Музей №12

Музей №12

Электронная версия

931.00 руб.
ТРЕБУЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

 Первый номер, посвященный музеефикации подводного наследия, мы сделали 9 лет назад, — вскоре после того, как вступила в силу международная Конвенция по охране подводного культурного наследия. Тогда ее ратифицировали 22 государства, сегодня их более 40, но Россия пока не подписала этот документ. Однако показателем большого внимания к этой теме являются как серьезные научные исследования, так и практические шаги по созданию центров подводного культурного наследия, методик изучения и сохранения объектов подводной археологии, проектов музеев и тематических парков под водой. Об этом мы беседуем с заместителем директора по научной работе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктором исторических наук А.В. Окороковым.

 МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭКСПОЗИЦИЙ В ПОДВОДНЫХ МУЗЕЯХ И ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАРКАХ

 Представляя основные методы (принципы музейного проектирования) и технологии (средства реализации этих принципов), которые применяются в обычных «наземных» музеях, автор статьи обнаруживает возможности их использования для создания экспозиций в музеях и парках подводных.

 ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО МОСТА

 Скудная информация о структуре и планировке средневекового Новгорода порождает различные гипотезы и предположения. Одним из ключевых оставался вопрос о времени возникновения и локализации Великого моста, соединяющего берега реки Волхов в центре средневекового города. До начала подводно-археологических исследований ответа на него не было.

 ПОДВОДНОЕ НАСЛЕДИЕ ОЗЕРА СЕННИЦА: ИСТОРИЯ И УРОКИ

 История изучения озера Сенница должна, как считают сотрудники отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, побудить нас задуматься о необходимости планомерного изучения невидимого подводного культурного наследия, спрятанного в многочисленных озерах и реках России.

 В ПРИБРЕЖНЫХ ВОДАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 Представляя подводное культурное наследие Дальнего Востока, то есть объекты, представляющие историческую ценность, которые по тем или иным причинам оказались под водой, автор статьи одновременно обосновывает роль музеев в их сохранении.

 ТРИ ВЕКА ПОД ВОДОЙ

 В 2014 году после проведения подводных раскопок на месте гибели трехмачтового торгового судна «Архангел Рафаил» в Балтийском море в Государственный Эрмитаж археологами был передан уникальный корабельный костюмный комплекс. О том, какие уникальные методики были использованы для его сохранения и реставрации, читайте в этой статье.

 СОХРАНЕНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДВОДНОГО НАСЛЕДИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ СВАЙНОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРТЕЯ II)

 Сотрудник Лаборатории научной реставрации предметов прикладного искусства из органических материалов Государственного Эрмитажа делится профессиональными секретами, которые были опробованы при исследовании памятника, относящегося к III тысячелетию до н.э.

 ПОДВОДНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАРК В СИСТЕМЕ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА

 На территории современного Таманского полуострова от мыса Тузла до мыса Панагия находится участок, представляющий собой уникальную историко-археологическую территорию. Авторы статьи рассматривают возможность расположения здесь музейно-паркового комплекса, который будет включать в себя также подводный исторический парк.

 МОРСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ, ПОДВОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЧУДЕСНЫЕ НАХОДКИ: КИТАЙ

 Еще во II веке до н.э. китайцы активно покоряли морские просторы и были превосходными рыбаками, о чем свидетельствуют найденные артефакты и исследования ученых. Ключевое внимание отводилось развитию морских торговых путей. Из Поднебесной традиционно вывозили чай, пряности, шелк, жемчуг и фарфор, а ввозили европейские товары. Вся история этих длительных торговых отношений представлена в самом большом музее мореплавания в Китае, который одновременно является символом становления Шанхая как центра международного судоходства.

 ПО ПОВОДУ ЮБИЛЕЯ

 Еще в 1912 году газета «Утро России» сетовала: «…Кафедр по музееведению у нас в России нет ни при университетах, ни при археологических институтах, ни при музеях» . Необходимость подготовки музейных специалистов была уже осознанна, но потребовалось не одно десятилетие, чтобы музейные кафедры появились одновременно — одна в Ленинграде, другая — в Москве.

 СОБОР ЛИЦ

 В этом году отметила свой 30-летний юбилей и кафедра музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры, родоначальником которого был Институт внешкольного образования (1918). Так что завершающийся год отмечен двойным юбилеем. Преподаватели кафедры успешно продолжают работу по подготовке музейных кадров нового поколения.

 ЦИФРОВОЙ МУЗЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ МУЗЕЙНЫХ И ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ

 25 октября 2018 года на площадке «Экспоцентр» в рамках деловой программы выставки Integrated Systems Russia 2018 при поддержке ИКОМ России, НП «Адит», Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы состоялась конференция, организованная компанией «МИДЭКСПО».