Дипломатическая служба №3

Дипломатическая служба №3

УДК 327.8
РОССИЙСКО-ПАКИСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Андрей Демидов
, Генеральный консул России в Карачи, Пакистан, канд. полит. наук.
Е-mail: andrey.demidov@list.ru, тел. раб. + 92–21-345–820-76–68.

В статье с позиции человека, работающего в Пакистане, анализируются перспективы возможного развития взаимовыгодных российско-пакистанских отношений и сотрудничества. Приводятся факторы, способствующие сближению двух стран. Среди них в экономической области: достаточно высокий уровень развития современного Пакистана, испытываемый пакистанской экономикой серьезный энергетический дефицит (имеется потребность в поставках энергоносителей, строительстве новых электростанций), заинтересованность Исламабада в приобретении современных вооружений и боевой техники. В политической области: обоюдная заинтересованность в ликвидации террористических проявлений, религиозного экстремизма, стремление консолидировать региональный механизм урегулирования в Афганистане (в том числе в рамках «Душанбинской четверки»). Более того, осложнения, возникшие в последние годы в пакистано-американских отношениях, привели к тому, что власти Исламабада начали искать новых союзников на международной арене. Россию здесь считают одним из перспективных партнеров. Вместе с тем, в статье выделяется целый ряд факторов, препятствующих развитию отношений между Россией и Пакистаном. В первую очередь нужно отметить серьезный спад, переживаемый сейчас экономикой Пакистана. Не способствует налаживанию и развитию связей слабая заинтересованность российских участников обменов, а также вялость и иждивенчество пакистанских партнеров. Но главное политическое препятствие на пути развития российско-пакистанских взаимовыгодных отношений состоит в постоянной оглядке Москвы на ту реакцию, которую может вызвать наше сближение с Пакистаном, в Индии. России, провозгласившей многовекторный характер своей внешней политики, необходимо изживать этот пережиток периода «холодной войны».

Ключевые слова: Пакистан, Россия, Талибан, Южная Азия, «война с террором», Индия.

RUSSIAN-PAKISTANI RELATIONS: PROBLEMS AND PROSPECTS
The article drafted by a person actually working in Pakistan analyses the prospects of possible development of mutually benefi cial relations between Russia and Pakistan. The author mentions the factors that facilitate this kind of rapprochement. In economic fi eld they are: relatively high level of industrial development of Pakistan of today, energy defi ciency of the Pakistani economy (there is an acute need in oil and gas supply, in construction of new power plants), increased interest by Islamabad in acquiring sophisticated military weaponry and hardware. In political fi eld: common interest in eliminating terrorist activities, religious extremism, the desire to strengthen the regional mechanism for Afghan settlement (including within the framework of «Dushanbe Four»). Moreover, the complications that appeared recently in Pakistan – U. S. relations motivated the authorities in Islamabad to look for alternative allies in the international arena. Russia is being regarded here as one of the promising partners. But at the same time the article notes a number of obstacles to the positive development of Russia – Pakistan relations. Firstly, one should note the serious recession in Pakistani economy in recent years. Little interest on the part of Russian companies, passive attitude on the part of Pakistani partners do not promote the mutually benefi cial exchanges either. But the main obstacle to the positive development of ties between Russia and Pakistan lie in the constant caution by Moscow about the possible reaction by India to the rapprochement with Pakistan. Russia that has proclaimed the multidimentional nature of its foreign policy should overcome this remnant of the «cold war».

Key words: Pakistan, Russia, Taliban, South Asia, the «war on terror», India.

УДК 327.8
НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ СДЕРЖИВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ
Ирина Рахметулаева
, аспирантка Дипломатической академии МИД России.
Е-mal: ism-irina@yandex.ru, тел.: 8-926-430-40-28.

В статье рассмотрены проблемы обеспечения национальной и международной безопасности. Проанализированы характерные особенности мирных способов разрешения конфликтов и кризисов. Выявлены различные подходы и способы регулирования конфликтных ситуаций (отношений), в том числе в формате переговоров. Обоснована необходимость создания в политике безопасности системы мер, которые бы блокировали причины всех видов опасности. На основе проведенного исследования автором предлагается применить на практике идею о необходимости создания новой полицентричной международной системы, отвечающей реалиям ХХI века и опирающейся на общие для всех «правила игры».

