Ученый совет №5-6

Ученый совет №5-6

Электронная версия

2380.00 руб.
УДК 008

Интервью с проректором по инновационному развитию Московского гуманитарного университета Натальей Игоревной Ильинской

Рассматривается тематика создания зеленых университетов как необходимое условие устойчивого развития экономики и общества на примере создания и развития проекта МосГУ «Зеленый университет»; затронута идея необходимости воспитания экологического сознания и культуры у молодого поколения.

Ключевые слова: университет, экология, устойчивое развитие, экологическая культура, зеленый кампус.

Interview with the vice-rector for innovations of the Moscow University for the Humanities Natalya Igorevna Ilyinskaya

The interview addresses the creation of green universities as a precondition for sustainable development of economy and society with MUH project of «Green University» as an example of one such initiative. It explores ecology-minded culture among the studentage youth.

Keywords: university, ecology, sustainable development, culture of ecology, green campus.

УДК 008

Образование для устойчивого развития: новые глобальные цели и векторы эволюции

© Урсул Аркадий Дмитриевич,
директор Центра глобальных исследований, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования, академик Академии наук Молдавии
Россия, 119991, Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 51
E-mail: ursul-ad@mail.ru
© Урсул Татьяна Альбертовна, заведующий кафедрой социальных наук и технологий Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования
Россия, 119180, Москва, Ленинский просп., д. 4
E-mail: ursult@mail.ru

В статье показано, что образование в интересах устойчивого развития (ОУР) становится не только предпосылкой достижения устойчивого развития (УР), но и приоритетно-ключевым его средством. Содержание ОУР зависит от видения стратегии реализуемой глобальной устойчивости, и в настоящее время важно очертить контуры новой системной концепции УР, которая будет использоваться в образовании. Переход к УР фактически начинается со становления ОУР, которое выступает в качестве одного из опережающих и главных «механизмов» достижения 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР), которые вошли в Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Предполагается, что к уже достаточно развитой экологической составляющей ОУР будут добавляться модель опережающего образования, направление образования на базе «обеспечения безопасности через устойчивое развитие», глобальное образование, а в дальнейшем и другие виды образования. По мере выявления наиболее кардинальных и приоритетных характеристик УР они должны осваиваться образованием в интересах устойчивого развития, присоединяться к уже существующим компонентам ОУР, тем самым будет осуществляться системно-эволюционный синтез этой новой перспективной формы образовательного процесса.

Ключевые слова: глобальное образование, опережающее образование, устойчивое образование, устойчивое развитие, футуризация, ЦУР, экологическое образование, ЭОУР.

Education for sustainable development: a new global goal and the vectors of evolution

© Ursul Arkady Dmitriyevich,
director of the Center of global researches and professor of faculty of global processes of Lomonosov Moscow State
University, Doctor of Philosophy, professor, honored worker of science of the Russian Federation, honorary worker of higher education, academician of Academy of Sciences of Moldova
Russia, 119991, Moscow, St. Lenin mountains, 1, p. 51
E-mail: ursul-ad@mail.ru
© Ursul Tatyana Albertovna, head of the department of social sciences and technologies of National research technological university «MISiS»,
Doctor of Philosophy, professor, honorary worker of higher education
Russia, 119180, Moscow, Leninsky Avenue, 4
ursult@mail.ruE-mail: ursult@mail.ru

In article it is shown that education for the benefit of sustainable development (OUR) becomes not only a prerequisite of achievement of the sustainable development (SD), but also its priority and key means. Content of OUR depends on vision of strategy of implementable global stability, and now it is important to outline contours of the new system concept UR which will be used in education. Transition to UR actually begins with formation of OUR which acts as one of advancing and main «mechanisms» of achievement of 17 global sustainable development goals (SDG) which were included into the Agenda in the field of sustainable development till 2030. It is supposed that will be added to already rather developed ecological component of OUR model of the advancing education, the direction of education based on «safety through sustainable development», global education, and further and other types of education. In process of detection of the most cardinal and priority characteristics UR they shall accustom education for the benefit of sustainable development, join already existing OUR components and by that system and evolutionary synthesis of this new perspective form of educational process will be performed.

