Музей №1-2

Музей №1-2

Электронная версия

1394.00 руб.
«СМУТЫ И ИНСТИТУТЫ»

Иван Гринько

В канун столетия революции 1917 года глава Чечни Рамзан Кадыров в одном из своих выступлений вернулся к теме необходимости погребения тела ее вождя, а заодно и потребовал захоронить останки героя Кавказской войны Хаджи-Мурата, до сих пор находящиеся в петербургской Кунсткамере. Эта история вновь всколыхнула прессу и профессиональное музейное сообщество и стала хорошим поводом для обсуждения ближайших этических и стратегических вызовов для музеев и перспектив их преодоления.

О «ВРЕДНОМ» ПИКАССО, ИЛИ «ДЕТЯМ ДО 16»

Анна Суворова, Музей современного искусства PERMM

Прецеденты нескольких последних лет, связанные с «громкими» разбирательствам и мощным медийным флером относительно содержания некоторых выставок, заставляют музейное сообщество находиться в оборонительной позиции. Специалисты все чаще сталкиваются с вопросом, как экспонировать классическое и современное искусство, чтобы не противоречить Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

КАК ГОВОРИТЬ О ПРОТИВОРЕЧИВОМ ОПЫТЕ

Любовь Черняева, Тольяттинский краеведческий музей

Тольяттинский краеведческий музей в своей проектной деятельности не раз обращался к острым и противоречивым темам. В 1999 году в партнерстве с Тольяттинским наркологическим диспансером и видными дизайнерами и психологами города была создана передвижная интерактивная выставка-лабиринт по профилактике подростковой наркомании. Она экспонировалась в шести городах страны и на международных Красноярских биеннале получила диплом «за лучший образовательный проект». Однако вопрос «Не есть ли выставка о социальном зле одновременно форма его пропаганды?», остался.

ВРЕМЯ ПОМНИТЬ?..ВРЕМЯ ПОНИМАТЬ!

Виктор Кладов, Музейно-выставочный центр г. Заречного Пензенской области

Селиксенские лагеря РККА в годы Великой Отечественной войны осуществляли предфронтовую военную подготовку. В народной памяти они остались местом трагической гибели тысяч новобранцев. Расследованию этой «сложной» страницы отечественной истории посвящен проект «Возвращение в Селиксу», ставший победителем XIII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина.

ПРОСТО О СЛОЖНОМ, ИЛИ ТРИЖДЫ ТРИ НЕБА

Елена Береснева, Музей изобразительных искусств, г. Комсомольск-на-Амуре
Екатерина Мякинькова, Музей изобразительных искусств, г. Комсомольск-на-Амуре

В Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре хранится уникальная коллекция ритуальной скульптуры народов Приамурья. Вокруг этих предметов из дерева и металла строилась вся жизнь нанайского и ульчского этносов, причем не только в земном, но и сакральном мире. Поэтому их показ требовал особо корректного подхода.

РОЗЕТТСИЙ КАМЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ

Юлия Шубина, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва

Выставку «ЧП в ДНК»1 ее авторы рассматривают как шаг навстречу широкой публике. Она призвана уменьшить дистанцию между современными научными теориями и нашими знаниями о них, а также предоставить альтернативные возможности для знакомства со «сложными» для восприятия экспонатами.

ЗАКРЫТЬ НЕЛЬЗЯ ПОКАЗЫВАТЬ

К открытию выставки «ЧП в ДНК» в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева в Москве был приурочен круглый стол, который собрал представителей разных профессий — музеологов, социологов, искусствоведов, художников и, конечно, музейных практиков, чтобы обсудить способы предъявления различных травмирующих тем языком музейной экспозиции.

ПОЧЕМУ ДАТЧАНЕ УБИЛИ ЖИРАФА МАРИУСА?

