Музей №5

Музей №5

Электронная версия

697.00 руб.
ПРЕЗИДИУМ СОЮЗА МУЗЕЕВ РОССИИ В ХЕРСОНЕСЕ

В ИНТЕРЕСАХ БУДУЩЕГО

Инна Васина, Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

В 2017–2018 годах в преддверии празднования 160-летнего юбилея Амурской области 190 ведомственных, общественных, частных, муниципальных и других музеев, находящихся на ее территории, впервые создали профессиональное музейное сообщество — Союз музеев Амурской области.

НОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ

Тамара Бурлакова, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Впервые в нашей стране создан и начал действовать масштабный интернет-портал «Театральные музеи России», отражающий не только историю отдельных театральных музеев, но и театральных коллекций и архивов, не имеющих официального музейного статуса, но обладающих уникальными артефактами и документами по театральному искусству нашей страны.

МУЗЕИ И ТЕАТРЫ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ: МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ И РАЗВЛЕЧЕНИЕМ

Любовь Скрипкина, Государственный исторический музей

Театрализованные экскурсии, праздники, воссоздающие старинные обряды и традиции, музейные спектакли достаточно давно используют в музейной практике. Однако по-прежнему актуальным остается обсуждение целей и задач, которые преследуют эти формы, согласование позиций об особенностях метода театрализации для предъявления и актуализации историко-культурного наследия. Этим проблемам был посвящен очередной межрегиональный научно-практический семинар научно-методического отдела 
ГИМ.

«И ТЕАТРЫ, И МУЗЕИ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ, НО…»

Музеи и театры сегодня роднит многое: они вынуждены меняться, ищут новые средства творческого самовыражения, пристально изучают свою аудиторию, используют разные способы для привлечения ее к участию, активно обмениваются своими формами работы: театры хранят коллекции, создают музеи, показывают выставки, проводят экскурсии; музеи устраивают спектакли, в которых оживают истории и экспонаты, приглашают театральных художников для оформления экспозиций, берут в штат режиссеров для проведения театрализованных праздников и экскурсий. А что думают обо всем этом актеры? К разговору нам удалось пригласить представительницу известной актерской династии Дарью Юрскую.

ОДИН ИЗ ДЕВЯТИ

Светлана Вялкова, Ирбитский драматический театр

Город Ирбит, один из старейших на Урале, сегодня — тихая провинциальная глубинка. Он расположен более чем в 200 км от Екатеринбурга и по численности населения занимает 424 место среди российских городов. Между тем почти три столетия здесь ежегодно собиралась известная на всю Россию Ирбитская ярмарка. Об историко-культурной значимости города свидетельствует его обширная музейная сеть: при населении чуть больше 30 тысяч здесь действует 9 музеев. Один из них, правда, неофициальный, — это музей театра.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГЕЛИКОНУ

Анна Грибкова-Тхостова, Московский музыкальный театр «Геликон-опера»

Пройдет еще пара лет, и Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана перешагнет свой тридцатилетний рубеж. Люди, которые приходят в этот театр на Большой Никитской, становятся не только зрителями, но и участниками экскурсий, на которых театральное пространство предстает перед ними как музей.

ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА НЕ ПРОСТО ЭКСПОНАТ

Константин Карпеев, Музей театра кукол «Экият», Казань

Еще совсем недавно музеи в российских театрах кукол можно было перечислить по пальцам: в Государственном Академическом Центральном театре кукол им. С.В. Образцова, Омском государственном театре куклы и еще в нескольких именитых театрах с большой историей. Сегодня скорее невозможно представить себе театр без музейного пространства, в котором осуществляются разнообразные интерактивные проекты для зрителей.

МЕЛЬПОМЕНА В УСАДЬБЕ ЛАЖЕЧНИКОВА

Софья Буловацкая, Историко-культурный музей-заповедник «Коломенский кремль»

Несколько лет назад в подмосковной Коломне в отреставрированной родовой усадьбе Ивана Ивановича Лажечникова открылся единственный в России музей классика русской литературы XIX века, стоявшего у истоков формирования жанра исторического романа.

