экономического развития страны. 

Ключевые слова: наука, Нидерланды, экономика, государственная стратегия, эффективность, образование, инновации, конкурентоспособность. 

NEW PARADIGM OF MANAGEMENT OF SCIENCE: EXPERIENCE OF THE NETHERLANDS 

Janik Andrejs Aleksandrovich, Candidate of Technical Sciences, leading researcher of Institute of socio-political researches of RAS
Russia, 119333, Moscow, Fotiyev St., 6, building 1, office 1

Popova Svetlana Mikhaelovna, candidate of political sciences, leading researcher of Institute of socio-political researches of RAS
Russia, 119333, Moscow, Fotiyev St., 6, building 1, office 1

Maintenance of high positions of the Netherlands is promoted by the effective state strategy of management of development by sector of science, education and innovations in the Netherlands. In article it is shown that, as well as all European countries, for achievement of goals the Netherlands realizes the integrated multilevel policy (English policy mix) which allows to harmonize interests of numerous participants of process and to organically build in scientific and technical and innovative strategy more general contour of strategy of social and economic development of the country.

Keywords: science, Netherlands, economy, state strategy, efficiency, education, innovations, competitiveness. 

УДК 32.019.5 

ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 

Алексеев Сергей Валерьевич, преподаватель, Гидрометеорологический техникум
Россия, 143982, Московская область, г. о. Балашиха, Гидрогородок, д. 3

Государственная молодежная политика является необходимым курсом активизации молодежи в политической жизни. За долгий период становления и развития государственного института отношение правящей власти к молодежи всегда отличалось особенным подходом. Основные направления и приоритеты ГМП непосредственно связаны с курсом правящего класса в условиях политической реальности. Решаемые проблемы на уровне государства в целом неоднозначны. Сохраняются отдельные сферы в государственной молодежной политике, которые требуют особого подхода со стороны не только государства, но и общества. 

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, субъекты, государство, политическая жизнь. 

PURPOSES AND PRIORITIES OF THE STATE YOUTH POLICY IN RUSSIA 

Alekseev Sergey Valeryevich, teacher, Hydrometeorological technical school, Russia, 143982, Moscow region, Balashikha, Gidrogorodok, building 3. E-mail: grajdanin1989@inbox.ru  

The state youth policy is a necessary course of activization of youth in political life. For the long period of formation and development of the state institute, the attitude of the ruling power towards youth always differed in special approach. The main directions and priorities of GMP are directly connected with a course of ruling class in the conditions of political reality. The solved problems at the level of the state in general are ambiguous. Certain spheres in the state youth policy which demand special approach not only from the state, but also society remain. 

Keywords: youth, state youth policy, subjects, state, political life. 

УДК 37.017.4 

ПОЛИТИКА СОХРАНЕНИЯ ЦЕННОСТИ ПАТРИОТИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА 

Курков Владислав Николаевич, консультант Департамента международного сотрудничества Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Правительстве РФ (РАНХиГС)
Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1

В статье затрагивается проблема сохранения ценности патриотизма как краеугольного камня обеспечения политической стабильности, поддержания территориальной целостности и суверенитета России в условиях современного информационно-психологического противоборства. Отмечается, что в настоящее время одной из сфер проведения информационно-психологических операций являются виртуальные социальные сети. В данных условиях предлагается с большей интенсивностью активизировать политико-государственную поддержку патриотического воспитания молодежи России. 

Ключевые слова: информационно-психологическое противоборство, патриотизм, виртуальные социальные сети, общественное сознание, национальная безопасность, молодежь. 

POLICY OF PRESERVATION OF VALUE OF PATRIOTISM IN POLITICAL CONSCIOUSNESS OF THE RUSSIAN YOUTH IN THE CONDITIONS OF A MODERN INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL ANTAGONISM 

Kurkov Vladislav Nikolaevich, consultant, international cooperation Department, Ministry of Telecom and mass communications of the Russian Federation, a postgraduate student of the Russian Academy of national economy and public service under the Government of the Russian Federation (Ranepa)
Russia, 119571, Moscow, Vernadsky Avenue, building 82, p. 1

In article the issue of preservation of value of patriotism as cornerstone of ensuring political stability, maintenance of territorial integrity and sovereignty of Russia in the conditions of a modern information and psychological antagonism is touched. It is noted that now one of spheres of carrying out information and psychological operations, virtual social networks are. In these conditions it is offered to intensify the political and state support of patriotic education of youth of Russia with bigger intensity. 

Keywords: information and psychological antagonism, patriotism, virtual social networks, public consciousness, national security, youth. 

