Кадровик №5

Кадровик №5

Электронная версия

2236.00 руб.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РАБОТОДАТЕЛЯ: ТРУДОПРАВОВОЙ АСПЕКТ. ЧАСТЬ 1

Статья содержит глубокий системный анализ теоретико-правовых и практических аспектов, связанных с локальным нормотворчеством и особенностями локальных нормативных актов работодателя, в отношении которых в действующем трудовом законодательстве сохраняется ряд неурегулированных моментов, выявляемых на практике.

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы способствует цифровая экономика, для управления развитием которой в области трудового права следует разработать правовые основы электронного документооборота, рассмотреть особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике. В данной статье предпринята попытка проанализировать возможности применения цифровых технологий в сфере трудовых отношений, а также предложить нормы права, касающиеся в большей степени процедурных вопросов взаимодействия сторон трудовых отношений с целью оптимизации «бумажных» обязанностей работодателя. В работе использована правоприменительная практика судов.

ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ КОМАНДИРОВОК РАБОТНИКАМ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Законодательством в качестве гарантии для работника установлена обязанность работодателя компенсировать расходы, связанные с командировкой. Расходы по найму жилого помещения, по проезду, иные расходы подлежат возмещению, поскольку они совершены в интересах работодателя. Однако работникам бюджетных организаций установлены ограничения по размерам компенсаций, что приводит к необходимости частично оплачивать командировку за свой счет. Такие ситуации порождают конфликты, часто работники ищут предлог отказаться от служебной поездки. В данной статье рассмотрено законодательство в части компенсации работникам бюджетных учреждений командировочных расходов, а также проанализирована судебная практика по искам работников относительно возмещения полной компенсации за поездку.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СПРАВЕДЛИВУЮ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ МРОТ: ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В связи с отсутствием в трудовом законодательстве легального понятия «минимальный размер оплаты труда» правоприменительная практика исходит из того, что МРОТ включает все составные части заработной платы, в том числе компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки. По мнению авторов, данная позиция не согласуется с принципом выплаты справедливой заработной платы и обусловливает необходимость изменения сложившегося подхода путем внесения соответствующих поправок в Трудовой кодекс РФ.

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

В статье на основе анализа действующих нормативных актов и постановлений судов рассматриваются проблемные вопросы применения законодательства о полной материальной ответственности работников на основании заключенного договора о полной материальной ответственности и возмещения затрат работодателя на обучение работника.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО РАБОТОДАТЕЛЮ УЩЕРБА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В статье на основе анализа норм главы 39 Трудового кодекса РФ и судебной практики рассматриваются актуальные вопросы определения размера причиненного работодателю материального ущерба.

BUSINESS INTELLIGENCE В ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ

В статье рассматриваются вопросы применения Business Intelligence (BI) для сбора и аналитики показателей проектов, предложен алгоритм разработки концепции дашборда для оптимизации работы аналитика. Отмечены особенности и преимущества интеграции HR-аналитики в дашборды по проектному управлению.

К ВОПРОСУ О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ЮРИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)

Статья посвящена исследованию вопроса трудоустройства юристов (на примере г. Москвы) в современный период. Проанализированы вакансии, приведены некоторые нюансы работы частнопрактикующих юристов. Обозначены основные проблемы, возникающие у юристов в период трудоустройства, и сформулированы некоторые пути их решения.

САМОЗАНЯТОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Исследуются институциональные основы самозанятости, качества личности предпринимателя и развития межведомственного взаимодействия. Авторский мониторинг показал, с одной стороны, рост услуг по самозанятости, а с другой — снижение численности безработных, направленных на ее организацию. Главными причинами такого противоречия являются снижение финансирования, высокий уровень риска и степень экономической неустойчивости. В качестве основных мер по повышению эффективности самозанятости авторы видят повышение социальной ответственности как получателей, так и поставщиков услуг по развитию предпринимательства и их стимулирование к росту производительности труда и доступа к банковским кредитам.

МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ БАНКА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье обоснована необходимость развития системы мотивации персонала банка в целях поддержания его устойчивого развития. Приведены результаты апробации разработанной авторами методики исследования системы мотивации трудовой деятельности персонала на примере ПАО «Промсвязьбанк». В качестве резервов развития системы мотивации трудовой деятельности персонала ПАО «Промсвязьбанк» выделены аспекты, связанные с недостаточной реализацией социальных программ; наличием перспектив карьерного роста, но только в долгосрочной перспективе; систематической переработкой; недостаточно комфортными условиями труда. Обосновано, что руководству банка необходимо пересмотреть вопросы, связанные с мотивацией персонала, особенно это необходимо сделать для линейных подразделений, состоящих из менеджеров по работе с клиентами, сделав при этом упор на максимальной заинтересованности всех участников процесса в конечном результате

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

В обновленной Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. в качестве одной из целей отражено «внедрение цифровых технологий в реальном секторе и социальной сфере». С учетом этого Стратегия-2030 дополнена новыми направлениями действий по цифровой трансформации республики, включая подготовку кадров, создание сквозных цифровых технологий и внедрение платформенных решений в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы.

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КЛАСТЕРОВ

В статье рассмотрены основные подходы к внедрению информационных технологий в деятельность предприятий кластеров, государственном управлении, системе образования. В исследовании сформулированы основные направления внедрения цифровых технологий в экономических системах и органах государственной власти, а также определены приоритетные направления развития информационного обеспечения в системе высшего и дополнительного образования в соответствии с требованиями национальных проектов. Определены подходы к взаимодействию предприятий различных форм собственности с образовательными организациями при формировании специальных разделов программ повышения квалификации.

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ ИСТОЧНИКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАНДИДАТОВ НА ОСНОВЕ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ»

Подбор персонала — крайне динамичный процесс, особенно для федеральной сети розничной торговли. С помощью новейших методов бизнес-аналитики, внедрения «больших данных» как методологии и практики можно решить вопросы и проблемы, связанные с анализом большого массива информации, накапливаемой в процессе подбора персонала, превратить массив из пассивного груза в актив компании. Продемонстрирована модель трансформации данных, на первый взгляд однородных, но всё же различных в своем представлении, а потому нуждающихся в поиске точек соприкосновения для проведения анализа. В рамках исследования каналов привлечения персонала реализуемая система выявила существенные различия источников привлечения по их доле среди остальных каналов и по доле закрытых вакансий к открытым как на региональном, так и на периодическом уровнях.

НАСТАВНИЧЕСТВО: МЕЖДУ НЕОБХОДИМОСТЬЮ И ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ

В статье рассматривается, чем было наставничество в практике организации труда персонала в советский период хозяйствования и чем оно является в условиях переходной отечественной экономики, каковы его перспективы в настоящий период времени. Выявлены достоинства и недостатки наставничества, показана его специфика в развитии персонала организации. Выделены функции, свойственные современному этапу наставничества. Предложены рекомендации по развитию наставничества, направленные на цели саморазвития и реализации потенциала рабочей силы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Какими документами регламентируется работа кафедры высшего учебного заведения, рассмотрим подробно.

СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

Трудовой кодекс РФ устанавливает норму рабочего времени в размере 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Однако в отношении рабочего времени существуют отклонения, так как не всегда возможно соблюдать ежедневную и еженедельную норму. Чтобы соблюсти право работников на отдых и не навредить производству, закон позволяет вводить суммированный учет рабочего времени сроком до одного года.

ГОСПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ КАДРЫ ДЛЯ «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ» РФ

В статье рассмотрены этапы реализации системных, последовательных мероприятий по обеспечению национальной и технологической безопасности РФ в условиях 4-й индустриальной революции. Масштабные системные программы по развитию «Цифровой экономики» в РФ опираются на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны, обращая при этом особое внимание подготовке кадров. Программы ориентированы на обеспечение технологического лидерства страны в условиях формирования глобального цифрового пространства.

ВЫ СПРАШИВАЛИ… ОТВЕЧАЕМ

Следует ли за отработанные в праздничный день часы работы оплачивать в двойном размере все составные части заработной платы, в том числе доплаты стимулирующего характера (процент от объема продаж)? На этот и другие вопросы отвечают специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ.