Музей №10

Музей №10

Электронная версия

697.00 руб.
ТЕНДЕНЦИЯ К ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ МУЗЕЙНОГО ФОНДА?

10 августа 2017 года Правительством РФ утверждено Положение №960, устанавливающее порядок передачи музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда России и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям.

ГЛАВНОЕ — ПРИСПОСОБЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ

Государственный Дарвиновский музей был пионером в разработке программ и проектов для посетителей с инвалидностью разной нозологии и долгое время осуществлял функции методического центра по социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами. О том, каковы перспективы дальнейшего развития этой деятельности, мы беседуем с заместителем директора по научно-исследовательской работе ГДМ Т. С. Кубасовой.

ОТ ПАСПОРТА ДОСТУПНОСТИ К ДОСТУПНОМУ МУЗЕЮ 

Мария Щербакова, Общественная инспекция по делам инвалидов в городе Москве, НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» 

Создание доступной среды и доступных услуг — неотъемлемое условие для реализации прав и свобод людей с инвалидностью. Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право наравне с другими принимать участие в культурной жизни и иметь доступ к произведениям культуры в доступных форматах, в том числе к музейным экспозициям. 

ВРЕМЯ ВОЗЬМЕТ СВОЕ 

Ольга Ваньшина, Государственный Дарвиновский музей 

Сергей Ваньшин, ИПРПП ВОС «Реакомп» 

Как сделать так, чтобы музеи стали по-настоящему доступны посетителям с инвалидностью? Этим озабочены авторы статьи, которые видят здесь немало проблем, анализируют их и предлагают свои профессиональные решения. 

«НЕ НУЖНО ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД…» 

Елена Медведева 

Признаваемый всеми коллегами успех частного Музея русского импрессионизма обеспечен не только безбарьерной средой нового музейного здания, не только стабильным финансированием и поддержкой музейного руководства, но и личностью человека, который взял на себя разработку программ, адресованных людям с инвалидностью. Представляем нашим читателям Лилиану Маррэ. 

ДОСТУПНОСТЬ — РЕЗУЛЬТАТ КОЛЛЕКТИВНЫХ УСИЛИЙ 

Ирина Гавриленко, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля 

Программы Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля для посетителей с различными ограничениями были бы невозможны без участия их самих, без методической помощи и финансовой поддержки Благотворительного фонда В. Потанина, Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», программ социальных инвестиций «Родные города» «Газпром нефти», а также поддержки педагогов-дефектологов. 

ПОМОЧЬ ОБРЕСТИ СЕБЯ 

Наталья Санина, Музей изобразительных искусств Республики Карелия 

Арт-терапевтические программы по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью — один из действенных способов их приобщения к культурному и природному наследию. 

СОВРЕМЕННАЯ ГРАФИКА ПО БРАЙЛЮ: КАК ЭТО БЫЛО 

Анна Суворова, Музей современного искусства PERMM 

ИНСТРУМЕНТ ОБЪЕКТИВНОЙ САМООЦЕНКИ МУЗЕЯ 

Анна Терентьева, Государственный Эрмитаж 

Для многих музеев, расположенных в зданиях — памятниках архитектуры, на сегодняшний день принципы «универсального дизайна» не могут быть соблюдены в полном объеме. По мнению автора статьи, в этой ситуации даже достижение уровня частичной доступности уже является хорошим результатом. 

СОБЫТИЙНАЯ ИНКЛЮЗИЯ И НЕ ТОЛЬКО 

Евгения Киселева, Альбина Джумаева, ГМИИ им. А. С. Пушкина 

«Инклюзивный фестиваль», «Пятницы в Пушкинском», тактильные выставки и образование на жестовом языке — все это части масштабного проекта «Доступный музей», реализуемого в ГМИИ им. А. С. Пушкина с 2016 года. 

ТЕРРИТОРИЯ ЕДИНСТВА 

Елизавета Фокина, Музей-заповедник «Царицыно», Москва 

Музей-заповедник «Царицыно» в 2011 году по оценкам экспертов был признан самым доступным из столичных музеев. Он полностью оснащен специализированным оборудованием, рельефными картами и макетами, этикетками с шрифтом Брайля. Однако доступным его делает прежде всего человеческая открытость сотрудников и их готовность «принимать» разных людей. Инклюзивную деятельность музея представляет его директор. 

ОКНО В МИР 

Альфия Шагеева, Государственный Русский музей 

Ольга Платонова, Государственный Русский музей 

Большинство художественных музеев сегодня по-прежнему ориентированы на зрительный тип восприятия произведений изобразительного искусства. Для людей с инвалидностью по зрению, мир для которых открыт в основном через осязание, слух, обоняние, это является серьезной проблемой. Проект, который представляют сотрудники Государственного Русского музея, направлен на ее частичное решение. Его цель — пробуждение творческих сил, помощь в выражении заблокированных эмоций, изменении жизни к лучшему. 

АЗИЯ БЕЗ ГРАНИЦ 

Анна Борисова, Музей Востока, Москва 

В СОСТОЯНИИ ОКОПНОЙ ВОЙНЫ 

В середине лета в Костромской области состоялось очередное выездное заседание Президиума Союза музеев России. Более 100 руководителей ведущих музеев страны встретились, чтобы обсудить насущные проблемы отрасли. Представляем краткий обзор состоявшегося события. 

ОСЯЗАЕМАЯ МУЗЫКА 

Альфия Шагеева, Государственный Русский музей

Ольга Платонова, Государственный Русский музей 

В мае 2017 года в Музее С. С. Прокофьева (отдел ВМОМК им. М. И. Глинки) в партнерстве с кафедрой Архитектурная среда и дизайн Института бизнеса и дизайна был осуществлен экспериментальный выставочный проект. Он помог музею привлечь молодого зрителя, а преподавателям — обогатить образовательный процесс средствами культуры, решая в диалоге общие задачи. 
Ксения Бессараб, Институт бизнеса и дизайна, Москва 

ИНКЛЮЗИВНЫЙ МУЗЕЙ: ОТ ОБУЧЕНИЯ ДО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ 

С мая 2017 года стартовал всероссийский проект «Инклюзивный музей», миссия которого — развитие лучших практик социализации и творческой реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами, а также формирование в музеях доступной среды. Данная инициатива реализуется ИКОМ России в сотрудничестве с социальным проектом «Колесо Обозрения», при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».