УДК 37.032 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ: ВЕКТОРЫ ОСМЫСЛЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ 

Сороковикова Валентина Ивановна, заведующий кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии хорового искусства им. В. С. Попова, кандидат философских наук
Россия, 125565, Москва, ул. Фестивальная, д. 2
E-mail: visoroks@mail.ru 

В статье высшее образование анализируется в свете постмодернистской культурной ситуации. Автор показывает, что изменения, произошедшие в сфере культуры в конце XX — начале XXI века, были отражены в теории постмодернизма, отражающей особенности культуры постиндустриального информационного общества. Проанализированы присущие этой эпохе характеристики, связанные с развитием СМИ и компьютерных технологий, что приводит к новому образу жизни и мироощущению и отражается в особенностях мировосприятия и мировоззрения. Доказано, что постмодернистское мировоззрение затронуло всю культуру, привело к антропологической революции, нашло свое преломление в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. 

Ключевые слова: постмодерн, эпоха, культура, образование, информационное общество, виртуализация сознания, сетевые технологии. 

THE HIGHER EDUCATION IN POSTMODERN CULTURAL SITUATION: VECTORS OF JUDGMENT AND CHANGE 

Sorokovikova Valentina Ivanovna, head of the department of the general humanitarian and social and economic disciplines, Academy of choral art of V. S. Popov, candidate of philosophical sciences
Russia, 125565, Moscow, Festivalnaya St., building 2
E-mail: visoroks@mail.ru 

In article the higher education is analyzed in the light of postmodern cultural situation. The author shows that the changes which have happened in the sphere of culture at the end the XX beginning of the XXI centuries have been reflected in the theory of a postmodernism reflecting features of culture of post-industrial information society. Characteristics inherent in this era are analysed, connected with development of media and computer technologies that leads to a new way of life and attitude and is reflected in features of attitude and outlook. It is proved that postmodern outlook has affected all culture, has led to anthropological revolution, has found the refraction in various spheres of human activity including in education. 

Keywords: postmodern, era, culture, education, information society, consciousness virtualization, network technologies. 

УДК 37.017 

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (ФИЛОСОФСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ) 

Панченко Ольга Григорьевна, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», кандидат философских наук
Россия, 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а
E-mail: pan.45@mail.ru 

Бирич Инна Алексеевна, профессор кафедры философии и социальных наук ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», доктор философских наук, профессор
Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, корп. 1

В статье показано, что сегодня в философии, социологии, культурологии отмечается особая ситуация, признаками которой являются, с одной стороны, мировоззренческий плюрализм и потеря ценностного взгляда на мировую историю и жизнь человека, а с другой — конец «прагматизма» Нового времени с человеком-деятелем в его центре. Авторы доказывают, что в будущем будет востребован совершенно другой тип человека — цельный, компетентный по критериям профессионализма и нравственности, и если такой человек не сформируется, то само существование человечества может прекратиться. Вот почему в 1990-е годы ЮНЕСКО проводит серию конференций на темы «Образование спасет мир», «Образование взрослых — ключ для ХХI столетия» и др. 

Ключевые слова: образование, эпоха, педагог, ценности, прагматизм, мировоззрение, наставничество.

FUNCTIONS OF THE TEACHER IN MODERN EDUCATION (PHILOSOPHICAL GENERALIZATION AS A BASIS OF ACTIVIZATION OF A PEDAGOGICAL POSITION OF THE TEACHER) 

Panchenko Olga Grigoryevna, professor of department of pedagogics and psychology of Academy of professional development and professional retraining of educators, candidate of philosophical sciences
Russia, 125212, Moscow, Golovinskoye Highway, 8, building 2a
E-mail: pan.45@mail.ru 

Birich Inna Alekseevna, professor of department of philosophy and social sciences of Moscow state pedagogical university, the Doctor of Philosophy, professor
Russia, 129226, Moscow, 2nd Selskokhozyaystvenny Drive, 4, building 1

In article it is shown that today in philosophy, sociology, cultural science the special situation which sign are, on the one hand, world outlook pluralism and loss of a valuable view of world history and human life, and with another is noted, — the end of «pragmatism» of Modern times with the person figure in his center. The author proves that other type of the person — integral, competent by criteria of professionalism and morality will be in the future demanded absolutely and if such person isn't created, then existence of mankind can stop. That is why in the 90th of the ХХ century of UNESCO holds a series of conferences on the subjects «Education Will Save the World», «Education of Adults — a Key for ХХI of Century», etc. 

Keywords: education, era, teacher, values, pragmatism, outlook, mentoring. 