Keywords: global education, the advancing education, steady education, sustainable development, futurization, TsUR, ecological education, EOUR.

УДК 008

Экологический императив в развитии цивилизации — необходимое условие глобальной безопасности

© Колин Константин Константинович,
доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН
Россия, 119333, Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 2
E-mail: kolinkk@mail.ru

В системном плане рассматриваются гуманитарные аспекты проблемы обеспечения глобальной безопасности развития цивилизации в XXI веке и связанные с этим проблемы образования и воспитания нового поколения. Показано, что необходимым условием такого развития является экологический императив, представляющий собой систему запретов для всех видов деятельности, которую нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах. Сформулированы задачи системы образования, решение которых необходимо для преодоления основных противоречий человека в современном обществе, являющихся первоисточниками глобальных проблем.

Ключевые слова: глобальная безопасность, глобальные проблемы, образование, культура, человек.

Ecological imperative in development of a civilization — a necessary condition of global safety

© Colin Konstantin Konstantinovich,
Doctor of Engineering, professor, chief researcher of Institute of problems of informatics of the Federal research center «Informatics and Management» RAS
Russia, 119333, Moscow, Vavilova St., 44, korp. 2
E-mail: kolinkk@mail.ru

In the system plan humanitarian aspects problems of ensuring global safety of development of a civilization in the 21st century and the problems of education and education of new generation connected with it are considered. It is shown that the necessary condition of such development is the ecological imperative representing system of the bans for all kinds of activity which can't be broken under no circumstances. Problems of an education system which solution is necessary for overcoming the main contradictions of the person in modern society which are primary sources of global problems are formulated.

Keywords: global safety, global problems, education, culture, person.

УДК 009

Экологизация образования как базис экологического гуманизма

© Горелова Татьяна Анатольевна,
профессор кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», доктор философских наук, профессор
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: gorelovata@mail.ru

В статье рассматриваются принципы и перспективы экологизации образования в контексте современного экологического мировоззрения. Автор утверждает, что антропоцентрическое сознание, основанное на «человеческой исключительности», смещается в сторону экоцентрического, которое требует воспитания нового отношения к природе. В статье доказывается, что экологическая компетентность — это требование времени, и это должно найти отражение в содержании современного образования.

Ключевые слова: экология, образование, воспитание, гуманизм, экологическая этика, антропоцентризм, экоцентризм.

Education greening as basis of ecological humanity

© Gorelova Tatyana Anatolyevna,
professor of department of philosophy, cultural science and political science of Moscow humanities university,
Doctor of Philosophy, professor
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: gorelovata@mail.ru

In article the principles and the prospects of greening of education in the context of modern ecological outlook are considered. The author claims that the anthropocentric consciousness based on «human exclusiveness» is displaced towards ecocentric which requires education of the new relation to the nature. In article it is proved that ecological competence is a requirement of time, and it shall find reflection in content of modern education.

Keywords: ecology, education, education, humanity, ecological ethics, anthropocentrism, ecocentrism.

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у студентов

© Бурцев Сергей Петрович,
профессор кафедры социологии, руководитель службы инклюзивного образования АНО ВО «Московский гуманитарный университет», кандидат медицинских наук, доцент
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: socio-mosgu@mail.ru

Научно-технический прогресс сопровождается стремительным ухудшением многих экологических параметров нашей планеты, что крайне негативно сказывается на здоровье населения. Наряду с этим во многих странах провозглашена и уже реализуется социальная политика в области формирования здорового образа жизни граждан, преимущественно молодых. Возникшее противоречие требует немедленного решения, заключающегося, с одной стороны, в ограничении или полном устранении вредных экологических факторов, а с другой — в активации использования всех технологий, направленных на улучшение здоровья населения и прежде всего студентов, молодых людей и детей.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, экология, техносфера, здоровьесберегающие технологии, образовательные технологии, молодежь, студенчество.

