Музей №1

Музей №1

Электронная версия

427.00 руб.

Уважаемые коллеги!

Вы держите в руках первый номер нового 2015 года. Спасибо всем, кто остался верен нашей подписке.
Во всех странах образование считается важнейшей функцией музеев. Но всегда ли то, что адресуют музеи своей аудитории, действительно соответствует современным подходам к образованию? Еще в конце XIX века русские педагоги Н. Корф, К. Ушинский выступали с идеей расширения школьного образовательного пространства с помощью экскурсий в природу, в город, в музеи. В последующие годы, разделенные разной ведомственной подчиненностью, отечественные музеи и школа долго не могли найти общего языка. Сегодня на новом витке исторического развития мы вновь возвращаемся к идеям педагогов-реформаторов прошлого.
В этом номере мы обращаемся к опыту проведения «Уроков в музее», которые стали внедряться во многих регионах. Но пока только в столице благодаря совместному решению Департаментов культуры и образования удалось сформулировать действительно современные критерии к музейным урокам. В соответствии с требованиями новых Федеральных образовательных стандартов школьники не должны получать готовой информации, их надо учить извлекать ее самостоятельно из самых разных источников. И музейное образование также должно соответствовать этим требованиям. Не только ребенок, но и взрослый, переступая порог музея, оказывается на «уроке в музейной школе». Ряд публикуемых материалов посвящен вопросам формирования исторического сознания россиян и обсуждению проблем трансляции «трудных» периодов отечественной истории. Сегодня, когда перед музеями все чаще ставятся задачи патриотического и гражданского воспитания, главное – понимать ценность объемного, а не одностороннего подхода, основанного на научных достижениях и новых знаниях. Обратите внимание на очередное интервью, которое подготовила для нашего журнала директор музея «Поленово», аспирантка Школы Лувра Н. Поленова. Известный бразильский музеолог Сисеро Антонио Фонсека де Алмейда особое внимание в нем уделяет роли музеев в современном мире и вводит термин «социальная музеология». Надеемся, что и другие материалы этого номера покажутся вам интересными.

Елена Медведева
e-mail: journalmuseum@gmail.com
http://www.facebook.com/journalmuseum

Музеи и образование – навстречу друг другу

Несколько месяцев назад Советом по межведомственному взаимодействию, учрежденным тремя министерствами – культуры, образования и спорта, была создана Рабочая группа по
расширению возможностей музеев в образовательной деятельности. Есть ли надежда, что она сдвинет с мертвой точки то, что провозглашено уже на всех уровнях?

The museums and the education sphere meet each other

И вновь школоцентризм?

М. Мацкевич, Е. Медведева
Слово школоцентризм в музейных кругах имеет отрицательный смысл, обозначая пройденный в 1930–1950-е гг. период примитивной замкнутости музеев на потребностях образования. Сегодняшний интерес к расширению образовательного пространства школы с помощью музеев и столичный проект «Урок в музее» к такому школоцентризму отношения, конечно, не имеют.

M. Matskevich, E. Medvedevа. School-centered approach – again

От музейного занятия к музейному уроку

Е. Лысенко
Музей политической истории России является безусловным лидером отечественной музейной педагогики, поскольку пристально следит за тем, что происходит в современном образовании и старается отвечать на новые запросы. Это доказывает содержание данной статьи.

E. Lysenko. From museum occupation to a museum lesson

О важности партнерства с городской администрацией

Е. Терюкова, Т. Пчелянская
Правительство Санкт-Петербурга уже третий год финансирует городскую программу «Толерантность», обеспечивая бесплатное посещение школьниками музейных уроков.

E. Teryukova, T. Pchelyanskaya. About importance of partnership with city-management

Урок региональной истории

Н. Недосекина, Е. Тарабанько
Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова все более активно утверждает себя как важнейший институт образования, расширяя сотрудничество с педагогическим сообществом. Более 80% школ города постоянно работают по договору с музеем.

