Дипломатическая служба №5

Дипломатическая служба №5

Электронная версия

947.00 руб.
ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ОТНОШЕНИИ МОНАРХИЙ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

Т. В. Зверева, руководитель центра ИАМП, Дипломатическая академия МИД России, доктор политических наук

С. С. Бойков, магистрант факультета международных отношений и международного права, Дипломатическая академия МИД России

На протяжении десятилетий Франция активно взаимодействует с монархиями Персидского залива, входящими в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Экономическое сотрудничество Франции с этими государствами плавно перетекает в политическое. Ввиду экономической взаимозависимости они способны влиять на внешнюю политику друг друга. Однако тесные связи Франции и монархий Персидского залива создают опасность того, что Париж постепенно может стать заложником чужих интересов и религиозных противоречий в регионе Ближнего Востока.

Ключевые слова: Франция, внешняя политика Франции, монархии Персидского залива, ССАГПЗ, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.

POLICY OF FRANCE TOWARDS MONARCHIESOF THE PERSIAN GULF

T. V. Zvereva

S. S. Boykov

For decades France has been actively cooperating with the Persian Gulf monarchies, members of the Gulf Cooperation Council (GCC). The economic cooperation of France with these states smoothly flows into a political one. In view of economic interdependence, they are able to influence each other's foreign policy. However, close ties of France and the monarchies of the Persian Gulf create the danger that Paris may gradually become a hostage of foreign interests and religious contradictions in the Middle East.

Keywords: France, foreign policy of France, the monarchies of the Persian Gulf, the GCC, Bahrain, Qatar, Kuwait, the United Arab Emirates, Oman, Saudi Arabia.

МИРОТВОРЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

С. М. Иванов, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, кандидат исторических наук

Автор обращает внимание читателей на важность миротворческой деятельности государств в условиях глобализации мировых процессов и сохраняющейся угрозы эскалации внутренних и региональных вооруженных конфликтов. Особое значение миротворчество приобретает на фоне гражданских войн (нынешний пример с Украиной) и активизации сил международного терроризма в лице радикальных исламистских группировок. В статье анализируется вклад Российской Федерации в международную миротворческую деятельность, рассматриваются основные направления нашего участия в этом важном аспекте мировой политики и перспективы активизации миротворчества заинтересованными российскими ведомствами.

Ключевые слова: миротворчество, операции по поддержанию мира, урегулирование конфликтов, гуманитарные катастрофы, ООН.

TO CREATE THE PEACE AS ONE OF DIRECTIONS OF FOREIGN POLICY OF RUSSIA

S. M. Ivanov

The author draws readers' attention to the importance of peacekeeping activities of states in the context of globalization of all world processes and the continuing threat of escalation of internal and regional armed conflicts. Of particular importance is peacekeeping, against the backdrop of civil wars and the intensification of the forces of international terrorism represented by radical Islamist groups. In the article the contribution of Russian Federation is analysed to international peacemaking activity, basic directions of our participating in this important aspect of worldwide policy and prospect of it’s activation by the interested Russian ministries and departments.

Keywords: to create a peace, operations on maintenance of the peace, settlement of conflicts, humanitarian catastrophes, the UNO.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНАЛИЗМА: ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Е. Г. Кожин, аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО

В ближайшие годы в Азиатско-Тихоокеанском институциональном регионализме сложится новый порядок из-за сочетания ряда факторов, определяющих конкуренцию между ведущими акторами региона в институциональном измерении. В 2018 г. истекает 10-летний мораторий на прием новых членов в АТЭС. Подходят к развязке переговоры по ВРЭП. КНР активизирует проведение региональных инфраструктурных проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Снижается активность США в создании региональных режимов свободной торговли. Возможности малых и средних стран региона сохранять региональный баланс сил ограничиваются, а нерешенные проблемы в экономической и военно-политической сфере обостряются. В данной статье проанализированы и обобщены условия, в которых развивается институционализация регионального порядка в АТР.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регионализм, АТР, АСЕАН, институциональный регионализм, региональная интеграция, свободная торговля.