Светлана Соколова, Калининградский зоопарк

Во многих профессиях и сферах жизни есть этические вопросы, которые требуют сложного выбора: например, кого спасать во время сложных родов — мать или дитя, выносить ли на широкую публику факты из личной жизни представителей царской династии, стоит ли публиковать архивы с фамилиями предателей или стукачей? Современные зоопарки также сталкиваются с вопросами этического характера.

ТОМИСЛАВ С. ШОЛА МНЕМОСОФИЯ. ЭССЕ О НАУКЕ ПУБЛИЧНОЙ ПАМЯТИ

ИКОМ России; ГМЗ «Ростовский кремль». — Ростов Великий, 2017. — 320 с. — ISBN 978–5–9908342–8–6.

ДИАГНОЗ БЕЗ АНАЛИЗА

Александр Кузьмин

Напомню читателям, что ноябрьский номер журнала «Музей» за 2017 год был посвящен теме «Сообщество». В нем были опубликованы, в частности, обзор «Музейное сообщество: взгляд изнутри», основанный на анализе опроса музейщиков, а также статья В.Ю. Дукельского «Новый диагноз как стимул к выздоровлению». Мне как главному редактору приятно констатировать, что эти публикации задели за живое, свидетельством чего стало письмо одного из наиболее авторитетных читателей журнала — А.И. Кузьмина, первого заместителя председателя Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, президента Клуба музейных директоров, заслуженного работника культуры РФ. Публикуем письмо полностью под заголовком, который предложил сам автор, и одновременно выражаем надежду, что обсуждение темы продолжится.
Елена Медведева

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СФЕРЕ НАСЛЕДИЯ

Томислав С. Шола

О СОЗДАНИИ ПАНТЕОНА В СССР

В.М. Бехтерев

В.М. Бехтерев (1857–1927) — выдающийся ученый основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, основатель Психоневрологического института (1907), который ныне носит его имя, был автором идеи создания особого музея, который он называл «Пантеоном мозга».

ПРОЩАНИЕ ГЕРМАНО-ФРАНЦУЗА СО ВСЕМИ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ДИКОВИНАМИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВИДЕТЬ В ПЕТЕРБУРГЕ (ОТРЫВОК)

Иоганн Христиан Тремер

Автор этого сочинения — актер и стихотворец, в 1734 году вместе с российским генерал-фельдмаршалом Х.А. Минихом, при котором состоял в качестве шута, приезжал в Петербург. Покидая город, он описал свои впечатления в поэме, которая вышла в свет в 1835 году. Среди них — посещение Летнего сада, Зимнего дворца, Домика Петра I и Кунсткамеры с ее диковинками, которые, судя по тексту, ничуть не шокировали сочинителя.

С ПОЗИЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Валерия Иванова, Еврейский музей и центр толерантности

Когда речь заходит о музее как социально ответственной институции, неэтично упускать из поля зрения какую бы то ни было социальную группу. Такова позиция музейных специалистов Великобритании, которые работают с дискриминируемыми меньшинствами, в том числе сексуальными, и осваивают новую для себя область — ЛГБТ-тематику.

МУЗЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ. А ЗАВТРА?

Марина Юхневич

Когда человек становится водителем или пешеходом, продавцом или покупателем и пр., он начинает подчиняться тем или иным правилам. Правила, к примеру, дорожного движения формулируются жестко и требуют неукоснительного исполнения, правила другой сферы могут достаточно мягко обозначать лишь следование сложившемуся ритуалу. Таковы правила музейного этикета.

КУЛЬТУРА — НЕ УСЛУГА

21 декабря 2017 года под председательством В. Путина состоялось заседание Президентского Совета по культуре. Участники заседания обсудили реализацию задач, сформулированных в Указе Президента «Об утверждении основ государственной культурной политики». На повестке дня, в частности, вопросы совершенствования культурной политики государства; активизации взаимодействия с объединениями и организациями культуры, представителями творческих коллективов; законодательного регулирования культурной деятельности.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЕЯ

Ширин Меликова, Азербайджанский музей ковра

Музеи бывают разные, и все они имеют право на существование. Но есть среди них особые, которые имеют поистине общенациональную значимость. Сохранение лучших образцов наследия ковроткачества, забота о развитии и изучении этого вида искусства рассматривается в Азербайджане как дело государственной важности.