Formation of ecological culture and healthy lifestyle at students

© Burtsev Sergey Petrovich,
professor of department of sociology, head of service of inclusive formation of Moscow humanities university, candidate of medical sciences, associate professor
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: socio-mosgu@mail.ru

Scientific and technical progress is followed by rapid deterioration in many ecological parameters of our planet that extremely negatively affects on health of the population. Along with it in many countries it is proclaimed and already social policy in the field of formation of a healthy lifestyle of citizens, mainly — young people is implemented. The arisen contradiction requires the immediate solution consisting, on the one hand, in restriction or full elimination of harmful ecological factors, and, with another — in activation of use of all technologies directed to improvement of health of the population and, first of all, students, young people and children.

Keywords: health, healthy lifestyle, ecology, technosphere, health saving technologies, educational technologies, youth, students.

УДК 37.017.7

Рефлексивное управление развитием экологической культуры личности

© Фортунатов Артем Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5
E-mail: art_fortunatov@mail.ru

Признание важности формирования экологической культуры, активное обращение научного знания к этой проблеме еще не привели к раскрытию ее теоретико-методологических основ. Внимание исследователей оказалось сосредоточенным преимущественно на таких острых вопросах, как разрушение экологической культуры и последствия этого: загрязнение среды, истощение ресурсов и т.д. Эти жизненно важные для общества вопросы нередко рассматриваются без использования рефлексивной технологии. Однако постепенно возникает осознание необходимости создания концептуальной базы для изучения проблем формирования экологической культуры на основе рефлексивной технологии.

Ключевые слова:
рефлексия, рефлексивное управление, экологическая культура.

Reflexive management of development of ecological culture of the personality

© Fortunatov Artem Alexandrovich,
candidate of pedagogical sciences, docent of Department of pedagogy and psychology of higher school of Moscow humanitarian University
Russia, 111395, Moscow, Yunosti St., 5
E-mail: art_fortunatov@mail.ru

Recognition of the importance of formation of ecological culture, active treatment of scientific knowledge to this problem has not yet led to the disclosure of its theoretical and methodological foundations. The attention of researchers was focused mainly on such sensitive issues as the destruction of ecological culture and consequences: environment pollution, resource depletion, etc. These are vital questions for society are often treated without the use of reflective technologies. Gradually, however, there is awareness of the need to create conceptual framework for the study of problems of formation of ecological culture based on reflective technology.

Keywords: reflection, reflexive management, ecological culture.

УДК 378.4

От корпоративного университета к модели университета общества безопасного развития

© Осипова Наталья Викторовна,
кандидат социологических наук, доцент, кафедра психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С.Ю. Витте
Россия, 117437, Москва, ул. Профсоюзная, д. 114, корп. 1, кв. 80
E-mail: nv_osipova@mail.ru

Понятие «ценности образования» в последнее время приобретает особое значение как характеристика различных аспектов этического, индивидуального и социального образования. В научных публикациях исследуются самые разнообразные образовательные цели и проблемы, такие как проблемы социального контроля и управления, духовное и этическое образование и т.д. В рамках данной парадигмы стала зарождаться корпоративная модель университета. Основным выводом статьи является положение о радикальной смене статуса университета в контексте современных социально-экономических требований — он должен соответствовать многим параметрам и характеристикам, которые были неактуальными еще два-три десятилетия назад, среди которых экологическая и технологическая безопасность, новые формы и методы обучения, формирование новой корпоративной культуры управления, повышение качества получаемого образования и эффективная, практико-ориентированная подготовка будущего специалиста, гражданина и личности.

Ключевые слова: корпоративная модель, университет, образование, диверсификация, образовательные технологии, экономика, бизнес, корпорация, качество образования, трудовые ресурсы.