ВЫСТАВКА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Выставка-перформанс «ДНК театра» была задумана как своеобразный исследовательский центр для преподавателей и студентов одного из старейших театральных вузов страны. Они каждый день приобщали к тайнам творческого процесса музейную публику, позволяя ей участвовать в актерских и режиссерских опытах, лекциях и мастер-классах. Подробно об этом необычном музейно-театральном проекте рассказал ректор ГИТИС Г.А. Заславский.

О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ВЗГЛЯД ПОСЕТИТЕЛЯ

Нурлан Ахтамзян, Музей-панорама «Бородинская битва», Москва
Амир Ахтамзян, Государственный Дарвиновский музей

Какие элементы экспозиции привлекают внимание пользователей? Как связаны визуальная привлекательность и функциональность? Насколько важен учет психологических особенностей восприятия при разработке современных музейных комплексов? Ответы на эти вопросы могут дать технологии по отслеживанию взгляда посетителей — айтрекинг. В статье рассматривается опыт их использования в музеях на примере нескольких наиболее интересных исследований последних лет.

ГОЛОСУЕТ ВОЛОГДА

Иван Никитинский, Музей «Вологодская ссылка»

В 2018 году исполняется 140 лет со дня рождения и 65 лет со дня смерти И.В. Джугашвили (Сталина), чья роль в истории нашей страны до сих пор оценивается диаметрально противоположно. Сотрудники вологодского музея, не довольствуясь официальной статистикой, решили провести собственное голосование. О том, какими оказались его результаты, читайте в этой статье.

МУЗЕЙ И МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО

Светлана Нечаева, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей
Оксана Песьякова, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музе

Каргополье — удивительный по природной красоте и культурному богатству древний северный край, а его центр город Каргополь — настоящий музей под открытым небом. И хотя будущее этого города сегодня связывают в основном с развитием туризма, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей, который через год будет отмечать свое столетие, активно работает и с местными жителями. Их в Каргополе немногим более 10 тысяч.

АРХИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Христина Турьинская, Этнографический кабинет-музей Института этнологии и антропологии РАН

Швейцария, находящаяся в центре культурной и научной жизни Европы, располагающая внушительными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, знаменитая своими брендами — часами, ножами, шоколадом, сыром, банковской системой, федеративным политическим устройством — как будто транслирует на весь мир идею: «у нас должно быть все самое лучшее». В том числе и лучшие музеи. И самые ценные коллекции по культуре народов, населяющих различные уголки нашей планеты, включая Африку.

ТРЕТЬЯ МУЗЕЙНАЯ АССАМБЛЕЯ В КРЫМУ

Юлия Соколова, Государственная публичная научно-техническая библиотека России
Екатерина Череповская, Государственная публичная научно-техническая библиотека России

Летом 2017 года в Судаке в рамках международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» («Крым–2017») состоялась Третья музейная ассамблея. Ее участники обсуждали проблемы социальной миссии музеев, музейных кадров, нормативного обеспечения музейного дела, организации эффективной работы с посетителями, в том числе с особыми потребностями.

МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: ИЗЛИШЕСТВО ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Динара Халикова

20 апреля 2018 года в Институте русского реалистического искусства состоялась дискуссия, посвященная инструментам привлечения аудитории и продвижения в сфере культуры и музейного дела. Она открыла серию событий, инициированных ИКОМ России, которые приурочены к теме Международного дня музеев 2018 года «Музеи в эпоху гиперкоммуникации: новые подходы, новые аудитории».

СВЕТ В МУЗЕЕ

Динара Халикова

С 18 по 20 апреля 2018 года в Государственном Эрмитаже состоялась Первая научно-практическая конференция по вопросам музейного освещения. Соорганизаторами мероприятия выступили Научно-технический совет светотехнической отрасли (НТС «Светотехника») и Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт (ВНИСИ) им. С.И. Вавилова при поддержке Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России), Союза музеев России и Министерства культуры России.