Музей №11

Музей №11

Электронная версия

697.00 руб.
МУЗЕЙНОЕ СООБЩЕСТВО: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

В последние годы в российских музеях активно идет процесс смены поколений: уходят музейщики «старой формации», приходит долгожданная молодежь. Появляются новые музеи, молодые творческие коллективы которых часто отличаются от тех, которые сложились в музеях, созданных много лет назад. Музейное сообщество становится другим? А может быть, уже и нельзя говорить о существовании сообщества, которое обладает единством, авторитетом и влиянием? Это мы обсуждали с музейщиками со стажем и с молодыми специалистами, на чьи ответы в анкетах и будем ссылаться.

МУЗЕЙНОЕ СООБЩЕСТВО: ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТОВ

НОВЫЙ ДИАГНОЗ КАК СТИМУЛ К ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ

Владимир Дукельский

Ставя диагноз больному музейному сообществу, где главные признаки болезни характеризуются словами «расслоение» и «размежевание», автор статьи, признанный музейный эксперт и опытный проектировщик, все же не оставляет надежды на «выздоровление».

МУЗЕЙНЫЙ СОЦИУМ

Владимир Дукельский

В статье, написанной двадцать лет назад и опубликованной лишь в 2007 году, автор предпринял попытку создать групповой портрет тогдашнего музейного сообщества, изобразив на нем ученого, чиновника, ветерана, возмутителя спокойствия и руководителя музея. Остается ли верным этот эскиз? Изменилась ли ситуация за прошедшее десятилетие? Ответы за читателем.

«ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ…»

Судя по нашему опросу, умение эффективно работать с молодежью, к сожалению, редкий дар среди музейщиков старшего возраста. А.В. Аносовская, более 20 лет возглавляющая Мемориальный дом-музей Л.В. Собинова в Ярославле, по словам директора Ярославского музея-заповедника Н.В. Левицкой, этим даром обладает. Молодые коллеги очень ценят ее знания, интеллигентность и креативность, приглашая в рабочие группы по организации проектов, которые традиционно в музее-заповеднике готовит только молодежь.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ

Анна Михайлова

Автор, соискатель PhD степени, Школа музейных исследований, Университет Лестера (Великобритания), делится опытом организации неформальных встреч с московскими и петербургскими коллегами в распространенном за рубежом формате #drinkingaboutmuseums для свободного общения на профессиональные темы.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ

Дмитрий Петин, Центр изучения истории Гражданской войны, Омск
Максим Стельмак, Центр изучения истории Гражданской войны, Омск

Открытие 2012 году в Омске на базе областного архива Центра изучения истории Гражданской войны стало ответом на давно назревшую необходимость системного и более глубокого исследования событий этого неоднозначного периода. Центр, объединяющий в себе функции научного учреждения, архива, музея и мемориала, выполняет также роль лаборатории по изучению общественного мнения. Автор статьи — главный архивист Центра, доцент кафедры «Отечественная история» Омского Государственного технического университета, кандидат исторических наук.

МУЗЕЙ В РЕВОЛЮЦИИ — РЕВОЛЮЦИЯ В МУЗЕЕ

Таково название проекта, который призван стать площадкой межмузейного диалога на примере репрезентации одного из самых сложных сюжетов отечественной и мировой истории ХХ века. В трех музеях — Красноярском краевом краеведческом, Свердловском областном краеведческом и Государственном музее политической истории России будут апробированы принципы ее работы.

К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. КОМИНТЕРН С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

В Центральном выставочном зале «Московский Манеж» состоялась выставка «Строители нового мира. Коминтерн. 1918–1924», главным экспонатом которой явилась картина Исаака Бродского «II Конгресс Коминтерна». В рамках ее финисажа прошел круглый стол «К 100-летию Великой российской революции. Коминтерн с человеческим лицом». Публикация выступлений некоторых из его участников, с вынужденными сокращениями текстов, даст представление о том, какую трактовку получают события 1917 года сегодня.

