Ректор вуза №6

Ректор вуза №6

В ЧЁМ СИЛА ВУЗА?

Сегодня перед высшей школой страны поставлена амбициозная задача: добиться конкурентоспособности на мировом образовательном рынке. Для этого, естественно, необходимо присутствовать в мировых рейтингах университетов. Задача непростая. 15 ведущих университетов России, отобранных международной комиссией, начали путь в соответствии со своей «дорожной картой» к вершинам мировых рейтингов. Но догонять всегда сложнее, тем более когда лидеры не стоят на месте, а продолжают интенсивно развиваться и двигаться вперёд.

В нынешних политических условиях, когда на Россию распространяются всевозможные санкции, наших научных сотрудников не пускают в зарубежные лаборатории и запрещают американским учёным поддерживать контакты с российскими коллегами, задача «догнать и перегнать Америку» в области высшей школы становится ещё сложнее. Да и не в этом суть. Главное — действительно поднять уровень обучения и научных исследований в наших университетах. А для этого прежде всего необходимо заботиться о кадрах, профессорско-преподавательском составе университетов. Без должной мотивации, выраженной не только в материальных, но и в моральных стимулах, повысить качество преподавателей невозможно.

Ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета А.И. Рудской уверен, что сила любого вуза — в его сотрудниках. Только они смогут сделать вуз конкурентоспособным. При этом важно соблюдать баланс между заслуженными ветеранами науки и преподавания и молодыми, активными преподавателями. Как этого достичь — задача нетривиальная для каждого ректора. Но главное — он должен уважать и даже любить своих сотрудников, проявлять о них отеческую заботу, ценить инициативу и поощрять генераторов новых идей. Только при таких условиях можно достичь успеха.

Пишите нам по адресу: rectorvuza@panor.ru
Телефон редакции: (495) 664-2743.

С уважением,
Ирина Довгаль, главный редактор

Проверки вузов — стимул к их совершенствованию

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что в 2014 г. планируется проверить около 500 вузов и филиалов — четверть от их общего числа.

Андрей Рудской: «Сделать вуз конкурентоспособным могут только кадры»

Как сделать российские университеты конкурентоспособными? Как найти собственный фокус идентичности университета? На эти и другие вопросы отвечает ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета А.И. Рудской.

Ярослав Кузьминов: «Мы защищали и будем защищать права наших студентов и преподавателей»

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов дал интервью радиостанции «Эхо Москвы» о недавнем и современном состоянии сферы среднего, специального и высшего образования в России, об истории создания Высшей школы экономики и её сегодняшнем дне, о лицее «Вышки». Публикуем выдержки из этого интервью.

С опорой на традиции построить вуз будущего

18 марта в одном из старейших строительных вузов России — Воронежском государственном архитектурно-строительном университете — состоялись выборы ректора, на которых весьма убедительную победу одержал кандидат технических наук Сергей Колодяжный, набравший более 80% голосов. Мы попросили Сергея Александровича рассказать о том, какой ему видится стратегия развития университета.

Присуждение учёных степеней — на совести диссертационных советов

О перспективах и новациях в системе защиты диссертационных работ рассказал председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов.

Открытое занятие в вузе: право, обязанность, честь?

Б. Мандель

Статья посвящена рассмотрению важного и спорного вопроса о проведении открытых занятий в высшем учебном заведении, их необходимости, оценивании, пользе в педагогическом процессе современного высшего учебного заведения.

К вопросу о потребности в педагогических кадрах

К. Чуркин, Л. Нуриева, С. Киселёв


В Омском государственном педагогическом университете существуют собственные методики прогнозирования рынка труда учителей, и ещё в 2009 г. сделан прогноз до 2027 г. \

Взаимосвязь высшего образования и трудовой занятости (на примере Иркутской области)

О. Баева


Совершенствование системы статистического учёта, появление новых показателей для оценки изменений на рынке труда позволяют выполнить анализ спроса и предложения рабочей силы в разрезе уровня квалификации и образования.

ИТ в образовании: без них нельзя, но их одних недостаточно

Какие ИТ-инструменты оказываются наиболее эффективными для повышения качества обучения, с какими проблемами сталкиваются образовательные учреждения при внедрении ИТ в свою деятельность и как их решают? На эти вопросы отвечают эксперты — представители образовательных учреждений, разработчики ИТ-решений и руководители интеграторских и консалтинговых компаний.

Критики за партами, или Как учат думать в университете

В споре рождается истина, особенно если это спор научный. Вовлечь студентов в критические дискуссии пытаются немецкие преподаватели. Насколько хорошо это у них получается?

Юридическая консультация

На вопросы наших читателей отвечает Людмила Французова, юрист, преподаватель Высшей школы экономики и сервиса
Официальные документы

Приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 7

«Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук»