Музей №3

Музей №3

Электронная версия

539.00 руб.
«Самостоянье человека — залог величия его»

Сохранению традиций как основы развития современной культуры сегодня уделяет большое внимание все мировое музейное сообщество. Об этом мы беседуем с Н.Н. Грамолиной — экс-директором Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова.

Александр Шолохов. Наследие и наследники

Национальная идея, которую мы так настойчиво ищем, не может заключаться в увеличении валового внутреннего продукта. Она — в нашем необъятном культурном наследии. Пока мы этого не осознаем, нас неизбежно ждут негативные процессы в обществе, которые преследуют тех самых «иванов».

Лариса Юсифова. «Чыл-Пажи» — Новый год по-шорски

С первых дней существования музей-заповедник «Томская Писаница» большое внимание уделяет проведению национальных календарных праздников. Автор пытается дать свой ответ на вопрос — зачем проводить их в музее, если усилиями энтузиастов возрождены они в местах компактного проживания шорцев?

Наталья Виноградова. «Тетрадка псковских песен, записанных с голоса»

Работа по изучению местной традиционной народной культуры ведется в Пушкинском заповеднике с 1980-х годов, но со временем стало ясно: без приобщения к ней самих жителей невозможно вернуть им чувство собственной самобытности и преемственности. Данный проект поддержан Фондом Тимченко.

Елена Куценко. Фабрика и ее коллекция

Московская область — регион, широко известный народными художественными промыслами: это и Жостово, и Павловский Посад, и Вербилки, и Гжель... Но только в Федоскино благодаря усилиям Министерства культуры Московской области удалось музеефицировать и обеспечить надлежащий учет и хранение уникальной коллекции образцов лаковой миниатюрной живописи.

Можно ли в одну и ту же реку войти дважды?

О судьбах традиционных народных промыслов рассуждают Е.В. Куценко, заместитель председателя экспертного совета по народным художественным промыслам Московской области, и О.В. Докучаева, заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Царицыно».

Екатерина Васильева. Музей как способ поддержки промысла

Используя данные Ассоциации «Народные художественные промыслы России», автор анализирует нормативно-правовые акты, состояние предприятий народных художественных промыслов, рассматривает в качестве примера сотрудничество Петербургского музея кукол и производства «Потешный промысел».

Алия Ходаковская. «Деревянное золото Хохломы»

В музее-заповеднике «Царицыно» хранится внушительная коллекция произведений хохломского промысла, в особенности сёминской хохломы. Представленная сегодня на выставке, она была в значительной мере сформирована благодаря большому знатоку народного искусства Ю.В. Максимову, который неоднократно выезжал в 1980-е с экспедициями
в Поволжье.

Следуя традициям Кустарного музея

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства начались работы по созданию новой экспозиции. Какие новые акценты в презентации традиционного народного искусства намерен сделать музей, чем отличаются его задачи от тех, что решал Кустарный музей, — об этом мы беседуем с его директором Е.В. Титовой.

Оксана Вахромеева. «Майский дух» Никиты Благово

Статья посвящена обладателю Анциферовского диплома «За лучшую научно-исследовательскую работу о Петербурге в 2003–2005 годах», лауреату Международной премии Н.К. Рериха (2009), премии имени академика Д.С. Лихачёва (2010), автору нескольких монографий и многочисленных публикаций, создателю Музея гимназии и реального училища Карла Мая в Санкт-Петербурге.

Александр Бредюк. Радости и заботы музейного педагога

Автор статьи, сотрудник Государственного музея Арктики и Антарктики, представляет цикл музейных уроков и размышляет о том, какие подходы к организации образовательной деятельности музеев сегодня являются наиболее актуальными.

Александр Ушкарев. Аномалии современной музейной аудитории

Первые материалы социологических опросов на экспозиции и выставках Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу («Искусство ХХ века») выявили некоторые особенности аудитории посетителей, нетипичные для публики искусства в целом. Об этих и других результатах исследования рассказывает его руководитель.

О подготовке музейных специалистов

Статья открывает серию обзоров образовательных программ по подготовке музейных специалистов в российских вузах. Первая публикация — о программе «Музейное дело» в магистратуре факультета прикладной культурологии Высшей школы экономики в Москве.

Политехнический в человеческом измерении

В конце 2015 года вышла в свет книга воспоминаний Гургена Григоряна, в которых он откровенно рассказывает о событиях, участником которых оказался, об эпохе, в которой он рос, учился и работал, и, что особенно важно для читателей нашего журнала, о 25 годах своей работы в музее.