INSTITUTIONAL DIMENSION OF THE ASIA-PACIFIC REGIONALISM: MILITARY-POLITICAL AND ECONOMIC ASPECTS

E. G. Kozhin

New order of Asia-Pacific institutional regionalism is going to be emerged in upcoming years due to a selection of developments that shapes the competition among leading regional powers within its institutional framework. The 10-years-long standstill period on assuming of new members in APEC is coming to its end. Negotiations on RCEP are either to face stalemate or outcome. PRC enhances regional infrastructure projects under the auspices of its «One belt, one road» initiative. Opportunities for minor and middle powers to keep regional balance of power at bay become more and more limited, while economic and military-political issues remain unsettled. This article covers the overview and analysis of preconditions behind the institutionalization of the contemporary Asia-Pacific regional order.

Keywords: Asia-Pacific regionalism, Asia-Pacific, ASEAN, institutional regionalism, regional integration, free trade.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ В РАМКАХ ШОС, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ АФГАНИСТАНА

Н. П. Сидорова, проректор по молодежной политике и социальной работе, Дипломатическая академия МИД России, кандидат политических наук

Д. А. Сидоров, доцент кафедры международных отношений, Дипломатическая академия МИД России, кандидат политических наук

В статье рассматривается актуальная проблема — перспективы развития Афганистана. Несмотря на сложное положение в сферах экономики и безопасности, Афганистан является одним из основных участников крупных международных проектов. Помимо этого, в статье рассматриваются особенности экономического сотрудничества в рамках ШОС и проводится анализ возможностей ШОС в координации многосторонних экономических проектов, направленных на стабилизацию Афганистана и всего региона в целом.

Ключевые слова: Афганистан, Центральная Азия, Шанхайская организация сотрудничества, ШОС, региональная безопасность, экономическое сотрудничество.

POSSIBLE PROJECTS WITHIN THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION AIMED AT ECONOMIC STABILIZATION OF AFGHANISTAN

N. P. Sidorova

D. A. Sidorov

The article is devoted to the perspectives of the development of Afghanistan. It is shown in the article that despite difficulties in the country’s economy and security, Afghanistan is one of the key participants in many international projects. In addition, the article analyses specificity of economic cooperation within the Shanghai Cooperation Organization as well as the SCO capabilities to coordinate multilateral economic projects aimed at stabilization of Afghanistan and of the region as a whole.

Keywords: Afghanistan, Central Asia, Shanghai Cooperation Organization, SCO, regional security, economic cooperation.

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЗАПАДА КАК КАТАЛИЗАТОР ГИБРИДНЫХ ВОЙН И ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

А. А. Бартош, член-корреспондент Академии военных наук РФ, эксперт Лиги военных дипломатов

Статья посвящена вопросам трансформации публичной дипломатии Запада в условиях глобализации и информационно-технологической революции, изменения баланса между военно-силовыми и не силовыми стратегиями действий в пользу последних. Показана необходимость консолидации национальных и международных усилий для противодействия новым подрывным технологиям современности.

Ключевые слова: стратегия, мягкая сила, публичная дипломатия, непрямые действия, гибридная война, цветная революция, адаптация, интеграция.

PUBLIC DIPLOMACY OF THE WEST AS A CATALYST FOR HYBRID WARS AND COLORED REVOLUTIONS

A. A. Bartosh

The article is devoted to the issue of transformation of public diplomacy of the West in the context of globalization and the information technology revolution, changing balance between strategies of power and non-violent actions in favor of the latter. Is stressed the necessity of consolidating national and international efforts to counter the new disruptive modern technologies.

Keywords: strategy, soft power, public diplomacy, indirect action, the hybrid war, color revolution, adaptation, integration.

ЮТЬЮБ-ДИПЛОМАТИЯ. CУБЛИМИНАЛЬНЫЙ МИР В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ

А. А. Торреальба

В статье исследуется роль ютьюб-дипломатии в развитии дипломатических отношений между государствами, а также рассматривается ее особенность как всемирно известного информационного канала. Ютьюб-дипломатия странным образом сочетает в себе: заинтересованность государств в распространении своей внешнеполитической информации широкой аудитории социальных сетей; международные политические, культурные, военные, экономические, финансовые интересы; и наконец, общедоступные цифровые аудиовизуальные ресурсы. Тем не менее, данный прием имеет долгую историю, изобилующую как благополучными исходами, так и провалами, наряду с непрекращающимися спорами вокруг него. К примеру, правительство Соединенных Штатов Америки (США) стремилось разными способами использовать развитие технологий онлайн-видео с целью продвижения своего образа и укрепления лидерских позиций на международной арене. Однако не все попытки увенчались успехом. Несмотря на то что США обнаружили дополнительный механизм распространения информации, эффективный способ достижения целей так и не был найден. Тем временем, дальнейший анализ показывает, что установленная видеохостингом youtube.com модель коллективного бизнеса привлекла внимание и таких пользователей, которые независимо ни от кого либо при поддержке правительств или же преступных, террористических группировок, публикуют на сайте youtube.com видеоролики, связанные с вопросами мировой политики, которые зачастую носят провокационный характер, отличаются сублиминальным воздействием на адресата, разжигают ненависть, ксенофобию, нетерпимость, радикализм, расизм, насилие и терроризм — все это с одной целью — дестабилизировать ситуацию в стране, заработать деньги и завоевать еще большую популярность. При таком сценарии ютьюб-дипломатия — явление противоречивое, источник новых угроз мировому спокойствию и свободе слова. Отобрав и проанализировав некоторые примеры из истории, а также упорядочив, сравнив и систематизировав информацию из различных периодических изданий, настоящая статья описывает основные характеристики этого сложного политического сценария с целью создания ориентиров для дальнейших исследований взаимодействия дипломатии и технологии.

Ключевые слова: ютьюб-дипломатия, ютьюберы, авторитет, политический авторитет, суперюьтюбер, ютьюб-авторитет, ютьюб-активист.

YOUTUBE DIPLOMACY — INTERNATIONAL POLICY SUB-MINERAL WORLD

А. А. Torrealba

The article examines the role of youtube diplomacy in the development of diplomatic relations between states, and also considers its peculiarity as a world-famous information channel. Youtube — diplomacy strangely combines: the interest of states in the dissemination of their foreign policy information to a wide audience of social networks; international political, cultural, military, economic, financial interests; and finally, publicly available digital audiovisual resources. Nevertheless, this method has a long history, full of both successful outcomes and failures, along with the ongoing disputes around it. For example, the government of the United States of America (USA) has sought to use the development of online video technologies in various ways to promote its image and strengthen its leadership positions in the international arena. However, not all attempts were successful. Despite the fact that the US discovered an additional mechanism for disseminating information, an effective way to achieve the goals was never found. Meanwhile, further analysis shows that the model of the collective business installed by youtube.com has attracted the attention of users who, independently of anyone or with the support of governments or criminal, terrorist groups, post videos on youtube.com related to questions world politics, which are often provocative, have a subliminal impact on the addressee, incite hatred, xenophobia, intolerance, radicalism, racism, violence and terrorism — all this is for one purpose — to destabilize the situation in the country, to earn money and to gain even greater popularity. Under this scenario, youtube diplomacy is a contradictory phenomenon, a source of new threats to world peace and freedom of speech. By selecting and analyzing some examples from the history, and by streamlining, comparing and systematizing information from various periodicals, this article describes the main characteristics of this complex political scenario with the goal of creating benchmarks for further research on the interaction of diplomacy and technology.

Keywords: youtube-diplomacy Youtube users, the authority, the political authority, the super- Youtube user, Youtube-authority, Youtube activist.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

Д. А. Жабин, аспирант, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Р. Н. Шангараев, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Сущность современного самогенерирующегося механизма в террористической деятельности определяется способностью паразитировать на существующих общественных противоречиях. В качестве базы международного терроризма всегда выступает идеологическое обоснование необходимости и правомерности такой деятельности. Лишение терроризма его идеологической основы (базы) способно существенно его ослабить. В политическом плане экстремизм направлен против устоявшихся политических институтов и социальных структур. В идеологическом плане экстремизмом отрицается любое инакомыслие, что необходимо для как можно более жесткого утверждения своих религиозных, идеологических и политических взглядов и навязывания их своим оппонентам любыми способами.

Ключевые слова: международный терроризма, радикализм, экстремизм, зеленый террор, альтерглобализм, идеология террора, национализм.