О ФОРМАТАХ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор публикуемого письма — начальник отдела Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ полковник Э.Л. Коршунов, рассказывает о событии, состоявшемся 12 июля 2017 года в день 74-й годовщины знаменитого танкового сражения на Прохоровском поле, представляя его как новую форму работы Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». Обратим внимание на то, что в его основе была не принятая в большинстве военно-исторических музеев историческая реконструкция события, а преимущественно демонстрация боевых качеств бронетанковой техники и показательные выступления военнослужащих танковой дивизии, весьма напоминавших воинские учения. С другой стороны, мероприятие проходило на танкодроме, который является частью Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». И все же мы хотим спросить читателей — можно ли признать эту форму музейной, отвечает ли музейной миссии подобное соединение прошлого и настоящего?
Вопросы поставлены. Открываем разговор…

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ: ГДЕ ЕЕ ИСКАТЬ

Татьяна Ткаченко, Тольяттинский краеведческий музей

Российские музеи, стремящиеся к росту внебюджетных доходов, как правило, уже усвоили определенный набор современных маркетинговых техник. При этом музейщики все еще относятся к ним по-разному — кто-то верит в их результативность, кто-то искренне считает, что правила, созданные для рынка, не будут работать в некоммерческой сфере. Наш опыт показывает: если маркетинговый инструментарий применять осознанно, можно получить вполне работающий результат.

ТОЛШМА — ДОЛИНА ДЕТСТВА

Мария Кузыбаева
Марина Кошелева

Фото: Андрей и Марина Кошелевы
Сегодня трудно представить нескончаемый поток путешественников, направляющихся в Вологодскую глубинку, — в город Тотьма, село Никольское и окрестности. Отдалены от железнодорожных магистралей и шоссейных трасс эти места, хотя их потенциал не вызывает сомнений. Среди начинаний, нацеленных на развитие этой местности, особого внимания заслуживает проект, инициированный Центром общественного просветительства «Бирюзовый дом», главными участниками которого стали Тотемское музейное объединение и Дом-музей Николая Рубцова.

ПЕРВЫЙ ЗАВЕДУЮЩИЙ ПУШКИНСКОГО УГОЛКА

Константин Жучков, Пушкинский заповедник «Михайловское»

Почти столетие прошло с тех пор, как в пожаре революции погибли священные для русской культуры усадьбы Михайловское, Тригорское и Петровское. О том, кому мы обязаны созданием Пушкинского заповедника и созданием в нем основ профессиональной музейной, просветительной и экскурсионной работы для сохранения памяти о поэте, читайте в этой статье.

«ДЕТИ — ДЕТЯМ, ДОСТУПНО И ВСЕРЬЕЗ… »

Оксана Швецова, Красноярский краевой краеведческий музей

Использование театральных методов стало привычной практикой российских музеев. Оно позволяет достичь яркого эмоционального воздействия на посетителей, привлечь их к «проживанию» той или иной музейной истории, «оживить» музейный предмет. Свои первые шаги в этом направлении делает музейно-театральная студия в Красноярском краевом краеведческом музее.

В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Александра Мурзинцева, Музей БНЦ СО РАН, г. Улан-Удэ

21 декабря 2017 года исполняется 150 лет со дня рождения ученого-краеведа Петра Саввича Михно (21 декабря 1867 — 4 ноября 1938) — одного из инициаторов создания Кяхтинского краеведческого музея им. академика В.А. Обручева и Читинского краеведческого музея. Большой архив, переданный в 2009 году его внучкой в Бурятский научный центр СО РАН, лишь недавно стал объектом исследования.

РОССИЯ И ГОЛЛАНДИЯ: ДИАЛОГ МУЗЕЕВ —ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Фотограф Юлия Быстрикова.
Рубрику ведет Динара Халикова
6–9 сентября в Санкт-Петербурге состоялась II Международная конференция «Построение устойчивого диалога», призванная укрепить сотрудничество российских и голландских музеев. Мероприятие было посвящено теме «Музеи и музейное сообщество: взгляд изнутри» и позволило специалистам двух стран поделиться опытом взаимодействия музеев с различными сообществами и методиками расширения их доступа к культурному наследию.