Музей №10

Музей №10

Электронная версия

609.00 руб.
«Ведомый данными», или Шаг вперед

В Политехническом музее в Москве полным ходом идет реконструкция, предполагающая создание экспозиции, которая соответствовала бы современному техническому и технологическому уровню, а может быть, и превосходила его. О том, каким музей станет совсем скоро, мы попросили рассказать заместителя генерального директора по информационным технологиям Михаила Яковенко.

Фантастика становится реальностью

Владимир Определенов, Юлия Бузина,
ГМИИ им. А.С. Пушкина

Еще недавно технология виртуальной реальности воспринималась как фантастика и использовалась лишь в индустриях кино и развлечений, требовала огромных бюджетов и специальных условий просмотра, а теперь, положив в картонные очки простой смартфон, можно смотреть кино, играть в игры, посещать другие города и страны, учиться, осваивать новые профессии, проводить тренинги. Обилие производителей VR-контента сделало его относительно дешевым и поэтому массово доступным.

Цифровые технологии: о чем стоит задуматься?

Анна Михайлова,

Государственный исторический музей

Новости о цифровых технологиях поступают ежечасно: большие данные, виртуальная реальность, машинное обучение, социальные сети. Как разобраться в этом многообразии информации и сосредоточиться на том, что действительно важно? В статье предлагается обзор трех тенденций, которые будут актуальны в ближайший год.

Предметно-мультимедийные инсталляции

Виктория Черненко,

Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН

Аудиовизуальные и светотехнические решения значительно расширяют возможности транслировать хранимое наследие, соотнося реальность, воплощенную в музейных предметах, и научно реконструированное знание. Наиболее успешно реализовать проектные идеи позволяют предметно-мультимедийные инсталляции-«погружения», способные повысить зрительский интерес.

Образовательный и эмоциональный ресурс виртуальной выставки

Ольга Симанова, Аркадий Лямин,
Тольяттинский краеведческий музей

Многие музеи используют виртуальный выставочный формат. Однако зачастую виртуальные музеи — это лишь панорамы экспозиционных залов или изображения с поясняющим текстом. Такие проекты имеют в основном информационный характер и вряд ли способны эмоционально задеть посетителя. Из опыта работы Тольяттинского краеведческого музея.

От музея древностей в XXI век

Ольга Соболева,
Новгородский музей-заповедник

О новых цифровых и мультимедиапроектах Новгородского музея-заповедника.

Технология вытесняет артефакт: миф, угроза или реальность?

В ноябре в Москве при поддержке ИКОМ России и Ассоциации «АДИТ»в рамках Международной выставки «Аудиовизуальные и информационно-коммуникационные технологии» состоялся круглый стол, посвященный подходам к восприятию и взаимодействию музеев с мультимедиаиндустрией.
Предлагаем обзор наиболее важных проблем, которые обсуждали его участники:
• Как органично включить аудиовизуальные технологии в музейное пространство?
• Как соблюсти баланс между экспонатом и цифровым сопровождением?
• Как избежать диктата мультимедиа в дизайнерском решении экспозиции?
• Как достигнуть успешного взаимодействия с поставщиком оборудования?
• Как привлечь внимание посетителя к мультимедиа так, чтобы оно не заменило собой общение с артефактом?

Экспонаты и артефакты на века

Ирина Смирнова,
«Panasonic Россия»

В современных условиях бурного развития технологий задача сохранения историко-культурного наследия — одна из важнейших задач музеев — получает новые вызовы и новые возможности. Задача эта не только гуманитарная, но и техническая: цифровые копии музейных артефактов нужно создавать и хранить в течение многих лет, при этом стоимость хранения должна радовать владельца. Разработанная компанией Panasonic технология freeze-ray™ позволяет размещать много сотен терабайт защищенной от утраты и подделки информации, хранить ее до 100 лет без необходимости перезаписи, а также работать с ней из любой точки мира.

АДИТ: 20 лет партнерства

Наталья Толстая

Фото А.Артамонова

АДИТ — если ты можешь расшифровать эти четыре буквы, значит, ты имеешь отношение к информационным технологиям в музее.

В 2016 году Некоммерческое партнерство «АДИТ» отметило свое 20-летие. Можно сказать, что это и 20-летие широкого применения компьютеров в музейном деле: и для работы сотрудников, и в качестве информационных систем в помощь хранителям и сотрудникам отделов учета, и, разумеется, в экспозиции.

«З.А.Г.С. — Зарисовки. Анимация. Горцы. Свадьба»

Лилия Галазова,

Северо-Кавказский филиал ГЦСИ, Владикавказ

О выставочном проекте Северо-Кавказского филиала ГЦСИ, ставшего победителем ХII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Экспрессивной точкой проекта стал анимационный фильм, «ожививший» с помощью новых технологий рисунки Махарбека Туганова — собирателя фольклора, педагога и художника.

Культурное наследие в цифровую эпоху

Симона Штольц,
Рейнвард Академия, Амстердам

Быстро развивающиеся технологии меняют все вокруг, в том числе и работу с культурным наследием. О том, как это происходит, рассказала специалист в области цифровых медиа и музейного дела на лекции, которая состоялась в рамках образовательной программы Политехнического музея на базе НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. Публикуем фрагменты этой лекции, выделяя основные тезисы докладчика.

Больше, чем музей
Национальный музей афроамериканской истории и культуры в городском пространстве


Ольга Сапанжа

24 сентября 2016 года в столице США городе Вашингтоне торжественно открылся новый Национальный музей афроамериканской истории и культуры, входящий в состав Смитсоновского института. Все в этом открытии было показательно и символично: и то, что открыл его первый афроамериканец, ставший главой государства, и то, что создание музея пришлось на период очередного обострения африкано-американских отношений, и то, что сама архитектура музея со всей силой демонстрирует ставшую уже привычной и очевидной идею о новом предназначении музея в XXI веке.

«Мы ищем необычные решения…»

О том, как готовится к юбилею революционных событий 1917-го Государственный центральный музей современной истории России, мы беседуем с ученым секретарем музея Н.В. Аникиным.

Туземное кураторство как нематериальное культурное наследие

Кристина Крепс,
Университет Денвера, США
Christina.Kreps@du.edu

Отрицая подход к музею как к феномену исключительно западной культуры, автор статьи рассматривает незападные модели музеев, методы кураторской деятельности и концепты сохранения культурного наследия, для чего использует термин «туземное кураторство».

Общее собрание ИКОМ России: анализ трехлетней работы и новые горизонты

6 октября 2016 года в Центральном музее Великой Отечественной войны (Москва) состоялось III общее собрание ИКОМ России. В рамках этого важнейшего для организации мероприятия обсуждались текущие дела и стратегические планы ИКОМ России, а также прошли выборы президента и членов президиума на период 2016–2019 годов.