Ректор вуза №9

Ректор вуза №9

Электронная версия

1449.00 руб.
КОНКУРС «РЕКТОР ГОДА»

Издательский Дом «ПАНОРАМА» и редакция журнала «Ректор вуза» объявляют о проведении в 2016 г. конкурса на звание «Ректор года». Проект призван подчеркнуть лучшую практику работы руководителей высшей школы в различных направлениях деятельности. К участию в конкурсе приглашаются ректоры образовательных учреждений высшего профессионального образования, оформивших подписку на наше издание.

ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЖЕЛАЮ ВСЕМ РЕКТОРАМ ТЕРПЕНИЯ И УМЕНИЯ НАХОДИТЬ ТОЧКИ РОСТА»

Накануне нового учебного года мы встретились с ректором Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктором Антоновичем Садовничим и попросили его сказать несколько слов для читателей нашего журнала.

НОВЫЙ МИНИСТР — НОВЫЙ КУРС?

Неожиданные кадровые перестановки произошли в канун нового учебного года.

НА ПОДДЕРЖКУ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ МИНОБРНАУКИ ПОТРАТИТ БОЛЕЕ 1,5 МЛРД РУБЛЕЙ

Д. П. Коротков
, начальник отдела международных научно-технических программ и проектов Департамента науки и технологий Минобрнауки России

О подходе Министерства образования и науки РФ к развитию научно-технического потенциала университетов России.

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УДК 378.1: 331.53

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЯ: ИНДИКАТОР УСПЕХА

С. Н. Глаголев, ректор Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, доктор экономических наук, профессор 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: rector@intbel.ru

С. А. Михайличенко, проректор по инновационным технологиям и трудоустройству выпускников Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, кандидат технических наук, доцент 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: prorector@intbel.ru

Ю. Ю. Буряк, директор Регионального научно- методического центра профессиональной адаптации и трудоустройства специалистов Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: pats@intbel.ru

В статье актуализированы система практико-ориентированного обучения в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова и модель социального партнёрства вуза и работодателей. Особое место занимает презентация университетской автоматизированной системы трудоустройства специалистов Scillbook. Отдельно авторами представлены основные индикаторы и результаты сотрудничества БГТУ им. В. Г. Шухова с компаниями-партнёрами.

Ключевые слова: БГТУ им. В. Г. Шухова, Scillbook, работодатель, практико-ориентированное обучение, временная занятость студентов, РНМЦ ПАТС, дополнительное профессиональное образование.

СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ: ОПЫТ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова даже по сравнению с другими федеральными университетами добился значительных успехов в налаживании прочных, взаимовыгодных партнёрских связей с потенциальными работодателями. Подробнее об этом мы попросили рассказать Евгению Михайлову — ректора СВФУ.

МАИ И «ТЕХНОДИНАМИКА»: ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) и холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех» подписали соглашение о совместной подготовке кадров для отрасли авиационных систем и агрегатов и совместной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе. В рамках соглашения вуз и холдинг будут вести совместную работу, для того чтобы готовить наиболее востребованных в этой сфере специалистов.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

И. А. Пильникова
, директор Центра взаимодействия с работодателями Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, e-mail: i.a.pilnikova@urfu.ru

Уральский федеральный университет активно сотрудничает с потенциальными работодателями — крупнейшими промышленными компаниями Уральского региона и России в целом, что способствует росту востребованности его выпускников.

Ключевые слова: востребованность выпускников, трудоустройство, рынок труда, предприятия-работодатели.

ОТ ТЕОРИИ — К ПРАКТИКЕ

Компания «Санофи», занимающая лидирующие позиции на российском фармацевтическом рынке, выступила генеральным партнёром Летней школы Changellenge для студентов и выпускников, поддержав проведение образовательного интенсивного курса, направленного на развитие у начинающих специалистов необходимых практических навыков.

СТИМУЛЫ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА

Д. А. Ендовицкий
, ректор Воронежского государственного университета

СТАВКА НА САМЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЗВОЛИТ РОССИЙСКОЙ НАУКЕ УСПЕШНО РАЗВИВАТЬСЯ

Представители Ассоциации «Глобальные университеты» обсудили в Уральском федеральном университете перспективы продвижения научных результатов.