Ключевые слова: национальная безопасность, международная безопасность, международные военно-политические отношения, политическая безопасность, военная безопасность, ядерное сдерживание, конфликт, принуждающее ядерное сдерживание.

NATIONAL AND INTERNATIONAL SECURITY. POSITION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE IMPLEMENTATION OF CONTAINMENT OF CONFLICTS BETWEEN STATES

This article discusses the problems of national and international security. The analysis of the features of peaceful methods of confl ict and crisis resolution was conducted. Diff erent approaches and methods for managing confl ict situations, including the negotiation format, were identifi ed. Thus, there is a need to create a security policy measures that would block the cause of all kinds of danger. Based on the author’s study, it is proposed to put into practice the idea of the need for a new polycentric international system that meets the realities of the twenty-fi rst century and is based on the common to all «rules of the game».

Key words: National Security, International Security, international political-military relations, political security, military security, nuclear deterrence, confl ict, coercive nuclear deterrence.

УДК 327.8
ИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ ФРГ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Ольга Тюкаркина
, руководитель проекта Агентства политических коммуникаций «Приоритет», канд. полит. наук.
E-mail: olga.tjukarkina@mail.ru, тел.: + 7-915-460-92–65.

На примере имиджа современной Германии в статье рассматривается комплексный концепт «имидж государства» (ядро, периферия имиджа), а также описываются ключевые структурные компоненты, влияющие на восприятие образа страны.

Ключевые слова: имидж государства, ядро имиджа государства, периферия имиджа государства, имидж современной Германии, SWOT-анализ имиджа государства.

IMAGE OF MODERN GERMANY: CURRENT STATUS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT


The paper examines the complex concept «state image» and its key components – the core of the image and its periphery. Taking modern Germany as example, the author describes how state image is constructed and how certain structural components can influence general state image perception.

Key words: state image, core of the image, image periphery, image of modern Germany, SWOT-analyses of state image.

УДК 327.8
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ
Аттари Амджад
, первый секретарь посольства Государства Палестина в России.
Тел.: 8 (499) 230-05-54.

В статье анализируется сложная и комплексная взаимосвязь между работой средств массовой информации и таким феноменом, как международный терроризм. Данная взаимосвязь в принципе не является чем-то совершенно новым и беспрецедентным. Еще полвека назад ряд зарубежных аналитиков выдвинули тезис о том, что террористы – как «национальные», так и международные – крайне заинтересованы в максимально широком освещении их преступных деяний газетами, радио и особенно телевидением, поскольку в противном случае их усилия во многом пропадут втуне. Об этом писали такие исследователи проблемы терроризма, как Р. Крелинстен, У. Лэкер, Б. Хоффман, Ф. Шлезингер, А. Шмид, Б. Дженкинс и др. В то же время именно в последние 15–20 лет роль СМИ как средства, рассматриваемого международными террористами в качестве (1) средства пропаганды идей соответствующей террористической группировки и (2) средства максимального внедрения в сознание населения мысли о крайне неблагоприятных последствиях несогласия с этими идеями, возросла неимоверно. Здесь в статье имеется в виду появление и вхождение в широкий обиход – во всяком случае, в развитых странах – такого средства, как Интернет. Автор статьи сбалансированно рассматривает сначала особенности современного терроризма, уделяя особое внимание международному терроризму и справедливо отмечая, что именно желание некоторых стран вывести из-под критики определенные группировки, по сути дела использующие террор, но спекулирующие на терминах типа «освобождение» и «самоопределение», мешает выработке приемлемого для всех членов мирового сообщества определения термина «терроризм». В статье также рассматривается двоякая связь между СМИ и международным терроризмом и необходимостью разрушить эту связь, а именно – необходимостью решения задачи (1) воспрепятствовать использованию СМИ террористами для пропаганды и оправдания своей деятельности и (2) ориентации СМИ на разоблачение неприемлемости террористических методов решения каких бы то ни было проблем, будь то внутриполитические, межэтнические, межконфессиональные или международные. Автор аргументированно показывает, в том числе на примере российских реалий, что СМИ могут как способствовать террористическим организациям, романтизируя и, по сути дела, оправдывая их деяния, так и работать в направлении дегероизации их деятельности, и представляет в своей работе соответствующие рекомендации.

Ключевые слова: средства массовой информации, международный терроризм, террор, аль-Каида, Талибан, Интернет, Совет Безопасности, Организация Объединенных Наций, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

THE MEDIA AND INTERNATIONAL TERRORISM

The article analyzes the diffi cult and complex interrelationship between the work of mass media and such phenomenon as the international terrorism. This interrelationship in principle is no something completely new and unprecedented. As early as half a century ago a number of international analysts put forward a thesis that terrorists, both «national» and international were extremely interested in a most wide coverage of their criminal acts by newspapers, radio and especially TV, as otherwise their eff orts would be largely in vain. The thesis was stressed by such researchers of the problem of international terrorism as R. Crelinsten, W. Laker, B. Hoff man, F. Shlesinger, A. Schmid, B. Jenkins and others. At the same time it has been precisely in the past 15 to 20 years the role of mass media as a tool seen by international terrorists as (1) a means of propagation of the ideas of a relevant terrorist grouping and (2) a means of a maximal implantation into the popular psyche of the idea of highly unfavorable aftermath of disagreement with those ideas has grown beyond all proportions. The article refers to the emergence and house-hold proliferation, at least in the developed countries of such media as the Internet. The article’s author in a balanced way considers fi rst the peculiarities of the contemporary terrorism, paying a special attention to the international terrorism and justly pointing out that it is the desire of come countries to protect from criticism certain groupings that actually use terrorism but speculate on such terms as «liberation» and «self-determination» interferes with the elaboration of a defi nition of «terrorism» that would be acceptable to all members of the world community. The article also considers the dualistic link between mass media and international terrorism and the need to destroy such link, namely, the necessity to solve the tasks of (1) prevention of terrorists’ use of mass media to advocate and justify their activities and (2) guiding mass media toward the revealing the non-acceptance of terrorist methods of solution of any problems whatsoever, be they domestic political, inter-ethnic, inter-religious or international. The author shows with many arguments used and as exemplifi ed with the Russian realities that mass media are able both to assist terrorist organizations by romanticizing and in fact advocating their deeds and to work toward a de-heroization of their activities, and off ers the relevant recommendations in his work.

Key words: mass media, international terrorism, terror, al-Qaeda, Taliban, Internet, Security Council, United Nations, information and communication technologies (ICT).

УДК 325.1
ВЛИЯНИЕ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ИНДИИ И ПАКИСТАНА)
Дмитрий Афанасьев
, соискатель ИСПИ РАН.
Е-mail: 74sind@gmail.com

В статье рассматривается влияние этнических и религиозных факторов на демографическое состояние любого многонационального и многоконфессионального государства. В качестве примера автором взяты Индия и Пакистан, являющиеся центрами «скопления» населения Земли и исторически сформированные из одного государственного образования. Раздел был произведен на религиозной почве, когда во вновь образованный Пакистан вошли мусульмане-пенджабцы, мусульмане-бенгальцы, мусульмане-гуджаратцы. Эти страны отличает огромное разнообразие. Не менее разительны отличия между странами региона и по численности населения. Автор анализирует текущее состояние демографических проблем, выявляя зависимости и степень влияния религии и общественного уклада. Особое внимание уделено репродуктивному поведению населения в зависимости от религиозной доминанты. Демографическая устойчивость рассматриваемых государств зависит от принципа равноправия между религиями и этносами. В статье дается краткий обзор национального состава населения и языкового состава Индии и Пакистана. Распространенность языка как средства коммуникации, наряду с количеством населения, определяет статус государства. Этнографическое изучение, в равной мере связанное и с мировой политикой, включает в себя определение и анализ национального состава населения и типов народов (этносов). Также рассматривается характеристика состояния национального вопроса, правового и общественного положения наций и национальных меньшинств, их взаимоотношений. Индия и Пакистан по-разному позиционируют себя на континенте и рассматривают свои точки роста с учетом национальных особенностей. Религиозно-демографический ресурс – нетранспарентный и трудно поддается мобилизации. Региональные аспекты этноконфессионального ресурса, безусловно, уже играют и будут в дальнейшем играть немаловажную роль в международно-политических процессах. Сочетание достижений в различных сферах усиливает эффект проводимой государственной политики, которая в наибольшей степени подходит к конкретному обществу и может быть реализована с наименьшими затратами, при поддержке населения.