УДК 37.017.7 

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «РАБОТА В КОМАНДЕ» В РАМКАХ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ» 

Криштофик Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов Московского государственного педагогического университета
Россия, 119311, Москва, просп. Вернадского, д. 88

Обосновывается необходимость овладения будущими педагогами компетенцией «работа в команде». Сформулированы принципы организации образовательного процесса в вузе, способствующего формированию коммуникативной компетентности студентов, лежащей в основе компетенции «работа в команде». Раскрыты смысловые и функциональные аспекты понятия «педагогическая коммуникация». Представлена структура общеуниверситетского элективного курса «Основы педагогической коммуникации». Подробно описан педагогический аспект в применении деловой игры для активного практико-ориентированного освоения содержания образования. 

Ключевые слова: партиципативная культура, командный менеджмент, профессиональный стандарт педагога, транспрофессионализм, профессиональная компетентность педагога, педагогическая коммуникация, педагогическая технология, игровое и имитационное моделирование. 

FORMATION OF COMPETENCE «WORK IN TEAM» WITHIN THE ALL-UNIVERSITY ELECTIVE COURSE «BASES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION» 

Krishtofik Irina Sergeyevna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the leading researcher of laboratory of professional development in formation of institute of system projects of the Moscow state pedagogical university
Russia, 119311, Moscow, Vernadsky Avenue, 88

Need of mastering future teachers competence «work in team» is proved. The principles of the organization of the educational process in higher education institution promoting formation of the communicative competence of students which is the cornerstone of competence «work in team» are formulated. Semantic and functional aspects of the concept «pedagogical communication» are disclosed. The structure of the all-university elective course «Bases of Pedagogical Communication» is presented. The pedagogical aspect in application of a business game for the active practice-oriented development of content of education is in detail described. 

Keywords: partitsipativny culture, team management, professional standard of the teacher, transprofessionalism, professional competence of the teacher, pedagogical communication, pedagogical technology, game and imitating modeling. 

УДК 376 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА У МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО ЗДОРОВЬЮ И БЕЗ ТАКОВЫХ 

Лапшин Василий Андреевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: Socrab@inbox.ru 

В статье исследуются факторы политической социализации, влияющие на формирование культурно-ценностного потенциала у молодежи с ограниченными возможностями по здоровью и без таковых. Основой для изучения служат результаты фокус-групп, проведенных на базе Московского государственного гуманитарно-экономического университета. Инклюзивный характер обучения в данном вузе позволил включить в фокус-группы как лиц без ограничений по здоровью, так и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что позволило выявить сходство и отличия процесса политической социализации как источника формирования культурно-ценностного потенциала данных групп. Делается вывод о том, что культурно-ценностный потенциал молодежи с ограниченными возможностями по здоровью и без ограничений сформирован на достаточно близком уровне. В целом культурно-ценностный потенциал не раскрывается у опрашиваемой молодежи в полной мере, слабо формируется политическая и социальная субъектность, которая в данном случае не зависит от статуса здоровья, а определяется политической культурой общества, фрагментарностью формирования и такими агентами социализации, как семья, референтные группы, СМИ. 

Ключевые слова: молодежь, политическая социализация, культурно-ценностный потенциал, человеческий потенциал, политический субъект, молодые инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, гендер. 

COMPARISON OF POLITICAL SOCIALIZATION AS FACTOR OF FORMATION OF CULTURAL AND VALUABLE POTENTIAL AT YOUTH WITH LIMITED OPPORTUNITIES ON HEALTH AND WITHOUT THOSE 

Lapshin Vasily Andreevich, candidate of philosophical sciences, associate professor of philosophy, cultural science and political science of Moscow humanities university
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: Socrab@inbox.ru 

In article the factors of political socialization influencing formation of cultural and valuable potential at youth with limited opportunities on health and without those are investigated. Results of the focus groups which are carried out on the basis of the Moscow state humanitarian and economic university form a basis for studying. The inclusive nature of training in this higher education institution has allowed to include in focus groups both persons without restrictions on health, and persons with the limited opportunities of health (LOH) that has allowed to reveal similarity and differences of process of political socialization as source of formation of cultural and valuable potential of these groups. The conclusion that the cultural and valuable potential of youth with limited opportunities on health and without restrictions is created at rather close level is drawn. In general cultural and valuable potential isn't realized at the interviewed youth fully, political and social subjectivity which in this case doesn't depend on the status of health is poorly formed, and the fragmentariness of formation and such agents of socialization as a family, reference groups, media is defined by political culture of society. 

Keywords: youth, political socialization, cultural and valuable potential, human potential, the political subject, young disabled people, persons with limited opportunities of health, a gender.