Ректор вуза №8

Ректор вуза №8

Электронная версия

1449.00 руб.
«КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ, РЕСУРСЫ, ОПЫТ»

На IV Международном форуме вузов, проходившем в Москве 2 июня 2016 г. по инициативе рейтингового агентства «Эксперт РА», обсуждались вопросы
стратегического развития вузов России. Приводим наиболее интересные высказывания участников дискуссии.

ПЯТЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

RAEX («Эксперт РА») провёл опрос руководителей ведущих вузов России в рамках ежегодного международного форума вузов «Конкурентоспособность
вузов и глобализация: вызовы, ресурсы, опыт», состоявшегося 2 июня 2016 г. в Москве. В опросе, посвящённом глобальной конкурентоспособности и затрагивающем наиболее злободневные вопросы развития высшей школы в России, приняли участие около 100 респондентов, включая руководителей ведущих вузов России — МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ, РАНХиГС, МИСиС, МЭИ, Воронежского государственного университета, Северо-
Восточного федерального университета и др. Опрос был проведён в интерактивном формате. В рамках голосования респондентам было
предложено ответить на пять вопросов, касающихся вызовов и препятствий глобализации, а также особенностей информационного поля, в котором сегодня конкурируют российские вузы.

УДК 331.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Дмитрий Ермаков


Практика применения новой системы оплаты труда (НСОТ) явно показывает, что до настоящего времени цели введения системы не достигнуты.
Формальная цель системы — сделать оплату труда оптимальной и придать ей стимулирующий характер. На практике происходит сокращение численности преподавателей и повышение интенсивности их труда. В результате падает качество образования в школах и вузах.

Ключевые слова: новые системы оплаты труда, фонд оплаты труда, профессорско-преподавательский состав.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА

Для обеспечения инновационного развития аграрной сферы, повышения качества жизни на селе и инвестиционной привлекательности АПК необходима подготовка специалистов, способных изучать, прогнозировать и разрабатывать средства, которые должны способствовать устойчивому развитию, обеспечивать безопасность и качество жизни сельского населения, защищать экологию и совершенствовать рациональное природопользование, сохранять культурную и национальную идентичность. Важное место в этом процессе занимает Казанский государственный аграрный университет, который уже почти 100 лет является одним из ведущих научно-образовательных центров подготовки высококвалифицированных кадров для сельского и лесного хозяйства по широкому спектру специальностей. Сегодня наш собеседник — ректор университета Джаудат Файзрахманов.

УДК 377

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наталия Молоткова, Андрей Егоров


Тамбовский государственный технический университет — один из базовых вузов региона в решении кадровых вопросов в большинстве сфер экономики области, имеющий позитивный опыт долгосрочного взаимодействия с предприятиями по различным аспектам образовательно-научной и инновационной деятельности.

Ключевые слова: профориентационная работа, потребности регионального рынка труда, образовательная траектория, взаимодействие со школами.

РЕКТОРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОВЕЛИ СОВЕЩАНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА НА ПЛОЩАДКЕ ФОРУМА «ИНЖЕНЕРЫ БУДУЩЕГО»

На площадке VI Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего — 2016», который проходил в Удмуртской Республике в
июле, состоялось заседание координационного совета в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» при Минобрнауки России по проблемам подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса.

УДК 378

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ LEAN В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

М.М. Степанова, А.Р. Денисов


Статья посвящена проблеме применения методологии Lean в управлении образовательными системами. Приводятся результаты исследований,
позволяющие сделать важные выводы и сформулировать управленческие решения по улучшению образовательной деятельности вуза.

Ключевые слова: методология Lean, управление образовательной деятельностью вуза, эффективность бизнес-процессов организации.

УДК 378

ПРОЗРАЧНОСТЬ В РОССИЙСКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ: ДОВЕРИЕ ИЛИ «ОБЩЕСТВО СПЕКТАКЛЯ»?

О.Н. Волкова


В статье сделана попытка ответа на вопросы: что означают концепты прозрачности и подотчётности применительно к академической сфере, в
каких формах они реализуются и к чему это может вести? Означает ли рост прозрачности в академической среде действительную объективность в оценках результативности? И ведёт ли он к росту доверия общества по отношению к институтам высшего образования, науки и внутри самого академического сообщества? Как меняется сам концепт доверия под влиянием этих практик?

Ключевые слова: прозрачность, подотчётность, доверие, рейтинги, индексы цитирования, наукометрия.

УДК 378

ЕДВА ЛИ ЕСТЬ ВЫСШЕЕ ИЗ НАСЛАЖДЕНИЙ, КАК НАСЛАЖДЕНИЕ ТВОРИТЬ…

Борис Мандель


Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса о педагогическом творчестве, его составляющих, содержании, развитии. Автор размышляет
о компонентах структуры педагогического творчества, принципах и необходимости проведения работы по его развитию. В статье
предпринята попытка с точки зрения современного педагога рассмотреть все аспекты обеспечения этой стороны деятельности педагога,
её перспективы.

Ключевые слова: современный педагог, педагогическое творчество, профессиональный уровень, творческая личность, творческий потенциал,
индивидуальный стиль.

WHETHER THERE IS HARDLY A HIGHEST OF PLEASURES AS PLEASURE TO CREATE…

© B.R. Mandel,

Ph.D., Professor of the Russian Academy of Natural Science, Doctor of science, honoris causa of International Academy of Natural History, Head of the Department of Pedagogy and Psychology NGI

The article is devoted to topical issue of pedagogical creativity of its components,
content, development. The author refl ects on the components of the structure of
pedagogical creativity, and the need for its development. The article attempts from
the perspective of a modern teacher to consider all aspects of a teacher’s activity, its
prospects.

Keywords: the modern teacher, pedagogical creativity, professional skills, creative
personality, creativity, individual style.