Дипломатическая служба №1

Дипломатическая служба №1

Электронная версия

1061.00 руб.
ОБРАЗ РОССИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ПОЛЬШИ (2017 Г.)

Я. А. Ворожеина, аспирант Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, специалист Института балтийских исследований БФУ имени И. Канта

Статья посвящена выявлению доминирующих моделей образа России, воспроизводимых в политическом дискурсе Польши в 2017 г. Анализу подвергались публичные высказывания польских политиков о России (в СМИ, в ходе официальных выступлений и дипломатических встреч). Выделяются ключевые стереотипы, конструирующие образ России в польском политическом дискурсе: «Россия — военный агрессор», «Россия — опасная империя», «Россия использует энергетический шантаж», «Россия — диктаторское государство». Выявленные модели образа России в польском политическом дискурсе рассматриваются также с точки зрения функций их репрезентации.

Ключевые слова: Польша, Россия, политический дискурс, СМИ, образ страны, стереотипы.

IMAGE OF RUSSIA IN THE POLITICAL DISCOURSE OF POLAND (2017)

Vorozheina Y. A.

The article is devoted to identification of the dominant models of Russia's image, reproduced in the political discourse of Poland in 2017. The author analyses the public statements of the Polish politicians about Russia (in the media, in official speeches and diplomatic meetings). The article outlines the key stereotypes, constructing the image of Russia in Polish political discourse: ''Russia is a military aggressor, Russia — the threat Empire'', ''Russia is using energy blackmail'', ''Russia is a dictatorial state''.

Keywords: Poland, Russia, Political Discourse, Media, the image of the country, stereotypes.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ: ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ

Р. Х. Усманов, профессор, заведующий кафедрой политологии и международных отношений Астраханского государственного университета, д-р полит. наук
А. Ш. Ногмова, декан по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура), Ученый секретарь Диссертационного совета по политологии Дипломатической академии МИД России, канд. полит. наук

Авторы на основе анализа широкого круга научной литературы попытались определить основные факторы, влияющие на геополитические процессы в Каспийском регионе. На основании методов сравнительного анализа и прогноза рассмотрены перспективы и тенденции дальнейшего взаимодействия прикаспийских государств. Показаны основные факторы, дестабилизирующие сотрудничество и национальную безопасность каспийских государств. Обусловлена значимость определения консолидирующей идеи региона и обоснования координирующего российского центра. Дана оценка потенциала Российской Федерации, который со временем при определенных условиях может стать одним из основополагающих факторов в мировых геополитических процессах, в том числе в отстаивании своих национальных интересов в данном регионе.

Ключевые слова: государство, глобализация, Каспийский регион, политический процесс, геополитика, форпост, центр, идея, транспортный коридор.

CASPIAN REGION MODERN RUSSIAN POLICY MAIN DIRECTIONS AND PROSPECTS: THEORY AND APPROACHES

Usmanov R. H.
Nogmova A. S.

Based on the analysis of a wide range of scientific literature, the authors attempted to determine the main factors affecting geopolitical processes in the Caspian region. Based on the methods of comparative analysis and forecast, prospects and tendencies of further interaction of the Caspian states are considered. The main factors that destabilize the cooperation and national security of the Caspian states are shown. The significance of determining the consolidating idea of the region and justifying of the coordinating role of the Russian center is determined. An assessment of the potential of the Russian Federation, which over time under certain conditions may become one of the fundamental factors in the world geopolitical processes, including in defending its national interests in the region.

Keywords: state, globalization, the Caspian region, political process, geopolitics, outpost, center, idea, transport corridor.

ООН: ФОРМАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩАЯ ИЛИ РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩАЯ?

Л. Е. Гришаева, профессор исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д-р ист. Наук

Выявлены причины системного кризиса ООН и убедительно доказано, что основа преодоления кризиса — реформа Организации. Автор анализирует концептуальные основы реформы и сравнивает варианты, предлагаемые Россией и США. Реформа ООН возможна только на основе взаимного компромисса и немыслима без России как ключевого участника международных отношений.

Ключевые слова: ООН, Совет Безопасности, международное право, мировая интеграция, новый мировой порядок, реформа ООН.

UN: FORMAL EXISTING OR REAL ACTIVE?

Grishaeva L. E.

The reasons of system crisis of the UN are established and it is convincingly proved that a basis of overcoming crisis — reform of the Organization. The author analyzes conceptual bases of reform and compares the options offered by Russia and the USA. Reform of the UN is possible only on the basis of a mutual compromise and is inconceivable without Russia as key participant of the international relations.