Ключевые слова:
нация, народ, этнический фактор, этнос, религия, религиозный фактор, демография.

INFLUENCE OF ETHNOGRAPHIC AND RELIGIOUS FACTORS ON DEMOGRAPHIC PROBLEMS (ON THE EXAMPLE OF INDIA AND PAKISTAN)

The article examines the impact of ethnic and religious factors that have a signifi cant infl uence on the demography of any multiethnic and multi-religious state. As an example, the author takes India and Pakistan, which are the centers of «clusters» of the world population and historically formed a single state entity. Section was made on religious grounds, when the newly formed Pakistan were Punjabi Muslim, Muslim Bengali, Muslim Gujarat. These countries have a huge variety of features. There are the diff erences between the countries in the region and population. The author analyzes the current state of demographic problems, dependence and infl uence of religion and the social order. Particular attention
is given to reproductive behavior of the population, depending on the religious dominance. Demographic stability of the countries in depends on the principle of equality between religions and ethnicities. The article gives a brief overview of the ethnic composition of the population and language of India and Pakistan. The prevalence of language as a means of communication, along with the number of the population, determine the status of the state. Ethnographic studying is equally bound and with world politics, involves the identifi cation and analysis of the ethnic composition of the population and types of peoples (ethnic groups). Also considered characteristic of the state of the national question, the legal and social status of nations and national minorities, their relationships. India and Pakistan have diff erent positions by themselves on the continent and have own point of growth according to national circumstances. Religious and demographic resource are non-transparent and diffi cult to mobilize. Regional aspects of the ethno-religious life, of course, has played and will continue to play an important role in international political processes. The combination of advances in various fi elds enhances the eff ect of government policy, which is most suited to a particular society and can be implemented costeff ectively, with the support of the population.

Key words: nation, people, ethnic factor, ethnos, religion, religious factor, demography.

УДК 327.56
ОСОБЕННОСТИ КОНГОЛЕЗСКО- РУАНДИЙСКОГО КОНФЛИКТА И ПОИСКИ ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Галина Сидорова
, посольство России в ДРК, Киншаса, канд. истор. наук.
Е-mail: gal_sid@ mail.ru, тел. 8-905-767-71-29.

В статье анализируются истоки военно-политического кризиса в районе Великих озер, который с апреля 2012 г. заметно усилился и грозит дестабилизацией обстановки во всем регионе Центральной Африки. Процесс примирения двух основных политических игроков, ДР Конго и Руанды, идет непросто. Причины конфликта кроются не только в этнических противоречиях, имеющих давнюю историю, но и в «скрытых» факторах. В первую очередь, это экономические и демографические интересы Руанды в восточных провинциях ДР Конго. Автор предпринял попытку разобраться в сложном конфликте, определить роль региональных и международных партнеров обеих стран в выработке мирных инициатив для решения проблемы района Великих озер.

Ключевые слова: Демократическая Республика Конго, Руанда, Центральная Африка, район Великих озер, военно- политический кризис, Организация Объединенных Наций, конфликты, военные формирования, боевые действия.

SPECIFICS AND POSSIBLE SOLUTIONS TO THE CONGO-RUANDA CONFLICT

The article deals with the roots of the military and political crisis in the Great Lakes area, which has gathered signifi cant momentum since April 2012 and has become a threat to the stability of the whole Central African region. The path to peace between the main parties to the confl ict, the Democratic Republic of Congo (the DRC) and Ruanda, has proved to be a diffi cult one. The confl ict causes consist of both «clear» contradictions, such as ethnical issues with a long history, as well as «hidden» ones. First of all, the latter are economic and demographic interests of Ruanda in the Eastern provinces of the DRC. The author analyses the confl ict in its full complexity, and makes an attempt to defi ne the role of regional and international partners of both countries in the development of peace-making initiatives for the Great Lakes area.

Key words: The Democratic Republic of Congo, Ruanda, Central Africa, Great Lakes area, military and political crisis, United Nations, confl icts, military groups, armed confl icts.

