Ректор вуза №8

Ректор вуза №8

ЗА ЧЕРТОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Результаты последнего мониторинга эффективности вузов вызвали в образовательном сообществе целое цунами возмущения, зародившееся ещё на заседаниях так называемых рабочих групп. Скандальный демарш с такого заседания трёх депутатов Госдумы от «Единой России» и двух чиновников от столичного департамента образования обострил противостояние представителей партии власти и Минобра. Оказалось, что мнение депутатов министерство не интересовало. Все «партии» были расписаны заранее, и псевдообсуждение вылилось в навязывание единственно верной позиции Минобра. Тем не менее в итоге этот скандал заставил чиновников от образования несколько смягчить свою позицию.

Межведомственная комиссия милостиво согласилась считать нецелесообразной реорганизацию 46 государственных и муниципальных вузов и 172 филиалов, 26 негосударственных вузов и семи филиалов. Среди них такие уважаемые вузы, как Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, Московский архитектурный институт (государственная академия), Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Московский государственный строительный университет, Московский государственный университет путей сообщения. Если уж такие столпы отечественного образования мониторинг отправляет в список неэффективных, значит, наверное, что-то не то с самим мониторингом?

Российский Союз ректоров пришёл к выводу, что изначально заявленная Мин-обрнауки методология мониторинга и фактически применённая отличаются, как небо и земля. Сначала вузы собирались разделить на четыре региональные группы — разделили на 16, причём Калининградская область каким-то непостижимым образом составила отдельную группу. Обещали учитывать отраслевую специфику вузов — на деле оказалось, что у отраслевых вузов по различным показателям одинаковые пороговые значения с вузами, не имеющими специфики. В итоге отраслевые вузы в некоторых региональных группах, будучи единственными в своей отрасли, оказались с четырьмя признаками неэффективности.
В целом же 35 вузов инженерного профиля попали в зону риска. И это в то время, когда страна остро нуждается в подъёме инженерного образования! Вместо того чтобы помочь усилить позиции этих вузов, Минобрнауки предлагает их ликвидировать. Такое непродуманное «хирургическое вмешательство» может нанести непоправимый урон региональным вузовским комплексам, что приведёт к дисбалансу развития территорий.

Настало время, когда вузовское сообщество должно консолидировать своё мнение и твёрдо отстаивать свои позиции. Иначе за чертой эффективности может оказаться всё наше образование.
Пишите нам по адресу: rectorvuza@panor.ru
Телефон редакции: (495) 664-2743.

С уважением,
Ирина Довгаль, главный редактор

Эффективность вузов равна эффективности Минобрнауки

По итогам очередного мониторинга Министерства образования и науки 70 государственных вузов имеют признаки неэффективности.

Вузы должны гарантировать высокий уровень подготовки

В. Садовничий


Необходимо создание условий развития тем вузам, которые обеспечивают экономику страны и регионов качественными специалистами.

Момент истины

О. Каширина


Казалось бы, мониторинг вузов, предложенный Минобром, должен выявить перекос, когда экономистов и юристов в разы больше, чем нужно. Однако в нынешнем году в зону риска попали 35 инженерных вузов.

О необходимости изменения показателей оценки эффективности деятельности вузов

О. Григораш


В статье обосновываются предложенные автором показатели оценки эффективности, с помощью которых можно оценить способность вуза давать необходимые знания для качественной подготовки выпускников.
Качество воспитательной работы будет возвращено в структуру критериев аккредитации вузов
В мае 2014 г. в рамках деловой программы Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна» в Тольятти прошла панельная дискуссия «Развитие воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования».

Формализм мониторинга вузов

Г. Белоконев


Авторы мониторинга абстрагировались от многих существенных критериев оценки работы вузов, прежде всего от причин, породивших их неэффективность.

Обращение преподавателей вузов о ситуации в высшем образовании

Публикуем петицию преподавателей, требования которой были приняты 17 июня на Форуме преподавателей вузов Москвы, организованном региональным профсоюзом работников высшей школы России «Университетская солидарность».

Задачи выполнены, цели поставлены

Общественный совет при Минобрнауки России обсудил цели и задачи ведомства на 2014 г., правила приёма в вузы и студенческое самоуправление.

Начало большого пути будущих мастеров дебатов

В Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова состоялась Открытая школьная лига по парламентским дебатам на Кубок ректора.

Новое слово в подготовке к стандартизованным экзаменам

Оптимальная подготовка учеников к сдаче стандартизованных экзаменов ЕГЭ и ОГЭ является одной из серьёзнейших задач, которые стоят перед системой среднего образования. Реализация учениками своего потенциала при сдаче экзамена позволяет привести уровень знаний и навыков абитуриента в соответствие с требованиями вуза.

Влияние Интернета на вовлечённость россиян в непрерывное образование

Непрерывное образование становится всё более распространённой практикой в России.

В битве интеллектов победили питерцы

Студенты Санкт-Петербургского государственного университета стали победителями 38-го студенческого чемпионата мира по программированию Ассоциации вычислительной техники (ACM-ICPC), глобальным спонсором которого выступает компания IBM (NYSE: IBM).

Университеты помогают технопаркам в подготовке экспертов

2–4 июня 2014 г. в Москве прошёл III Международный саммит технопарков и бизнес-инкубаторов «Технопарки как новые драйверы развития национальной экономики».

Гарольд Стронг: «Следуйте своим мечтам!»

О том, как и зачем учебные заведения сотрудничают с индустрией технопарков, в интервью рассказал директор Discovery Park — исследовательского парка при Университете Северного Техаса Гарольд Стронг, участвовавший в III Международном саммите технопарков и бизнес-инкубаторов, который проходил в Москве.