Музей №4

Музей №4

Электронная версия

665.00 руб.
Когда один переезд равен двум пожарам

Многие российские музеи сегодня стоят на пороге переезда. Для кого-то строят новое здание или фондохранилище, кому-то предстоит освободить постройки церковного назначения или нужно временно выехать на время реставрации. Регулирует ли этот процесс руководство Министерства культуры РФ? Мы обратились за разъяснениями к начальнику отдела Музейного фонда Департамента культурного наследия Н.В. Чечель.

Не может быть двойных стандартов

Так считает заместитель директора по научно-фондовой работе, главный хранитель Государственного исторического музея, кандидат исторических наук М.В. Чистякова, с которой мы беседовали в рамках подготовки этого номера.

Из пережитого и переживаемого

Наталья Абакумова, Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, Калуга

Н.А. Абакумова, ранее возглавлявшая Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» в Подмосковье, а ныне директор Государственного музея истории космонавтики в Калуге, дважды столкнулась с процессом модернизации музеев, а следовательно, и перемещением их коллекций. Своим опытом она делится с теми, кому это предстоит.

«Гостевые экспозиции»: от временного размещения фондов к сотрудничеству


Олеся Семенова, Леонид Назаров,
Политехнический музей
Виктория Черненко, Геологический музей им. В.И. Вернадского

Проблема ежегодного увеличения количества экспонируемых предметов стоит сейчас перед каждым музеем. Способов ее решения достаточно — обновление экспозиции, увеличение количества выставочных проектов, открытие запасников. А что делать, если музей закрыт на реконструкцию, находится в стадии переезда или размещения на временных площадках? Из опыта московского Политехнического музея по созданию «гостевых экспозиций» на партнерских площадках.

Перемещение гигантов

Любовь Котикова, Музей-заповедник «Куликово поле»

Проблема перемещения «музейных гигантов» знакома многим музеям. В экспозициях Государственного музея-заповедника «Куликово поле» можно увидеть бытовую и гончарные печи, домницу, вес которых превышает тонну. В статье пойдет речь о том, какой путь совершают уникальные археологические находки, чтобы обрести новую жизнь в музее.

Диппи отправляется в путь

Ольга Зубарева

Лондонский Музей естественной истории приступил к реализации одного из самых масштабных за последние годы проектов: большому турне самого известного экспоната — копии скелета диплодока, знаменитого Диппи, который почти 40 лет стоял в центральном зале музея и был первым, что видел каждый входящий посетитель.

«Уроки революции»

Иван Черкасов, Красноярский краевой краеведческий музей

Юбилейный выставочный проект «Уроки революции» Красноярского краевого краеведческого музея поставил задачу привлечения аудитории к размышлению, обсуждению и анализу событий, которые потрясли Россию 100 лет назад. Он побуждает сделать выводы и извлечь уроки.

1917-й. Великая русская революция


Кристина Янеке, Германия

К 100-летнему юбилею события, во многом определившего историю ХХ века, Швейцарский национальный музей и Немецкий исторический музей приурочили проведение временных выставок.

«Албазин — древняя столица Приамурья»

Елена Коваленко,
Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, Благовещенск

Экспозиция, которую представляет автор статьи, посвящена героической истории Албазинского острога — первого укрепленного поселения русских на Амуре в XVII веке. Она была создана в рамках плана мероприятий Федеральной целевой программы «Культура России».

Как экспонировать палеонтологические коллекции

Сергей Наугольных, Геологический институт РАН, Москва

Одна из возможностей сохранения высокого уровня экспозиций по палеонтологии, по мнению автора, — партнерство между профессиональными учеными, музеями, в особенности региональными, и любителями палеонтологии, организация музейных коллоквиумов, лекториев и семинаров с участием всех заинтересованных сторон.

Спектакль для музейного зрителя

Галина Спиридонова, Серпуховский историко-художественный музей

Автор статьи показывает, что привлечь внимание посетителя к произведениям изобразительного искусства, сделать экспозицию более доступной для всех слоев общества можно с помощью метода театрализации, который успешно применяется в деятельности Серпуховского историко-художественного музея.

Пространство сотрудничества

Елена Полутова,
средняя школа № 210, Санкт-Петербург

Более 10 лет сектор музейной педагогики Музея «Исаакиевский собор» реализует разнообразные культурно-образовательные программы для детской аудитории, в том числе в помощь учебной программе по предметам «Основы религиозной культуры и светской этики», «История и культура Санкт-Петербурга», «История России».

Три времени в одном музее

Ирина Догадина,
Музей металлургической промышленности

В 2016 году в Череповце завершилось создание Музея металлургической промышленности. Этот новый музейный объект Вологодчины называют информационным порталом, связывающим прошлое, настоящее и будущее.

Школа музейного мастерства

Карина Назанян,
Военно-медицинский музей Министерства обороны РФ

Статья посвящена некоммерческому проекту Военно-медицинского музея «Школа музейного мастерства», который нацелен на повышение профессиональной компетенции сотрудников музеев Санкт-Петербурга.