Keywords: United Nations, UN Security Council, international law, global integration, new world order, UN reform.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ КНР В АТР И ЕВРАЗИИ

Е. Г. Кожин, аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО

В 2013 г. руководство КНР объединило в рамках единой стратегии все инфраструктурные проекты и инициативы, которые проводились в АТР и за его пределами при участии этой страны. Идея получила название «Один пояс и один путь» и должна привести к общему началу сухопутные и морские торговые пути, которые ускоряют экономическую интеграцию Китая с азиатскими и европейскими рынками. Инфраструктурные проекты в рамках ОПОП пересекаются с уже существующими под эгидой мировых и региональных институтов. Неясность в структуре финансирования этих проектов, их иерархии, отсутствие информации об ОПОП как единой системе создают исследовательские сложности, без которых невозможно объективно оценить влияние инициативы в региональном и мировом масштабе. В статье сделана попытка обобщить основные проекты и направления в рамках ОПОП и задействованные институты.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регионализм, АТР, АБИИ, АБР, институциональный регионализм, ОПОП, региональная интеграция, свободная торговля.

INSTITUTIONALIZATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS OF PRC IN ASIA-PACIFIC AND EURASIA

Kozhin E. G.

In 2013 the top officials of China unified under a single strategy all Chinese infrastructure projects and proposals that had been implemented within Asia Pacific and beyond. Named «One belt, one road», this concept is supposed to bring land and maritime itineraries under the common grounds, thus facilitating economic integration of China with Asian and European markets. OBOB’s infrastructure projects overlap with others that already exist and are being implemented under the auspices of global and regional institutions. Non-transparency of its financing structure and hierarchy, lack of information about OBOB as a single entity impede the research, making impossible to properly assess its impact in regional and global scales. The article makes an attempt to summarize basic projects and directions of cooperation within OBOB, as well as the institutions involved.

Keywords: Asia-Pacific regionalism, Asia-Pacific, AIIB, ADB, institutional regionalism, OBOB, regional integration, free trade.

ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» КАК СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ КИТАЯ С МИРОМ

Л. В. Пономаренко, профессор кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, д-р ист. Наук
Д. А. Сидоров, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России, канд. полит. Наук
А. А. Забелла, ассистент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов

Инициатива «Один пояс, один путь» воспринимается как ключ к укреплению всеобъемлющего партнерства между Китаем, крупнейшей развивающейся страной мира и более чем 60 странами Азии, Европы, Ближнего Востока и Африки. В статье освещены основные направления сотрудничества Китая и других стран в рамках инициативы «Один пояс, один путь». По мнению авторов, она включает в себя координацию в сфере политики, финансовую интеграцию, беспрепятственную торговлю и развитие связей между людьми. В частности, в статье подчеркивается важность проекта для Китая и стран–участниц. Авторы статьи подтверждают, что такое сотрудничество играет незаменимую роль во взаимодействии государств и представляет собой новую модель многосторонних отношений.

Ключевые слова: «Один пояс, один путь», стратегия Китая, политическая координация, финансовая интеграция, One Belt One Road, China`s strategy, policy coordination, financial integration, беспрепятственная торговля, установление связей между людьми.

«ONE BELT ONE ROAD» INITIATIVE AS A WAY OF CONNECTING CHINA WITH THE WORLD

Ponomarenko L. V.
Sidorov D. A.
Zabella A. A.

''One Belt One Road'' Initiative is perceived as key to boosting comprehensive partnership between China, the world’s largest developing country and over 60 countries across Asia, Europe, the Middle East and Africa. The article highlights the main directions of cooperation between China and other countries within the ''One Belt One Road'' framework. In the authors opinion, it includes policy coordination, financial integration, unimpeded trade, facilities connection and people-to-people bonds. In particular, the article highlights the importance of the project to China and countries involved. The authors of the article affirm that such cooperation plays an indispensable role in collaboration between states and represents a new model of multilateral relations.

Keywords: ''One Belt One Road'', China`s strategy, policy coordination, financial integration, unimpeded trade, facilities connection and people-to-people bonds.

СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК НОВОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

В. И. Винокуров, профессор Дипломатической академии МИД России, руководитель Центра военно-дипломатического анализа и оценок, д-р ист. Наук
Е-mail: vin46@mail.ru
А. К. Воронцевич, магистр международных отношений Дипломатической академии МИД России

Авторы анализируют место и функции спорта в системе международных отношений, его влияние на состояние среды международных отношений, проблемы попыток политизации спорта, а также значение спорта как инструмента дипломатии.

