Ректор вуза №2

Ректор вуза №2

Электронная версия

1029.00 руб.
Работа над ошибками

Сегодня государство смотрит на высшую школу с надеждой. Наступило время, когда нужно задействовать все внутренние ресурсы, весь потенциал, который до сегодняшнего дня был в полузабвении и «пылился на полках истории». Та ситуация, в которой сейчас находится наша страна, требует немедленного сосредоточения всех интеллектуальных сил и возможностей. Как выбираться из экономического коллапса, как заставить промышленность работать и развиваться, разрабатывать и внедрять новейшие технологии, строить собственные станки и оборудование, самолёты и корабли, возрождать отрасли, находящиеся в полном упадке? В одночасье, одним указом это не решить. Причина нынешнего положения — в системных ошибках, накапливающихся десятилетиями. Начиная с нищенской зарплаты учителей, научных сотрудников и преподавателей вузов и заканчивая не всегда продуманными реформами образования и науки, государство получило на сегодняшний день то, что мы имеем: низкое качество образования, оторванность высшей школы от реального производства, «утечку мозгов» за рубеж...

После введения Единого госэкзамена выросло целое поколение, не умеющее «ни читать, ни говорить», игнорирующее такие сложные науки, как физика — необязательный предмет для ЕГЭ. Да и другие «необязательные» предметы превратились в изгоев в школьной программе. Давно позабыта астрономия, изгнанная из школы. Неудивительно, что, по результатам опросов, многие школьники теперь считают, что Солнце вертится вокруг Земли. И с таким багажом нам предстоит осваивать космические просторы?

Теперь мы начинаем понемногу исправлять допущенные ошибки. Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов накануне Нового года заявил, что из экзаменационных заданий ЕГЭ в 2015–2016 гг. будет полностью исключена так называемая часть «А», состоящая из вопросов с предложенными вариантами ответов. В прошлом году выпускники школ впервые за период введения ЕГЭ написали сочинения. Здравый смысл начинает побеждать и постепенно возвращает в школу то, что было утрачено. Но кто подсчитает, какие интеллектуальные потери мы понесли за все эти годы?

Возможно, наиболее ярко это почувствовали технические вузы — главная надежда нашей стоящей на коленях экономики. Им приходилось сначала заполнять пробелы в школьных знаниях своих первокурсников, а уж затем приобщать их к высшей школе. Но и здесь были расставлены «ловушки» в виде сокращённых программ бакалавриата, урезания практики, угрозы полной потери такого звания, как «инженер».

Ведущим вузам, таким как МГТУ им. Н.Э. Баумана, удалось преодолеть все препятствия и построить стратегию развития в соответствии с вызовами времени. Но как сложится дальнейшая судьба их выпускников, нашей экономики и государства в целом, зависит больше от политических решений, от того, насколько длинной будет сохраняться дистанция между правильными словами и реальными действиями.

Пишите нам по адресу: rectorvuza@panor.ru
Телефон редакции: (495) 664-2743.
С уважением,
Ирина Довгаль, главный редактор

Я — инженер!

А. Александров

В МГТУ им. Н.Э. Баумана действует комплекс новых научных центров и лабораторий, продолжающий линию построения связи «наука — образование — производство».

Владимир Васильев: «Будет сложнее — и это правильно»

Почему высшее образование больше не является гарантией профессионального успеха? Сколько учёных требуется сегодня нашей стране? И почему гуманитариев не становится меньше, несмотря на все усилия государства? О ситуации в высшей школе рассказал председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, глава Университета ИТМО Владимир Васильев.

Система непрерывного образования в аспекте кадрового подбора в АПК

В. Бабушкин, Е. Симбирских, А. Кривошеев, Г. Ширяева

Основными подходами к развитию системы дополнительного профессионального образования в аграрном вузе являются сетевая организация, консультирование, «обучение на заказ», опережающее обучение, использование дистанционной и смешанной форм обучения, которые способствуют обеспечению непрерывности образования, повышению качества подготовки выпускников.

Из опыта организации профориентационной работы с использованием интернет-технологий (на примере Архангельского областного института открытого образования)

Ю. Бобров, Т. Невзорова


На территории Архангельской области действует Региональная программа развития образования Архангельской области на период до 2016 года, в которой в числе ключевых задач рассматривается «формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда Архангельской области».

Вузовская наука и производство: стратегическое партнёрство

Л. Низова, Т. Яндулина


Для повышения объёма научных проектных работ в Поволжском государственном технологическом университете создано 24 малых инновационных предприятия.

Извлекать драгметаллы из угольной золы предлагают учёные ДВФУ

Технологию переработки отходов угольных электростанций в драгоценные металлы разработала группа учёных Дальневосточного федерального университета.

20 российских вузов вошли в топ-100 рейтинга БРИКС

Рейтинг лучших университетов стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) представила компания QS Quacquarelli Symonds.

Александр Шестаков: «Бег на длинную дистанцию — это победа над собой»

Ректором самого крупного на Южном Урале вуза Александр Шестаков работает второй выборный срок. Каким за это время стал Южно-Уральский государственный университет, мы видим и знаем. О том, через что пришлось пройти его ректору, какими были эти «пятилетки» для него, мы попытались выяснить у самого Александра Шестакова.

Диплом и ВКР: творить нельзя остановиться

Б. Мандель


Статья посвящена рассмотрению важного вопроса о написании студентами выпускных квалификационных работ и научном руководстве студенческими работами.

Новые тренды в образовании

Сможет ли онлайн-образование заменить традиционные университеты — этот вопрос обсуждали эксперты на конференции EdCrunch в НИТУ «МИСиС».

Математическое моделирование стоимости обучения на рынке образовательных услуг

А. Щиканов, С. Строганова, Л. Лукина


Результаты математического моделирования стоимости обучения на рынке образовательных услуг могут оказывать влияние на финансовое состояние учебного заведения, на потоки абитуриентов, на качественный состав студентов.

Есть ли коррупция в Минобрнауки? Заключение экспертов

Три доклада о мерах по борьбе с коррупцией в сфере образования были представлены участниками пресс-конференции в пресс-центре НСН.

Позитивные стороны международного межвузовского сотрудничества

В. Шакиев, Т. Исмагилова, В. Михайлов

Позитивные стороны международного межвузовского сотрудничества можно рассмотреть на примере программ Университета «Синергия», который активно сотрудничает с ведущими иностранными вузами, успешно реализуя международные программы «двойных дипломов».

Юридическая консультация

На вопросы наших читателей отвечает Людмила Французова, юрист, преподаватель Института профессионального образования и бизнеса