ПОДВОДЯ ИТОГИ ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА

22 ноября 2017 года в Государственном историческом музее в рамках долгосрочного проекта научно-методического отдела ГИМа и его партнеров (Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова и компания «Нео 
ЭКСПО-Арт») состоялся семинар, целью которого было осмысление подготовленных историческими и историко-краеведческими музеями экспозиций и выставок к 100-летию Великой российской революции.

СВОБОДНАЯ ДИСКУССИЯ: КАК ГОВОРИТЬ С МОЛОДЕЖЬЮ В МУЗЕЕ

Наталья Иевлева, Государственный Русский музей
Марина Потапова, Государственный Русский музей

Школьники чаще всего попадают в музеи организованно, вместе с классом и по инициативе педагогов. Им традиционно предлагают образовательные экскурсии, но задача должна ставиться шире: пробудить живой интерес к искусству, заинтересовать скучающих и невнимательных. С такой целью сотрудниками Русского музея и была разработана программа, речь о которой пойдет в этой статье.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Ирина Матвеева, Нижнетуринский краеведческий музей
Юлия Лазарева, ООО «Урал Дизайн»

Нижнетуринский краеведческий музей — один из множества провинциальных музеев, составляющих значительную часть музейной сети России. Он расположен в 240 километрах от областного центра — Екатеринбурга, вдали от популярных туристических маршрутов, в городе с населением чуть больше 20 000 человек. Однако и в таких дальних уголках нашей страны сегодня открываются современные экспозиции.

УКРУПНЯЙ И СПЕЦИАЛИЗИРУЙСЯ

Наталья Федянина, Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»

В 2016 году муниципальные музеи Норильска прошли период реорганизации. В единый музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска» были объединены МБУ «Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района» и МБУ «Норильская художественная галерея». Что принесла с собой реорганизация? Каковы первые результаты и выводы? Наступил ли тот искомый синергетический эффект от объединения? Можно ли сказать, что объединение двух «старых музеев» запустило их «на новый лад»? На эти вопросы отвечает директор комплекса.

ПРО ТРЕХ КИТОВ, БУКАШЕЧЕК И ГОРОД ДЕТСТВА

Екатерина Мирфасолова, Чайковсий краеведческий музей, Пермский край

В 2018 году небольшой муниципальный музей г. Чайковский Пермского края отмечает свое 55-летие. Ежегодно он принимает до 30 тысяч гостей, знакомя их с находками Камской археологической экспедиции, национальной одеждой и предметами быта местного населения, реликвиями периода Гражданской и Великой Отечественной войн, рукописными книгами и другими экспонатами, помогая постичь историю привычных вещей и ощутить свое место в бурно меняющемся современном мире.

60-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ИКОМ РОССИИ

2017 год стал юбилейным для Российского комитета Международного совета музеев. 60 лет назад ИКОМ СССР получил статус национального комитета, и с тех пор организация отстаивает и тересы музеев и музейных профессионалов нашей страны на мировом уровне.

DIGITAL МУЗЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Осенью 2017 года в московском Экспоцентре при поддержке ИКОМ России состоялась третья ежегодная конференция «Digital Музей. Инновационные технологии для музеев и выставочных пространств». На ее обсуждение вновь были вынесены проблемные вопросы использования цифровых технологий в музейной практике. Конференция была организована компанией МИДЭКСПО и стала частью деловой программы международной выставки «Hi-Tech Building», являющейся площадкой для диалога между представителями IT-рынка и его потенциальными клиентами.

ПРОЕКТ «ИНКЛЮЗИВНЫЙ МУЗЕЙ»: ИТОГИ 2017 ГОДА

В 2017 году ИКОМ России совместно с проектом «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» активно занимались реализацией проекта «Инклюзивный музей», который нашел отклик и поддержку музейных специалистов со всей страны.