Ключевые слова: спорт, международные отношения, внешняя политика, дипломатия.

SPORTS DIPLOMACY AS A NEW EFFICIENT TOOLOF FOREIGN POLICY

Vinokurov V. I.
Voroncevich A. K.

The authors analyze the place and function of sport in the system of international relations, its influence on the state of the environment of international relations, problems of politicization of sport, as well as the importance of sport as a diplomatic tool.

Keywords: sport, international relations, foreign policy, diplomacy.

О НОВОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРОФИЛЮ «ДИПЛОМАТИЯ» В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Е. Иванов, заведующий кафедрой дипломатии и консульской службы Дипломатической академии МИД России, канд. ист. наук; Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса

Автор на основе положений нового федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по подготовке магистров-международников и обобщения собственного практического опыта раскрывает требования, содержание и организационные формы подготовки в Дипломатической академии МИД России магистров соответствующей квалификации для системы Министерства иностранных дел РФ.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, государственное управление во внешнеполитическом ведомстве, кадровая политика, профессиональная подготовка, магистратура, компетенции.

ABOUT THE NEW MASTER'S PROGRAM ''DIPLOMACY'' AT THE DIPLOMATIC ACADEMY OF THE MINISTRYOF FOREIGN AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ivanov S. E.

The author reveals the requirements, contents and organizational forms of masters training in the Diplomatic Academy of the MFA of Russia for the Ministry of foreign Affairs of the Russian Federation. The author relies on the provisions of the new Federal state educational standard of higher education (GEF) for the preparation of masters in international relations and generalizes his own practical experience.

Keywords: State educational standard, public administration in the Foreign Service, personnel policy, vocational training, magistracy, competence.

О «МЯГКОЙ СИЛЕ» ВАХХАБИТОВ

Д. О. Макаров, аспирант Дипломатической академии МИД России

В статье проанализированы конкретные механизмы, цели и результаты экспорта идеологии ваххабизма как одного из важнейших направлений внешней политики Саудовской Аравии в мусульманском мире.

Ключевые слова: Саудовская Аравия, «мягкая сила», ваххабизм, ислам.

ABOUT THE ''SOFT POWER'' OF WAHHABIS

Makarov D. O.

The article analyzes specific mechanisms, goals and results of export of Wahhabism ideology as one of the most important means of Saudi Arabia's foreign policy in the Muslim world.

Keywords: Saudi Arabia, soft power, Wahhabism, Islam.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 1993 ГОДА: УРОКИ СОВРЕМЕННОСТИ

М. А. Неймарк, профессор кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России, д-р ист. Наук

В статье в рамках осмысления опыта российской дипломатии анализируются особенности концептуальных построений внешнеполитической стратегии России на начальном этапе ее становления. Чем больше времени отделяют нас от разработки и утверждения первой доктринальной модели внешней политики РФ в 1993 г., тем нагляднее становятся в свете современных реалий отраженные в ней иллюзии, заблуждения и ошибки, преодоление которых отчетливо прослеживается в последующих редакциях Концепции внешней политики России.

Ключевые слова: развал СССР, Россия, российская дипломатия, мировая политика, международные отношения.

FIRST CONCEPTUAL MODEL OF RUSSIAN FOREIGN POLICY: LESSONS OF MODERNITY

Neymark M. A.

Within the frames of understanding the experience of Russia’s diplomacy, the article analyzes the peculiarities of the conceptual foundations of Russia’s foreign policy strategy on the initial state of its formation. The more time passes since the development and approval of the first doctrinal model of Russia’s foreign policy in 1993, the more obvious, also in the light of the contemporary developments, became the illusions, misconceptions and mistakes that were reflected in it, and their overcoming is distinctly traced in the further versions of the Concept of Russia’s foreign policy.

Keywords: USSR collapse, Russia, Russian diplomacy, world politics, international relations.

СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А. А. Торреальба, магистр международных отношений, советник посольства Венесуэлы в Республике Беларусь

В данной статье рассматриваются основные формы мероприятий, проводимых ныне политическими силами в рамках мировой дипломатии. Несмотря на существующее соглашение в современной юридической доктрине о том, что исполнительная власть стран ответственна за администрирование целей внешней политики государства, в последние годы независимость законодательной и судебной властей некоторых стран выросла настолько, что сейчас они принимают активное участие на международной политической сцене, порой даже с противоположным посылом, отличным от официальной позиции их собственной страны. В подобных случаях, например, законодательная и судебная власти создают свои собственные дипломатические структуры в параллель исполнительной власти, равно как и направляют своих представителей в другие страны с тем, чтобы последние попытались оказать влияние на внешнюю политику; обсуждают договоры с другими иностранными уполномоченными лицами или же участвуют в международных политических форумах, где подписывают соглашения, впоследствии оказывающие влияние на международное публичное право. Кроме того, неоднократно подобное поведение вынуждало исполнительную власть страны сталкиваться с другими ветвями властями с тем, чтобы контролировать внешнюю политику государства и поддерживать общий посыл с тем, чтобы не навредить имиджу своего правительства. Также в данной статье рассматриваются некоторые национальные конфликты и кризисы, вызванные вышеозвученными политическими тенденциями, известными как: парламентская дипломатия, судебная дипломатия и избирательная дипломатия. Эти политические тенденции вызвали огромный интерес в академических сообществах, связанных с проблемами международных отношений не только в силу того, что они являются достаточно новыми стратегиями, способствующими миру, но и потому, что они порой непредсказуемы и могут потенциально нанести вред дружественным отношениям между государствами.

Ключевые слова: парламентская дипломатия, судебная дипломатия, избирательная дипломатия, «дипломатия конгресса», «парламентский туризм», «дипломатия одинокого рейнджера».

MODERN DIPLOMACY OF THE PUBLIC POWERS

Torrelba Alfredo А.

The article reviews the main forms of the modern activities carried out by some Political Powers in the world diplomacy. Although there is agreement in modern legal doctrine that the Executive Power of the countries is responsible for administering the foreign policy objectives of the State, in recent years the independence of the Legislative and Judiciary power of some countries has grown in such a way that now they actively participate in the world political scene, even with a political message different from the official foreign policy of their own country. In these cases, for example, the Legislative and Judiciary powers make their own diplomatic structures in parallel form to the Executive Power and send representatives to other countries to try to influence foreign policy; negotiate contracts with other foreign political authorities; or participate in international political forums where they sign treaties with repercussions in Public International Law. In addition, such behaviors have made possible that the Executive Power of a country has had to face their Political Powers to control the foreign policy of the State, to avoid sending an unambiguous message that damages the political image of government. This article also examines some national conflicts and crises that have been caused by these political tendencies, which are known as: Parliamentary Diplomacy, Judicial Diplomacy and Electoral Diplomacy. These political tendencies have gained great interest in the academic communities linked to international relations not only because they are novel strategies that can help peace, but also they are unpredictable and potentially can damage the friendship between States.

Keywords: Parliamentary Diplomacy, Judicial Diplomacy, Electoral Diplomacy, Congressional Diplomacy, Parliamentary Tourism, Lone Ranger Diplomacy.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕСУРС СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Р. И. Гасан-Заде, стажер Дипломатической академии МИД России

К концу ХХ века средства массовой коммуникации приобрели огромное значение в процессах создания разнообразных социальных «моделей», а также в процессах ориентирования и переориентирования общественного мнения и сознания.

Ключевые слова: Публичная дипломатия, стратегическая коммуникация, информационно-психологическое противоборство, информационное пространство США, Китай.

STRATEGIC COMMUNICATION POLITICAL RESOURCE IN IMPLEMENTATION OF EXTERNAL POLICY OF STATE

Gasan-Zade R. I.

By the end of the 20th century, mass communication media had acquired immense importance in the processes of creating various social ''models'', as well as in the processes of orienting and reorienting public opinion and consciousness.

Keywords: Public diplomacy, strategic communication, information and psychological confrontation, the information space of the United States, China.

АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ КАПЛИН — СОВЕТСКИЙ ДИПЛОМАТ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ (1920–1979)

К. В. Федосеева

В статье рассмотрены главные вехи биографии А. С. Каплина: работа в Дании, Швеции, ФРГ, Норвегии, в МИД СССР. Показана его роль в работе с официальными властями и левыми партиями в этих и других странах.

Ключевые слова: Горьковский педагогический институт, внешняя политика и дипломатия СССР, Коммунистическая партия Дании, Коммунистическая партия Норвегии.

A. S. KAPLIN — SOVIET DIPLOMAT AND POLITICAL FIGURE (1920–1979)

Fedoseeva K. V.

The article describes the main landmarks of A. S. Kaplin`s biography: work in Denmark, Sweden, Germany, Norway, in the Ministry of Foreign Affairs of the USSR. His role in work with official Government and with left-wing parties in these and other countries is shown.

Keywords: Foreign policy and Diplomacy, USSR, Danish Communist Party, Norwegian Communist Party.