POLITICAL ANALYSIS OF THE INTERNATIONAL TERRORISM' IDEOLOGICAL BASIS

D. A. Jabin

R. N. Shangaraev

The essence of the modern self-generated mechanism in terrorist activity is determined by the ability to parasitize on various social contradictions. As a base of international terrorism, ideological substantiation and legitimacy of such activity always takes place. The deprivation of terrorism of its ideological basis (base) is able to assess its weakening. Politically, extremism is directed against established political institutions and social structures. Ideologically, extremism rejects any dissent that is necessary in order to as rigidly as possible to recognize their religious, ideological and political views and impose them on their opponents in any ways.

Keywords: international terrorism, radicalism, extremism, green terror, alter globalization, ideology of terror, nationalism.

О ЗНАЧЕНИИ ТЕРМИНА «НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ИЛИ ВОИНСТВУЮЩИЙ ЭКСТРЕМИЗМ»

А. Д. Смагулов, Посол по особым поручениям МИД РК, кандидат исторических наук

В статье раскрываются причины появления и значение термина «воинствующий экстремизм». Автор отмечает, что необходимость появления новой дефиниции и его вариантов в странах либеральной демократии была вызвана возникшей коллизией между соблюдением прав человека и активизацией борьбы с радикальными идеологиями, ведущими к актам насилия и терроризма.

Ключевые слова: насильственный, воинствующий экстремизм, международный терроризм, свобода слова, печати, вероисповедания.

MEANING OF DEFINITION «VIOLENT EXTREMISM»

A. D. Smagulov

The article reveals the reasons for the appearance and meaning of the definition ''violent extremism''. The author notes that the need for the emergence of a new definition and its variants in the countries of liberal democracy was caused by a collision between the observance of human rights and the intensification of the struggle against radical ideologies leading to acts of violence and terrorism.

Keywords: violent extremism, international terrorism, the freedom of speech, press and religion.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО CОВЕТСКОГО CОЮЗА С AФГАНИСТАНОМ

В. И. Винокуров, профессор, Дипломатическая академия МИД России, руководитель Центра военно-дипломатического анализа и оценок, доктор исторических наук

В статье на основе новых материалов исследуются проблемы советского экономического, военного и военно-технического сотрудничества с Афганистаном во второй половине ХХ в. На этом фоне анализируются предпосылки и мотивы принятия военно-политическим руководством СССР решения о вводе советских войск в эту страну в 1979 г.

Ключевые слова: геополитические и геостратегические интересы, военное и военно-техническое сотрудничество, Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) в Афганистане, Главное управление международного военного сотрудничества (ГУ МВС) Министерства обороны Российской Федерации.

SOVIET UNION — AFGHANISTAN ECONOMIC AND MILITARY COOPERATION

V. I. Vinokurov

The article explores the problems of Soviet economic, military and military-technical cooperation with Afghanistan in the second half of the 20th century. Against this background, the prerequisites and motives for the Soviet military-political administration to decide on the introduction of Soviet troops into this country in 1979 are analyzed.

Keywords: geopolitical and geostrategic interests, military and military-technical cooperation, Limited contingent of Soviet troops in Afghanistan, the Main Directorate of International Military Cooperation (GU MVS) of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

МЭТР РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ ЧУРКИН

И. В. Бочарников, руководитель Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, профессор кафедры информационной аналитики и политических технологий МГТУ имени Н. Э. Баумана, доктор политических наук

В статье раскрываются основные направления деятельности Постоянного представителя Российской Федерации при Организации Объединенных Наций В. И. Чуркина, одного из самых ярких российских дипломатов современности по отстаиванию интересов России в условиях дипломатического прессинга по ключевым вопросам национальной и глобальной безопасности.

Ключевые слова: дипломат, дипломатическая служба, МИД России, Чрезвычайный и Полномочный посол, Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединенных Наций.

MASTER OF RUSSIAN DIPLOMACY. VITALIY IVANOVICH CHURKIN

I. V. Bocharnikov

The article describes the main directions of activities of the Permanent representative of the Russian Federation to the United Nations, Vitaly Churkin, one of the most prominent Russian diplomats in the world today defending the interests of Russia in terms of diplomatic pressure on key issues of national and global security.

Keywords: diplomat, diplomatic service, Ministry of foreign Affairs of Russia, Ambassador extraordinary and Plenipotentiary, Permanent representative of the Russian Federation to the United Nations.