From corporate university to model of university of society of safe development

© Osipova Natalya Viktorovna,
candidate of sociological sciences, associate professor, department of psychology, pedagogics and social and humanitarian disciplines Moscow university of S.Yu. Witte
Russia, 117437, Moscow, Profsoyuznaya St., 114, k. 1, quarter 80
E-mail: nv_osipova@mail.ru

The concept of «the education value» is of particular importance as the characteristic of various aspects of ethical, individual and social education recently. In scientifi c publications the most various educational purposes and problems, such as problems of social control and management, spiritual and ethical education and so on are researched. Within this paradigm the corporate model of university began to arise. The main conclusion of article are the regulations on radical change of the status of university in the context of modern social and economic requirements — it shall correspond to many parameters and characteristics which were not urgent two-three decades ago, among which there is an ecological and technological safety, new forms and training methods, forming of a new corporate culture of management, improvement of quality of the got education and effective, practice-oriented training of future specialist, citizen and personality.

Keywords: corporate model, university, education, diversification, educational technologies, economy, business, corporation, quality of education, manpower.

УДК 008

Психолого-педагогические аспекты формирования эмоциональной безопасности образовательной среды как тренд развития современного образования

© Березина Татьяна Николаевна,
доктор психологических наук, профессор, кафедра научных основ экстремальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет; кафедра психологии труда и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет
Россия, 123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2а, ауд. 508
E-mail: tanberez@mail.ru

В настоящее время проблема эмоциональной безопасности образовательной среды получила свое развитие в серии интересных теоретических и эмпирических исследований. В статье проводятся исследования эмоциональной безопасности как средней, так и высшей школы. Описываются психолого-педагогические аспекты формирования эмоционально безопасной образовательной среды учебного заведения. Предлагается критерий определения эмоциональной безопасности образовательной среды: минимизация отрицательных эмоций и увеличение количества положительных эмоций. Выделяются две составляющие эмоциональной безопасности: уровень отрицательных эмоций (индикатор — эмоции страха, тревоги) и уровень положительных эмоций (индикатор — эмоция радости).

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, эмоции, эмоциональная безопасность, подлинные эмоции, психосоматические заболевания, здоровье, образовательное учреждение, радость, страх.

Psychology and pedagogical aspects of formation of emotional safety of the educational environment as trend of development of modern education

© Berezina Tatyana Nikolaevna,
doctor of psychological sciences, professor, department of scientific fundamentals of extreme psychology, Moscow city psychology and pedagogical university; department of psychology of work and psychological consultation, Moscow pedagogical state university
Russia, 123290, Moscow, Shelepikhinskaya Emb., 2a, lecture hall 508
E-mail: tanberez@mail.ru

Now the problem of emotional safety of the educational environment has gained the development in a series of interesting theoretical and empirical researches. In article researches of emotional safety as average, and the higher school are conducted. Psychology and pedagogical aspects of formation of emotionally safe educational environment of educational institution are described. The criterion of definition of emotional safety of the educational environment is offered: minimization of negative emotions and increase in amount of positive emotions. Are allocated two the making emotional safety: level of negative emotions (the indicator — emotions of fear, alarm) and the level of positive emotions (the indicator — emotion of joy).

Keywords: psychological safety, educational environment, emotions, emotional safety, original emotions, psychosomatic diseases, health, educational institution, joy, fear.

Способы оценки уровня компетентности магистров культурологии

© Зверева Галина Ивановна,
заведующая кафедрой истории и теории культуры, руководитель отделения социокультурных исследований ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», доктор исторических наук, профессор
Россия, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6
E-mail: galazver@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования компетенций магистрантов-культурологов в контекстах реформы российской высшей школы, развития уровневого профессионального образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «культурология».

Ключевые слова: компетенции, культурология, образовательный стандарт, магистрант.

Ways of an assessment of level of competence of masters of cultural science

© Zvereva Galina Ivanovna,
the head of the department of history and the culture theory, the head of office of sociocultural researches of Public Educational Institution of Higher Professional Training Rossiysky gosudarstvenny gumanitarny universitet, the doctor of historical sciences, the professor
Russia, 125993, Moscow, Miusskaya Square, 6
E-mail: galazver@mail.ru

In article actual problems of formation of competences of undergraduates culturologists in contexts of reform of the Russian higher school, development of-level professional education and implementation of the Federal state educational standard in the cultural science direction are considered.

Keywords: competences, cultural science, educational standard, undergraduate.