УДК 327.7
РЕАКЦИЯ РОССИИ В ООН НА СОВРЕМЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Лидия Гришаева, д-р истор. наук, проф. исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Автор пишет о самых острых и тяжелых современных региональных конфликтах – ливийском и сирийском, и о реакции на них мирового сообщества. Раскрывает позицию России в ООН относительно кризиса. Показывает, что компромисс постоянных членов Совета Безопасности ООН по кризису до сих пор не найден, а исход кризиса неясен и далек от завершения. Кризис в Североафриканском регионе послужил толчком к начавшейся далее череде гражданских войн и революций не только в Северной Африке и на Ближнем Востоке, но и в районе Персидского залива. Рассматриваемые события стали предметом бурного обсуждения мировым сообществом с целью нахождения оптимальных решений для урегулирования конфликтных ситуаций. Позиция России в ООН по этому поводу имеет особую значимость. Основываясь на принятых нормах международного права, необходимо препятствовать военной эскалации конфликтов и способствовать главным образом их политическому урегулированию и мирному разрешению. Однако механизмы урегулирования региональных конфликтов разработаны крайне слабо. Мировое сообщество активно включилось в обсуждение регионального кризиса. Консенсус по урегулированию кризиса в Совбезе ООН требует обоюдных усилий. Россия, равно как и другие постоянные члены Совета Безопасности ООН, должна осознать это со всей ясностью и определенностью, во избежание применения двойных стандартов в оценке кризисных ситуаций. Россия, как великая держава, должна способствовать выработке эффективной мировой стратегии, с тем, чтобы в полной мере раскрыть свой политический потенциал в деле урегулирования сложных кризисных ситуаций.

Ключевые слова: Совет Безопасности ООН, региональные конфликты, Россия, Ливия, Сирия.

RUSSIA’S RESPONSE AT THE UN TO THE CONTEMPORARY INTERNATIONAL CONFLICTS


The author writes about the most acute and severe current regional confl icts – Libya and Syria, and the response to it of the international community. Reveals the position of Russia in the United Nations on the crisis. Shows that a compromise of the permanent members of the Security Council on the crisis has not yet been found, and the outcome of the crisis is uncertain and is far from complete. The crisis in North Africa region has helped spur a series of civil wars and revolutions, not only in North Africa, but also in the Middle East and the Persian Gulf. The events have been the subject of heated discussions by the international community in order to find the best solutions for conflict situation. Russia’s position in the UN on this issue is of particular importance. Based on the accepted norms of international law it should prevent military escalation of confl ict and contribute primarily to political settlement and peaceful resolution. However, the mechanisms for the settlement of regional confl icts are developed very weakly. The international community is actively involved in the discussion of the regional crisis. The consensus on the crisis in the UN Security Council calls for mutual eff orts. Russia, as well as other permanent members of the UN Security Council should realize that with all the clarity and certainty, in order to avoid the application of double standards in the assessment of crisis situations. Russia as a great power, should facilitate the development of an eff ective global strategy, in order to fully disclose its political capacity to address the complex crisis situations.

Key words: United Nations Security Council, regional confl icts, Russia, Libya, Syria.

УДК 327.8
К 205-ЛЕТИЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И США
Александр Савойский
, институт мировой экономики и международных отношений РАН, канд. полит. наук.
E-mail: asavoysky@gmail.com

На первый взгляд исследование вопроса об установлении дипломатических отношений между Россией и США может показаться кому-то банальным: два века уже говорят и пишут об этом. И, тем не менее, попытаемся внести уточнения в главные страницы истории российско-американских отношений, содержащие до сих пор вопросительные знаки.

Ключевые слова: Россия, США, установление дипломатических отношений, Александр I и Томас Джефферсон, Владимир Путин и Барак Обама.

TO THE 205TH ANNIVERSARY OF THE ESTABLISHMENT OF DIPLOMATIC RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND THE USA


At fi rst glance, a study of the establishment of diplomatic relations between Russia and the United States of America may seem trivial to someone: for two centuries much has been said and written about it. Nevertheless, we will try to clarify the principal pages of the history of Russian-American relations that still contain a lot of question marks.

Key words: Russia, USA, establishment of diplomatic relations, Alexander I and Thomas Jeff erson, Vladimir Putin and Barack Obama.3