УДК 378.1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВУЗОВ: ЧТО ИЗМЕРЯЕМ?

Л. М. Нуриева
, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике Омского государственного педагогического университета 644046, г. Омск, ул. Потанина, д. 64. E-mail: liutsiya59@mail.ru

С. Г. Киселёв, социолог Центра адаптации и трудоустройства выпускников и студентов Омского государственного педагогического университета 644043, г. Омск, ул. Волочаевская, д. 13, кв. 18. E-mail: ksg_sd@mail.ru

В статье рассматриваются итоги мониторинга учреждений высшего профессионального образования Омской области в 2015 г. Анализируется влияние используемых индикаторов оценки и системы начисления баллов на результаты обследования. Даются предложения по совершенствованию методики измерения эффективности вузов.

Ключевые слова: мониторинг, вуз, эффективность, высшее профессиональное образование.

МГУ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ВУЗ РОССИИ, ВОШЕДШИЙ В ТОП-10 РЕЙТИНГА QS СТРАН БРИКС

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова занял седьмое место в престижном международном рейтинге QS World University Rankings стран БРИКС.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ 2016 ГОДА: ИССЛЕДОВАНИЯ

Опубликован Национальный рейтинг университетов группы «Интерфакс», оценивающий активность университетов России в научно-исследовательской деятельности.

УДК 37.062.2

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

И. В. Аржанова
, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. E-mail: arzhanova@ntf.ru

Развитие взаимодействия университетов в части международного научно- технического и образовательного партнёрства в значительной степени зависит от интернационализации. Без интернационализации проблемы взаимодействия будут решаться очень точечно и конкретно, но не системно.

Ключевые слова: интернационализация, Стратегия экспорта образовательных услуг, международное сотрудничество, конкурентоспособность университетов.

УДК 378.147

ЕСТЬ СВОИ РАДОСТИ В КАЖДОМ ВИДЕ ТВОРЧЕСТВА

Борис Рувимович Мандель
, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, Doctor of science, honoris causa of International Academy of Natural History

Статья продолжает рассмотрение актуального и проблемного вопроса о педагогическом творчестве, его составляющих, содержании, развитии. Автор размышляет о компонентах структуры педагогического творчества, принципах и необходимости проведения работы по его развитию. В статье предпринята попытка с точки зрения современного педагога рассмотреть все аспекты обеспечения этой стороны деятельности педагога, её перспективы.

Ключевые слова: современный педагог, педагогическое творчество, профессиональный уровень, творческая личность, творческий потенциал, индивидуальный стиль.


THERE ARE PLEASURES IN EACH TYPE OF CREATIVITY

B. R. Mande
l, Ph.D., Professor of the Russian Academy of Natural Science, Doctor of science, honoris causa of International Academy of Natural History, Head of the Department of Pedagogy and Psychology NGI

The article continues consideration of a topical and problematic issue of pedagogical creativity, its components, content, development. The author refl ects on components of structure of pedagogical creativity, the principles and need of carrying out work on its development. In article an attempt from the point of view of the modern teacher to consider all aspects of providing this aspect of activity of the teacher, its prospect is made.

Keywords: the modern teacher, pedagogical creativity, professional skills, creative personality, creativity, individual style.

СКОЛЬКО НАМ НУЖНО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Вице-премьер Ольга Голодец не так давно заявила о том, что существующая экономическая ситуация в стране не требует такого количества специалистов с высшим образованием, которое готовят наши вузы. По её словам, у правительства есть довольно чёткий просчитанный баланс, согласно которому доля работников с высшим образованием должна составлять лишь треть от общего числа экономически активного населения. Это довольно смелое заявление вызвало неоднозначную реакцию образовательного сообщества.

ИСТОРИЯ СЛИЯНИЯ КРУПНЕЙШИХ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ С 2007 ГОДА

 На протяжении последних 10 лет в России активизировался процесс слияния государственных вузов для улучшения их эффективности. В 2012 г. министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что укрупнение вузов «преследует одну-единственную цель — улучшение условий обучения студентов, улучшение качества образования и повышение уровня научных исследований».

 НА ВОПРОСЫ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ Л. В. ФРАНЦУЗОВА, ЮРИСТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА