Ученый совет №7

Ученый совет №7

Электронная версия

1190.00 руб.
УДК 001.38

Реформа аспирантуры: что удалось сделать с момента принятия нового закона «об образовании в российской федерации»

В статье рассматривается реформа аспирантуры, связанная с ее трансформацией из системы поствузовского образования в третий уровень высшего образования. Проанализированы содержание данных изменений, состояние аспирантуры в настоящее время. Отдельное внимание уделяется вопросу обязательности защиты диссертации после завершения обучения в аспирантуре, представляются мнения руководителей Министерства образования и науки РФ по данному вопросу, статистика защит. Рассматриваются изменения в системе работы диссертационных советов.

Костина Анна Владимировна, доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, декан факультета культуры и искусства АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5 E-mail: Anna_Kostina@indox.ru

Ключевые слова: аспирантура, вуз, наука, диссертация, ВАК, компетенции, защита, научно-исследовательская работа.

Reform of a postgraduate study: what managed to be made from the moment of adoption of the new law «About Education in the Russian Federation»

In article the reform of a postgraduate study connected with her transformation from system of post-high school education in the third level of the higher education is considered. Content of these changes, a condition of a postgraduate study is analysed now. Special attention is paid to a question of obligation of defense of a thesis after completion of training in a postgraduate study, opinions of heads of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on the matter, statistics of protection are represented. Changes in system of work of dissertation councils are considered.

Kostina Anna Vladimirovna, Doctor of Philosophy, doctor of cultural science, professor, dean of faculty of culture and art of Moscow humanities university Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5 E-mail: Anna_Kostina@indox.ru

Keywords: postgraduate study, higher education institution, science, thesis, VAK, competences, protection, research work.

УДК 37.014

Современные политические процессы: молодежь как субъект и объект участия

В статье рассматривается участие молодого поколения в протекающих в обществе политических процессах постсоветских государств. Анализируются характерные особенности политического участия молодежи на современном этапе развития общества. Исследуется вопрос формирования у молодежи устойчивых и социально значимых ценностных ориентаций. Раскрываются роль и место молодого поколения в современных политических процессах.

Цюник Дмитрий Александрович, ведущий специалист организационного управления префектуры Восточного административного округа города Москвы Россия, 107076, Москва, Преображенская площадь, д. 9 E-mail: dimavao@mail.ru

Ключевые слова: молодежь, политическое участие, политика, политический процесс, политическая социализация.

Modern political processes: youth as subject and subject to participation

In article participation of the younger generation in the political processes of the Post- Soviet states proceeding in society is considered. Characteristics of political participation of youth at the present stage of development of society are analyzed. The question of formation at youth of steady and socially important valuable orientations is investigated. The role and the place of the younger generation in modern political processes reveals.

Tsyunik Dmitry Aleksandrovich, the leading expert of organizational management of the prefecture of East administrative district of the city of Moscow Russia, 107076, Moscow, Preobrazhenskaya Square, 9 E-mail: dimavao@mail.ru

Keywords: youth, political participation, policy, political process, political socialization.

УДК 37.01

Проблемы развития системы российского образования в контексте фундаментальных противоречий современного общества: социально-философский анализ

Современное состояние российской системы образования вызывает самые разные отзывы в политической, научной и педагогической общественности. Это касается как вопросов, связанных с непосредственными принципами и содержанием функционирования российского образования, так и положения самих работников школ и вузов. В статье обсуждаются целесообразность ЕГЭ, материальное положение работников сферы образования, правомерность рассматривать образование как товар или услугу.

Осин Роман Сергеевич, доцент кафедры философии и истории МФПУ «Синергия», кандидат философских наук Россия, 129090, Москва, ул. Мещанская, д. 9/14, стр. 1 E-mail: roman.2014.os@gmail.com

Ключевые слова: образование, воспитание, постиндустриальное общество, капитализм, коммунизм, отчуждение.

Problems of development of system of Russian education in the context of fundamental contradictions of modern society: social and philosophical analysis

The current state of the Russian education system causes the most diff erent responses in the political, scientifi c and pedagogical community. It concerns as the questions connected with the direct principles and content of functioning of Russian education, and position of employees of schools and higher education institutions. In article it is discussed: expediency of the USE, fi nancial position of educators, legitimacy to consider education as goods or service. Keywords: education, education

Osin Roman Sergeyevich, the associate professor of philosophy and history of MFPU «Synergy», the candidate of philosophical sciences Russia, 129090, Moscow, Meshchanskaya St., 9/14, p. 1 E-mail: roman.2014.os@gmail.com

Keywords: education, education, post-industrial society, capitalism, communism, alienation.

УДК 378.14

Субъективные записки преподавателя вуза

В статье изложены основные принципы и подходы, которые помогут молодым преподавателям сориентироваться в университете, освоить педагогические приемы и найти правильный подход к студентам. Автор представляет результаты личного опыта по повышению эффективности приемов обучения в процессе преподавания. Особое внимание уделяется способам повышения мотивации студентов. Результаты настоящего исследования получены путем анализа и систематизации проведенных автором и другими членами научного сообщества исследований. Основными результатами проведенного исследования являются: обоснована необходимость совершенствования отечественного образования, направленного на уменьшение разрыва между теорией и практикой; проанализированы основные проблемы преподавания в высшей школе и возможные пути их решения; предложены эффективные способы повышения мотивации студентов; выявлены компетенции студентов, необходимые для самообразования и самосовершенствования.

Бровкин Александр Владимирович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры учета, статистики и аудита Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России. Россия, 119454, Москва, просп. Вернадского, д. 76 E-mail: brovkin_av@mail.ru

Ключевые слова: педагогика, преподаватель высшей школы, способы передачи знаний, методика преподавания, интерактивные методы, повышение мотивации, вуз, студент, эффективность, подход к обучению.

Subjective notes of the teacher of higher education institution

In article the basic principles and approaches which will help young teachers to orient with university are stated, to master pedagogical receptions and to fi nd the correct approach to students. The author represents results of personal experiment on increase in effi ciency of methods of training in the course of teaching. Special attention is paid to ways of increase in motivation of students. Results of the real research are received by the analysis and systematization which are carried out by the author and other members of scientifi c community of researches. The main results of the conducted research are: justifi cation of need of improvement of the domestic education directed to reduction of a gap between the theory and practice; the main problems of teaching at the higher school and possible ways of their decision are analysed; eff ective ways of increase in motivation of students are off ered; the competences of students necessary for selfeducation and self-improvement are revealed.

Brovkin Alexander Vladimirovich, Candidate of Economic Sciences, senior teacher of department of the account, statistics and audit of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA of Russia Russia, 119454, Moscow, Vernadsky Avenue, 76 E-mail: brovkin_av@mail.ru

Keywords: pedagogics, teacher of the higher school, ways of transfer of knowledge, teaching technique, interactive methods, increase in motivation, higher education institution, student, efficiency, approach to training.

37.01

Приоритеты среды и мера воспитанности

Автор размышляет о том, какая система ценностей и взглядов нужна образовательным организациям, которым Федеральный закон «Об образовании» 2013 года вернул функцию воспитания. Автор анализирует современную систему образования и задает вопросы: есть ли у нынешней российской системы образования главенствующая идея, как измерять сегодня воспитанность школьника и студента, для кого (или чего) учим и воспитываем?

Усманов Борис Фатыхович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5 E-mail: usmanov1939@mail.ru

Ключевые слова: образование, педагогика, школа, вуз, патриотизм, гражданственность, социализация, воспитывающая среда, мера воспитанности.

Priorities of the environment and measure of good breeding

The author reflects on what system of values and views is necessary to the educational organizations to which the Federal law «About Education» of 2013 has returned education function. The author analyzes a modern education system and asks questions: whether the present Russian education system has a predominating idea how to measure today good breeding of the school student and student, for whom (or what) we learn and we bring up?

Usmanov Boris Fatykhovich, doctor of sociological sciences, professor, professor of department of sociology of the Moscow humanities university Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5 E -mail: usmanov1939@mail.ru

Keywords: education, pedagogics, school, higher education institution, patriotism, civic consciousness, socialization, the bringing-up environment, a good breeding measure.

371.263

Потребности информационного общества и организация высшего образования: к вопросу об онлайн-обучении

В статье рассматриваются вызовы, которые сегодня встают перед системой высшего образования в современной быстро меняющейся реальности. Проанализированы «массовизация» высшего образования и вытекающие из этого процесса проблемы. Особое внимание уделено рассмотрению программы «обновления образования». В этой связи отмечено, что изменения в образовании нельзя насаждать по чужому образцу, они должны вырастать изнутри, учитывая опыт, традиции и культуру конкретного общества. Показаны сильные и слабые стороны онлайн-образования, а также массовых открытых онлайн-курсов, активно применяющихся в системе сетевых университетов.

Бронников Иван Алексеевич, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры российской политики МГУ им. М.В. Ломоносова Россия, 119991, Москва, Ломоносовский просп., д. 27 E-mail: ivbronn@gmail.com

Ключевые слова: высшее образование, онлайн-образование, сетевые университеты, массовые открытые онлайн-курсы, МООК.

Requirements of information society and organization of the higher education: to a question of online training

In article calls which rise before system of the higher education in modern rapidly changing reality today are considered. It is analysed «massovization» of the higher education and problems following from this process. Special attention is paid to consideration of the program of «education updating». In this regard it is noted that changes in education can't be spread on others sample, they have to grow from within, considering experience, traditions and culture of concrete society. Also weaknesses education online, and also the mass courses opened online which are actively applied in system of network universities are shown strong.

Bronnikov Ivan Alekseevich, the candidate of political sciences, the associate professor, the associate professor of the Russian policy of Lomonosov Moscow State University Russia, 119991, Moscow, Lomonosovsky Avenue, 27 E-mail: ivbronn@gmail.com

Keywords: the higher education, online education, network universities opened online mass courses, MOOK.