N. Nedosekina, E. Tarabanko. Regional history. lesson

Урок толерантности

А. Макарчук
Центр толерантности – проект, не имеющий аналогов в России, который призван распространять идеи и ценности равноправия национальных культур и религий. О содержании, принципах и формах работы с аудиторией рассказывает его директор.

A. Makarchuk. Tolerance. lesson of

Урок патриотизма

Л. Бондаренко
В Волгоградском музее ««Дети Царицына-Сталинграда-Волгограда» убеждены: система воспитания патриотов, высшей доблестью для которых была достойная гибель, начала давать сбои уже во время Афганской войны. Неизбежная демифологизация войны разрушит эту систему окончательно. Нужно оставить уходящим поколениям их прежних героев, а новое поколение обретет своих.

L. Bondarenko. Patriotism lesson

Воспитываем и учим – чему и как?

В программу недавно состоявшегося II Сибирского музейного форума (Красноярск, 2014) была включена дискуссия «Музеи России. Итоги XX века. Отражение», на которой обсуждалась роль музеев в формировании исторического сознания, в частности, путем трансляции «трудных» периодов отечественной истории. Предлагаем читателям ее обзор.

Educate and study – what and how

Музейный урок (Опыт постановки его в Курском краеведческом музее)

Т. Самсонов.
Публикуя статью из журнала «Советский музей» 1934 г., мы обращаемся к прежнему опыту реформирования образования, который был направлен в сторону использования активных методов работы с учащимися, одним из которых стал урок в музее.
T. Samsonov. Museum lesson (Kursk local history museum implementation

Сотрудничество с учителем: из опыта США

Н. Макарова
Характерной чертой деятельности американских музеев является стремление к налаживанию прочных контактов с учителями, которые рассматривают музеи как партнеров и помощников в своей образовательной деятельности

N. Makarova. Cooperation with the teacher: from experience of the USA

Преподавание истории поколению Next

Л. Хювел
Статья, присланная американскими коллегами, знакомит с опытом крупнейшего в США музея живой истории «Колониальный Вильямсбург» по созданию виртуальных экскурсий в прошлое для дистанционного образования

L. Heuvel. Teaching history to generation «Next»

Музей и общество: в неразрывном единстве

Интервью известного бразильского музеолога Сисеро Антонио Фонсека де Алмейда о времени, о себе и, что особенно интересно, о появлении нового направления в развитии музеологии

Museum and society: togetherness

Мемориализация актуальной истории

Ю. Кантор
Автор этой статьи стала одним из немногих представителей российского музейного сообщества, которая побывала на Украине, чтобы своими глазами увидеть, как музеи и музейщики работают в экстремальной ситуации

Yu. Cantor. Memorilization of actual history

Усадьба как музейная среда

И. Дашевская
Рассказ об истории и современной жизни усадьбы Марьино под Санкт-Петербургом, в которой с 1917 по 1929 г. работал Музей дворянского быта

I. Dashevskaya. Manoras a kind of museum

Ханский огонь

М. Булгаков
Публикуемый отрывок из рассказа описывает парадоксальную ситуацию, когда барскую усадьбу сжигают не бывшие «холопы», а ее прежний владелец. Но сначала вместе с экскурсантами он осматривает созданный в его усадьбе музей

M. Bulgakov. Khan flame Hansky fire

Музейные реалии 1920-х

Е. Крючкова
Комментарий к рассказу М.А. Булгакова в контексте судьбы родовых гнезд-усадеб после революции 1917 г. и реалий жизни 20-х гг.

E. Kryuchkova. Museum realities of the 1920th

Музеи и конвенции ЮНЕСКО в сфере культуры

К. Новохатько
8–11 ноября в Москве и Ростове Великом состоялась региональная экспертная встреча ЮНЕСКО/ИКОМ для музейных сотрудников стран СНГ «Укрепление социальной и образовательной роли музеев в качестве векторов межкультурного диалога и их роль в продвижении принципов Конвенций ЮНЕСКО 1972, 2003, 2005 гг.»

K. Novokhatko. The museums and conventions of UNESCO in the sphere of culture