Музей №3

Музей №3

Электронная версия

665.00 руб.
«Полезный» музей или сохранение наследия?

Томислав Шола, кафедра музеологии и управления наследием Загребского университета, Хорватия

Данная публикация представляет собой фрагменты лекции, которая была прочитана профессором Томиславом Шолой в Государственном музее истории ГУЛАГа в ноябре прошлого года. Некоторые из высказываний всемирно известного музеолога могут показаться неожиданными и даже спорными, однако, возможно, именно они побудят задуматься о том, к чему призван музей сегодня.

Джон Коттон Дана: от «музейной скуки» к «новому музею»

Виталий Ананьев, СПбГУ

Видный американский музейный и библиотечный деятель Джон Коттон Дана (1856–1929) вошел в историю музееведческой мысли и музейного дела как автор оригинальной концепции «полезного музея», испытавшей определенное воздействие философии прагматизма Джона Дьюи и идей прогрессизма.

Из книг

Джон Коттон Дана

Публикуемые фрагменты из статей Д.К. Дана представляют его взгляд на перспективы развития музея, который должен быть «полезным» и отражать запросы местной общины.

Для тех, кому за 50

Елена Медведева

Год назад, в Музее-мастерской Д.А. Налбандяна стартовал проект «Обучение планшетной грамоте», адресованный людям старшего возраста, и он оказался весьма востребованным этой аудиторией.

«Музей без возраста»

Светлана Лучникова, Анастасия Шипицина,
Музей современного искусства PERMM

У Музея современного искусства PERMM появилась группа поддержки из людей третьего возраста, которые уверены: занятия с художниками, участие в мастер-классах по современному искусству благоприятно влияют на все органы чувств (зрение, обоняние, осязание), а главное — способствуют снижению неблагоприятного воздействия внешней среды. Благодаря их инициативе в музее созданы мини-выставки, инсталляции, перформансы, возникли новые идеи для детской площадки в рамках «Ночи искусств».

Центр инклюзии

Ирина Донина,
Государственный музей истории религии

Современный музей расширяет свои границы, становится активным агентом социальных процессов, для чего ему необходим действенный инструментарий. Таковым является музейная инклюзия - процесс активного включения в социальную жизнь всех категорий граждан независимо от их физических или ментальных особенностей.

Многоконфессиональный Сестрорецк

Олеся Леонтьева,
Историко-культурный музейный комплекс в Разливе, Санкт-Петербург

Осенью прошедшего года в Музейном комплексе в Разливе состоялась выставка, которая рассказала о насыщенной этноконфессиональной истории города и культовых зданиях, существующих в Сестрорецке: синагоге, лютеранской кирхе, католической каплице, православных церквях. Проект удалось подготовить при участии местных конфессиональных сообществ и жителей Сестрорецка, предоставивших предметы из своих коллекций.

Уралмаш: опыт формирования локальной идентичности

Сергей Каменский,
Музей истории Екатеринбурга

Выросший вокруг флагмана социалистической индустрии городской район Уралмаш в советские годы отличался развитой инфраструктурой и насыщенной культурной средой. В лихие 1990-е район превратился в центр криминальных разборок, но восприятие его жителями себя как особой части города осталось. Реальна ли здесь «культурная перезагрузка»? Возможна ли она при участии местного сообщества? Об этом - рассказ куратора проекта, директора Музея истории Екатеринбурга.

«Коммунальная Одиссея»

Екатерина Ойнас,
Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие», Коломна

История последних десятилетий заключена в памяти живущих с нами людей, а хранителем, исследователем и интерпретатором наследия личных историй становится музей.

Традиции для будущего

Екатерина Рычкова,
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

На переломе времен, в эпоху стремительной смены технологий и пересмотра взглядов на традицию именно музей становится институтом, в задачи которого входит развивать, изучать и интерпретировать опыт ремесленников, фиксируя новейшие достижения и сохраняя свидетельства эстетических и технических изменений в народном искусстве XXI века.

Музей кружева и моды города Кале

Музей, где представлена история развития кружевного производства, был создан по инициативе мастеров кружева с целью сохранения и продвижения продукции кружевной индустрии. Но музей успешно справляется не только с этой задачей. Будучи муниципальным, он служит местному сообществу и самым положительным образом влияет на городскую среду. 

«Музей для всех: реальность или иллюзия?»

Летом 2015 года в г. Сент-Галлене состоялся 15-й международный симпозиум, организованный на Боденском озере ИКОМ Швейцарии при активном участии коллег из Австрии и Германии. Тема этой встречи не потеряла своей актуальности и сегодня и продолжает волновать музейных специалистов во всем мире - «Музей для всех: реальность или иллюзия?». 

Экскурсовод: горизонты профессии

Александр Бредюк, Музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург

Музей - детям, музеи - школе, музеи - местному сообществу, музеи, музеи... Рост их количества во всем мире - не причина для беспокойства и не предмет для серьезного обсуждения. В стремительно меняющемся мире каждое явление с течением времени обретает свое место. Важно другое: насколько мы сами верно понимаем происходящее и можем ли рассчитывать на то, что наши чаяния реализуются.

Революция в музее, или Особенности первых советских музейных экспозиций

Тарас Поляков, Институт природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева

Октябрьская революция внесла два основных изменения в экспозиционно-выставочную деятельность отечественных музеев. Первое касалось терминологии, второе- объекта и методов экспозиционного проектирования.

Говорящие скалы Гобустана

Анна Григорьева

Статья посвящена Гобустанскому музею-заповеднику в Азербайджане, в 2013 году вошедшему в число победителей конкурса «Лучший европейский музей года». По мнению автора, память сохраняемого им ландшафта неисчерпаема, но голос он обретает лишь благодаря профессиональным комментариям специалистов и личному опыту посетителей, которые могут познакомиться как с музеем петроглифов под открытым небом, так и с современными интерактивными экспозициями.