371.263

Новые образовательные средства социально-гуманитарного знания: портфолио

В статье доказывается, что вся совокупность социально-гуманитарных знаний направлена на формирование фундаментальных профессиональных и этических установок, ценностных ориентиров, на обогащение жизненного общего и культурного кругозора, оснащает будущего специалиста глубоким пониманием роли культуры в духовной жизни как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Знание гуманитарных дисциплин прививает будущему специалисту устойчивые практические навыки социального, философского, эстетического мышления, формирует способность анализировать нестандартные ситуации, обобщать полученный опыт, информацию и на этой основе оперативно принимать ответственные решения, что совершенно необходимо в труднопредсказуемых условиях реальной профессиональной деятельности.

Сороковикова Валентина Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии хорового искусства им. В.С. Попова Россия, 125565, Москва, ул. Фестивальная, д. 2 E-mail: visoroks@mail.ru

Ключевые слова: социально-гуманитарное знание, образование, образовательные технологии, учебный план, рабочая программа дисциплины.

New educational means of social and humanitarian knowledge: portfolio

In article it is proved that all set of social and humanitarian knowledge is directed to formation of fundamental professional and ethical installations, valuable reference points, to enrichment of a vital general and cultural outlook, equips future expert with deep understanding of a role of culture in spiritual life both societies in general, and each certain person. Knowledge of humanitarian disciplines imparts to future expert steady practical skills of social, philosophical, esthetic thinking, forms ability to analyze unusual situations, to generalize the got experience, information and on this basis quickly to make crucial decisions that is absolutely necessary in diffi cult predictable conditions of real professional activity.

Sorokovikova Valentina Ivanovna, candidate of philosophical sciences, associate professor of the general humanitarian and social and economic disciplines of Academy of choral art of V.S. Popov Russia, 125565, Moscow, Festivalnaya St., 2 E-mail: visoroks@mail.ru

Keywords: social and humanitarian knowledge, education, educational technologies, curriculum, working program of discipline.

УДК 94

Музеи высших учебных заведений как фактор становления образовательной среды для студентов

В статье рассматриваются история и развитие музеев высших учебных заведений, их особенности и роль в образовательном процессе; раскрываются функции вузовских музеев. Показано, что вузовские музеи представляют собой группу специализированных учебных музеев различного профиля, которые создаются для повышения эффективности учебного процесса. Одновременно они являются научно-исследовательскими подразделениями, базой для научных исследований обучающихся.

Мельникова Гульнар Фаритовна, ассистент кафедры химического образования Химического института Казанского федерального университета Россия, 420008, РТ, Казань, ул. Кремлевская, д. 18E-mail: public.mail@kpfu.ru

Зиннурова Алина Рустамовна, студентка Казанского федерального университета Россия, 420008, РТ, Казань, ул. Кремлевская, д. 18 E-mail: public.mail@kpfu.ru

Ключевые слова: музей, педагогическое образование, музейная педагогика.

The museums of higher educational institutions as a factor of formation of the educational environment for students
In article history and development of the museums of higher educational institutions, their features and a role in educational process is considered; functions of the high school museums reveal. It is shown that the high school museums represent group of the specialized educational museums of various profi le which are created for increase in effi ciency of educational process. At the same time they are research divisions, base for scientifi c research of students.

Melnikova Gulnar Faritovna, assistant to department of chemical formation of Chemical institute of the Kazan federal university Russia, 420008, RT, Kazan, Kremlevskaya St., 18 E-mail: public.mail@kpfu.ru

Zinnurova Alina Rustamovna, student of the Kazan federal university Russia, 420008, RT, Kazan, Kremlevskaya St., 18 E-mail: public.mail@kpfu.ru

Keywords: museum, pedagogical education, museum pedagogics.

УДК 94

Культурное наследие как инструмент культурологического образования

В статье показано, что обращение к истокам, корням дает возможность личности осознать себя и свое место в мире, а культурологическое образование, которое во многом является базисом для подобного осмысления, помимо знаний по теории и истории культуры, культурологических концепций и в то же время именно на их основе, дает возможность молодому человеку выстроить правильные жизненные сценарии.

Калита Светлана Павловна, кандидат культурологии, доцент, директор Центра культурного наследия и инновационных проектов в культуре, искусстве и образовании ФГСО РУДН, доцент кафедры теории и истории культуры ФГСН РУДН Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 7 E-mail: sve-kalita@yandex.ru

Ключевые слова: образование, культурология, наследие, глобализация, музей, история, ценности.

Cultural heritage as instrument of culturological education

In article it is shown that the appeal to sources, roots gives the chance of the personality to realize itself and the place in the world, and culturological education which in many respects is basis for similar judgment, besides knowledge of the theory and cultural history, culturological concepts, and at the same time, on their basis, gives the chance to the young man to build the correct vital scenarios.

Kalita Svetlana Pavlovna, the candidate of cultural science, the associate professor, the director of the Center of cultural heritage and innovative projects in culture, art and formation of FGSO RUDN, the associate professor of the theory and cultural history of  FGSN RUDN Russia, 117198, Moscow, Miklukho-Maclay St., 7 E-mail: sve-kalita@yandex.ru

Keywords: education, cultural science, heritage, globalization, museum, history, values.